Автор: Басова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: доклад Социально - трудовая реабилитация учащихся Заринской общеобразовательной школе - интернате
Тема: доклад
Раздел: полное образование
Социально – трудовая реабилитация учащихся
в Заринской общеобразовательной
школе - интернате.
Басова Любовь Ивановна
воспитатель,
КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»,
г. Заринск, Алтайский край, Россия.
Данная статья посвящена теме социально – трудовой реабилитации детей с
тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Авторы затрагивают
проблему развития социальных потребностей школьников как средство обучения
новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной
жизни. Статья предназначена для воспитателей, работающих с детьми с
разнообразными нарушениями в психофизиологическом развитии.
С момента поступления в школу – интернат каждый ребёнок включается в
предметно- материальную деятельность, которая развивает его операциональные
возможности
и приобщает к культуре.
Развивая социальные потребности детей с тяжёлыми и множественными
нарушениями, педагоги нашей школы создают условия, необходимые для выработки
культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Развитие навыков
самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной
самостоятельности наших воспитанников. Сначала ребёнок учится следовать традициям
школы, накапливает опыт выполнения режимных требований. С первого класса режим
дня предусматривает доступные занятия от 1,5 – 2ч. в день на первом этапе и до 6 – 7ч. в
день для старшеклассников.
Уже с 8 – 9 лет ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
включаем в хозяйственно – бытовой труд по уборке классной комнаты, участка, столовой
после обеда, т е. его трудовая деятельность приобретает полезную форму. Это большой
шаг не только с точки зрения формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и
с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребёнок оказывается включённым в
новую для себя систему отношений – он несёт ответственность не только за себя, но и за
своё ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его
самого,
В плане воспитательной работы отведены часы по самообслуживанию,
хозяйственно – бытовому труду, социально – бытовой ориентировке. Н а этих занятиях
происходит обучение новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют
в повседневной жизни.
Важнейшее направление развития трудоспособности детей с тяжёлыми
множественными нарушениями – это освоение ремесла. Поэтому воспитанников
знакомят с учебными мастерскими, где работа построена поэтапно.
I этап – воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом и
всевозможными изменениями, которые с ним происходят.
II этап – освоение способов работы с материалом (в том числе с использованием
инструментов). Можно провести аналогию с этапом ручного труда, когда совместно
(порою на основе действий с воспитателем), по показу, поэтапно происходит изготовление
отдельных изделий.
III этап – этап ремесленного труда, на котором изготовление готового «продукта»
возможно по образцу, данному учителем. То есть замысел принадлежит взрослому, у
воспитанника уже есть сформированный набор специальных навыков, с помощью
которых он может тиражировать данное изделие.
IV этап – этап творческого применения полученных навыков.
В нашей школе работают следующие мастерские: керамическая, швейная,
столярная, бисероплетения, бумагопластики и др.
Занятия в кружках и с воспитателем проводятся со школьниками, находящимися на
дифференцированном обучении. Целями обучения являются: знакомство с миром
профессий, связаннных с изготовлением керамических изделий; развитие художественно
эстетических качеств воспитанников и их индивидуальных творческих способностей через
освоение приёмов работы с глиной; приобщение к общечеловеческим ценностям, к
культурному национальному наследию; воспитание любви и уважения к труду;
допрофессиональная подготовка воспитанников,
На занятиях знакомим детей с подготовкой глины к работе, демонстрируем её
свойства. Воспитанники делают декоративные панно, знакомятся с разными техниками
изготовления керамических изделий, учатся наносить рисунок и декоративные детали,
занимаются обработкой изделий после сушки, работают с красками,
Мягкая игрушка. Воспитанники, обучающиеся элементам шитья мягкой игрушки,
получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают виды швов,
элементарные навыки ручного шитья. Воспитанники знакомы со швейной машинкой,
оверлоком, изготавливают простые изделия (салфетки, игольницы, одежду для кукол,
носовые платки, прихватки, игрушки, косынки, фартуки). Выполняют и простой ремонт
одежды: пришивают вешалки, пуговицы на практических занятиях «Подготовка осенней
одежды», «Стирка, ремонт одежды»…
Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного
повторения уже пройденного материала. Обучение даже самых простых операций
требует времени и тренировки.
Столярная мастерская. Работа в данной мастерской спланирована таким образом,
что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными
породами древесины, их свойствами, осваивают работу с древесиной с использованием
специальных приспособлений и инструментов.
В течение нескольких лет воспитанники получают первые навыки работы и первые
результаты. Изделия детей – это игрушки, модели различного вида транспорта, машинки,
самолёты, танки. Изделия бытового назначения (полки, подставки для цветов, шкатулки,
разделочные доски…).
Вязание спицами и крючком. Отличительная особенность этой деятельности в том,
что в ней дети даже с тяжёлой патологией могут быть включены в несложную монотонную
работу, которая сводится к одной – двум операциям и в результате которой получается
замечательное как с художественной, так и с утилитарной точки зрения изделие. Также
осваивают изготовление изделий из картона и ниток: помпонов, цветов, муляжей фруктов
и овощей, поделок к праздникам.
Бисероплетение. Работа с бисером требует от воспитанников с тяжёлыми
множественными нарушениями развития терпения и усидчивости. Цель работы –
обучение детей работе с бисером разных размеров, развитее координации движений и
мелкой моторики рук, формирование элементарных математических представлений (счёт,
величина) и внимательности. Учатся сортировать бисер по цвету, размеру, количеству,
осваивают начальные этапы плетения – набор бусинок на леску или проволоку, а далее
переходят к петельному плетению фигур по показу, по схемам, по словесной инструкции.
Бумагопластика. Цель работы – научить детей работать с бумагой. Мы обучаем
воспитанников практическим навыкам развития, скручивания бумаги в трубочки,
приклеивания на жёсткую основу. Каждый ребёнок с тяжёлыми и множественными
нарушениями вносит вклад в оформление коллективных работ – настенных панно.
Работа на территории школы. Цель работы – начальная подготовка в области
цветоводства. Под руководством педагогов воспитанников на практике знакомим с
травянистыми и цветочными растениями, особенностями их выращивания и
использованием их в оформлении ландшафтов и интерьеров. Ребята приобретают навыки
выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания,
рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян; подготовки посадочного материала
к посадке; посева. Рассада, выращенная ребятами в классах, используется для
благоустройства территории школы – интерната.
У воспитанников формируются практические навыки различения всходов
культурных растений и сорняков; определения потребности растений в свете, поливе,
подкормках; осуществления своевременного ухода за имеющимися в школе растениями
(пикировки, прореживания, полива, подкармливания, опрыскивания, борьбы с
вредителями и болезнями).
В зимнее время дети занимаются элементами флористики. У них формируется
практическое умение собирать композиции из разных материалов, развиваются
эстетические чувства.
Наши воспитанники активно участвуют в культурно – развлекательных
мероприятиях класса и школы. Принимают участие в выставках художественных работ и
работ декоративно – прикладного творчества, организуемых государственными
учреждениями, во всероссийских детских конкурсах, где занимают призовые места.
Литература:
Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств
альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями
развития/ Е.И. Алексеева, С.В. Андреева// Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. – 2014. -№3. – Цветная вкладка.
Степанова, Г.Н. Социально – трудовая реабилитация детей/ Г.Н. Степанова//
Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. - №4.