Напоминание

доклад


Автор: Басова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: доклад Социально - трудовая реабилитация учащихся Заринской общеобразовательной школе - интернате
Тема: доклад
Раздел: полное образование





Назад




Социально – трудовая реабилитация учащихся

в Заринской общеобразовательной

школе - интернате.

Басова Любовь Ивановна

воспитатель,

КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»,

г. Заринск, Алтайский край, Россия.

Данная статья посвящена теме социально – трудовой реабилитации детей с

тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Авторы затрагивают

проблему развития социальных потребностей школьников как средство обучения

новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной

жизни. Статья предназначена для воспитателей, работающих с детьми с

разнообразными нарушениями в психофизиологическом развитии.

С момента поступления в школу – интернат каждый ребёнок включается в

предметно- материальную деятельность, которая развивает его операциональные

возможности

и приобщает к культуре.

Развивая социальные потребности детей с тяжёлыми и множественными

нарушениями, педагоги нашей школы создают условия, необходимые для выработки

культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Развитие навыков

самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной

самостоятельности наших воспитанников. Сначала ребёнок учится следовать традициям

школы, накапливает опыт выполнения режимных требований. С первого класса режим

дня предусматривает доступные занятия от 1,5 – 2ч. в день на первом этапе и до 6 – 7ч. в

день для старшеклассников.

Уже с 8 – 9 лет ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития

включаем в хозяйственно – бытовой труд по уборке классной комнаты, участка, столовой

после обеда, т е. его трудовая деятельность приобретает полезную форму. Это большой

шаг не только с точки зрения формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и

с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребёнок оказывается включённым в

новую для себя систему отношений – он несёт ответственность не только за себя, но и за

своё ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его

самого,

В плане воспитательной работы отведены часы по самообслуживанию,

хозяйственно – бытовому труду, социально – бытовой ориентировке. Н а этих занятиях

происходит обучение новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют

в повседневной жизни.

Важнейшее направление развития трудоспособности детей с тяжёлыми

множественными нарушениями – это освоение ремесла. Поэтому воспитанников

знакомят с учебными мастерскими, где работа построена поэтапно.

I этап – воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом и

всевозможными изменениями, которые с ним происходят.

II этап – освоение способов работы с материалом (в том числе с использованием

инструментов). Можно провести аналогию с этапом ручного труда, когда совместно

(порою на основе действий с воспитателем), по показу, поэтапно происходит изготовление

отдельных изделий.

III этап – этап ремесленного труда, на котором изготовление готового «продукта»

возможно по образцу, данному учителем. То есть замысел принадлежит взрослому, у

воспитанника уже есть сформированный набор специальных навыков, с помощью

которых он может тиражировать данное изделие.

IV этап – этап творческого применения полученных навыков.

В нашей школе работают следующие мастерские: керамическая, швейная,

столярная, бисероплетения, бумагопластики и др.

Занятия в кружках и с воспитателем проводятся со школьниками, находящимися на

дифференцированном обучении. Целями обучения являются: знакомство с миром

профессий, связаннных с изготовлением керамических изделий; развитие художественно

эстетических качеств воспитанников и их индивидуальных творческих способностей через

освоение приёмов работы с глиной; приобщение к общечеловеческим ценностям, к

культурному национальному наследию; воспитание любви и уважения к труду;

допрофессиональная подготовка воспитанников,

На занятиях знакомим детей с подготовкой глины к работе, демонстрируем её

свойства. Воспитанники делают декоративные панно, знакомятся с разными техниками

изготовления керамических изделий, учатся наносить рисунок и декоративные детали,

занимаются обработкой изделий после сушки, работают с красками,

Мягкая игрушка. Воспитанники, обучающиеся элементам шитья мягкой игрушки,

получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают виды швов,

элементарные навыки ручного шитья. Воспитанники знакомы со швейной машинкой,

оверлоком, изготавливают простые изделия (салфетки, игольницы, одежду для кукол,

носовые платки, прихватки, игрушки, косынки, фартуки). Выполняют и простой ремонт

одежды: пришивают вешалки, пуговицы на практических занятиях «Подготовка осенней

одежды», «Стирка, ремонт одежды»…

Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного

повторения уже пройденного материала. Обучение даже самых простых операций

требует времени и тренировки.

Столярная мастерская. Работа в данной мастерской спланирована таким образом,

что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными

породами древесины, их свойствами, осваивают работу с древесиной с использованием

специальных приспособлений и инструментов.

В течение нескольких лет воспитанники получают первые навыки работы и первые

результаты. Изделия детей – это игрушки, модели различного вида транспорта, машинки,

самолёты, танки. Изделия бытового назначения (полки, подставки для цветов, шкатулки,

разделочные доски…).

Вязание спицами и крючком. Отличительная особенность этой деятельности в том,

что в ней дети даже с тяжёлой патологией могут быть включены в несложную монотонную

работу, которая сводится к одной – двум операциям и в результате которой получается

замечательное как с художественной, так и с утилитарной точки зрения изделие. Также

осваивают изготовление изделий из картона и ниток: помпонов, цветов, муляжей фруктов

и овощей, поделок к праздникам.

Бисероплетение. Работа с бисером требует от воспитанников с тяжёлыми

множественными нарушениями развития терпения и усидчивости. Цель работы –

обучение детей работе с бисером разных размеров, развитее координации движений и

мелкой моторики рук, формирование элементарных математических представлений (счёт,

величина) и внимательности. Учатся сортировать бисер по цвету, размеру, количеству,

осваивают начальные этапы плетения – набор бусинок на леску или проволоку, а далее

переходят к петельному плетению фигур по показу, по схемам, по словесной инструкции.

Бумагопластика. Цель работы – научить детей работать с бумагой. Мы обучаем

воспитанников практическим навыкам развития, скручивания бумаги в трубочки,

приклеивания на жёсткую основу. Каждый ребёнок с тяжёлыми и множественными

нарушениями вносит вклад в оформление коллективных работ – настенных панно.

Работа на территории школы. Цель работы – начальная подготовка в области

цветоводства. Под руководством педагогов воспитанников на практике знакомим с

травянистыми и цветочными растениями, особенностями их выращивания и

использованием их в оформлении ландшафтов и интерьеров. Ребята приобретают навыки

выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания,

рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян; подготовки посадочного материала

к посадке; посева. Рассада, выращенная ребятами в классах, используется для

благоустройства территории школы – интерната.

У воспитанников формируются практические навыки различения всходов

культурных растений и сорняков; определения потребности растений в свете, поливе,

подкормках; осуществления своевременного ухода за имеющимися в школе растениями

(пикировки, прореживания, полива, подкармливания, опрыскивания, борьбы с

вредителями и болезнями).

В зимнее время дети занимаются элементами флористики. У них формируется

практическое умение собирать композиции из разных материалов, развиваются

эстетические чувства.

Наши воспитанники активно участвуют в культурно – развлекательных

мероприятиях класса и школы. Принимают участие в выставках художественных работ и

работ декоративно – прикладного творчества, организуемых государственными

учреждениями, во всероссийских детских конкурсах, где занимают призовые места.

Литература:

Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств

альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями

развития/ Е.И. Алексеева, С.В. Андреева// Воспитание и обучение детей с нарушениями

развития. – 2014. -№3. – Цветная вкладка.

Степанова, Г.Н. Социально – трудовая реабилитация детей/ Г.Н. Степанова//

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2011. - №4.



В раздел образования