Напоминание

доклад


Автор: Бичина Любовь Ивановна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: доклад "Психологические особенности учащихся переходящих из начальной школы в среднее звено"
Тема: доклад
Раздел: среднее образование





Назад




Психологические проблемы перехода к обучению из младшей

школы в среднее звено

Автор статьи: Бичина Любовь Ивановна,

воспитатель общеобразовательной (коррекционной)

школы- интерната г. Заринска.

В статье педагог делится опытом, как преодолеть психологические

проблемы при переходе детей из начального звена в среднее звено. Она

считает, что главная задача школьника – стать субъектом собственной

учебной деятельности, научиться осознанно осуществлять волевые учебные

усилия.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из

наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в

пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

В психолого – педагогической литературе часто школьникам возраста,

переходного

из

младшей

в

среднюю

школу,

приписывают

черты

или

десятилетних

детей

(младших

школьников),

или

двенадцатилетних

(подростков).

С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся

неуправляемыми.

Но

одновременно

они

удивительно

гибки,

пластичны,

готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

В

когнитивном

развитии

в

10-12

лет

отмечается

переход

от

стадии

конкретных

операций

к

стадии

формальных

операций.

Хотя

мышление

учеников этого возраста ещё не столь абстрактно и системно, как у старших

школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно

рефлексивно,

то

есть

ученики

способны

осознавать

процессы

своего

мышления.

С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют

предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и

особой

эмоциональностью.

В

этом

возрасте

преобладают

ситуативно

обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка.

Центральное

и

важнейшее,

по

мнению

целого

ряда

авторов,

психологическое

новообразование

это

так

называемое

«чувство

взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в

сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем:

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности.

Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является

решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной

учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться

осознанно

осуществлять

волевые

учебные

усилия,

целенаправленно

формировать

и

регулировать

учебные

приоритеты,

заниматься

самообразованием. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для

пятиклассника мотив собственно познавательный.

Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Новое

отношение к школе - это, прежде всего, ответственная сознательная позиция

школьника. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто

ролевых

со

стороны

ребёнка

отношений

к

отношениям

межличностным.

Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную

позицию и научиться сочетать её с уважением к мнению старшего.

Новая

личностная

позиция

по

отношению

к

сверстникам.

Внутригрупповая

жизнь

класса

начинает

формироваться

и

развиваться

автономно

от

влияния

взрослых.

От

ребёнка

потребуется

определённая

социальная зрелость, чтобы занять в новом социальном микросообществе

устраивающее

его

статусное

положение,

наладить

устойчивые

эмоциональные связи со сверстниками.

Очень

важна

для

пятиклассника

ситуация

с

новым

классным

руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо

нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на

уроках

и

вне

их.

У

некоторых

детей

появляются

сложности

просто

в

информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень

важна

поддержка

классного

руководителя.

Компетентность

классного

руководителя

в

вопросах

жизнедеятельности

класса,

его

эмоциональное

отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении

и общении с детьми, то есть характер межличностного контакта – одно из

главных условий успешной адаптации детей.

Проблемы

привыкания,

приспособления

неизбежно

возникают

у

детей в начале обучения, как в начальной, так и в средней, и в старшей

школе.

Каждый

такой

переходный

период

обладает

своей

спецификой,

связанной, в первую очередь, с психологическим своеобразием возраста.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность

порождает

потребность

в

отчуждении

от

всех,

кто

до

этого

привычно

оказывал на ребёнка влияние, и, в первую очередь, - от родительской семьи.

Внешне это отчуждение выражается зачастую в негативизме – в стремлении

противостоять

любым

предложениям,

суждениям,

чувствам

взрослых.

Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм –

первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска

подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же

способствует

и

ориентированность

подростков

на

установление

доверительно-дружеских

отношений

со

сверстниками.

Умственная

активность подростка высока, но способности будут развиваться только в

деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают

роль

в

этом:

высокая

оценка

даёт

возможность

подтвердить

свои

способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального

благополучия

подростка.

В

противном

случае

неизбежен

внутренний

дискомфорт и даже конфликт.

Все

эти

психологические

особенности

начинают

постепенно

проявляются как раз в возрасте 10-11 лет, при переходе в среднюю школу,

достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте

может оказаться весьма непростым. Соучастие педагогов в этом процессе

просто необходимо.

Литература:

1.

Иванова Т.Б. Роль педагога в преодолении психологически проблем у

школьников при переходе к обучению из младшего звена в среднее

звено// Всё для классного руководителя. 2013.-№3.

2.

Худенко

Е.Д.,

Гаврилычева

Г.Ф.

Организация

и

планирование

воспитательной

работы

в

специальной

(коррекционной)

школе

интернате, детском доме – М.; просвещение, 2006.

3.

Шемшурина

А.И.

Развитие

силы

воли

в

воспитании

детей//

Воспитание школьников. 2013. - №6



В раздел образования