Автор: Бичина Любовь Ивановна
Должность: воспитатель коррекционной школы
Учебное заведение: КГБОУ "Заринская общеобразовательная школа - интернат"
Населённый пункт: г. Заринск, Алтайского края
Наименование материала: доклад "Психологические особенности учащихся переходящих из начальной школы в среднее звено"
Тема: доклад
Раздел: среднее образование
Психологические проблемы перехода к обучению из младшей
школы в среднее звено
Автор статьи: Бичина Любовь Ивановна,
воспитатель общеобразовательной (коррекционной)
школы- интерната г. Заринска.
В статье педагог делится опытом, как преодолеть психологические
проблемы при переходе детей из начального звена в среднее звено. Она
считает, что главная задача школьника – стать субъектом собственной
учебной деятельности, научиться осознанно осуществлять волевые учебные
усилия.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из
наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в
пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
В психолого – педагогической литературе часто школьникам возраста,
переходного
из
младшей
в
среднюю
школу,
приписывают
черты
или
десятилетних
детей
(младших
школьников),
или
двенадцатилетних
(подростков).
С одной стороны, находясь в предкритической фазе, дети становятся
неуправляемыми.
Но
одновременно
они
удивительно
гибки,
пластичны,
готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
В
когнитивном
развитии
в
10-12
лет
отмечается
переход
от
стадии
конкретных
операций
к
стадии
формальных
операций.
Хотя
мышление
учеников этого возраста ещё не столь абстрактно и системно, как у старших
школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно
рефлексивно,
то
есть
ученики
способны
осознавать
процессы
своего
мышления.
С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют
предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и
особой
эмоциональностью.
В
этом
возрасте
преобладают
ситуативно
обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка.
Центральное
и
важнейшее,
по
мнению
целого
ряда
авторов,
психологическое
новообразование
–
это
так
называемое
«чувство
взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в
сфере самосознания. Проявляться это новообразование должно в следующем:
Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности.
Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является
решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной
учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться
осознанно
осуществлять
волевые
учебные
усилия,
целенаправленно
формировать
и
регулировать
учебные
приоритеты,
заниматься
самообразованием. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для
пятиклассника мотив собственно познавательный.
Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Новое
отношение к школе - это, прежде всего, ответственная сознательная позиция
школьника. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто
ролевых
со
стороны
ребёнка
отношений
к
отношениям
межличностным.
Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную
позицию и научиться сочетать её с уважением к мнению старшего.
Новая
личностная
позиция
по
отношению
к
сверстникам.
Внутригрупповая
жизнь
класса
начинает
формироваться
и
развиваться
автономно
от
влияния
взрослых.
От
ребёнка
потребуется
определённая
социальная зрелость, чтобы занять в новом социальном микросообществе
устраивающее
его
статусное
положение,
наладить
устойчивые
эмоциональные связи со сверстниками.
Очень
важна
для
пятиклассника
ситуация
с
новым
классным
руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо
нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на
уроках
и
вне
их.
У
некоторых
детей
появляются
сложности
просто
в
информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень
важна
поддержка
классного
руководителя.
Компетентность
классного
руководителя
в
вопросах
жизнедеятельности
класса,
его
эмоциональное
отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении
и общении с детьми, то есть характер межличностного контакта – одно из
главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы
привыкания,
приспособления
неизбежно
возникают
у
детей в начале обучения, как в начальной, так и в средней, и в старшей
школе.
Каждый
такой
переходный
период
обладает
своей
спецификой,
связанной, в первую очередь, с психологическим своеобразием возраста.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность
порождает
потребность
в
отчуждении
от
всех,
кто
до
этого
привычно
оказывал на ребёнка влияние, и, в первую очередь, - от родительской семьи.
Внешне это отчуждение выражается зачастую в негативизме – в стремлении
противостоять
любым
предложениям,
суждениям,
чувствам
взрослых.
Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм –
первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска
подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же
способствует
и
ориентированность
подростков
на
установление
доверительно-дружеских
отношений
со
сверстниками.
Умственная
активность подростка высока, но способности будут развиваться только в
деятельности с положительными эмоциями, успех или неуспех оказывают
роль
в
этом:
высокая
оценка
даёт
возможность
подтвердить
свои
способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального
благополучия
подростка.
В
противном
случае
неизбежен
внутренний
дискомфорт и даже конфликт.
Все
эти
психологические
особенности
начинают
постепенно
проявляются как раз в возрасте 10-11 лет, при переходе в среднюю школу,
достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте
может оказаться весьма непростым. Соучастие педагогов в этом процессе
просто необходимо.
Литература:
1.
Иванова Т.Б. Роль педагога в преодолении психологически проблем у
школьников при переходе к обучению из младшего звена в среднее
звено// Всё для классного руководителя. 2013.-№3.
2.
Худенко
Е.Д.,
Гаврилычева
Г.Ф.
Организация
и
планирование
воспитательной
работы
в
специальной
(коррекционной)
школе
–
интернате, детском доме – М.; просвещение, 2006.
3.
Шемшурина
А.И.
Развитие
силы
воли
в
воспитании
детей//
Воспитание школьников. 2013. - №6