Автор: Тугушева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №62 города Иркутска
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Общая культура педагога и педагогическая этика как базовые составляющие педагогического мастерства"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Общая культура педагога и педагогическая этика как базовые
составляющие педагогического мастерства»
Составила: Тугушева марина Александровна
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная
составляющая его личности, соединяющая в себе социальные,
профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их
немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах,
нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно
применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)
Однако есть и второе значение этого слова.
Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный
характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их
профессиональной этики .
Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни
человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные
модели межчеловеческих отношений и поведения человека в
обществе.
Важным основанием профессиональной культуры педагога является
педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология,
определяющая нормативные нравственные позиции, которыми
необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с
учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической
этики появились вместе с возникновением педагогической
деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом
процессе отводится особая роль. Закладывая основы
материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и
основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому
вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил
стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим
инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без
знания теории морали сегодня не может быть полноценной
профессиональная подготовка учителя.
Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже
самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки,
промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит
поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и
благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта,
высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто
это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным
примером.
1. Определение научного понятия педагогической этики.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики,
отражающая специфику функционирования морали (нравственности)
в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных
нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика
педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог
имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» -
ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность,
ответственность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением
педагогической деятельности как особой общественной функции.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической
науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет
специфику реализации общих принципов нравственности в сфере
педагогического труда, раскрывает её функции, специфику
содержания принципов и этических категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и
нравственных отношений в профессиональной среде,
разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего
собой совокупность выработанных в учительской среде
специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей,
профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач
(которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в
числе которых
• исследование методологических проблем, сущности, категорий и
специфики педагогической морали,
• разработка нравственных аспектов педагогического труда как
особого вида педагогической деятельности,
• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику
учителя,
• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного
сознания педагога,
• исследование характера нравственных отношений учителя с
учащими
• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания
педагога.