Напоминание

"Общая культура педагога и педагогическая этика как базовые составляющие педагогического мастерства"


Автор: Тугушева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №62 города Иркутска
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Общая культура педагога и педагогическая этика как базовые составляющие педагогического мастерства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Общая культура педагога и педагогическая этика как базовые

составляющие педагогического мастерства»

Составила: Тугушева марина Александровна

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная

составляющая его личности, соединяющая в себе социальные,

профессиональные и сугубо личностные характеристики. Одной их

немаловажных составляющих культуры педагога является этика.

“ЭТИКА – философское учение о морали, её развитии, принципах,

нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно

применительно к какой–нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

Однако есть и второе значение этого слова.

Этика - это «кодекс поведения, обеспечивающий нравственный

характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их

профессиональной этики .

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни

человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные

модели межчеловеческих отношений и поведения человека в

обществе.

Важным основанием профессиональной культуры педагога является

педагогическая этика (от греческого долг и учение) или деонтология,

определяющая нормативные нравственные позиции, которыми

необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с

учащимися, их родителями, коллегами. Элементы педагогической

этики появились вместе с возникновением педагогической

деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом

процессе отводится особая роль. Закладывая основы

материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и

основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому

вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил

стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал,

что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим

инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без

знания теории морали сегодня не может быть полноценной

профессиональная подготовка учителя.

Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже

самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки,

промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит

поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и

благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта,

высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто

это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным

примером.

1. Определение научного понятия педагогической этики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА - это составная часть этики,

отражающая специфику функционирования морали (нравственности)

в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных

нравственных аспектах деятельности учителя . Специфика

педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог

имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» -

ребенком. Отсюда повышенная деликатность, тактичность,

ответственность.

Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением

педагогической деятельности как особой общественной функции.

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической

науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет

специфику реализации общих принципов нравственности в сфере

педагогического труда, раскрывает её функции, специфику

содержания принципов и этических категорий. Также педагогической

этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и

нравственных отношений в профессиональной среде,

разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего

собой совокупность выработанных в учительской среде

специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей,

профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач

(которые могут быть разделены на теоретические и прикладные), в

числе которых

• исследование методологических проблем, сущности, категорий и

специфики педагогической морали,

• разработка нравственных аспектов педагогического труда как

особого вида педагогической деятельности,

• выявление требований, предъявляемых к нравственному облику

учителя,

• изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного

сознания педагога,

• исследование характера нравственных отношений учителя с

учащими

• разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания

педагога.



В раздел образования