Напоминание

"Роль сказки в развитии речи ребёнка"


Автор: Мяги Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №16"Самолетик"
Населённый пункт: г.Люберцы Московская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль сказки в развитии речи ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль сказки в развитии речи детей

«Сказка – это духовное богатство народной

культуры, познавая которое, ребенок познает

сердцем родной народ. Без сказки – живой,

яркой, овладевшей сознанием и чувствами

ребенка, невозможно представить детское

мышление, детскую речь, как определенную

ступень человеческого мышления и речи».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста,

сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на

всю жизнь (в детстве он слушает сказки, а в старости рассказывает их

другим). Герои сказок, а вернее их поступки передаются в жизнь ребенка,

это

помогает

ему

в

дальнейшем

контактировать

с

близкими

людьми,

превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и

поступки

ребенка.

Сказка

является

первым

шагом

в

познании

с

миром

литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим

миром

в

целом.

Возможности

сказки

безграничны

для

гармонизации

эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста.

Сказки

оказывают

сильнейшее

влияние

на

процесс

выковывания

нравственных

представлений,

образовывает

реальные

психологические

обстоятельства для формирования общественной адаптации ребенка.

Разве можно себе представить детство любого малыша без сказок?! Эти

простые и короткие истории никогда не выйдут из моды, и причина здесь

не только в том, что ребенок охотно верит в чудо и стремится искать в

этих сюжетах развлекательный момент, но и в удивительной и

окружающий нас мир, магия волшебства, простой и емкий язык этих

литературных произведений, заложенная в них мудрость – остаются

важными составляющими развития и становления личности

дошкольников .

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является

одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее

ярко проявляется принцип обучения: учит играя.

Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника

происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной

и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия

воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на

активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком

собственных эмоциональных состояний.

К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого

развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных

состояний недоразвит, артистические способности, интонирование,

восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.

А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам

процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в

которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку -

способствует активизации разных сторон речи детей:

Словаря;

Грамматического строя;

Диалогической и монологической речи;

Совершенствованию звуковой стороны речи.

Организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать

составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию

знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную

психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий

пространства и времени, а так же по использованию игровых методов,

направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик

личности, как активность, самостоятельность, произвольность,

эмоциональная устойчивость, творчество.

Задачи:

Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую

форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе

на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме

высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать

умение поддерживать непринуждённую беседу.

Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между

детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать

близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу,

воспитывать привычку работать старательно. Формировать

доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

Развивающая: развивать умение связно, последовательно и

выразительно пересказывать небольшие сказки.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по

плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение

составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,

предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и

жестами состояние героев сказки.

В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

I Этап. "Рассказывание";

II Этап. "Пересказывание";

III Этап. "Играем в сказку";

IV Этап. "Сочинялки".

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи

особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид

деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками

самостоятельного рассказывания.

В своей работе по развитию речи использую словесные игры Карусели",

"Качели", "Ладушки", "У медведя дом большой" и т.д.; пересказ от лица

литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: "Дятел",

"Молоточки", "Петрушка", "По кочкам" и т.д. пальчиковые игры: "Моя

семья", "Зайчики", "Лодочка", "Ребята". Несмотря на технический прогресс,

дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только

будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь

положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё

интереснее принимать участие в театрализованных играх.

Средняя группа

"Репка"

"Колобок"

"Теремок"

"Три медведя"

Цель:

привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию,

настроить на активную работу, помочь сбросить психическое и

физическое напряжение, формировать правильное речевое дыхание,

развивать выразительность речи.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с

человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем

старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории

и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как

человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные

сказки.

Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который

дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного

возраста.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал

«входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы

работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального

воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура

занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с

метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении

ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,

т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.

2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно

выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль

сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут

проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа

сказки, сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного

пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки

и демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Что могут дать такие сказки для детей?Во-первых, ребенок понимает, что

взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для

разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь

трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, истории показывают, что выход из любой ситуации есть всегда,

надо только его поискать.



В раздел образования