"Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки".
Автор: Лукьянченко Лидия Ефимовна Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: МБУДОДЮСШ Юниор Населённый пункт: Приморский край г.Находка Наименование материала: Тема по самообразованию Тема: "Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной подготовки". Раздел: дополнительное образование
Тема по самообразованию:
«Система
подготовки
юных
баскетболистов на этапе начальной
подготовки».
Выполнила:
Лукьянченко Л.Е.
тренер-преподаватель МБУ ДО ДЮСШ «Юниор»
г. Находка
Система подготовки юных баскетболистов
на этапе начальной подготовки
Спортивные
игры,
и
особенно
баскетбол,
характеризуются
значительными
физическими
нагрузками,
которые
определяются
игровой
деятельностью
спортсменов-баскетболистов,
условиями
игры,
характером
выполняемых игровых действий и особенностями соревновательной борьбы,
происходящей в ходе баскетбольного матча. Специфика этого вида спорта,
характер и содержание двигательных действий, а также условия, в которых
они
проводятся,
в
значительной
мере
определяют
уровень
специальной
подготовки как отдельных игроков, так и баскетбольных команд в целом.
Двигательная
деятельность
баскетболистов
во
время
игры
сложна
и
разнообразна, и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы.
Включение
значительного
числа
различных
по
структуре,
характеру
и
степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются
действия с мячом (ведение, обводка, остановки, передачи, броски в кольцо из
различных положений), а также перемещения по площадке в различных
направлениях и различными способами (ходьба, бег, ускорения) предъявляют
высокие
требования
к
уровню
подготовленности
каждого
баскетболиста,
вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником.
Процесс
становления
мастерства
баскетболистов
занимает
длительный
промежуток времени и, как известно из данных литературы, его основу
составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является
обеспечение физической и технической пригодности спортсмена к занятиям
баскетболом.
Баскетбол
состоит
из
естественных
движений
(ходьба,
бег,
прыжки)
и
специфических
двигательных
действий
без
мяча
(остановки,
повороты, передвижения приставными шагами, финты и т. д.), а также с
мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого
являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление
всех
жизненно
важных
для
человека
физических
качеств:
скоростных,
скоростно-силовых
и
координационных
способностей,
гибкости
и
выносливости. Достижение спортивного результата требует от играющих
целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности
в
себе,
чувства
коллективизма.
Такое
всестороннее
и
комплексное
воздействие
на
занимающихся
дает
право
считать
баскетбол
не
только
увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств
физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.
Задачи этапа начальной подготовки:
1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.
2 . Ф о р м и р о в а н и е
с т о й к о г о
и н т е р е с а
к
з а н я т и я м .
3.
Всестороннее
гармоническое
развитие
физических
способностей,
укрепление здоровья, закаливание организма.
4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости)
для успешного овладения навыками игры.
5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
6.
Привитие
навыков
соревновательной
деятельности
в
соответствии
с
правилами мини-баскетбола.
Задачи начальной специализации
(1–3-й годы для юношей):
1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и
специальной тренировочной выносливости.
2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в
тактических действиях.
3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и
групповым) и совершенствование их в игре. Баскетболисты выполняют
различные функции во взаимодействии. Четкой специализации по амплуа
еще нет.
4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве
района, города.
Начальной
подготовки
(НП)
—
на
него
зачисляются
учащиеся
общеобразовательных
школ,
желающие
заниматься
спортом
и
имеющие
разрешение
врача.
На
этом
этапе
осуществляются
физкультурно-
оздоровительная
работа,
направленная
на
разностороннюю
физическую
подготовку
и
овладение
основами
техники
выбранного
вида
спорта
—
баскетбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных
нормативов
для
зачисления
на
учебно-тренировочный
этап
подготовки.
Система
отбора
Отбор
в
ДЮСШ
представляет
собой
многолетний
и
многоэтапный процесс реализации комплексных мероприятий, направленных
на
оценку
перспективности
юных
баскетболистов,
правильную
их
ориентацию
в
спортивной
деятельности,
полноценное
комплектование
учебных
групп
и
игровых
команд,
подготовку
спортсменов
в
команды
мастеров
и
сборные
команды.
В
группы
принимаются
практически
все
желающие, так как этого требуют педагогическая этика и психологические
законы спортивной ориентации. На протяжении первых двух месяцев тренер
ведет наблюдение за поведением и деятельностью детей при выполнении
различных упражнений и участии в подвижных играх. По данным этих
наблюдений делается предварительное заключение о соответствии учащихся
основным
требованиям
баскетбола.
В
случае
явных
противопоказаний
родителям
в
тактичной
форме
указывается
на
то,
что
их
ребенку
нецелесообразно
заниматься
баскетболом.
Параллельно
тренеры,
ответственные
за
подготовку
учащихся
данного
возраста,
осуществляют
целевой набор по общеобразовательным школам, основываясь на визуальных
оценках
роста
и
некоторых
морфофункциональных
особенностях
детей.
Затем отбор осуществляется на протяжении трех этапов:
Экспертиза учитывает: рост, вес, длину тела с вытянутой вверх рукой,
размер ноги, рост и конституцию тела родителей, проявления двигательных
способностей детей в сложнокоординационных упражнениях. В форме игры
проводятся
различные
эстафеты,
в
ходе
которых
также
оцениваются
двигательные способности детей. В форме соревнований осуществляется
прием контрольных нормативов по следующим тестам: бег на 20 м, высота
выпрыгивания, прыжок в длину с места.
2-й этап (через три месяца после 1-го этапа, вторая половина
февраля). Экспертом оцениваются рост, морфофункциональные особенности
и проявления двигательных способностей (темп прироста по сравнению с 1-м
этапом).
В
форме
соревнований
проводятся
названные
выше
три
теста,
подвижные
игры
(«Разведчики»,
«Охотник
и
утки»,
«Быстро
в
щит»,
«Бегуны») и игры в мини-баскетбол.
3-й этап (через два месяца после 2-го этапа, конец апреля —
начало мая). Принимаются контрольные экзамены по общей и специальной
физической подготовке (те же три теста, тест «5x6» и «Комбинированный
тест»),
проводится
турнир
по
мини-баскетболу.
По
итогам
3-го
этапа
отбираются лучшие юные баскетболисты для выезда в летний спортивно-
оздоровительный лагерь.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Одной
из
наиболее
актуальных
проблем
подготовки
юных
баскетболистов
является
необходимость
совершенствования
учебно-
тренировочного процесса направленного на повышение эффективности и
качества
обучения.
При
решении
задач
развития
физических
качеств
рекомендуется
преимущественно
использовать
скоростные
и
скоростно-
силовые упражнения, выполняемые сначала в оптимальном, а затем — в
максимально возможном для спортсменов каждого возраста темпе. Силовые
нагрузки следует дозировать в пределах 60–80 % от максимальной (8–19
повторений одного действия). При беговых циклических упражнениях на
короткие
отрезки
скорость
передвижения
необходимо
устанавливать
в
зависимости
от
возраста
занимающихся
в
пределах
70–90
%
от
максимальной.
Структуру
учебно-тренировочных
занятий
рекомендуем
строить
по
обще
принятым
компонентам:
вводную,
о сновную,
заключительную части. Во вводную часть (до 25–30мин.) следует включать
упражнения, направленные на развитие стато-кинетической устойчивости (8–
14 раз продолжительностью 15–20 сек. каждое с интервалом отдыха между
ними 35–45 сек.); подвижности в суставах, силы мышц брюшного пресса и т.
д. (5–7 мин. от времени вводной части с интервалом 30–40 сек.). В начале
основной
части
тренировочного
занятия
по
баскетболу,
особенно
в
подготовительных группах, рекомендуем отводить 12–15 мин времени на
развитие
скоростно-силовых
качеств
с
одновременным
выполнением
элементов
базовых
двигательных
действий
баскетболистов.
В
середине
основной части тренировочных занятий 15–20 мин. следует отводить на
разучивание, закрепление и повторение элементов двигательных действий, а
конце 20–25 мин. отводить на подвижные игры и эстафеты в которых идет
развитие
двигательных
качеств.
При
этом
в
первые
9–10
мин.
следует
выполнять скоростно-силовые упражнения с преимущественной скоростной
направленностью.
Продолжительность
одноразовой
нагрузки
должна
составлять 15–20 сек. Упражнения следует повторять 3–5 раз с интервалом
отдыха 60–70 сек. Перед выполнением 3–5 упражнений время отдыха следует
увеличить.
В
качестве
примера
можно
перечислить
некоторые
из
них:
челночный бег 10x10 м; бег спиной вперед; бег с поворотами на 90° и кругом;
бег с 2–3 набивными мячами в руках весом 1 кг каждый; продвижение вперед
подскоками в упоре лежа с одновременным отталкиванием руками и ногами;
бег с партнером на спине, плечах; передвижение на руках с поддержкой
партнером за ноги; опорные прыжки через 2–5 снарядов; кувырки и т. д. В
последующие
10–15
мин.
следует
продолжить
выполнение
скоростно-
силовых
упражнений
с
преимущественной
силовой
направленностью
и
собственно силовые упражнения. Величину нагрузки (сопротивления) при
выполнении силовых упражнений рекомендуем выбирать такой, чтобы юные
баскетболисты
могли
повторить
данное
упражнение
в
одном
подходе
с
большим
напряжением
8–10
раз,
при
использовании
отягощений
—
продолжительность упражнений должна составлять до 30 сек., интервалы
отдыха
между
упражнениями
до
45–60
сек.
Всего
рекомендуется
3–5
упражнений. В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем
для 2–3 смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы:
мышцы
спины,
рук
и
плечевого
пояса,
брюшного
пресса,
ног.
Если
на
тренировке выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого
пояса, то на следующей тренировке — рук и плечевого пояса, а также
брюшного пресса, на следующий — для мышц брюшного пресса и ног, потом
ног и спины. Таким образом, цикл воздействия на основные группы мышц
продолжается
4
занятия.
К
концу
учебного
года
рекомендуем
увеличить
продолжительность одноразовых нагрузок на 10–15 сек. за счет сокращения
интервалов
отдыха.
При
выполнении
скоростных
и
скоростно-силовых
упражнений рекомендуем применять соревновательный и игровой методы с
делением группы на 2–4 команды, а при выполнении силовых упражнений —
фронтальный
или
групповой.
При
проведении
микроцикла
с
силовой
направленностью, рекомендуем после подготовительной части в течение 15–
20
мин.
выполнять
силовые
упражнения
с
небольшими
весами,
отягощениями
и
амортизаторами,
затем
планировать
разучивание
или
совершенствование
учебного
материала,
проведение
двусторонних
подвижных игр с элементами баскетбола и т. д., на что необходимо отводить
30–45 мин. Таким образом, начальный этап подготовки предусмотрен для
тренировки всех желающих детей заниматься спортом по программе общей
физической
подготовки,
не
имеющих
медицинских
противопоказаний.
В
нашей работе целесообразно отметить несколько тенденций, характерных для
развития детско-юношеского спорта в стране. На ранних этапах подготовки
(предварительной
подготовки
и
начальной
спортивной
специализации)
особенно важно выявить морфологические особенности занимающихся, их
соответствие конкретным требованиям вида спорта, определить сенситивные
периоды
в
свете
развития
основных
физических
качеств,
способности
к
обучаемости
различным
упражнениям,
типологические
свойства
нервной
системы, темперамент. Результативность процесса спортивной тренировки во
многом
зависит
от
правильного
планирования
средств
и
методов
для
развития физических качеств. Тренер-преподаватель должен хорошо знать
основные
средства
и
методы
развития
и
совершенствования
разных
двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом
случае
он
сможет
точнее
подобрать
оптимальное
сочетание
средств
и
методов
их
совершенствования
применительно
к
конкретным
условиям.
Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе
определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый
порядок
объединения
компонентов
тренировочного
процесса,
их
общую
последовательность и закономерное соотношение друг с другом. Спортивные
занятия
с
юными
спортсменами
строятся
в
соответствии
с
общими
закономерностями
построения
занятий
по
физическому
воспитанию.
Их
эффективность
в
значительной
степени
зависит
от
рациональной
организации,
обеспечивающей
должную
плотность
занятий,
выбора
оптимальной
дозировки
нагрузки,
тщательного
учета
индивидуальных
особенностей
занимающихся.
В
зависимости
от
вышеперечисленных
факторов, этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным
организационным
формам
тренировочных
занятий;
групповой,
индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям. В основу
методики
физической
подготовки
по
программе
«Баскетбол»
положена
концепция
тренировки,
как
научно
обоснованная
теория
управления
повышением
физического
потенциала
школьников.
Высокий
уровень
развития
двигательных
качеств
и
способностей,
общей
и
физической
работоспособности
могут
быть
приобретены
воспитанниками
путем
тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к
двигательной
деятельности
необходимого
объема
и
достаточной
интенсивности.
Литература:
1.
Аль
Кхатиб
Ахмад,
автореферат
Начальное
обучение
юных
баскетболистов на основе скоростно-силовой подготовки., Волгоград, 2004,-
209с.
2. Бабушкин В. З. Специализация в спорт играх. Киев, 1991,-164с.
3. «Баскетбол». Поурочная учебная программа для детско-юношеских
спортивных
школ
и
специализированных
детско-юношеских
школ
олимпийского резерва под редакцией Ю. Д. Железняка. Москва — 1984 г.
4. «Баскетбол. Азбука спорта». Костикова Л. В. — Москва — 2001 г.
Физкультура и спорт.
5. Костикова Л. В., Родионов А. В., Чернов С. Г. Целевая комплексная
программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады
2012 года в Лондоне (баскетбол). — М., РФБ, 2005.
6. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное
пособие для студентов высших учебных заведений.
7.
«Примерная
программа
спортивной
подготовки
для
детско-
юношеских
спортивных
школ
(ДЮСШ),
Иркутск-2013г.,
27
с .
«Академия».2008.
8.
«Примерная
программа
спортивной
подготовки
для
детско-
юношеских
спортивных
школ
(ДЮСШ),
специализированных
детско-
юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР)» Ю. М. Портнов и др.
Москва — 2004 г. «Советский спорт». 100 с.
9. «Спортивные игры». Учебник для вузов. Том 1. Под редакцией Ю.
Д.
Железняка,
Ю.
М.
Портнова.
Москва
—
2002
г.
Издательский
центр
«Академия».
10.
Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола». Для
вузов физической культуры. Под редакцией Ю. М. Портнова. Москва-2004 г.