Автор: Филатова Галина Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №90"
Населённый пункт: р.п. Чунский, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок русского языка в 7 классе "Деепричастие"
Раздел: среднее образование
Тема
Деепричастие. Обобщение и систематизация знаний о деепричастии
Класс
7 Б
Тип урока
Урок систематизации ЗУН
Содержательная цель:
Создание условий для повторения и закрепления знаний о деепричастии
Деятельностная цель:
Умение применять полученные знания на практике
Планируемый результат
Предметные УУД: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастия,признаки
глагола и наречия у деепричастия, правила постан6овки знаков препинания при одиночном
деепричастии и деепричастном обороте; уметь находить деепричастия , отличать их от других частей
речи, определять вид; конструировать предложения деепричастными оборотами, составлять
автобиографию деепричастия.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности, мотивация учебной деятельности.
Метапредметные УУД: уметь оценивать результаты деятельности своей и чужой,анализировать
собственную работу, планировать свои действия. Уметь определять цель учебной деятельности,
слушать собеседника, формулировать собственное мнение.
Уметь точно и полно выражать свои мысли; систематизировать материал, полученный на предыдущих
уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, уметь составлять алгоритм
деятельности при решении проблемы.
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы :
-Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.Авторы: М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская и
др.
-Таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал.
Форма работы
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Технологическая карта урока
Этапы урока, цель этапа,
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Стадия вызова
Этап1. Мотивация учебной деятельности
1.Организационный момент.
Эмоциональная и
мотивационная подготовка
учащих-ся к закреплению
материала
Вступительное слово: стихотворение
В.Солоухина.
Солнце разлито поровну,
Вернее, по справедливости.
Вернее, по стольку разлито,
Кто сколько способен взять.
У одного человека – поменьше,
У другого – гораздо больше,
А у некоторых – очень много.
Спит, затаившись до времени…
В каждом из вас есть капелька солнца. А если
мы вместе, тогда солнечного света и тепла
становится намного больше, тогда мы с вами
многое можем совершить. Давайте все вместе
дарить тепло и свет окружающим нас людям.
Слушают учителя,
настраиваются на работу.
Индивидуальная,
фронтальная.
Личностные УУД: мотивация к
учебной деятельности.
Этап 2.Актуализация и пробное учебное действие.
Определи часть речи.
Цель: повторить,
систематизировать знания,
совершенствовать умения.
Послушайте загадку.
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно,
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл,
Я по значению похожа на глагол.
- О какой части речи говорится в загадке?
Известна ли она вам?
Сформулируйте тему урока. (Деепричастие –
самостоятельная часть речи.)
Сегодня мы проведём обобщающий урок по
теме «Деепричастие», повторим его
грамматические признаки и систематизируем
Слушают, определяют
часть речи, отвечают на
вопросы, формулируют
тему урока.
Личностные: проявляют
мотивацию к учебной
деятельности.
Регулятивные:принимают и
сохраняют учебную задачу.
:
знания о деепричастии.
Каковы цели нашего урока, которые мы
должны достичь? (повторить и обобщить
изученный материал по теме «Деепричастие»
Этап 3. Стадия осмысления
Выявление места и причины затруднения,
Игра «Верю – не верю».
Цель: выявить причины
затруднения в знаниях о
деепричастии.
Вопрос- ответ.
Какие вопросы, касающиеся деепричастия,
нужно решить, чтобы достичь поставленных
целей?
Дидактическая игра «Верю – не верю»
Верите ли вы в то.что…
1)…деепричастие – это самостоятельная часть
речи? (да)
2)…деепричастия по форме похожи на
причастия? (нет)
3)…деепричастия не связаны с глаголом? (нет)
4) …у деепричастий отсутствует будущее
время? (да)
5)…у деепричастий нет и не может быть
краткой формы? (да)
6..у деепричастий отсутствуют зависимые
слова? (нет)
7)…деепричастия выполняют в предложении
роль определения? (нет)
8) …деепричастия с не пишутся раздельно? (да)
Вопросы команд друг другу.
Что такое деепричастие?
Признаки каких частей речи есть у
деепричастия?
Делятся на две команды.
Выполняют задания. За
правильный ответ
получают снежинки.
В итоге определяется
победитель.
Задают вопросы
поочереди. Если команда
не ответила,то команда
,задававшая вопрос сама
поясняет и получает
снежинку.
Познавательные:
Устанавливают причинно-
следственные связи, делают
выводы; извлекают необходимую
информацию.
Коммуникативные:
Задают вопросы с целью
получения необходимой
информации для решения
проблемы, строят небольшие
монологические высказывания.
Осуществляют совместную
деятельность в парах и рабочих
группах с учетом познавательных
задач.
Познавательные:
Слушают,извлекая нужную
информацию.
Автобиография
деепричастия.
Чем является деепричастие в предложении?
С помощью каких суффиксов образуется
деепричастие?
Что такое деепричастный оборот?
Как он выделяется на письме?
Если вы уже всё знаете о такой части речи как
деепричастие, то вы без труда составите его
автобиографию.
(Кто знает, что такое автобиография?)
Автобиография деепричастия
Я, деепричастие,________________________,
происхожу из семьи___________и___________.
Мой отец (_______________)оставил мне
__________значение, ___________и__________
вид. Мать (______________)оставила в
наследство вопросы:________? _______?
______?_________?_______?, свою
синтаксическую роль (___________), научив
не изменяться ни в каких обстоятельствах.
Заполняют анкетный
лист. Проверка в парах.
Практическая деятельность
З а д а н и е 1.
Запишите под диктовку. Обозначьте
деепричастия и деепричастные обороты как
члены предложения.
1) А заря, лениво обходя кругом, обсыпает
ветки новым серебром. 2) Внимая песням, с
берегами, ласкаясь, шепчется река. 3) Я стою у
дороги, прислонившись к иве. 4) Отражаясь,
березы ломались в пруду. 5) В поле, склоняясь к
побегам, ходят грачи в полосе. (С. Есенин.)
Взаимопроверка по ключу.
Отвечают на вопросы, под
руководством пе-дагога
составляют план работы над
заданиями
Устные ответы.
Практическая работа в
тетрадях
Познавательные: читают и
слушают, извлекая нужную
информацию.
Регулятивные: осознают правило
контроля и успешно используют
его в решении учебной задачи.
Коммуникативные :осуществляют
совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учетом
конкретных учебно-познавательных
задач .
З а д а н и е 2.
Произведите морфологический разбор
деепричастий прислонившись, склоняясь.
З а д а н и е 3.
Запишите предложения, предварительно
исправив ошибки. Объясните свой выбор.
1) Вася, вспомнив о забытом мяче, и
отправился за ним.
2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним
разговаривать. 3) Я, взяв рюкзак, и надел кеды. 4)
Ваня, поступив в школу, и очень ее полюбил.
.устанавливают причинно-
следственные связи.
Делают выводы.
Физминутка
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!
(Вопрос на внимание:какие действия, названные
деепричастиями вы выполняли?»
4.Выход из затруднения.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Первичное закрепление
З а д а н и е 4 (устная работа по цепочке).
I. Найти предложения с причастными
оборотами.
1) Девочка слушала объяснения учителя,
посматривая по сторонам.
2) Летающая над костром бабочка была
необычайно красива.
3) Альпинисты, пренебрегавшие опасностью,
поднимались вверх.
4) Поднявшись, он быстро подошел к окну.
Слушают ответы, отвечают
на вопросы Выделяют
главное, устанавливают
причинно-следственные
связи между отдельными
языковыми явлениями.
Оценивают работу
товарищей
(индивидуальная,групповая)
Познавательные: осуществляют
поиск необходимой информации
(из материалов учебника и
рассказа учителя, по
воспроизведению в памяти).
Регулятивные: адекватно
оценивают свои достижения,
осознают возникающие
трудности, ищут их причины и
пути преодоления;
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
II. Найти предложения с деепричастными
оборотами.
1) Клюшка, вырвавшаяся из рук игрока,
покатилась по льду.
2) Клюшка, вырвавшись из рук игрока,
покатилась по льду.
3) Преследуя неприятеля, партизаны вошли в
деревню.
4) Партизаны, преследовавшие неприятеля,
вошли в деревню.
III. Найти предложения с деепричастными
оборотами. Объяснить расстановку знаков
препинания.
1) Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся
валы.
2) Чёрный дым поднимавшийся из-за леса
застилал горизонт.
3) Потрескивая догорал костер.
4) Молнии полосовавшие черное небо освещали
окрестности.
Индивидуальная работа
самостоятельно планируют
необходимые действия, операции,
действуют по
плану.
Коммуникативные: формулируют
собственные мысли, высказывают и
обосновывают свою точку зрения
Этап 5. Включение в систему знаний и повторения
Домашнее задание
Составить связный текст о зиме, употребив
предложения с деепричастиями.
Этап 6.Стадия рефлексии
Развивать умение
оценивать
результативность своей
работы на уроке
Закончите предложения:
1) «На уроке мне понравилось…»;
2) «У меня возникли затруднения…»;
3) «На уроке я Научился (-лась)…».