Автор: Тинт Наталия Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ЦВЛ "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).
«Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял».
Конфуций
В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более
наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с
тяжелыми
нарушениями
речи,
когда
на
учебных
занятиях
необходимо
создать
наиболее
благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником
информации и организатором, как коллективной деятельности (в малых подгруппах), так и на
индивидуальных лого –коррекционных занятиях.
Поэтому на своих занятиях я активно использую различные педагогические инновации:
1.
Наглядное моделирование.
2.
Приёмы мнемотехники.
3.
Модульные плоскостные игры.
Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального,
математического, наглядного, символьного, мысленного).
Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления
происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и
творческие способности ребёнка любого возраста.
Наглядное моделирование – воспроизведение
существенных
свойств
изучаемого
объекта,
создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование, в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами
действиями
с
их
уменьшенными
образцами,
моделями,
муляжами,
макетами,
а
также
их
графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.
В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать
интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Дети
очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются
ими.
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение,
позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.
Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому
характеру учебной деятельности.
На необходимость применения моделирования в учебной деятельности указывали в своих работах
психологи П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящий.
Использование технологии «мнемотехника» в коррекционно – развивающей работе логопеда.
Мнемотехника -
в переводе с греческого – «искусство запоминания», это система методов и
приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование приема мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в
настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление,
зрительную
и
слуховую
память,
внимание,
воображение,
а
ведь
именно
они
тесно
связаны
с
полноценным
развитием
речи. Приёмы
мнемотехники
облегчают
запоминание
у
детей
и
у в е л и ч и ва ют
о бъ ё м
п а м я т и
п у т ё м
о б р а з о ва н и я
д о п ол н и т е л ь н ы х
а с с о ц и а ц и й .
Применение
мнемотехники строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших
мнемоквадратов, затем - мнемодорожки, и позже – мнемотаблицы.
Таблицы могут быть цветными и черно- белыми.
Используя
приёмы
мнемотехники,
я
учитываю
речевую
патологию,
нервно-психическое,
соматическое
состояние,
возрастные
особенности
(негативизм,
возбудимость,
двигательная
расторможенность,
быстрая
утомляемость)
и
адаптирую
материал
индивидуально
для
каждого
ребёнка.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту
методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями ,
Глухов
В.
П.
– блоками-квадратами ,
Большева
Т.
В.
– коллажем ,
Ефименкова
Л.
Н
– схемой
составления рассказа.
Использование модульных плоскостных игр.
Модульная игра – один из последних инновационных приёмов, игровой набор состоит из
рабочего фона и более 80 ти элементов для игры, которые нужно располагать на фоне, составляя
разнообразные задания/картинки, проговаривая и отрабатывая выбранную тему занятия.
Подходит для детей с особенностями развития и нарушениями речи.
В
процессе
игры
у
ребёнка
развивается
речевая
активность,
ребёнок
учится
понимать
и
употреблять
часто
встречающиеся
в
русском
языке
предлоги;
понимать
противоположности.
В
процессе игры развивается память, мышление и воображение (сюжетные игры, «что пропало, что
добавилось»),
формируются
временные
представления;
тренируется
мелкая
моторика;
ребёнок
запоминает формы, размеры, цвета и оттенки; учиться ориентироваться на листе н в пространстве
(поставь диван слева, окно посередине); происходит стимуляция творческих способностей.
Модульная игра, 80 отдельных элементов. Автор: Сараева Ольга, художник: Саркулова Тамара.
Модульные иргы я использую на занятиях со старшими дошкольниками, дети активно
включаются в совместную деятельность и хорошо усваивают учебный материал.
Благодаря
различным
инновационным
приёмам,
которые
я
использую
на
коррекционо-
развивающих
занятиях,
у
детей
наблюдается
устойчивая
положительная
динамика
в
их
психоречевом развитии.
В статье использованы иллюстрации из интернета.