Напоминание

Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушениями речи


Автор: Тинт Наталия Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ЦВЛ "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование наглядного моделирования в работе с детьми с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наглядное моделирование (наглядно-практический метод обучения).

«Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал сам – понял».

Конфуций

В сфере коррекционно-развивающей работы процесс обучения неизбежно должен стать более

наглядным, динамичным и доступным для ребёнка. Это особенно важно в обучении детей с

тяжелыми

нарушениями

речи,

когда

на

учебных

занятиях

необходимо

создать

наиболее

благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником

информации и организатором, как коллективной деятельности (в малых подгруппах), так и на

индивидуальных лого –коррекционных занятиях.

Поэтому на своих занятиях я активно использую различные педагогические инновации:

1.

Наглядное моделирование.

2.

Приёмы мнемотехники.

3.

Модульные плоскостные игры.

Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального,

математического, наглядного, символьного, мысленного).

Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления

происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и

творческие способности ребёнка любого возраста.

Наглядное моделирование – воспроизведение

существенных

свойств

изучаемого

объекта,

создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование, в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами

действиями

с

их

уменьшенными

образцами,

моделями,

муляжами,

макетами,

а

также

их

графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами.

В работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать

интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Дети

очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются

ими.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение,

позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому

характеру учебной деятельности.

На необходимость применения моделирования в учебной деятельности указывали в своих работах

психологи П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящий.

Использование технологии «мнемотехника» в коррекционно – развивающей работе логопеда.

Мнемотехника -

в переводе с греческого – «искусство запоминания», это система методов и

приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование приема мнемотехники в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками в

настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление,

зрительную

и

слуховую

память,

внимание,

воображение,

а

ведь

именно

они

тесно

связаны

с

полноценным

развитием

речи. Приёмы

мнемотехники

облегчают

запоминание

у

детей

и

у в е л и ч и ва ют

о бъ ё м

п а м я т и

п у т ё м

о б р а з о ва н и я

д о п ол н и т е л ь н ы х

а с с о ц и а ц и й .

Применение

мнемотехники строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших

мнемоквадратов, затем - мнемодорожки, и позже – мнемотаблицы.

Таблицы могут быть цветными и черно- белыми.

Используя

приёмы

мнемотехники,

я

учитываю

речевую

патологию,

нервно-психическое,

соматическое

состояние,

возрастные

особенности

(негативизм,

возбудимость,

двигательная

расторможенность,

быстрая

утомляемость)

и

адаптирую

материал

индивидуально

для

каждого

ребёнка.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту

методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями ,

Глухов

В.

П.

– блоками-квадратами ,

Большева

Т.

В.

– коллажем ,

Ефименкова

Л.

Н

– схемой

составления рассказа.

Использование модульных плоскостных игр.

Модульная игра – один из последних инновационных приёмов, игровой набор состоит из

рабочего фона и более 80 ти элементов для игры, которые нужно располагать на фоне, составляя

разнообразные задания/картинки, проговаривая и отрабатывая выбранную тему занятия.

Подходит для детей с особенностями развития и нарушениями речи.

В

процессе

игры

у

ребёнка

развивается

речевая

активность,

ребёнок

учится

понимать

и

употреблять

часто

встречающиеся

в

русском

языке

предлоги;

понимать

противоположности.

В

процессе игры развивается память, мышление и воображение (сюжетные игры, «что пропало, что

добавилось»),

формируются

временные

представления;

тренируется

мелкая

моторика;

ребёнок

запоминает формы, размеры, цвета и оттенки; учиться ориентироваться на листе н в пространстве

(поставь диван слева, окно посередине); происходит стимуляция творческих способностей.

Модульная игра, 80 отдельных элементов. Автор: Сараева Ольга, художник: Саркулова Тамара.

Модульные иргы я использую на занятиях со старшими дошкольниками, дети активно

включаются в совместную деятельность и хорошо усваивают учебный материал.

Благодаря

различным

инновационным

приёмам,

которые

я

использую

на

коррекционо-

развивающих

занятиях,

у

детей

наблюдается

устойчивая

положительная

динамика

в

их

психоречевом развитии.

В статье использованы иллюстрации из интернета.



В раздел образования