Напоминание

Коррекция нарушения восприятия


Автор: Гайсина Лейсян Загировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №29
Населённый пункт: г. Белебей
Наименование материала: Статья
Тема: Коррекция нарушения восприятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коррекция нарушений восприятия

Игры по дифференциации звуков Кто внимательный?

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Взросл м и садится на расстоянии 2—3 м от ребенка. Рядом с ребенком разложены

игрушки. Взрослый предупреждает ребенка, что сейчас он будет давать задания тихо,

шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: «Возьми

мишку и посади в машину», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу» и т.д.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать

краткие и очень понятные, а произносить их тихо, но четко.

Волшебная палочка

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки (лазерная

указка, карандаш, обернутый фольгой).

Взрослый и ребенок рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная

палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим

название предмета произносит ребенок, стараясь сделать это как можно четче. Взрослый

постоянно обращает внимание на то, что они произносят слова. Необходимо следить,

чтобы ребенок правильно соотносил слова с предметами.

В поиске слов

Оборудование: любимая игрушка малыша.

Взрослый предлагает ребенку отправиться вместе со своей любимой игрушкой на улицу в

путешествие на поиск слов. На прогулке ребенок находит предметы и четко называет их

(«качели», «скамейка», «лесок»). Взрослый следит, чтобы он правильно и отчетливо

произносил слова.

Коррекция произношения детей с тнр

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе,

который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Различают следующие виды логопедического массажа:

Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или

прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При

проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.

Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными

для речи зонами.

Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных

аппаратов.

Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая

специальные зонды.

Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект

зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек,

топориков и т.д.

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться

следующих результатов:

нормализация речевого дыхания,

исправление звукопроизношения,

увеличение силы голоса,

улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет

специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами

противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с

артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок

повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический

массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для

языка и губ:

показывает язык, вытягивая его максимально,

подтягивает аккуратно к подбородку и носу,

покачивает для расслабления мышц,

отводит в стороны,

собирает губы трубочкой,

растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,

поднимает верхнюю губу,

опускает нижнюю губу,

сжимает,

облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для

развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование

правильного дыхания ребенка в игровой форме:

«Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине

языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.

«Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и

попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.

«Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить

соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.

«Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные

духовые инструменты для коррекции дыхания.

Коррекция эмоциональной сферы

Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других

ТИШЕ!

Цель:развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений

рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной

компетенции ребенка.

Возраст:3-4 года.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на

носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд

выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к

сжатым губам, брови поднять вверх.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК

Цель:обучение элементам техники выразительных движений.

Возраст:4-6 лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры:Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами,

показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу,

вверху, там.

ИНТЕРВЬЮ

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; развивать способность определять эмоции по

графическим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при

помощи выразительных движений (мимики и пантомимики); выяснить, с какими цветами

у ребенка ассоциируются различные эмоции.

Возраст: 5-10 лет.

Форма игры: групповая.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным,

знаменитым человеком. Все интересуются вашим мнением. Журналист пытается взять у

вас интервью и задает вам различные вопросы».

Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить

на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предложения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются?

Почему?

Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?

Почему?

Люди сердятся, когда...

Люди обижаются, если...

Люди удивляются, когда...

Люди радуются, если...

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений

«иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать —

Все скажут:

«Он отважный!»

И будут уважать.

ОЖИВЛЯЛКИ

Цель:развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Возраст:5-6лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Материал:рисунки детей.

Ход игры:Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается

изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать,

какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что

одно ито же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но

каждый человек имеет право на свое мнение.

Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие

эмоционального напряжения

52

ДИНОЗАВРИКИ

Цель:снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4года.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры:Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко

подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется

возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у

детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

ЛОВИ-ЛОВИ!

Цель:снятие эмоционального напряжения.

Возраст:4-5лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Материал: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Ход игры:Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий —

в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих —

поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько

участников.

Игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки

после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить

тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное

русло.

ОБЗЫВАЛКИ

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал:мячик.

Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга

необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно

называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка —

редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти

обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими слова-

ми: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после

чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.



В раздел образования