Автор: Землянухина Нина Павловна
Должность: учитель обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21 с.Пушкинского им.П.С.Ракутина МО Гулькевичский район
Населённый пункт: с.Пушкинское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Безопасность и дети"
Раздел: среднее образование
Родительское собрание
Тема: «Безопасность и дети.».
Цель: сохранение жизни и здоровья детей, формирование у родителей чувства
ответственности за безопасность своего ребенка;
педагогическое просвещение родителей по теме собрания.
Задачи:
Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для
сохранения жизни и здоровья их детей.
Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее
эффективному усвоению ПДД.
Собрание общешкольное, присутствовали родители детей разного возраста.
Предворительная подготовка к собранию
1. Заполнение анкет по БДД за несколько дней до собрания
2.Подготовка памяток для родителей
3.Оформление уголка для родителей (детская художественная литература по БДД,
папки-передвижки, памятки, буклеты по БДД). ,
4.Выставка детских рисунков по теме собрания
План проведения собрания.
1.Актуальность выбранной темы.
2. Результаты анкетирования.
3.Лекция педагогов.
4.Памятки для родителей.
5. Конкурс вопросов по БДД для родителей
6. Рефлексия.
7. Задание для родителей.
Ход собрания
1.Актуальность
Многолетние статистические данные показывают, что возрастной «пик» попадающих в
ДТП приходится на 7-14 лет, то есть на детей, обучающихся в начальных и средних
классах. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется с
одной стороны тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся
самостоятельными пешеходами, а с другой — особенностями функционирования психики
детей этого возраста.
2.Результаты анкетирования
( общие по школе)
3.Лекция педагога
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения
в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно- транспортных
происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в
неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому
невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
Ситуация на дорогах страны внушает серьезные опасения. ГИБДД опубликовала
статистику ДТП с участием несовершеннолетних в России за период с января по март
2019 года. За этот период произошло 4136 аварий, в которых пострадали дети. В прошлом
году за аналогичный период таких ДТП было зафиксировано чуть меньше. При этом
детская смертность на дорогах несколько снизилась: в прошлом году за три месяца
погибли 136 несовершеннолетних, в 2019-м — 129. Но от этого не легче. Краснодарский
край входит в тройку лидеров по аварийности на трассах. Здесь Кубань уступает только
Москве и Санкт-Петербургу.
«Внимание! Дети!» - С самых первых дней учебного года эти два слова точно
выражают главную заботу родителей, учителей, сотрудников ГИБДД о безопасности
детей на дороге.
Дети, проживающие в сельской местности на дорогах чувствуют себя свободно и
раскрепощенно.В сельской местности не такое оживленное движение как в городе и
меньшее количество транспорта, не так много дорожных знаков ( их однообразие) и
иногда ни одного светофора.
Особенннстью сельских школ является их удаленность от городских улиц с
интенсивным движением транспорта,поэтому дети свободно передвигаются на
велосипедах и скутерах по проезжей части.
ОТ этого Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами
дети.
Приводит
к
этому
незнание
элементарных
основ
правил
дорожного
движения,
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные
самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями
на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют ещё в должной степени управлять своим
поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся
машины
и
её
скорость,
и
переоценивают
собственные
возможности,
считают
себя
быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность
возникновения
опасности
в
быстро
меняющейся
дорожной
обстановке.
Поэтому
они
безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются
на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на
детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. Избежать этих опасностей можно
лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка.
Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечают, что
почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за
отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить
эту
причину,
ограничиваясь
только
беседами
учителя
с
детьми,
словесными
наставлениями,
невозможно.
При
движении
на
дороге,
как
и
при
любом
движении,
действуют
не
столько
знания,
сколько
привычки,
стереотипы.
Естественно,
ребенок
больше времени перемещается по улицам дорогам вместе с родителями, а не с учителями.
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Именно
поэтому родители и учитель должны стать сотрудниками и единомышленниками в деле
обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Одной
из
задач
программы
профилактики
детского
дорожно-транспортного
травматизма
«Безопасные
дороги
Кубани»
является
усиление
уровня
активности
родителей
учащихся
в
процессе
обучения
несовершеннолетних
основам
безопасного
поведения на дорогах.
Эту задачу можно решить используя эффект синергии. Этот термин сейчас очень
популярен. Что же он означает?
Понятие
синергии
пришло
к
нам
из
греческого
языка.
Оно
состоит
из
двух
составных частей — «syn (син)», что означает «вместе», и «ergeia (эргейя)», понимаемое
как
«труд».
Это
слово
обозначает
особый
эффект,
который
достигается
путем
взаимодействия
группы
факторов.
Причем
этот
эффект
получается
гораздо
сильнее,
нежели
сумма
эффектов,
вызываемых
каждым
из
факторов
в
отдельности.
Эффект
синергии можно представить в виде формулы «1+1=3».
Этот эффект можно наблюдать на примере рук. Человек мало что может сделать с
помощью одной руки, в то время как использование их обеих значительно расширяет
возможности. Очевидно, что в данной ситуации сумма единиц не равна двум. Совместная
работа двух рук приводит к абсолютно новому качеству.
Точно
так
же
совместная
работа
учителя
и
родителей
по
обучению
детей
безопасному поведению на дороге приводит просто к потрясающим результатам!
Практика показывает, что многие родители, особенно те, кто не имеет своего
автомобиля, недостаточно хорошо знают правила безопасного поведения на дорогах и
улицах, поэтому сами нуждаются в просветительской работе по данному направлению.
Многие
сами
нарушают
Правила
дорожного
движения
на
глазах
у
детей,
а
многие
побуждают своих детей к нарушениям «потому что так быстрее, так удобнее, всё равно
никто не видит». К чему приводят подобные модели поведения, мы с вами знаем. Вот и
получается, что учить детей, конечно, важно, однако нужно учить и родителей.
Такая
работа должна проводиться школой не только с целью вооружения их элементарными
знаниями Правил дорожного движения, опасности их нарушения, но и формирования
психолого-педагогических знаний о воспитании детей.
На
всех
родительских
собраниях,
проводимых
в
течение
учебного
года
мы
поднимаем
вопросы
безопасности
дорожного
движения
и
профилактики
детского
дорожно-транспортного травматизма. И хочется , что бы хотя бы одно собрание было
проведено с участием сотрудника ГИБДД.
И ещё: на собраниях до родителей , нам хочется донести следующую информацию,
чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:
- наблюдать за дорогой;
-
правильно
оценивать
дорожную
обстановку
во
всей
ее
изменчиво сти;
видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
Обучая
ребенка
Правилам
дорожного
движения,
взрослый
должен
сам
четко
представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен
хорошо
разбираться
в
дорожных
ситуациях.
Поэтому
следует
не
только
заранее
проанализировать свой жизненный опыт, но и изучать необходимую литературу по теме
«Правила дорожного движения».
4.Памятка для родителей
Для того, чтобы помочь вам всем мы подготовила обращение к родителям на
собрании. Обратите внимание они у вас на листах А-4. Текст взят с интернет-сайта,
посвященного профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Не каждый родитель на собрании внимательно слушает учителя. Именно для того,
чтобы
человек
после
родительского
собрания
мог
ещё
раз
ознакомиться
с
важной
информацией, нами была разработана памятка для родителей «Методические приёмы
обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге (10 простых приемов)».
5.Конкурс вопросов по БДД для родителей
1. Дорожный знак, устанавливаемый на месте ДТП («Опасность»).
2. Трехглазый регулировщик движения (Светофор).
3. Его боятся нарушители движения (Инспектор).
4. Удивительный вагон, посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками
(Троллейбус).
5. Чтобы отделить дорогу, мост и тротуар, всем в предупреждение ставят (Ограждение)
6. Дорожка вдоль дороги, не предназначенная для машин (Тротуар).
7. Самое опасное место для пешеходов (Перекресток).
8. Машины в плохую погоду и темное время суток включают свет фар. А что применяют
при этом велосипедисты? (Катафоты)
9. Человек, едущий на транспорте (Пассажир).
10. Он бывает запрещающий, предупреждающий, информационный (Знак).
11 Проезжая часть дороги с твердым покрытием (Шоссе).
12. Велосипед с маленьким двигателем (Мопед).
13. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (Автобус).
14. «Осторожность не мешает», — этот свет предупреждает (Желтый).
15. Африканская лошадка, разрешающая пешеходу перейти проезжую часть (Зебра).
16. Место ожидания автобуса (Остановка).
17. Место, где на время оставляют свой транспорт (Стоянка).
6. Рефлексия
Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель
побуждает родителей к высказываниям вопросами:
Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями
и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания?
На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным
лично для вас?"
7.Задание для родителей
Разработать с ребёнком схему безопасного маршрута " Дом - Школа - Дом"
.Маршрут безопасного движения учащийся может разработать самостоятельно или с
помощью вас, родителей, ну а вы проговорите с ребенком маршрут движения и обучите
его ориентированию в дорожной обстановке .
Завершить свое выступление я хочу фразой: «Безопасность – это процесс, а не
результат» Так что наша работа продолжается.