Автор: Толокнеева Оксана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №11 "Рябинка" Населённый пункт: город Грязи, Липецкая область Наименование материала: статья Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Сегодня
в
дошкольных
учреждениях
уделяется
большое
внимание
здоровьесберегающим
технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования –
сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и
обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов,
воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к
здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Усилия
работников
ДОУ
сегодня
как
никогда
направлены
на
оздоровление
ребенка-
дошкольника,
культивирование
здорового
образа
жизни.
Неслучайно
именно
эти
задачи
являются
приоритетными
в
программе
модернизации
российского
образования.
Одним
из
средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых
немыслим
педагогический
процесс
современного
детского
сада.
Но
что
такое
здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих
пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже
для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в
понятиях.
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.
Здоровьесберегающий
педагогический
процесс
ДОУ
-
в
широком
смысле
слова
-
процесс
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
в
режиме
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения;
процесс,
направленный
на
обеспечение
физического,
психического
и
социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие
условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в
рамках
определенное
образовательной
системы
взаимодействие
детей
и
педагогов,
направленное
на
достижение
целей
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
в
ходе
образования, воспитания и обучения.
Технология
–
это
инструмент
профессиональной
деятельности
педагога,
соответственно
характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической
технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в
себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще
в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной
профессионально-педагогической
деятельности.
Педагогическую
технологию
отличают:
конкретность
и
четкость
цели
и
задач;
наличие
этапов:
первичной
диагностики;
отбора
содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в
определенной
логике
с
организацией
промежуточной
диагностики
достижения
цели,
критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая
педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на
решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности
осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать,
поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику
самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе
культуры профессионального 'здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению
родителей.
Виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании
– классификация
здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих
средств
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
субъектов
педагогического
процесса
в
детском
саду.
В
связи
с
этим
можно
выделить
следующие
виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном
образовании:
медико-профuлактические;
физкультурно-
оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в
детском саду.
Медико-профuлактические
технологии
в
дошкольном
образовании технологии,
обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского
персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских
средств.
К
ним
относятся
следующие
технологии:
организация
мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации
детского
здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития
дошкольников,
закаливания;
организация
профилактических
мероприятий
в
детском
саду;
организация
контроля
и
помощь
в
обеспечении
требований
СанПиНов;
организация
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
в
дошкольном
образовании
– технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической
культуры
дошкольников,
закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и
формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на
тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и
др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию
и
воспитателями
ДОУ
в
условиях
специально
организованных
форм
оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами
дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях
и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического
взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
детском
саду –
это
прежде
всего
технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель
этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека,
накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его,
обретение
валеологической
компетентности,
позволяющей
дошкольнику
самостоятельно
и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные
с
оказанием
элементарной
медицинской,
психологической
самопомощи
и
помощи.
В
дошкольной
педагогике
к
наиболее
значимым
видам
технологий
относятся
технологии
личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких
технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития,
учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и
обучения.
Пстроение
педагогического
процесса
с
ориентацией
на
личность
ребёнка
закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии,
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача
этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического
самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье,
обеспечение
социально-эмоционального
благополучия
дошкольника.
Реализацией
данных
технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а
также
воспитатель
и
специалисты
дошкольного
образования
в
текущем
педагогическом
процессе
ДОУ.
К
этому
виду
технологий
можно
отнести
технологии
психологического
и
психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского
сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому
образу жизни.
ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:
сохранить здоровье детей;
создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период
дошкольного детства.
На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы
было
создано
множество
различных
здоровьесберегающих
методик,
которые
можно
классифицировать
по
нескольким
отдельным
группам.
Это
медико-профилактические
и
физкультурно-оздоровительные
технологии,
технологии
здоровьесбережения
педагогов
дошкольного
образования,
технологии,
направленные
на
обеспечение
социально-
психологического
благополучия
воспитанников,
валеологического
просвещения
детей
и
родителей.
Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:
направленностью
воспитательно-образовательного
процесса
на
физическое
развитие
дошкольников и их валеологическое образование;
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДОУ;
формированием
подходов
к
взаимодействию
с
семьей
и
развитием
социального
партнерства.
Все
эти
технологии
направлены
в
первую
очередь
на
воспитание
здоровых
физически
и
психологически детей. Причем, физическому и психологическому аспектам уделяется одинаково
большое внимание, в то время как еще несколько лет назад в детских садах велась работа
предпочтительно по сохранению и поддержанию физического здоровья ребенка.
Сегодня
же
в
каждом
детском
учреждении
обязательно
есть
детский
психолог,
который
занимается с детьми как в коллективе, так и индивидуально. Заметив негативные изменения в
поведении ребенка, воспитатели обязаны поставить в известность родителей и начать активную
работу по поддержанию психического здоровья воспитанника.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ :
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-
адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических
мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная
организация
режимных
моментов,
оптимальный
двигательный
режим,
правильное
распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения
взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых
средств и методов).
3.
Оздоровительная
направленность
воспитательно-образовательного
процесса
(учет
гигиенических
требований
к
максимальной
нагрузке
на
детей
дошкольного
возраста
в
организованных
формах
обучения,
создание
условий
для
оздоровительных
режимов,
валеологизация
образовательного
пространства
для
детей,
бережное
отношение
к
нервной
системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы
выбора
и
волеизъявления,
создание
условий
для
самореализации;
ориентация
на
зону
ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания
о
здоровье,
умения
сберегать,
поддерживать
и
сохранять
его,
формирования
осознанного
отношения к здоровью и жизни).
Этапы работы
1. Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности
дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды
ДОУ.
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
Использование в режиме дня:
отдельных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий
детей;
различных оздоровительных режимов (на время каникул; в летний период);
комплекса закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по "дорожкам
здоровья”,
профилактика
плоскостопия;
хождение
босиком,
"топтание”
в
тазах,
полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе);
физкультурных занятий всех типов;
оптимального двигательного режима. Кроме традиционной двигательной деятельности
детей
(утренняя
гимнастика,
физкультурные
занятия,
проведение
подвижных
игр,
прогулки,
музыкально-ритмические
занятия)
мы
включаем
в
воспитательно-
образовательный процесс технологии оздоровления и профилактики:
а) пятиминутки здоровья;
б) двигательные переменки между занятиями;
в) проведение дней здоровья;
г) физкультурно-спортивные праздники в зале и на улице;
д) занятия ЛФК;
3. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе должны работать
рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы
упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для
развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
Родители
привлекаются
к
участию
в
физкультурно-массовых
мероприятиях
дошкольного
учреждения.
4. Конечные результаты:
формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников;
внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья
детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
формирование
у
дошкольников
основ
валеологического
сознания,
потребности
заботиться о своем здоровье;
обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей
детей;
улучшение соматических показателей здоровья дошкольников.
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
Точечный массаж по методу Уманской
Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
Гимнастика с элементами хатха-йога
Комплексы по профилактике плоскостопия
Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
Дыхательная гимнастика
Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки,
массаж ушных раковин)
Прогулки + динамический час
З а к а л и в а н и е :
Сон без маек
Ходьба босиком
Чистка зубов и полоскание полости рта
Обширное умывание
Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в
солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1.
Луковый напиток
2.
Лук, чеснок
3.
Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой
Особое
внимание
в
режиме
дня
мы
уделяем
проведению
закаливающих
процедур,
способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание
будет
эффективным
только
тогда,
когда
оно
обеспечивается
в
течении
всего
времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
Рациональную неперегревающую одежду детей
Соблюдение режима прогулок во все времена года
Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в
течении 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа), которое очищает
кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.