Напоминание

Образовательный проект для детей подготовительной группы "Мир русской народной культуры"


Автор: Воротилкина Светлана Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №21 "Чебурашка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей"
Населённый пункт: город Лесной Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательный проект для детей подготовительной группы "Мир русской народной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Образовательный проект «Мир русской народной культуры»

Автор: Воротилкина Светлана Валерьевна

Дефицит

культуры

и

духовности

негативно

влияет

на

развитие

личности,

что

отражается

в

поведении,

нравственности,

отсутствии

гражданской

позиции,

нигилистическом

отношении

к

ценностям

истории,

искусства,

к

традициям

народа.

Поэтому обращение к теме народной отечественной культуры - необходимое условие в

развитии личности ребёнка дошкольного возраста. Помимо очевидной доступности и

эмоциональной привлекательности этого материала для детей в нём заложен огромный

воспитательный

потенциал.

В

образах

русской

культуры,

представленных

в

сказках,

колыбельных,

закличках,

играх,

сконцентрирована

мудрость

народа,

его

оптимизм,

свойственная нашему менталитету восприимчивость ко всему лучшему, что есть в мире.

В связи с этим, одной из проблем развития детей дошкольного возраста сегодня

становится противоречие между сознанием необходимости тесных связей с богатейшим

наследием русской культуры и недостаточностью представлений и знаний о народных

традициях у взрослых и детей.

На основе этого были выделены цель, объект, предмет, сформулированы задачи

проекта.

Цель проекта — приобщение детей к красоте и самобытности русского языка,

путём погружения в атмосферу народной отечественной культуры.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей о многообразии и неповторимой красоте отечественной

народной культуры;

2. Раскрыть самобытность и образность русского языка, обогатить словарный запас детей;

3. Погрузить в атмосферу русского народного быта, знакомя с особенностями семейного

уклада и межличностных отношений;

4. Создать условия для формирования понятий о системе нравственных и ценностных

ориентиров, которые свойственны именно отечественной ментальности;

5.

Познакомить

с

жанрами

народного

музыкального

фольклора:

потешки,

заклички,

прибаутки, трудовые и хороводные песни, плясовые, частушки;

6. Закрепить с детьми навыки исполнения основных движений русских народных танцев;

7. Освоить с детьми способы игры на русских народных инструментах, закрепив навыки

игры в оркестре.

При разработке данного проекта я руководствовалась рядом программ и авторских

разработок, которые помогли мне в освоении новых форм деятельности и методических

приёмов.

В

дополнении

к

этому

считаю

нужным

сказать,

что

мне

потребовалось

достаточно большое количество времени для подбора интересного, эмоционально яркого и

в тоже время доступного для восприятия детей практического материала.

Данный проект был рассчитан мною на два месяца, но процесс погружения детей в

атмосферу русской национальной культуры продолжался на протяжении всего учебного

года. Это подготовка и проведение осеннего праздника с использованием фольклорного

материала,

новогодний

праздник

по

мотивам

русской

народной

сказки

«Морозко»,

традиционное для нашего образовательного учреждения рождественское колядование, а в

перспективе

постановка

детского

музыкального

спектакля

с

персонажами

народных

сказок, летом — праздник «Ивана Купалы».

Проект включал в себя три основных этапа: организационный, практический и

обобщающий.

I этап — организационный.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса на первом этапе мне было

необходимо определить уровень практических знаний и осведомлённости детей по данной

теме,

проанализировать

возможность

использования

выбранной

темы

в

рамках,

реализуемых в МБДОУ программ, выбрать приемлемые методики, создать необходимые

условия.

Мной был разработан перспективно-тематический план, определены этапы работы

с воспитателями и родителями.

II этап — практический, носил практико-ориентированный характер.

В своей практической деятельности в рамках обозначенной темы я выстраивала

одновременно

в

нескольких

направлениях,

придерживаясь

которых,

я

пыталась

постепенно, подвести детей к пониманию и осознанию мудрости и самобытной красоты

русского фольклорного искусства.

Первое

направление:

«Мир

русской

избы»:

Совместно

с

воспитателями

я

старалась

приблизить

детей

к

пониманию

быта,

традиций,

моделей

поведения

и

межличностных отношений в рамках деревенской семьи. Где социальная значимость,

права и обязанности каждого были строго определены вековым уставом. Из наших бесед с

детьми, посещения

экспозиции «Русская изба» в городском музее, из рассказов своих близких, у детей

постепенно складывалась картина жизненного уклада в русской избе. Здесь не было

случайных

предметов,

каждая

вещь,

помимо

практического

применения

несла

определённую смысловую нагрузку.

Для более детального ознакомления детей с бытом русской избы мы, практически

всем педагогическим коллективом и с помощью родителей, попытались воссоздать в

музыкальном зале её основные детали и обстановку (печь, лавки, люльку, полки, ухват,

кочергу, горшки, чугунный утюг, самовар).

Органично вписались в интерьер и предметы прикладного искусства (Городецкая и

Дымковская игрушки, хохломская и палеховская росписи). Это позволило познакомить

детей с народными промыслами не только нашего края, но и всей России.

Неоценимую помощь в дополнении нашей экспозиции предметами деревенского

быта оказала городская школа искусств. Педагог школы искусств Н.В. Кочетова и наш

преподаватель ИЗО О.Б.Телеш помогли в художественном оформлении зала.

Второе направление: «Устное народное творчество»: Как без мелодии нет песни,

так и без национального языка нет национальной культуры. В своём проекте мне хотелось

наиболее полно познакомить детей с колоритом и образностью устного творчества, в

котором как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии,

верности. В процессе знакомства детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками

осуществлялось

приобщение

их

к

общечеловеческим

нравственным

ценностям.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая

заботу,

нежность,

веру

в

благополучное

будущее,

а

пословицы

и

поговорки

метко

оценивают различные жизненные ситуации, высмеивают недостатки, восхваляют

положительные

качества

людей,

уважительное

отношение

к

труду,

восхищение

мастерством человеческих рук. Дети откликались с живостью и большим интересом, так

как материалосновывался на их жизненном опыте, и мы буквально обменивались

информацией. Они вспоминали, какими потешками и пестушками их развлекали мамы и

бабушки, какие дразнилки и считалки они усвоили в общении с другими детьми.

Стоит сказать, что и в процессе знакомства и разучивания народных песен дети

пополняли свой словарный запас новыми для них словами: молодичка, вершок, зыбка,

шесток, душегрейка, полог, кокошник, рушник. А также специфичными выражениями

пошли погуляти, дитятко малое, удалой молодец, пригожая девица и другие.

Кроме того, была проведена большая работа воспитателей по ознакомлению детей с

различными

жанрами

устного

народного

творчества,

куда

вошли

сказки,

поговорки,

скороговорки, шутки-небылицы, заклички, пословицы.

Третье направление: «Музыка — душа народа»: Самое сложное для меня в

данном направлении было выбрать из этого необозримого богатства именно те золотые

крупицы, которые могли бы настолько глубоко затронуть душу ребёнка, что бы навсегда

поселить в ней неистребимую любовь к музыке своего народа.

В тоже время я учитывала, что музыкальный материал должен быть насколько

эмоционально ярким, настолько же предельно доступным для понимания и усвоения

пятилетним

ребёнком.

Одновременно

с

этим,

должна

быть

и

связь

с

небольшим

жизненным опытом детей, окружающим их миром.

Музыка сопровождает человека всю его жизнь: в радости и печали, в будни и

праздники, на заре жизни и в её завершении. Это доступно детям, эти понятия совпадают

и с их жизненным опытом, поэтому и темы занятий были выстроены по той же логике.

Разучивая колыбельные, дети с интересом воспринимали рассказы о том, как в

деревнях развлекали и пестовали малышей, как была устроена колыбель, и что в разных

краях России она называлась то зыбкой, то люлькой. Почему в колыбельных принято

обращение к определённым животным, образам, природным стихиям.

В разделе «С песней дело спорится»' дети узнавали о значении трудовых песен,

которые не только скрашивали тяжёлый крестьянский труд, но и передавали молодому

поколению точную технологию того или иного трудового процесса (процесс вспашки,

посева, засолки капусты, выполнение работы по дому).

На занятиях по теме «Мелодия песни — нить в руках мастерицы» я пыталась

раскрыть перед детьми всю глубину, неповторимость и многогранность оттенков чувств и

настроений лирической народной музыки. Включая детское воображение, мы с детьми

оказывались в девичьей светёлке, где за прялкой или вышивкой пели девушки, выражая в

песне свои мысли. Слушая инструментальные версии лирических песен, дети осваивали

пластику и неторопливую плавность движений, находили аналогию в русских узорах

вышивки и узорах перестроений лирического танца.

Красочной разноголосицей народных гуляний и деревенских посиделок захватила

детей атмосфера занятий «Игры да потеха для весёлого смеха». Скоморошьи припевки,

переклички «стенка на стенку», зажигательная русская пляска, народные игры — всё это

находило у детей интерес и эмоциональный отклик, а освоение новых танцевальных

движений расширило представление детей о русской плясовой.

А какой восторг вызвало у детей появление на занятии педагогов музыкальной

школы

Л.П.

Бровкиной

и

В.Н.

Бровкина.

Звучание

баяна,

проникновенное

пение

позволило в живую прикоснуться, почувствовать красоту народной музыки. Рассказы об

истории народных инструментов порой вызывали у детей удивление, так как информация

часто была неожиданной. К примеру, было интересно узнать, что знакомый каждому

ксилофон был создан фантазией безызвестного музыканта из обычной вязанки дров. Или,

что кокошник — это не только название женского головного убора, но и оригинальный

ударный музыкальный инструмент.

Четвёртое

направление:

«Декоративно-прикладное

искусство»:

Невозможно

постичь красоту народного искусства, не имея представления о работах русских мастеров.

Вместе с преподавателем ИЗО О.Б. Телеш дети осваивали разнообразие Хохломской,

Городецкой,

Гжельской

росписи,

любовались

резными

наличниками

русской

избы,

рассматривали орнаменты на рушниках и русских костюмах. Познания детей в этом

направлении нашли творческое применение в самостоятельной росписи муляжей посуды,

деревянных ложек, в совместном с родителями украшении кокошников.

В

завершении

практической

работы

был

проведён

праздник

для

родителей

и

итоговое занятие «Уральские посиделки». Это позволило детям реализовать полученные

знания и умения и ощутить потребность в продолжении знакомства с отечественной

культурой.

Таким образом, одновременная работа в названных направлениях, привлечение

педагогов, специалистов, родителей, непосредственное участие педагогов музыкальной

школы и школы искусств дало ощутимый качественный скачок в интеллектуальном,

эмоциональном и нравственном развитии детей. Позволило реализовать свой творческий

потенциал, что, в какой-то мере послужило и снятию психологических зажимов, дало

возможность самоутверждению и эмоциональному раскрепощению детей. И, что наиболее

важно,

дети

соприкоснувшись

с

родной

культурой,

усвоили

неоспоримую

правоту

народной мудрости и непреходящее значение нравственных ценностей своего народа.

III этап — обобщающий.

Носил контрольно-оценочный характер.

По итогам реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

- разработан тематический образовательный план занятий по данному проекту;

- согласованы действия музыкального руководителя, специалистов, воспитателей и семьи

в рамках приобщения детей к отечественной народной культуре;

- на основе анализа и оценки педагогической деятельности отмечена положительная

динамика в интеллектуальном, музыкальном и нравственном развитии детей.

Конспект образовательного мероприятия в старшей группе

Музыкальная гостиная «В светлой горнице»

Автор: Воротилкина Светлана Валерьевна

Цель: Личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкально-

творческой деятельности на основе произведений отечественной народной культуры.

Задачи:

1.

Создать условия для комплексной интеграции знаний детей и приобретения

чувственно-интеллектуального опыта на основе фольклорной культуры.

2.

Продолжить развитие музыкальных навыков, посредством вовлечения в различные

виды музыкальной деятельности.

4.Развивать коммуникативные способности и эмоционально-чувственную сферу.

5.Содействовать формированию образного мышления, готовности к поиску творческих

решений.

6.Побуждать к творческой самореализации в исполнительской деятельности.

Предварительная работа:

1.

Ознакомление с бытом и культурным наследием русского народа:

просмотр видеоматериалов о деревенском быте, истории русского костюма.

знакомство с устным народным творчеством (сказки, прибаутки, поговорки, пестушки,

пословицы, скороговорки).

посещение экскурсии «Русская изба» в городском краеведческом музее.

знакомство с многообразием и колоритностью русского прикладного искусства.

2.

Разучивание разножанровых народных песен и танцев;

3.

Знакомство с историей русских народных инструментов;

4.

Слушание песен и инструментальных композиций в исполнении оркестра народных

инструментов;

5.

Освоение способов игры на русских народных инструментах: ложках, рубеле,

кокошнике, трещотках, коробочке, бубенцах, ксилофоне;

6.

Работа над выразительным и характерным исполнением народных песен и танцев;

7.

Расширение словарного запаса и кругозора детей.

Ход деятельности:

Под звуки русской лирической песни выходит ведущая

Ведущая: Широка ты, Русь, по лицу земли,

В крае царственном развернулась.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, песни звончатой!

Под звуки «Русской плясовой» в музыкальный зал заходят дети

Ребёнок: Здравствуйте, люди добрые!

Хозяйка: Здравствуйте, разудалы добры молодцы,

Здравствуйте, девицы красные, милые, прекрасные.

1 ребёнок: На Руси гостей встречают круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном с белоснежным рушником.

2 ребёнок: Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

(подносят гостям хлеб на рушнике)

Говорят в народе: «Есть хлеб – будет и песня!»

Исполнение песни З. Роот «Русская изба»

Хозяйка: Зимний день вьюжен, холоден, одной-то в избе скучно сидеть, да и работа

вместе веселей спорится. Позову-ка я вас к себе на посиделки.

Проходите, садитесь, друг дружке улыбнитесь!

Дети садятся на скамейки, а Хозяйка им рассказывает:

Хозяйка: Изба наша теплом души согрета, любовью взлелеяна, трудом украшена!

1 ребёнок: Оживает всё вокруг от тепла искусных рук!

2 ребёнок: Полной чашей будет дом, коль работа с огоньком!

Хозяйка: Не зря говорят: бойся - перебойся пустого времени. А ещё что люди говорят про

труд?

Дети вспоминают пословицы о труде, что хозяева в доме своими руками делали:

плетение ковриков, корзин, лаптей приготовление домашней утвари, одежды

Хозяйка: Нечего и спорить тут, за работу, добрый люд!

Никто в стороне не останется, каждому дело достанется!

Звучит музыка. Девочки присаживаются на скамейку у печки, а мальчикам Хозяйка

предлагает сесть за столы раздаёт им для росписи ложки

Сценка девочек «У печки»:

Хозяйка (обращаясь к девочкам): Вот вам каждой по два клубочка, нужно в один клубок

смотать, а я пойду нашим мастерам помогу. (Уходит к мальчикам, организуя

художественно-изобразительную деятельность)

1девочка: А загадать вам загадку? Мне бабушка загадывала!

Девочки: Загадай! А то скучно так сидеть!

1девочка: Загадаю такую, что вам во век не отгадать!

Загадка по край леса, другая - по край света,

Третья - во всю землю, четвёртая – без цветочков,

Пятая – без ключочков, шестая – без кореньев, Ну-ка, отгадайте!

2девочка: По край света – ясный месяц,

Во всю землю – путь-дорога,

Без цветочков – ковыль-трава,

Без кореньев – белый камень.

1девочка: Верно, ишь, какая смышлёная!

3девочка: А я скороговорку знаю, ну-ка, кто скажет, как я:

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Все девочки пытаются повторить скороговорку

4девочка: А давайте поиграем!

5девочка: В «Горелки»!

6девочка: Нет, в «Цепи кованные»!

7девочка: Нет, давайте лучше в «Чилика»!

8девочка: Кто Чилик будет?

Девочки начинают спорить, но потом выбирают ведущую с помощью считалки:

За морями, за горами, за железными столбами,

На пригорке - теремок, на дверях висит замок.

Ты за ключиком иди и замочек отомкни!

Затем все прячутся, спрятавшись, с мест кричат:

Ходит Чилик по двору, ищет Чилик кочергу.

Кочерга черна, убежала со двора!

«Чилик» повернувшись, ходит всех ищет и приговаривает:

У печки щи варю!

У порога лучинку колю!

У окошечка коровушку дою!

У лежаночки картошку пеку!

А кто мне попадёт, кочергою будет тот!

Девочки с возгласами: «Огонь! Огонь!» пытаются, минуя Чилика добежать до

скамьи.

Звучит фонограмма «Плачь разбуженного ребёнка»

1девочка: Ну, вот, расшумелись, разбудили Машутку! (Подходит к колыбели, с ней ещё

четыре девочки, остальные садятся сматывать клубочки).

2девочка: (покачивая колыбель, приговаривает потешку):

Ай, не плачь, ай не плачь! Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать – куплю худой лапоть!

Ай, не плачь, ай не плачь! Несёт котик калач.

Недалеко на мостике несёт калач на хвостике.

Девочки исполняют прибаутку «Скок-поскок»

Снова звучит фонограмма «Плачь ребёнка»

3 девочка напевает: Баю-баюшки, бай, бай,

Глазки, Маша, закрывай.

Мы тебя качаем, тебя величаем.

Будь счастлива, будь умна,

При народе будь скромна,

Спи, усни до вечера,

Тебе делать нечего!

Девочки встают вокруг колыбели и исполняют Колыбельную:

1.Сон дорогу нашёл, к тебе в гости пришёл.

Ты его не гони, спи, Машутка, усни,

2.Завтра выйдешь опять во дворе погулять,

А пока – отдохни, спи, Машутка, усни,

3.Не скребутся паучки – все по норкам спать легли;

Не летают гули, – все давно уснули.

4.Только серенький волчок ходит ночью у ворот,

Хочет Машу он забрать, мы не будем отдавать.

Хозяйка: Вот, спасибо, нянюшки! Нянюшки-хозяюшки! (Обращаясь к мальчикам): А

наши ребята удалые, умельцы мастеровые, всё ли у вас сладилось? Всё получилось?

(Хозяйка вместе с девочками подходит к мальчикам

1 Мальчик: Деревянная подружка! Без неё мы как, без рук.

На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот, и обжечься не даёт!

2 Мальчик: Две ложки чудеса творят – стоит в руки взять, весело стучат!

Дети берут музыкальные инструменты и выстраиваются в шеренгу перед

зрителями

Исполнение народной потешки «При царе, да при Горохе» под аккомпанемент ложек:

1.При царе да при Горохе озорные скоморохи

По дороге в балаган потеряли барабан,

Пр: Ой, жги-говори, заиграли ложкари!

Бубен потеряли, в ложки ударяли!

2.Возле печки паучиха пляшет важно, как купчиха,

И сверчки-весельчаки отбивают каблучки –

Пр: Ой, жги-говори, заиграли ложкари!

С каблучка на носок, а потом ещё разок!

3.Пляшет эхо, пляшет тень, пляшут все, кому не лень!

Плясать вместе мы пойдём, всех с собою позовём!

Пр: Ой, жги-говори, заиграли ложкари!

Бубен потеряли, в ложки ударяли!

Хозяйка: (собирает в корзину у мальчиков ложки, обращая внимание на то, как они

украшены)

Люди всегда стремились к красоте, окружали свою жизнь вещами простыми, но

красивыми. Расписной посудой, украшенной тонкой резьбой мебелью, одевали на

праздники вышитою умелой рукой мастерицы одежду. А мастерицы и впрямь были

волшебницы: и ткать, и шить, и прясть – всё умели!

Кружись, веретёнце, кружись, веретёнце,

Ниточка течёт, разговор со мной ведёт,

Словно речка с зорькою, с женской долей венчано.

И звенит узор красотой застенчивой!

Под звуки лирической песни дети выходят на танец «Русские узоры»

Исполнение танца «Русские узоры»

Хозяйка: Что ж, люди умелые да смекалистые, чай, и петь, и плясать вы мастера! Эй,

девчата-хохотушки, запевайте-ка частушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Под частушечный наигрыш дети выстраиваются перед зрителями

Хозяйка (держит в руках лапти):

Эту обувь не забыли, хоть давно-давно носили

Влезут детки на полати, у печи оставят лапти!

Исполнение частушек

1 группа (девочки): Вот гармошка заиграла, и пустились ноги в пляс,

Мы про лапти-лапоточки пропоём сейчас для вас.

Припев (все): Ой, лапти мои, лапотушечки,

До чего же хороши, как игрушечки!

2группа: Подарил Матвей пять пар лаптей, а куда же их девать?

Все: На вечорку одевать!

Припев (все): Ой, лапти мои, лапти-ходики,

Попляшите лапоточки в хороводике!

3группа: Что с лаптями, не поймём – сами носятся,

Не стоят они плясать просятся!

Припев (все): Ой, лапти мои, носки выстрочены,

Не хотели мы плясать, сами выскочили!

Громко, говорком: Ой, бей дробней, не жалей лаптей,

Лапти хода не дают, от гармошки отстают!

Под музыку дети выстраиваются в две шеренги (мальчики и девочки), лицом друг к

другу.

Мальчики: Что-то пляска не видна! (Разводя руки в стороны, поднимают плечи)

Девочки: Нет, неправда! Вот она! (Три притопа)

Мальчики: Плясуны не хороши? (Руки в боки, «нос вверх»)

Девочки: Иди один, да попляши! (Машут на них рукой)

Мальчики: Мы присядем, руки в бок! (Выполняют пружинки)

Девочки: А мы ножку на носок! (Выставляют вперёд носочек)

Мальчики: Топотушками пойдём! ( Топают)

Девочки: А мы лучше отдохнём! (Поворачиваются спиной, руки полочкой)

Мальчики: Не хотите, – не пляшите! (Машут рукой)

Девочки: Лучше завтра отдохнём! (Поворачиваются лицом к мальчикам)

Звучит музыка, мальчики приглашают девочек на танец, а Хозяйка приговаривает:

Пошли плясать, половицы гнутся,

Шире, шире, шире круг – дайте развернуться!

Исполнение танца «Русская плясовая»

Хозяйка: Славно веселится тот, кто в работе знает толк!

А мы с вами и поработали исправно и повеселились славно!

Своим трудом пользу принесли и гостей наших позабавили.

(Повернувшись к зрителям):

Спасибо вам, люди добрые, за вашу ласку, за приветливость! Желаем вам здоровья,

великого поспешания в делах ваших. Многие лета вам, дорогие, приходите к нам ещё раз,

будем рады!

Дети под музыку выходят из зала.



В раздел образования