Напоминание

Кружевница


Автор: Прокопенкова Мария Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУДО ЦДТ "Юность"
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Кружевница
Раздел: дополнительное образование





Назад




Департамент образования мэрии города Ярославля

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества «Россияне»

Принята на заседании

Экспертного совета

«____»_____________ 2017 г.

Протокол № ________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУДО ЦДТ

«Россияне»

____________ А.Л. Бусарев

«___»______________ 2017 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Кружевница»

Возраст обучающихся: 8 – 14 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Прокопенкова М.А.,

педагог дополнительного

образования

Ярославль, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

I. Пояснительная записка

3

II. Учебно-тематические планы I – III обучения

9

III. Содержание учебно-тематических планов

12

IV. Обеспечение программы

23

V. Список литературы

25

VI. Приложение

«Примерные темы воспитательных бесед»

26

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость программы

На протяжении всей истории человечества народное искусство было

неотъемлемой

частью

национальной

культуры.

Народное

искусство

сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование

художественных вкусов, стало быть, обучение детей приемам и традициям

различных видов народного искусства, декоративно-прикладного творчества

всегда будет актуально, необходимо для их личностного становления.

Народное искусство было преимущественно бытовым, и изучать его

приемы

и

традиции,

своеобразие

художественной

культуры

надо,

непременно,

создавая

необходимые

для

современников

изделия.

Лучше

заниматься изготовлением предметов, которые сразу найдут свое место в

жилом или общественном интерьере, станут частью современного костюма.

Такое

обучение

делает

занятия,

несомненно, практически

значимыми,

а

значит, и педагогически целесообразными.

Данная

дополнительная

общеобразовательная модифицированная

программа художественной направленности

имеет комплексную структуру:

она знакомит с большим разнообразием различных направлений в вязании

(ирландское кружево, брюггское кружево, имитация вологодского кружева,

шнурковое кружево, имитация фриволите), а также с двумя видами валяния

из шерсти — сухим и мокрым.

Отличительная

особенность предлагаемой

программы,

что

вполне

можно отнести и к ее новизне, заключается именно в объединении в рамках

одного образовательного процесса преподавание основ таких совершенно

разных

направлений

декоративно-прикладного

творчества,

как

вязание

и

валяние из шерсти.

В

основу

создания

программы

положены

работы А. Лопатиной, М.

Скребцовой, Г. Красниковой, Т. Комаровой и др. авторов – специалистов в

области декоративно-прикладного творчества и методики ознакомления с ним

подрастающего поколения.

Цель программы

-

создать

оптимальные

организационно-педагогические

условия

для

развития творческой индивидуальности учащихся, используя возможности

вязания и валяния из шерсти.

Задачи программы

Обучающие:

передать знания основных приемов вязания крючком;

передать

знания

о

технических

приемах

работы

с

шерстью

в

разных

техниках и о специальной терминологии;

3

научить использовать свойства шерсти при создании творческих работ;

способствовать освоению навыков организации и планирования работы.

Развивающие:

развивать художественный вкус учащихся;

развивать

изобразительные

и

художественно-конструкторские

способности;

развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность и бережливость;

формировать коммуникативную культуру, создавать комфортную среду

общения в детском коллективе.

Этапы реализации программы

Данная программа рассчитана на три года обучения.

Н а первом

году

обучения учащиеся

занимаются,

преимущественно,

вязанием

крючком.

Вязание

является

традиционным

видом

народного

творчества,

которое

и

по

сей

день

находит

применение

в

современном

костюме, в интерьере современного жилища, офиса.

Второй год обучения посвящен

освоению

приемов валяния плоских

изделий

техниками

сухого,

мокрого

и

смешанного

валяния. Валяние

из

шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в

процессе

которой

из

шерсти

создаётся

рисунок

на

ткани

или

войлоке,

объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или

аксессуары. Различают два вида валяния шерсти — сухое и мокрое.

П р

и сухом

в а л я н и и

ш е р с т ь

м н о го к р ат н о

п р о т ы к а е т с я

специальной иглой до

состояния

сваливания.

Во

время

этого

процесса

волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал.

Сухое

валяние

применяется

для

создания

объемных

изделий —

игрушек, бижутерии,

фигурок,

авторских

кукол,

а

так

же

для

нанесения

рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно сваленные поделки. Для

сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании

такой иглы в шерсть волокна зацепляются за засечки и спутываются друг с

другом. Номер иглы определяет её толщину. Чем больше номер, тем тоньше

игла

и

меньше

количество

зазубрин.

Чем

толще

игла,

тем

быстрее

она

фильцует и тем больше отверстия, которые она оставляет в пряже. В начале

работы обычно используют более толстые иглы (№ 32-36), в конце - более

тонкие (№ 38-40) для точной проработки деталей.

Мокрое

валяние

осуществляется

при

помощи

мыльного

или

специального

раствора.

Сначала

выкладывается

изделие

из

шерсти,

смачивается

раствором,

и

при

помощи

трения

производят

процесс

валяния. Мокрое

валяние

подходит

для

изготовления

панно,

одежды,

4

полотен, одним словом, плоских изделий. Для мокрого валяния существуют

специальные

растворы,

но

большинство

мастеров

обходятся

обычным

или жидким мылом.

Только

натуральная

шерсть

обладает

способностью

сваливаться,

и

люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Пожалуй,

нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой

технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Сегодня шерсть,

как один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает

актуальность.

Полузабытое

народное

ремесло

последнее

десятилетие

возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным

технологиям,

и

на

современных

машинах

находит

применение

при

изготовлении

обуви

и

шитье

одежды.

Профессиональные

дизайнеры

используют его как элемент декора.

Работа

над

изготовлением

изделий

из

войлока

открывает

большие

возможности для развития учащихся, пробуждает положительные эмоции,

вдохновляет, активизирует детскую мысль. При помощи данного творческого

объединения можно решить проблему занятости ребёнка в свободное время,

организовать его досуг.

Н а третьем

году

обучения

предусматривается

освоение

приемов

валяния объемных и полуобъемных изделий техниками сухого, мокрого и

смешанного валяния.

Программа

имеет

спиральный

принцип

построения,

который

предполагает

по степенное

расширение

и

углубление

з н а н и й ,

совершенствование творческих умений и навыков.

В данной программе большое внимание уделяется индивидуальным и

творческим

разработкам.

Результат

обучения

изготовление

авторских

работ.

На

протяжении

всего

периода

обучения

педагог

отслеживает

результативность программы.

Условия реализации программы

Данная программа предназначена детям 8 – 14 лет.

Комплектование

групп

происходит

на

основе

существующих

нормативных документов, действующего Устава учреждения. Принимаются

все желающие. Набор детей производится на принципах добровольности и

самоопределения обучающихся.

Наполняемость

одной

группы

не

более

15

человек.

Такой

количественный

состав

позволяет

педагогу

обратить

внимание

на

индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Режим организации занятий

Занятия

проводятся

два

раза

в

неделю,

продолжительностью

два

академических часа каждое (144 часа в год).

5

Формы занятий

Теоретические:

- беседа;

- объяснение;

- рассказ;

- индивидуальное консультирование.

Практические:

- изготовление изделий (в техниках вязания и валяния);

- конкурсы декоративно-прикладного творчества;

- выставки;

- работы по выполнению проекта.

Ожидаемые результаты

К окончанию первого года обучения дети должны:

-

овладеть

теоретическими

знаниями

и

специальной

терминологией,

связанными с вязанием крючком;

- овладеть практическими умениями и навыками вязания крючком;

-

работать

аккуратно,

бережно,

терпеливо,

опираясь

на

правила

техники

безопасности;

- планировать выполнение своей работы.

К окончанию второго года обучения дети должны:

-

овладеть

теоретическими

знаниями

и

специальной

терминологией,

связанными с валянием из шерсти;

- овладеть практическими умениями и навыками валяния из шерсти;

- иметь развитую мелкую моторику рук;

- хорошо владеть навыками организации и планирования работы;

- проявлять изобразительные и художественно-конструкторские возможности.

К окончанию третьего года обучения дети должны:

- усовершенствовать имеющиеся знания о приемах работы с шерстью и

соответствующие практические умения и навыки;

-

самостоятельно

принимать

конструктивные

решения

для

выполнения

поставленной задачи;

- проявлять коммуникативную культуру в детском коллективе.

Система отслеживания результатов

Для отслеживания результативности освоения программы используется

система методов наблюдения, исследования и диагностики.

Наблюдение

за

освоением

программы

осуществляется,

например,

в

х о д е текущего

контроля,

осуществляемого

в

организации

выполнения

контрольных работ по завершению определенной темы.

Социометрические

исследования

( н а п р и м е р , анкетирование,

применяемое как для входящего, так и для итогового контроля) позволяют

определить, какие техники вязания и валяния изделий вызывают наибольший

6

интерес,

какие

темы

лучше

усваиваются,

как

развиваются

способности

учащихся, как проходит становление коллектива.

Критерии,

показатели

и

методы

диагностики

представлены

в

следующей таблице:

Показатели

(соответствуют

ожидаемым

результатам)

Критерии

Степень выраженности

оцениваемого качества

Методы

диагностики

Теоретические знания

(по основным разделам

учебно-тематического

плана), в том числе:

- виды шерсти, ниток;

- принадлежности и

инструменты для

вязания и валяния;

- цвета круга;

- приемы изготовления

плоских,

полуобъемных и

объемных изделий.

Соответствие

теоретических

знаний

программным

требованиям

Минимальный уровень (ребенок

овладел менее 50% объема

знаний, предусмот-

ренных программой);

Средний уровень (объем

усвоенных знаний составляет

более 50%);

Максимальный уровень (ребенок

освоил практически весь объем

знаний, предус-

мотренных программой за

конкретный период).

Наблюдение,

контрольный

опрос

Владение специальной

терминологией

Осмысленность

и правильность

использования

специальной

терминологии

Минимальный уровень

(ребенок избегает

употреблять специальные

термины);

Средний уровень (ребенок

сочетает специальную

терминологию с бытовой);

Максимальный уровень

(специальные термины

употребляет осознанно и в

полном соответствии с их

содержанием).

Наблюдение,

контрольный

опрос

Практические умения

и навыки,

предусмотренные

программой,

в том числе:

- пользоваться иглой

для фильцевания,

ножницами, крючком;

- различать виды

шерсти, ниток;

- составлять из шерсти

образцы различных

цветовых гармоний;

- самостоятельно

использовать выкройки

изделий.

Соответствие

практических

умений и навыков

работы с шерстью

программным

требованиям

Степень развития

мелкой моторики

рук

Минимальный уровень

(ребенок овладел менее чем

50% предусмотренных

умений и навыков);

Средний уровень (объем

усвоенных умений и навыков

составляет более 50%);

Максимальный уровень

(ребенок овладел всеми

умениями и навыками,

предусмотренными

программой за конкретный

период).

Контрольные

задания

Изобразительные

Умение принимать

Начальный уровень (ребенок в

Наблюдение

7

и художественно-

конструкторские

возможности

конструктивные

решения для

выполнения

поставленной

задачи;

Креативность и

художественный

вкус в выполнении

практических

заданий

состоянии выполнять лишь

простейшие практические

задания педагога);

Репродуктивный уровень

(выполняет в основном

задания на основе образца);

Творческий уровень

(выполняет практические

задания с элементами

творчества).

Контрольные

задания

Навыки по

организации труда

Умение

планировать

выполнение своей

работы;

Умение работать

аккуратно,

бережно,

терпеливо,

опираясь на

правила техники

безопасности;

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Наблюдение

Практические

достижения

Участие в

различных

конкурсах,

выставках и

фестивалях

Победы и награждения

Выставки,

конкурсы,

фестивали

Формы подведения итогов

Для стимулирования детей к творчеству и в целях проверки результатов

большое

внимание

уделяется выставкам

и

конкурсам внутри центра. На

выставку

(конкурс)

отбираются

творческие

работы

учащихся.

Педагог,

безусловно,

заинтересован,

чтобы

каждый

ребенок,

посещающий

объединение, стал, хотя бы раз, участником такой выставки, ибо работа

каждого

заслуживает

внимания,

как

родителей,

так

и

самих

детей.

Это

показатель

работы

учащегося

и

его

самоутверждения

в

глазах

детей

и

родителей.

Также

итоги

подводятся

в

форме

проведения контрольных опросов,

выполнения контрольных заданий и проектных работ.

8

II.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

I год обучения

п/п

Название

разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Теор.

Прак.

I.

Основы вязания крючком

6

2

4

1.

Вводное занятие «Правила техники безопасности. Основные

приемы вязания крючком»

2

1

1

2.

Закрепление навыка вязания столбика без накида. Вязание

изделия «Черепашка»

4

1

3

II.

Виды кружева. Техники выполнения

132

38

94

1.

Понятие «филейное кружево». Вязание изделия «Закладка для

книги»

6

2

4

2.

Вязание изделия «Ангел»

6

2

4

3.

Вязание изделия «Ромашка»

2

1

1

4.

Вязание изделия «Цветы для волос»

6

2

4

5.

Изготовление шкатулки для рукоделия

10

2

8

6.

Вязание изделия «Снежинка»

4

1

3

7.

Вязание изделия «Цветочный шар»

4

1

3

8.

Знакомство с «шнурковым кружевом» (изделие «Салфетка»)

6

2

4

9.

Знакомство с «ленточным кружевом» (изделие «Салфетка»)

6

2

4

10.

Вязание изделия «Зайка»

4

1

3

11.

Знакомство с «брюггскими кружевами» (изделие «Шарфик»)

8

2

6

12.

Вязание изделия «Жилетка» в технике «брюггские кружева»

8

2

6

13.

Вязание изделия «Жгут» с бисером

4

1

3

14.

Знакомство с техникой «имитация фриволите» (изделие

«Воротник»)

6

2

4

15.

Вязание изделия «Крупный цветок»

4

1

3

16.

Вязание изделия «Ремень»

4

1

3

17.

Вязание изделия «Ажурный беретик»

4

1

3

18.

Вязание изделия «Тапки»

12

4

8

19.

Знакомство с техникой «ирландское кружево»: изделия

«Цветы», «Бабочка», «Листочки»

14

4

10

20.

Изготовление сеток в технике «ирландское кружево»

4

2

2

21.

Вязание изделия «Жилетка» в технике «ирландское кружево»

10

2

8

III

.

Внеучебная деятельность

6

-

6

1.

Участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного

творчества, др. мероприятих ЦДТ «Россияне»

6

-

6

Итого:

144

40

104

9

II год обучения

п/п

Название

разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Теор.

Прак.

I.

Знакомство с образовательным курсом

6

6

-

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

2.

Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

2

2

-

3.

Цвет. Цветовой круг.

2

2

-

II.

Изготовление плоских изделий в различных техниках валяния

132

37

95

1.

Изделие «Цветок-петунья» (сырое валяние), декорирование

4

1

3

2.

Изделие «Цветок с разрезными лепестками» (сырое валяние),

декорирование

4

1

3

3.

Изделие «Цветок-хризантема» (сырое валяние), декорирование

4

1

3

4.

Изделие «Брелок-бусина» (сырое валяние), декорирование

4

1

3

5.

Изделие «Футляр для телефона» (сырое валяние на шаблоне),

декорирование

6

2

4

6.

Изделие «мелкие цветы» (сырое валяние на шаблоне),

декорирование

6

2

4

7.

Изделие «Ангел» (сырое валяние на шаблоне), декорирование

6

2

4

8.

Игрушка (сухое валяние в формочке)

6

2

4

9.

Изделие «валеночки» (сырое валяние на шаблоне), декорирование

6

2

4

10.

Изделие «декоративный шарик» (сухое валяние)

6

2

4

11.

Изделие «шапочка для бани» (сырое валяние на шаблоне)

6

2

4

12.

Игрушка (сухое валяние в формочке с объемом)

4

1

3

13.

Изделие «цветок – роза» (сырое валяние)

8

2

6

14.

Изделие «тыква» (сухое валяние с объемом)

6

2

4

15.

Изделие «картина» (сырое валяние на марле)

8

2

6

16.

Изделие «матрешка» (сухое валяние)

10

2

8

17.

Изделие «сумочка» (сырое валяние на марле)

10

2

8

18.

Изделие «сердечко» (сухое валяние с объемом)

6

2

4

19.

Изделие «картина» (сырое валяние на марле с объемным

рисунком)

10

2

8

20.

Изделие «игрушка-собачка» (сухое валяние)

12

4

8

III.

Внеучебная деятельность

6

-

6

1.

Участие

в

конкурсах

и

выставках

декоративно-прикладного

творчества, др. мероприятих ЦДТ «Россияне»

6

-

6

Итого:

144

43

101

10

III год обучения

п/п

Название

разделов и тем

Общее

кол-во

часов

Теор.

Прак.

I.

Знакомство с образовательным курсом

4

4

-

1.

Вводное занятие. Обзор известных и новых техник валяния

2

2

-

2.

Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

II.

Изготовление объёмных и полуобъёмных изделий

в различных техниках валяния

1.

Изделие «Роза»

4

1

3

2.

Изделие «Камушек»

4

1

3

3.

Изделие «Хризантема»

4

1

3

4.

Работа над проектом

38

12

26

5.

Изделие «Кукла»

6

2

4

6.

Изделие «Платье для куклы»

4

1

3

7.

Декорирование куклы

4

1

3

8.

Изделие «Рукавички»

4

1

3

9.

Изделие «Сумочка из войлока и кожи»

6

2

4

10.

Изделие «Смешарик»

6

2

4

11.

Техника двухстороннего войлока

4

1

3

12.

Игрушка с движущимися деталями

8

2

6

13.

Техника ламинирования

4

1

3

14.

Работа над проектами

14.

Вяленая картина

7

2

5

15.

Игрушка-животное

6

2

4

16.

Кожаный плетеный ремешок

6

2

4

17.

Техника «кракелюр»

4

1

3

18.

Изделие «Цветок» в технике сухого валяния

7

2

5

19.

Изделие «Роза из кожи»

6

2

4

20.

Кожаная сумочка

10

2

8

21.

Работа над проектами

III

.

Внеучебная деятельность

1.

Участие

в

конкурсах

и

выставках

декоративно-прикладного

творчества, др. мероприятих ЦДТ «Россияне»

?

Итого:

144

43

101

11

III.СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ

I год обучения

I

.Раздел «Основы вязания крючком»

1.

Вводное

занятие

«Правила

техники

безопасности.

Основные

приемы

вязания крючком»

Теория: беседа о правилах техники безопасности, знакомство с колющими и

режущими

инструментами;

объяснение,

как

вязать

воздушные

петли,

делать

столбик без накида.

Практика: учимся вязать цепочку из воздушных петель, осваиваем столбик

без накида. В процессе выполнения задания педагог даёт советы, оказывает

индивидуальное консультирование (как и на всех последующих занятиях).

2.

Закрепление навыка вязания столбика без накида. Вязание изделия

«Черепашка»

Теория: беседа на выяснение знаний детей о черепахах; объяснение понятия

«цветовой гаммы».

Практика: вязание изделия «Черепашка». Каждый ребенок сам выбирает

цветовую гамму для своего изделия.

II.Раздел

«

Виды кружева. Техники выполнения»

1.

Понятие «филейное кружево». Вязание изделия «Закладка для книги»

Теория: рассказ-объяснение понятия «филейное кружево»; беседа с детьми о том,

где они видели изделия, выполненные в технике филейного кружева; беседа о

любимых книгах; объяснение понятия «закладка для книги».

Практика: учимся вязать столбик с накидом; изучаем различные варианты схем

для вывязывания закладки.

2.

Вязание изделия «Ангел»

Теория: беседа – предложение детям вспомнить и рассказать истории с участием

«Ангелов».

Практика: по предложенной схеме выполняем фигурку «Ангел».

3.

Вязание изделия «Ромашка».

Теория: беседа о цветах.

Практика: по предложенной схеме вяжем «Ромашку».

4.

Вязание изделия «Цветы для волос».

Теория: обсуждение схемы «Ромашка».

Практика: на основе схемы «Ромашки» каждый ребенок придумывает свой

цветок. После вывязывания цветка учимся крепить его на резинку для

волос.

5.

Изготовление шкатулки для рукоделия

Теория: знакомство с таким видом рукоделия, как «плетение из лозы»;

12

беседа с детьми о том, какие изделия можно выполнить в этой технике.

Практика: изготовление украшение для шкатулки (в технике плетение из

газет). Каждый ребенок придумывает свое украшение.

6.

Вязание изделия «Снежинка»

Теория: беседа на выяснение знаний детей о снежинках.

Практика: по предложенной схеме вяжем «Снежинку».

13.

Вязание изделия «Цветочный шар»

Теория: беседа-объяснение понятия «композиция».

Практика: изготовление основы для цветочного шара из трикотажной ткани,

обмотанной шерстяной ниткой; вывязывание цветов для шара и

пришивание их к основе. Каждый ребенок сам придумывает композицию

для своего «Цветочного шара».

8.

Знакомство с «шнурковым кружевом» (изделие «Салфетка»)

Теория:

рассказ

о

шнурковом

кружеве;

беседа

о

том,

какие

изделия

можно

выполнить в этой технике.

Практика: учимся

вязать шнурок, рисунок того, как должен быть выложен

шнурок, каждый ребенок решает сам; выполняем изделие в технике «шнуркового

кружева».

9.Знакомство с «ленточным кружевом» (изделие «Салфетка»)

Теория:

рассказ

о

ленточном

кружеве;

беседа

о

том,

какие

изделия

можно

выполнить в этой технике.

Практика: выполняем изделие в технике «ленточного кружева».

13.

Вязание изделия «Зайка»

Теория: рассмотрение и разбор схемы вязания изделия.

Практика: по предложенной схеме выполняем фигурку «Зайки». В процессе

выполнения задания педагог даёт советы, оказывает индивидуальное

консультирование.

11. Знакомство с «брюггскими кружевами» (изделие «Шарфик»)

Теория: рассказ о «брюггских кружевах»; беседа на выяснение понимания

детей, какое отечественное рукоделие напоминают «брюггские кружева»;

обсуждение нескольких вариантов схем для вывязывания шарфика.

Практика: выполнение изделия «шарфик». Каждый по своему желанию

выбирает цветной вариант работы.

12. Вязание изделия «Жилетка» в технике «брюггские кружева»

Теория: обсуждение нескольких вариантов схем для вывязывания жилетки.

Практика: выполнение изделия. Каждый по своему желанию выбирает

цветной вариант работы.

13. Вязание изделия «Жгут» с бисером

Теория: рассказ о бисероплетении; беседа с детьми о том, какие изделия

можно выполнить в этой технике; обсуждение предложенной схемы

вязания.

Практика: выполнение изделия.

14. Знакомимся с техникой «имитация фриволите»

Теория: объяснение понятия «фриволите»; приемов данной техники

13

вязания; обсуждение различных вариантов схем для вывязывания

воротника в технике «имитация фриволите».

Практика: учимся вязать мерное кружево; выполняем изделие «Воротник».

15. Вязание изделия «Крупный цветок»

Теория: обсуждение различных вариантов схем для вывязывания

цветка в технике «имитация фриволите».

Практика: выполнение изделия.

16. Вязание изделия «Ремень»

Теория: обсуждение различных вариантов схем для вывязывания

ремня в технике «имитация фриволите».

Практика: выполнение изделия.

17

.

Вязание изделия «Ажурный беретик»

Теория: вспоминаем технику «брюггские кружева»; обсуждаем несколько

вариантов схем для вывязывания этого изделия; выбираем цветной вариант

работы.

Практика: выполнение изделия.

18

.

Вязание изделие «Тапки»

Теория: вспоминаем вывязывание простого полотна; особо обсуждаем

процесс вывязывания носка и пятки (наиболее сложные участки работы)

.

Практика: выполнение изделия.

19

.

Знакомство с техникой «ирландское кружево»: изделия «Цветы»,

«Бабочка», «Листочки»

Теория: объяснение понятия «ирландское кружево», приемов данной

техники; обсуждение схем вывязывания в этой технике простого цветка,

бабочки, листочков; выбор цветных вариантов работ.

Практика: выполнение изделий.

20

.

Изготовление сеток в технике «ирландское кружево»

Теория: объяснение понятия «соединительные сетки» в технике вязания

«ирландское кружево»; обсуждение схем вывязывания.

Практика: вывязывание нескольких самых популярных вариантов.

21

.

Вязание изделия «Жилетка» в технике «ирландское кружево»

Теория: контрольный опрос, проверяющий знания учащихся, полученные

по технике «ирландское кружево».

Практика: выполнение проектных работ («придумать» фасон, рисунки,

сетки своей жилетки).

3.Раздел «Участие в конкурсах и выставках

декоративно-прикладного творчества, др. мероприятиях ЦДТ «Россияне»

Занятия данного раздела сугубо практические, направлены на закрепление и

демонстрацию

полученных

знаний

и

умений,

а

также

контроль

и

анализ

результативности образовательного курса.

14

II год обучения

1. Вводное занятие.

Цель

и

содержание

курса

«Валяние.

Изделия

из

непряденой

шерсти».

Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места.

Практическая работа(1час)

13.

Виды шерсти. Инструменты и принадлежности.

Виды

шерсти.

Краткая

характеристика,

разновидность,

применение.

Практическая работа (1час). Определение вида шерсти из предложенных

образцов. Инструменты и принадлежности, их эксплуатация.

13.

Цвет. Цветовой круг.

Видимый спектр. Цвета спектра. Цвета круга: теплые и холодные. Цветовой

тон и насыщенность. Хроматические и ахроматические цвета. Контраст и

гармония цветов. Практическая работа (1час). Зарисовка цветового круга.

13.

Изделие «цветок-петунья» (сырое валяние).

Учимся раскладывать и валять шерсть. Дети сами решают цветовую

гамму своего цветка. Мало свалять цветок, надо постараться сделать его

похожим

на

настоящий,

т.е.

с

веточкой,

листочками.

В

процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное

консультирование.

5. Изделие «цветок с разрезными лепестками» (сырое валяние).

Закрепляем навык раскладки и валяния шерсти. Техника выполнения

этого цветка схожа с предыдущим, но усложнена обработкой каждого

лепестка

отдельно.

Декорируется

цветок

по

тому

же

принципу

как

и

«петунья».

13.

Изделие «цветок-хризантема» (сырое валяние).

Раскладка шерсти сложнее, и сборка цветка изменилась (сам цветок

состоит из двух частей и они сшиваются между собой). Декорируется

цветок по тому же принципу, что и «петунья». В процессе выполнения

зад ания

пед агог

д аёт

советы,

оказывает

и н д и в и д у а л ь н о е

консультирование.

13.

Изделие «брелок-бусина» (сырое валяние).

Учимся валять бусины. В этой работе огромный простор для фантазии

в декорировании изделия (можно вышить, украсить бисером и т.д.). В

процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное консультирование.

13.

Изделие «футляр для телефона» (сырое валяние на шаблоне).

15

Учимся

валять

на

шаблоне

(это

очень

распространенный

прием).

Декорирование футляра на индивидуальный вкус ребенка. В процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное

консультирование.

13.

Изделие «мелкие цветы» (сырое валяние на шаблоне).

Шаблоном

для

таких

цветов

служат

крупные

бусины.

Учимся

наваливать шерсть на круглый шаблон. Сборка цветов идет уже знакомым

способом. В процессе выполнения задания педагог даёт советы, оказывает

индивидуальное консультирование.

13.

Изделие «Ангел» (сырое валяние на шаблоне).

В этом изделии применяются шаблоны различной величины. Сборка

деталий

изделия

сшиваются

между

собой.

На

занятии

прошу

детей

рассказать

истории

с

участием

«Ангелов».

В

процессе

выполнения

зад ания

пед агог

д аёт

советы,

оказывает

и н д и в и д у а л ь н о е

консультирование.

11. Игрушка (сухое валяние в формочке).

Приступаем

к

освоению

сухого

валяния.

В

первую

очередь

надо

вспомнить о технике безопасности с колющими предметами (иглами).

Шерсть сваливается при помощи иглы в пределах формочки, по этому

каждый выбирает формочку по своему вкусу. Игрушка получается

у

каждого своя.

12. Изделие «валеночки» (сырое валяние на шаблоне).

«Валеночки»-

это

очередное

изделие,

выполненное

на

шаблоне.

В

процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное консультирование.

13. Изделие «декоративный шарик» (сухое валяние).

Основы шара составляет трикотажная ткань, обмотанная шерстяной

ниткой.

Далее

на

основу

при

помощи

иглы

наваливается

шерсть

и

утрамбовывается до плотного состояния. Когда шарик готов его можно

декорировать.

9.

Изделие «шапочка для бани» (сырое валяние на шаблоне).

«Шапочка для бани» - это очередное изделие, выполненное на шаблоне.

В

процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное консультирование.

10.

Игрушка (сухое валяние в формочке с объемом).

16

Вспоминаем, как мы валяли при помощи формочки, но тогда у нас

получилась плоское изделие, теперь мы наваливаем в нужных местах

дополнительно шерсти и у нас получается объемная игрушка.

11.Изделие «цветок – роза» (сырое валяние).

Вспоминаем раскладку шерсти на сырое валяние. Усложнение в этой

работе в том, что каждый лепесток надо раскладывать отдельно. Сборку

цветка можно делать двумя способами: можно сшить, а можно привалять.

Декорирование проводим обычным способом.

12.

Изделие «тыква» (сухое валяние с объемом).

Валяем

по

сухому

круглую

основу

«тыквы»,

затем

наваливаем

дополнительным

объемом

ребрышки.

Осваиваем

новый

прием

шлифовку. При шлифовке можно дополнительно раскрасить «тыкву» для

эффекта натуральности. В конце работы сваливаем хвостик «тыквы» и

вваливаем его в середину.

13.

Изделие «картина» (сырое валяние на марле).

Выкладываем

на

марлевой

основе

по

эскизу

картины

шерсть.

Сваливаем, и если нужно, то уже по сухому дорабатываем мелкие детали.

В

процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное консультирование.

14.

Изделие «матрешка» (сухое валяние).

Валяем по сухому две круглые основы разного диаметра. Обе основы

приваливаем друг к другу так, что бы было похоже на заготовку для

матрешки. Затем приступаем к раскраске основы: выделяем лицо, платок,

фартук, руки, сарафан. После этого приступаем к детальной отделке всех

деталей.

15.

Изделие «сумочка» (сырое валяние на марле).

Валяем по шаблону основу сумки. Рисунок на сумке выполняем как на

«матрешке».

В

процессе

выполнения

задания

педагог

даёт

советы,

оказывает индивидуальное консультирование.

16.

Изделие «сердечко» (сухое валяние с объемом).

Валяем

по

сухому

при

помощи

формочки

сердечко,

затем,

чтобы

получить

объем,

приваливаем

дополнительно

с

двух

сторон

шерсть.

Отрабатываем на этом изделии шлифовку.

17.

Изделие

«картина»

(сырое

валяние

на

марле

с

объемным

рисунком).

Отличие

технологии

изготовления

этого

изделия

от

предыдущей

(изделие «картина») только в последнем этапе: на стадии

проработки

17

мелких

деталей

там,

где

нужно

путем

приваливания

шерсти

придаем

объем некоторым деталям.

18.

Изделие «игрушка-собачка» (сухое валяние).

По принципу матрешки с начала выполняем отдельные крупные части

тела,

потом

приваливаем

их

друг

к

другу

и

на

конец

раскрашиваем.

Последний этап это шлифовка.

III год обучения

1. Вводное занятие (техника безопасности)

На первом занятии мы вспоминаем технику безопасности при работе с

колющими

и

режущими

инструментами

и

обязательно

говорим

о

безопасности на дорогах.

2.

2. Изделие «Роза»

Для выполнения этого задания сначала надо свалять отдельно лепестки

розы (5 маленьких, 3 больших) по сырому. Затем на сформированную

середину

цветка

крепим

при

помощи

иголки

(по

сухому)

поочередно

лепестки, сначала маленькие, потом большие.

3. Изделие «Камушек»

На шаблоне раскладываем шерсть обычным порядком и валяем по

сырому,

далее

в

разрез

укладываем

наполнитель

(лучше

мелкий

холофайбер) и зашиваем нитками; шов маскируем прядками шерсти и

валяем по сухому. Затем окончательно валяем по сырому.

4. Изделие «Хризантема»

Выкладываем из шерсти два круга разного диаметра (19 см. и 11см.) и

валяем

по-сырому

до

полуготовности.

Края

полученных

кругов

надо

надрезать

(чуть

больше

половины

ширины

полоски)

и

сформировать

лепестки цветка. Формирование хризантемы идет уже при помощи иголки,

сначала сворачивается меньшая полоска с лепестками, а потом большая.

5. Работа над проектами

Обучающиеся

выбирают

изделие

для

изготовления

в

знакомых

техниках (возможно, из предложенных педагогом) индивидуально или в

малых группах. Проекты выполняются детьми самостоятельно, педагог

выступает в роли консультанта.

6. Изделие «Кукла »

Кукла может выполняться в двух вариантах (на руку или набивная).

Выкладка шерсти на шаблоне выбранного варианта идет с учетом особой

18

раскладки на руках и ногах. Особую сложность в этой работе представляет

голова, для нее валяются дополнительные детали (лицевая и затылочная

часть головы). На этих занятиях мы выполняем пока только заготовку для

будущей куклы.

7. Изделие «Платье для куклы»

Данная работа является продолжением предыдущей. Выкладка шерсти

идет

по

шаблону

выбранного

фасона

платья

для

куклы

(могут

быть

дополнительные детали – рукава, карманы, воротник).

8. Декорирование куклы

На этих занятиях обучающиеся из выполненной заготовки будут делать

уже

саму

куклу

(формировать

лицо,

руки,

ноги),

и

оденут

ее

в

приготовленный наряд. Так как образца куклы не будет представлено, то и

изделия должны получиться у всех разные.

9. Работа над проектами

Обучающиеся

выбирают

изделие

для

изготовления

в

знакомых

техниках (возможно, из предложенных педагогом) индивидуально или в

малых группах. Проекты выполняются детьми самостоятельно, педагог

выступает в роли консультанта.

10. Изделие «Рукавички»

Выкладка

шерсти

идет

по

шаблону,

который

изготавливается

индивидуально

по

размеру

руки.

Особое

внимание

уделяется

декорированию изделия на стадии раскладки шерсти.

11. Изделие «Сумочка»

На втором году обучения мы уже выполняли подобную работу, но с

помощью полученных новых знаний и навыков работа должна получиться

более интересной и сложной.

12. Изделие «Смешарик»

При работе над этим изделием осваивается технология приваливания

по сухому к основе различных деталей. Обучающиеся должны принести

картинку с изображением понравившегося героя (из смешариков) и по ней

выполнять работу.

13. Техника двухстороннего войлока

Это

одна

из

самых

древних

технологий

в

валянии

из

шерсти,

ее

применяли в изготовлении ковров, покрытий для юрт, одежды. Раскладка

шерсти идет полотном (четыре

слоя одного цвета, затем четыре слоя

другого цвета) и валяется по сырому до полной увалки; после высыхания

19

войлока

на

него

накладывается

трафарет

симметричного

рисунка

и

вырезается.

Полученный

фрагмент

войлока

надо

перевернуть

на

противоположную сторону. Внешние края орнамента и внутренние края

основного полотна необходимо аккуратно сшить с лицевой и изнаночной

стороны. В результате получается полотно с контрастным орнаментом в

центре.

14. Работа над проектами

Обучающиеся

выбирают

изделие

для

изготовления

в

знакомых

техниках (возможно, из предложенных педагогом) индивидуально или в

малых группах. Проекты выполняются детьми самостоятельно, педагог

выступает в роли консультанта.

15. Игрушка с движущимися деталями

В качестве образца предлагается фигурка мишки. Все детали фигурки

(голова, туловище, лапы) валяются по сухому отдельно, затем при помощи

длинной (кукольной) иглы сшиваются по схеме на одну нитку.

16. Техника ламинирования

Это

разновидность

сырого

валяния.

Раскладка

шерсти

обычным

способом, затем накрываем шерсть тканью (желательно натуральный шелк

или хлопок с редким переплетением), для большего эффекта можно под

ткань

положить

кусочки

более

плотной

материи.

Валяем

до

полной

увалки.

17. Валянная картина

Разновидностей

валяных

картин

много,

этот

способ

позволяет

обучающимся научиться делать красивые заплатки и применять отходы

войлока, оставшиеся от предыдущих работ. На полотно войлока (или

другой шерстяной ткани), согласно задуманному рисунку, накладываются

прядки шерсти или кусочки другого цветного войлока, и приваливаются

при помощи иголки по сухому.

18. Игрушка-животное

На предыдущих занятиях обучающиеся уже делали фигурки животных

разными способами, поэтому, в какой технике они будут выполнять свою

игрушку - решат сами. Главная задача этого задания – научиться красиво

декорировать свое изделие.

19. Работа над проектами

Обучающиеся

выбирают

изделие

для

изготовления

в

знакомых

техниках (возможно, из предложенных педагогом) индивидуально или в

малых группах. Проекты выполняются детьми самостоятельно, педагог

выступает в роли консультанта.

20

20. Кожаный плетеный ремешок

Для

выполнения

этого

задания

сначала

надо

подготовить

кожу

нарезать ленточки и вытянуть их. Из какого количества ленточек будет

плестись ремешок (можно из 3, 4, 5, 6 и т.д.) - каждый обучающийся

решает сам. Способ плетения показывается индивидуально.

21. Техника «Кракелюр»

Это разновидность сырого валяния. На разложенную в два слоя шерсть

раскладываются ленточки полиэтиленовой пленки, затем выкладывается

еще два слоя шерсти другого цвета и валяются обычным порядком до

полуготовности. Когда волокна шерсти хорошо схватятся, но до увалки,

надо

разрезать

шерсть

по

направлению

проложенных

внутри

войлока

ленточек и завалять края срезов. После выполнения этой операции можно

приступить к окончательному уваливанию войлока.

22. Изделие «Цветок»

В основном цветы валяются по сырому, а этот делается по сухому.

Сваливаем

каждый

лепесток

отдельно

в

формочке,

затем

формируем

серединку

и

уже

к

ней

приваливаем

лепестки.

Цветок

можно

дополнительно украсить.

23. Роза из кожи

Перед

началом

выполнения

этого

задания

обязательно

говорим

о

технике безопасности работы с огнем. По выкройке вырезаем лепестки

нашей будущей розы (5 маленьких и 3 больших), далее держим наши

лепесточки над огнем так, чтобы края их слегка загнулись. Формирование

цветка

проходит

так

же

как

и

в

валянии,

только

не

приваливаем,

а

приклеиваем.

24. Работа над проектами

Обучающиеся

выбирают

изделие

для

изготовления

в

знакомых

техниках (возможно, из предложенных педагогом) индивидуально или в

малых группах. Проекты выполняются детьми самостоятельно, педагог

выступает в роли консультанта.

25. Кожаная сумочка

Работа над заданием начинается с разработки модели сумочки, затем

выполняем

выкройку

деталей.

Очень

важен

порядок

сборки

деталей,

поэтому

мы

его

заранее

оговариваем.

Сшиваем

сумку

заранее

приготовленными кожаными ленточками.

21

26. Работа над проектами

Обучающиеся

выбирают

изделие

для

изготовления

в

знакомых

техниках (возможно, из предложенных педагогом) индивидуально или в

малых группах. Проекты выполняются детьми самостоятельно, педагог

выступает в роли консультанта.

22

IV

. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Методическое обеспечение

Формы занятий

Занятие по программе «Кружевница» включает в себя теоретическую и

практическую части. Теоретическая часть состоит из объяснения педагогом

технологии

изготовления

конкретного

изделия

и

бесед,

демонстрации

образцов.

Практическая

часть

занятия

предполагает

процесс

выполнения

изделия

обучающимися,

в

ходе

которого

педагог

даёт

советы,

оказывает

индивидуальное консультирование.

Также

мы

посчитали

целесообразным

включить

с

воспитательной

целью беседы с обучающимися на морально-этические темы. Примерные

темы для бесед и перечень основных вопросов, обсуждаемых с детьми,

представлены в Приложении.

Теоретические формы:

- беседы,

- объяснения,

- рассказы,

- инструктажи,

- индивидуальное консультирование.

Практические формы:

- изготовление изделий,

- конкурсы,

- выставки,

- фестивали,

- коллективное обсуждение,

- контрольный опрос;

- работа над выполнением проекта.

Методы обучения

Наглядность

Сочетание словесных и наглядных методов

Визуально-демонстрационный метод

Проблемно-поисковые методы (проектная деятельность)

Организация выполнения контрольных работ

Репродуктивные методы (иллюстрирование, объяснение, инструктаж)

Творческие задания

Методы воспитания

Вовлечение в декоративно-прикладное творчество

Метод формирования интереса к учению

23

Проведение занятий с использованием бесед на морально-этические темы

(примерные темы для бесед и перечень основных вопросов, обсуждаемых

с детьми, представлены в Приложении)

Методы контроля

Изготовление творческих продуктов

Наблюдение

Проведение контрольных опросов

Выполнение контрольных заданий

2.

Наглядно-дидактическое обеспечение

Образцы

вязаных

изделий,

поделок,

выполненных

в

техниках

различных видов кружев и валяния

Учебные

пособия

по

преподаванию

декоративно-прикладного

творчества

Комплекты различных орнаментов, схем, схематичных рисунков

3.

Материально-техническое оснащение

Помещение со свободным пространством, где можно заниматься 15

участникам, столы, стулья

Ножницы, иглы для фильцевания, швейные иглы

Непряденая

шерсть,

поролон

толщиной

10

см,

полиэтилен

пузырьками воздуха), сетка

Мыльный раствор

Скалка

Махровое полотенце

Нитки, нити для вязания

Крючок, бусины

Карандаш, ручка, линейка, цветные карандаши

Краски, альбом для рисования

4.

Психологическое сопровождение

В объединении проводятся занятия с элементами тренинга на сплочение

детской

группы

и

развитие

коммуникативной

культуры.

Такие

занятия

проводятся педагогом-психологом образовательного учреждения в группах 1

и 2 года обучения регулярно, в группах 3 года обучения – по необходимости.

24

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Азбука рукоделия. – М.: «Ниола-Пресс», 2008.

2.

Вольк-Герхе А. Цветы из шерсти: Оригинальные модели в технике

фелтинг

/ Пер. с нем. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2013. – 96 с.; цв.ил.

3.

Коллекция журналов «Ручная работа». Место издания? Издательство

ООО «Бонниер Пабликейшенз». Год?

4.

Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. – М., 1998.

5.

Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство.

М., 2008.

6.

Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании. // Приложение к журналу

«Чудесные мгновения». – М.: Агентство Дистрибьютор Прессы, 2007.

7.

Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых

качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного

возраста. – М.: Амрита, 2011.

8.

Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М.: Эксмо, 2008.

9.

Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Все о войлоке и фильцевании.

Практическое

руководство.

//

Приложение

к

журналу

«Чудесные

мгновения. Лоскутное шитье». – М.: Астрея, 2007.

10. Немов Р. Психология. – М.: Просвещение, 1995.

11.Смирнова Е. Игрушки из шерсти: пошаговый мастер-класс. – СПб:

Питер, 2015. – 32 с.: ил.

12. Шинковская К.А. Игрушки из войлока. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,

2013. – 80 с.: ил.

25

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерные темы воспитательных бесед

1. Бережливость

-Чем, по твоему мнению, новые вещи отличаются от хорошо сбереженных

старых вещей?

-Расскажи о том, как к тебе на помощь приходили хорошо сбереженные

тобой, твоими родителями или твоими друзьями вещи.

-Расскажи, кто в твоей семье самый бережливый и почему.

-Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?

2. Благодарность

Рассказать случай «солдат и змея».

-Как ты думаешь, для чего люди говорят «спасибо»?

-Всегда ли ты благодаришь тех, кто что-то сделал для тебя?

-Можно ли благодарить не словами, а делами, и как?

3. Бережем природу

-Как ты думаешь, что такое природа?

-Как ты думаешь, нуждается ли природа в твоей защите?

4. Бескорыстие

-Как вы думаете, стоит ли совершать добрые поступки, и почему?

-Знаете ли вы людей, которые по зову сердца бескорыстно помогают другим?

5. Вежливость

-Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

-Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

-Могут ли поступки быть вежливыми? Перечислите разные вежливые

поступки, например: уступить место старому человеку, помочь женщине с

сумками выйти из автобуса и т.д.

-Как вы поступите, если кто- то будет невежливо разговаривать с вами или с

вашими друзьями?

6. Взаимопомощь

Рассказать сказку «Лесной мишка и проказница-мышка».

-Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на

помощь, что вы ответили бы?

-Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на

помощь другим?

-Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или

вашей семье в беде.

-Расскажите о том, как вы помогаете своим друзьям.

26

-Кто из вашей семьи чаще всего приходит к вам на помощь?

7. Верность

-Какого человека можно назвать верным другом?

-Есть ли вас верный друг?

-Перечислите животных, которые верно служат человеку. Расскажите о

верности ваших домашних животных.

-Расскажите о том, как вы заботитесь о своем домашнем животном.

8. Доброта

Рассказать сказку про «Ежиху-портниху»

-Попросить детей подумать, что значит быть добрым.

-Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты.

Перечислите эти дары. (Хороший характер, улыбка, мечта, умение прощать и

т. д.)

-Какие из этих даров вы подарили бы своим родным?

9. Дружелюбие

Рассказать сказку «Хозяин леса».

-Почему сначала все в лесу боялись медведя?

-Почему лесник поставил перед лесом щит, если он уже знал, что медведь

никого не обидит?

-Как нужно воспитывать животных, чтобы они выросли дружелюбными?

10. Гостеприимство

Рассказать сказку «Как ежик стал гостеприимным».

-Любите ли вы приглашать в свой дом друзей, и как вы их встречаете?

-Перечислите качества гостеприимного человека. Подумайте и расскажите,

какие из этих качеств есть у вас и у ваших близких.

27



В раздел образования