Напоминание

Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному образованию


Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному образованию
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что

такое

адаптация?

В

общем

плане

под

этим

процессом

понимают

приспособление

индивида

к

новой

среде

и

условиям.

Такие

изменения

оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей,

которые вынуждены приспосабливаться к саду.

Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к

детскому садику.

В первую очередь она требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в

результате

чего

детский

организм

перенапрягается.

К

тому

же

нельзя

сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:

отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;

необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;

нужно взаимодействовать с другими детьми;

малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.

Итак,

жизнь

малыша

изменяется

коренным

образом.

К

тому

же

адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском

организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих

норм и «плохих» поступков.

Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться

к изменившимся условиям, выражается в следующем:

нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается

засыпать;

сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает

пробовать незнакомые блюда;

регрессия

психологических

умений

ребёнок,

прежде

говорящий,

умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок,

«теряет» подобные навыки;

снижение

познавательного

интереса

малыши

не

интересуются

новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;

агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а

прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;

понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к

детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.

Таким

образом,

адаптационный

процесс

сложное

явление,

во

время

которого

поведение

ребёнка

может

кардинально

меняться.

По

мере

привыкания

к

садику

подобные

проблемы

исчезают

или

существенно

сглаживаются.

Период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но

что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов относятся

возрастные

характеристики,

детское

здоровье,

степень

социализации,

уровень

познавательного

развития,

возраст

ребёнка.

Очень

часто

мамы,

стремясь пораньше выйти на работу, отдают малыша в детский сад в два года,

а то и раньше. Но это

не приносит особой пользы, поскольку ребёнок

раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками. По

этому оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит

для привыкания к детскому саду – это 3 года. Всё дело в так называемом

кризисном периоде трёх лет. Как только у ребенка пройдёт данный этап, у

него повышается уровень самостоятельности, он уже не так психологически

зависим от матери и по этому, ему гораздо проще с ней расстаться на

несколько часов.

Не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение. Так как

возрасте

1

3

лет

происходит

формирование

детско-родительских

отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная

разлука с мамой вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое

доверие к миру. Кроме того, дети 3 лет уже более самостоятельны: они, как

правило, умеют пить из чашки, пользуются горшком, уже пытаются одеваться

собственными

силами.

Подобные

навыки

существенно

облегчают

привыкание к саду.

Дети

которые

часто

и

подолгу

болеют

испытывают

сложности

с

привыканием

в

силу

о собенно стей

организма

и

повышенной

психологической связи с родителями. Вот почему специалисты рекомендуют

отдавать

их

в

садик

позже,

тем

более

что

из-за

болезненности

режим

посещения ДОУ нарушится.

Чтобы

процесс

привыкания

прошел

максимально

успешно,

быстро

и

безболезненно, необходимо заранее прививать ребенку важнейшие навыки. В

идеале трёхлетки уже должны снимать плавочки, носочки, колготки, надевать

майку и кофточку, куртку. Облегчению привыкания способствует умение

орудовать столовыми приборами, проситься и ходить на горшок, тем более

что умение проситься и ходить на горшок существенно упростит адаптацию,

поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.

Воспринимать

разную

пищу.

Для

многих

трёхлеток

характерна

избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее

меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать

войну между детьми и воспитателями. Общаться с ребенком как со взрослым.

Довольно

часто

можно

услышать

своеобразную

речь

ребёнка,

которая

понятно

только

маме.

Перед

садиком

следует

проследить

за

снижением

лепетных слов и жестов, называйте вещи своими именами. Чтобы улучшить

коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский

коллектив. Регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять

н а

д е т с к и х

п л о щ а д к а х ,

и г р а т ь

в

п е с о ч н и ц е .

Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя

мам и прочих значимых взрослых. И всё же встречаются ситуации, когда

малыш и мать превращаются практически в одно целое. И по этому, для того

чтобы

адаптация

ребенка

в

детском

саду

не

усложнилась,

необходимо

приучать

малыша

к

родительскому

отсутствию

последовательно

и

заблаговременно. Стараться привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и

прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с

другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к

воспитателю. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он

сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно

испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках

родителей отлучиться. Не следует поощрять ребёнка игрушками и чем-то

вкусным за то, что он позволяет вам отлучаться. Подобная практика может

привести

к

тому,

что

ребенок

будет

требовать

от

вас

материального

поощрения каждый день. Вы можете придумать какие-либо облегчающие

расставание моменты, это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка

и л и

п о ж а т и е

р у к .

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом

ест,

быстро

засыпает

и

просыпается

в

бодром

настроении,

играет

со

сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень

бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный

момент

жизни,

а

не

упорствовали

в

своих

воспитательных

планах,

не

боролись с капризами.



В раздел образования