Автор: Шабаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №3 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация детей 3-4 лет к дошкольному образованию
Раздел: дошкольное образование
Что
такое
адаптация?
В
общем
плане
под
этим
процессом
понимают
приспособление
индивида
к
новой
среде
и
условиям.
Такие
изменения
оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей,
которые вынуждены приспосабливаться к саду.
Следует подробнее разобраться в том, что представляет собой адаптация к
детскому садику.
В первую очередь она требует от ребёнка огромных энергетических затрат, в
результате
чего
детский
организм
перенапрягается.
К
тому
же
нельзя
сбрасывать со счетов изменившиеся жизненные условия, а именно:
отсутствуют поблизости мамы с папой и прочие родственники;
необходимо соблюдать чёткий дневной распорядок;
нужно взаимодействовать с другими детьми;
малыш вынужден подчиняться требованиям чужих взрослых.
Итак,
жизнь
малыша
изменяется
коренным
образом.
К
тому
же
адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском
организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих
норм и «плохих» поступков.
Стрессовое состояние, в котором находится ребёнок, пытаясь приспособиться
к изменившимся условиям, выражается в следующем:
нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается
засыпать;
сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает
пробовать незнакомые блюда;
регрессия
психологических
умений
–
ребёнок,
прежде
говорящий,
умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок,
«теряет» подобные навыки;
снижение
познавательного
интереса
–
малыши
не
интересуются
новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а
прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к
детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
Таким
образом,
адаптационный
процесс
–
сложное
явление,
во
время
которого
поведение
ребёнка
может
кардинально
меняться.
По
мере
привыкания
к
садику
подобные
проблемы
исчезают
или
существенно
сглаживаются.
Период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но
что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов относятся
возрастные
характеристики,
детское
здоровье,
степень
социализации,
уровень
познавательного
развития,
возраст
ребёнка.
Очень
часто
мамы,
стремясь пораньше выйти на работу, отдают малыша в детский сад в два года,
а то и раньше. Но это
не приносит особой пользы, поскольку ребёнок
раннего возраста ещё не способен взаимодействовать с ровесниками. По
этому оптимальный возрастной промежуток, который более всего подходит
для привыкания к детскому саду – это 3 года. Всё дело в так называемом
кризисном периоде трёх лет. Как только у ребенка пройдёт данный этап, у
него повышается уровень самостоятельности, он уже не так психологически
зависим от матери и по этому, ему гораздо проще с ней расстаться на
несколько часов.
Не следует спешить с отправкой ребёнка в дошкольное учреждение. Так как
возрасте
1
—
3
лет
происходит
формирование
детско-родительских
отношений и привязанности к матери. Именно поэтому продолжительная
разлука с мамой вызывает у малыша нервный срыв и нарушает базовое
доверие к миру. Кроме того, дети 3 лет уже более самостоятельны: они, как
правило, умеют пить из чашки, пользуются горшком, уже пытаются одеваться
собственными
силами.
Подобные
навыки
существенно
облегчают
привыкание к саду.
Дети
которые
часто
и
подолгу
болеют
испытывают
сложности
с
привыканием
в
силу
о собенно стей
организма
и
повышенной
психологической связи с родителями. Вот почему специалисты рекомендуют
отдавать
их
в
садик
позже,
тем
более
что
из-за
болезненности
режим
посещения ДОУ нарушится.
Чтобы
процесс
привыкания
прошел
максимально
успешно,
быстро
и
безболезненно, необходимо заранее прививать ребенку важнейшие навыки. В
идеале трёхлетки уже должны снимать плавочки, носочки, колготки, надевать
майку и кофточку, куртку. Облегчению привыкания способствует умение
орудовать столовыми приборами, проситься и ходить на горшок, тем более
что умение проситься и ходить на горшок существенно упростит адаптацию,
поскольку ребёнок будет увереннее себя ощущать среди умелых ровесников.
Воспринимать
разную
пищу.
Для
многих
трёхлеток
характерна
избирательность в пище. В идеале родителям следует приблизить домашнее
меню к садиковскому. Тогда завтраки и обеды в ДОУ не станут напоминать
войну между детьми и воспитателями. Общаться с ребенком как со взрослым.
Довольно
часто
можно
услышать
своеобразную
речь
ребёнка,
которая
понятно
только
маме.
Перед
садиком
следует
проследить
за
снижением
лепетных слов и жестов, называйте вещи своими именами. Чтобы улучшить
коммуникативные навыки ребёнка, необходимо почаще вводить его в детский
коллектив. Регулярно ходить в гости к семьям с маленькими детьми, гулять
н а
д е т с к и х
п л о щ а д к а х ,
и г р а т ь
в
п е с о ч н и ц е .
Обычно к трёхлетнему возрасту малыши достаточно легко отпускают от себя
мам и прочих значимых взрослых. И всё же встречаются ситуации, когда
малыш и мать превращаются практически в одно целое. И по этому, для того
чтобы
адаптация
ребенка
в
детском
саду
не
усложнилась,
необходимо
приучать
малыша
к
родительскому
отсутствию
последовательно
и
заблаговременно. Стараться привлекать к взаимодействию с ребёнком папу и
прочих близких родственников. Чем больше малыш будет контактировать с
другими взрослыми (а не только с мамой), тем проще ему будет привыкнуть к
воспитателю. Нельзя сбегать от ребёнка тайком, пусть даже в этот момент он
сидит с бабушкой. Обнаружив пропажу матери, он, во-первых, серьёзно
испугается, а во-вторых, начнёт плакать и кричать при следующих попытках
родителей отлучиться. Не следует поощрять ребёнка игрушками и чем-то
вкусным за то, что он позволяет вам отлучаться. Подобная практика может
привести
к
тому,
что
ребенок
будет
требовать
от
вас
материального
поощрения каждый день. Вы можете придумать какие-либо облегчающие
расставание моменты, это может быть обычный поцелуй, обоюдная улыбка
и л и
п о ж а т и е
р у к .
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом
ест,
быстро
засыпает
и
просыпается
в
бодром
настроении,
играет
со
сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень
бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный
момент
жизни,
а
не
упорствовали
в
своих
воспитательных
планах,
не
боролись с капризами.