Напоминание

Как пополнить словарный запас ребенка


Автор: Планкова Надежда Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Абакана "Центр развития ребёнка - детский сад "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Как пополнить словарный запас ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Планкова Н.М.

учитель-логопед

МБДОУ г. Абакан «Центр развития

ребенка –

детский сад «Золотая рыбка»

Как пополнить словарный запас ребенка

Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка. Богатый лексикон

выдает

в

обладателе

эрудированность,

хорошую

память

и

отличные

умственные

способности.

Неудивительно,

что

каждый

заботливый

родитель

стремится

увеличить

словарный запас ребенка.

Существуют строгие нормы по степени развития лексикона детей. До года ребенок знает в

среднем 3–4 слова, с возрастом количество увеличивается, и в течение второго года

доходит до 50 слов, а в 3 года – до 700 слов (минимально 250). В 4 года развитие малыша

позволяет

знать

порядка

250–700

слов.

К

поступлению

в

первый

класс

лексикон

дошкольников должен составлять около 3,5 тыс. слов.

Указанные рамки не распространяются на точное произношение каждого слова, что в

маленьком возрасте для ребенка по факту невозможно. Речь здесь идет об активном и

пассивном словарях. Ребенок не обязан в собственные 7 лет говорить, используя 3,5 тыс.

слов, но узнавать и понимать значение уже нужно. Также допускаются отклонения в

большую сторону, когда ребенок в два года знает около сотни слов.

1. Стихи. Самый простой, эффективный и доступный способ. Выученное стихотворение

сохраняется в памяти вместе со всеми грамматическими конструкциями в правильной

форме, со всей лексикой и с контекстом. После изучения стихотворения крайне

желательно использовать новую лексику в повседневной речи. Я выписываю для себя

список новых слов-фраз и потом часто повторяю их в течение следующих уроков.

Желательно учить по 1 стихотворению в неделю.

2. Словообразование: суффиксы, приставки. Если ребенок научится словообразованию,

словарный запас автоматически увеличится на сотни пунктов. Это образование

уменьшительно-ласкательных форм, преувеличений, разговорных вариантов и т.д.

Глаза-глазки-глазик-глазищи.

Кот-котик-котище.

Приставки должны быть отработаны на глаголах: пришёл, ушёл, подошёл, пошёл,

перешёл, зашёл, вышел, обошёл, дошёл...

3. Со словообразованием полезно играть, и тогда оно превращается в словотворчество.

Попробуйте придумывать несуществующие слова. Когда дети начинают развлекаться со

словообразованием, они полностью «включаются» в язык. Начать игру помогут

стихотворения, например, «Мы с дедушкой» Михаила Яснова:

«Сначала я обсупился,

А дедушка насупился.

Потом я обтворожился,

А дедушка встревожился.

А после я обчаился,

А дедушка отчаялся...»

4. Работать со словарём в картинках. Открываем словарь, придумываем задание и

листаем в поисках подходящих слов. Например, можем спасти заколдованную принцессу.

Для этого нам надо приготовить волшебное снадобье. Котёл есть, ложка есть, осталось

найти ингредиенты. Что положим в котёл?

5. Правило Монтессори. Даже малышей надо поправлять: «Это не птичка, это кукушка».

«Червяк не идёт, он ползёт». Я знаю, что с этим правилом многие не согласны и считают

неадекватным требовать от ребенка конкретики, но правило работает, даже на билингвах.

6. Контролировать взаимозаменяемость слов. Дети никогда не пойдут по пути

наибольшего сопротивления. Поэтому одно выученное слово предпочтут использовать

вместо пяти других, близких по значению. Есть разница между «мусоркой» и «помойкой».

Есть разница между «грустный» и «хмурый». Всё это можно мягко исправлять.

7. Чтение: рассказы, письма, записки. На любом уровне изучения языка.

8. Лото. Названия птиц, растений, животных, насекомых, грибов, рыб в повседневной

речи мы практически не используем, но в литературе они встречаются часто и формируют

пассивный словарный запас. Зубрить их ни в коем случае нельзя. Лучше всего

отрабатывать их во время игры в лото, благо детское лото в 90% случаев как раз основано

на такой лексике.

9. Пословицы и поговорки. Их можно специально не запоминать. Достаточно, если они

будут регулярно повторяться в родительской речи. Всё как обычно: выбираем на неделю-

две всего пару поговорок, вешаем себе напоминалку на видное место, и в подходящий

момент не забываем эти поговорки использовать.

10. Подбор однокоренных слов. Включая глаголы и прилагательные.

Стол-столик-столовая-столешница.

Глаз-глазик-глазище-глазеть-глазастый-глазной.

11. Особенности пополнения словаря детей различными видами частей речи

Быстрее и охотнее всего дети начинают использовать имена существительные и глаголы,

что позволяет им легко обозначать предметы и действия, которые производятся с этими

предметами.

А

вот

такая

важная

часть

речи,

как

имя

прилагательное,

используется

дошкольниками

неохотно.

Между

тем

активное

использование

имён

прилагательных

позволяет

сделать

речь

красивой

и

насыщенной,

даёт

возможность

составлять

распространённые

предложения

и

полноценные

речевые

конструкции.

Поэтому

необходимо, чтобы родители уделяли больше внимания описанию признаков предметов и

явлений, их качественным характеристикам.

Главной

рекомендацией,

чтобы

пополнить

словарный

запас

ребенка,

является

провождение

большего

количества

времени

за

разговорами

с

малышом,

не

забывая

хвалить его успехи. Но не стоит говорить в одиночку, родительские монологи не разовьют

речь у детей.



В раздел образования