Автор: Дайлид Валентина Викторовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Исинская СОШ"
Населённый пункт: пос. Иса Амурской области
Наименование материала: статья
Тема: Урок музыки в школе - забота о здоровье ребёнка.
Раздел: среднее образование
1 Дайлид В.В.
Уроки музыки в школе – забота о здоровье ребёнка.
Убеждена, что там, где любят музыку –
там выше уровень культуры поведения,
там привлекательнее облик людей,
там радостнее жизнь!
В последнее время отмечается устойчивая тенденция роста пограничных
нервно-
психических
заболеваний
у
детей.
Проблема
неблагополучия
в
состоянии
здоровья
подрастающего
поколения
приобретает
массовый
характер. С ней не могут справиться ни медики, ни родители. В связи с этим
возрастает роль педагога в решении проблем здоровья детей. Важное место в
этом процессе занимают уроки музыки в школе, т.к. музыкальное искусство
наряду
с
выполнением
воспитательно-эстетических
функций,
обладает
мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
Слушание музыки на уроке имеет огромное эмоциональное воздействие на
ребенка,
и
именно
поэтому
оно
играет
огромную
роль
в
воспитании
здорового подрастающего поколения.
Музыка влияет на человека через ритм, Все функции организма подчинены
ему:
ритмично
бьется
сердце,
дышат
легкие,
выполняются
двигательные
функции
Платон
видел
в
музыке
отличное
средство
для
выработки
характера.
Музыкальные вибрации освежают ум, облегчают мышление.
При помощи звука включаются механизмы высшей нервной деятельности.
Слушая музыку, дети могут достаточно свободно выразить свои чувства,
желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям.
Через
слушание
музыки
на
уроке
идет
мощное
душевное
внутреннее
очищение.
И
в
этом
очищении,
освобождении
от
тяжелых
чувств
и
заключается психотерапевтическая суть музыкального искусства.
Пение. Певческая деятельность на уроке музыки помогает формировать у
каждого
ребенка
здоровый
голосовой
аппарат,
развивать
способность
к
гибкому
и
разнообразному
его
функционированию.
При
регулярной
и
правильной
певческой
деятельности
на
уроках
музыки
улучшается
и
физическое
здоровье
детей,
а
значит,
пение
можно
рассматривать,
как
физиологический
процесс.
Великий
Авиценна
считал,
что
лучшим
упражнением для сохранения здоровья является пение. И нельзя с этим не
согласиться Ведь не зря народная мудрость гласит: "Кто много поет, того
хворь не берет!" Когда человек поет, не напрягая голоса, практически на
одной ноте, с физиологической точки зрения происходит тот же процесс, что
при
йоговских
дыхательных
упражнениях:
"Продолжительность
выдоха
превышает по длительности вдох."
Не зря говорят: "Школа пения - школа дыхания". От его навыков зависит
качество голоса, его сила. Поскольку певческое дыхание представляет собой
своеобразный массаж внутренних органов, то системное его использование
благоприятно
влияет
на
физическое
здоровье
ребенка.
От
выработки
правильного механизма зависит уровень подсвязочного давления, а, кроме
1
2 Дайлид В.В.
того,
работа
брюшного
пресса.
Все
это,
в
совокупности,
координирует
работу всех органов голосообразующей системы и, тем самым, заметно
воздействует на укрепление общего психофизического состояния ребенка.
Ко всем явлениям природы и искусства, связанным со временем, чаще
применяют понятие ритм. Человек существует в гармонии с окружающим
миром,
а
ритмами
пронизана
вся
сознательная
деятельность
человека.
Всякому
душевному
состоянию
(моменту
жизни
человека)
соответствует
определенный
ритм.
По
свидетельству
учеников
Пифагора,
им
были
установлены
мелодии и ритмы, с помощью которых, на души молодых людей
можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против
уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и др. Одним из самых
известных подвигов Пифагора на музыкальном поприще является усмирение
им некоего разъяренного гневом греческого юноши, решившего поджечь дом
своей неверной возлюбленной. Пифагор приказал находившемуся неподалеку
флейтисту
сыграть
мелодию
в
спондеистском
ладу,
чем
и
успокоил
клокотавшую страсть страдальца. По мнению греческого философа Платона,
могущественность
и
сила
государства
напрямую
зависит
от
того,
какая
музыка в нем звучит, в каких ладах и каких ритмах. Для государства, считал
Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной
музыки. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать
души людей сообразными им самим.
Идеи Платона и Пифагора получили наибольшее развитие в работах
Аристотеля,
разработавшего
учение
о
миметике
-
представлении
о
внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи
искусства, где была представлена концепция очищения души (слушателя, зрителя)
в
п р о ц е с с е восприятия
произведений
искусства,
отражающих
мир
человеческих
характеров,
страстей,
и
потрясающих
своей
правдой
и
красотой. Аристотель полагал, что, способность музыки воздействовать на
душевное состояние слушателей связана с подражанием тому или иному
характеру: «музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, при
слушании их, у нас возникает различное настроение». Дорийский лад вызывает
у
нас
уравновешенное
настроение, Фригийский
лад
действует
на
нас
возбуждающим образом. С точки зрения Аристотеля,
для
воспитательных
целей лучше всего подходит дорийский лад, которому свойственна наибольшая
стойкость и который отличается мужественным характером.
В античных источниках мы находим множество примеров, говорящих о
чудесных исцелениях, достигающихся при помощи музыки.
В средние века практика музыкальной психотерапии была тесно свя-
зана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов,
мелодий
и
гармоний
на
эмоциональное
со стояние
ч е л о в е к а .
Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и
предпочтения
им
того
или
иного
характера
музыки.
Именно
о
типах
темперамента детей должен помнить учитель, строя свой урок.
Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустную гармонию.
2
3 Дайлид В.В.
Сангвиники,
благодаря
легкой
возбудимости,
всегда
привлекают
танцевальным стилем.
Холерики стремятся к таким же гармоничным движениям.
Флегматиков, - отмечал немецкий ученый музыкант А. Кирхер, - трогают
тонкие женские голоса.
Приведя в соответствие музыку сфер и ту, которая заключается в движении
физиологических
процессов
в
теле,
музыка
оказывает
оздоровительное
воздействие.
Разные типы темпераментов имеют дети, находящиеся в классе на уроке. А
какое разнообразие музыки звучит здесь - от легких детских полек, маршей
до сложных симфонических форм; от музыки, полной, светлой, искрящейся
улыбки
(Кабалевский,
Стравинский)
до
глубоко
трагичных
произведений
(Моцарт,
Бетховен). Каждый ребенок, находящийся на уроке, имеет свой
«мирок» переживаний, своих проблем, зачастую невидимый нам, взрослым.
Задача учителя музыки - научить «впустить» чарующий и лечебный поток
звуков
в
душу
каждого
ребенка.
Эмоциональное
состояние
найдет
свое
выражение
в
звучащем произведении,
и
музыка,
как
доктор,
поможет
излечить «душевную неясность».
Сначала
нужно
(с
помощью
музыки)
еще
раз
пережить
неприятное
эмоциональное состояние, а затем вытеснить его и переключиться на другой
мир образов.
Например:
а) Щедрин - «Скачки» из балета
б) Фибих- «Поэма»
«Анна Каренина»
а) Шостакович- «Аллегро из
б) Шостакович- романс из музы-
третьей части VIII симфонии ки к к/ф «Овод»
а) Бетховен- финал сонаты №14
б)
Штраус,
вальс
«Голубой
Дунай»
Об огромном значении музыки в эстетическом воспитании говорил и русский
ученый
В.
Бехтерев.
В
своих
работах
он
показал
насколько
необходимо
приобщение ребенка к музыке в самом раннем детстве, и об использовании
музыки в целях укрепления здоровья. Бехтерев утверждал, что прежде всего
н а детей
начинает
действовать
ритм
музыки,
позднее
-
высота
тона
и
мелодия звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать
тембр
и
проявляют
индивидуальное
отношение
к
звучанию
разных
интервалов. Это важно знать, приобщая ребенка к музыке.
Примеры воздействия музыки на человека мы рассматриваем на уро-
ках
в VI классе. Пытаемся, например, осознать, почему так нужна была
музыка в трудной работе выдающегося советского хирурга С. С. Юдина.
Рассказывают, что как-то во время сложной операции Юдин долго не мог
найти осколок, который необходимо было удалить. И тогда хирургу помогла
мелодия
финала
седьмой
симфонии
Прокофьева.
Он
напел
ее
и
тут
же
уверенным
движением извлек
осколок,
грозивший
жизни
пациента.
В
размышлении хирург писал: «на мою профессиональную деятельность особо
3
4 Дайлид В.В.
непосредственное влияние оказала музыка». Счастье в том, что, наполняясь
красотой
искусства,
я
сам
хочу
быть
лучше,
чем
я
есть.
Наслаждение
музыкой не самоцель, а путь к внутреннему миру.
Наслаждаясь музыкой
композитора,
мы
сочувствуем
его
героям,
переживаем
вместе
с
ними,
впитываем в себя все хорошее и справедливое. Дунаевский писал: «Какое
счастье
наслаждаться
музыкой!
Но
не
только
в
этом
счас т ь е со-
вершенствованию во имя жизни, во имя ее улучшения».
Не меньшей оздоровительной силой обладает другой вид музыкаль-
ного искусства - пение. Известный венгерский композитор 3. Кодай писал:
«Чудесное свойство ритма» дисциплинирование нервов, тренировка гортани
и легких - все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое
нужно
ребенку
ежедневно,
не
в
меньшей
степени,
чем
пища». К.
Д.
Ушинский восхищался могучими воспитательными возможностями хорового
пения:
«Как
оно
оживляет
умственные
силы
детей,
как
оно
быстро
организует класс! В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу, и в
особенности чувство». Пение применяют как средство терапии при головных
болях, депрессиях, заболеваниях дыхательных путей.
Велика роль пения и в воспитании здорового подрастающего поколе-
ния. В
вокальных
упражнениях
при
разучивании песен
на
уроках
мы
большое
внимание
уделяем
развитию
хорошего
певческого
дыхания.
Принципы брюшного (диафрагмального) дыхания были разработаны еще в
гимнастике йогов.
Суть
подобного
типа
дыхания
благотворно
влияет
не
только
на
хорошее
снабжение
кислородом
«главного
дирижера
нашего
организма- оркестра»- головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма
работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы -
желудок, печень, почки, кишечник (являясь хорошим средством очищения).
Образные
названия
упражнений
(«Недоенная
корова»,
«Сытая
лошадь»,
«Засыпающий цветок», «Аромат роз», «Парад войск») улучшает качество их
исполнения.
Выполняя
упражнение
«Сытая
лошадь»
;
происходит
расслабление мышц лица и головы, что помогает более эффективной работе
участков
мозга, ответственных за интеллектуальное и духовное развитие
человека. Подобные
упражнения
выполняются
детьми
среднего
звена
обучения.
С детьми начальной школы мы проделываем дыхательные упражнения
с образным выражением сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит
на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох).
Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.
Развитие
вокальных
возможностей,
безусловно,
оказывает
благотворное
влияние на дыхательную систему организма, а также активизирует работу
внутренних органов. Сколько органов мы сразу лечим, когда поем такое
незатейливое
упражнение:
«Ма
-
ме-
ми-
мо-
му»!
Каждая
гласная
соответствует своему органу: А - печени, Б - сердцу, И - селезенке. О -
почкам, У - легким. Биозвукотерапией мы занимаемся ежеурочно, зачастую
не подозревая об этом.
4
5 Дайлид В.В.
Звуки
музыки...
Исполняемые
и
слушаемые.
Какое
это
чудо! А разве не
красив
тот
человек,
который
несет
заряд
положительных
эмоций
окружающим (в этот момент у него вырабатывается большое количество
гормонов удовольствия в участках головного мозга).
Актуально и сейчас высказывание В.А. Сухомлинского: «...как гимнастика
выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».
Я бы музыку писал на крыльях ласточек.
Я бы музыку писал на шкуре зебры.
Я бы музыку творил, кричал и мучился. Я б искал ее возвышенно и жадно...
Но уже сочинена такая музыка, и ежели ты ее не слышишь - очень жалко. Р.
Рождественский
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Уроки музыки в школе – забота о здоровье ребёнка.
Убеждена, что там, где любят музыку –
5
6 Дайлид В.В.
там выше уровень культуры поведения,
там привлекательнее облик людей,
там радостнее жизнь!
В
последнее
время
отмечается
устойчивая
тенденция
роста
пограничных
нервно-
психических
заболеваний
у
детей.
Проблема
неблагополучия
в
состоянии
здоровья
подрастающего поколения приобретает массовый характер. С ней не могут справиться ни
медики, ни родители. В связи с этим возрастает роль педагога в решении проблем
здоровья детей. Важное место в этом процессе занимают уроки музыки в школе, т.к.
музыкальное
искусство
наряду
с
выполнением
воспитательно-эстетических
функций,
обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. А проблема сохранения и
укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его
физическое
и
психическое
развитие,
социально-психологическая
адаптация
в
значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде все го, условиями
жизни в школе. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за
последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди
подростков – в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят
теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает
заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-
психических.
Здоровьесберегающие (хотя точнее их нужно назвать «здоровьеформирующие») технологии
в
образовании
–
способ
организации
и
последовательных
действий
в
ходе
учебно–
воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего
учета
индивидуального
здоровья
обучающихся,
особенностей
их
возрастного,
психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление
здоровья. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у
него
необходимые
знания,
умения
и
навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни.
В
«Концепции
содержания
образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных
задач
уроков
музыки:
снимать
нервно-психические
перегрузки,
восстанавливать
положительный
эмоционально
-
энергетический
тонус
учащихся.
Поэтому
наряду
с
основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую логоритмику,
ритмотерапию, фольклорную арт-терапию и др.
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для
снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под
музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают
благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого
активного
отдыха
внимание
детей
повышается,
а
восприятие
учебного
материала
улучшается.
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения
чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную
функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и
утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение,
помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает
определенный психотерапевтический эффект.
Фольклорная
арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-
терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком,
цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.
В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают
у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.
Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить
сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-
6
7 Дайлид В.В.
концерт,
урок-праздник,
урок-путешествие)
значительную
роль
играет
терапия
русским
костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Музыкально-рациональная
психотерапия. Музыкально-рациональная
психотерапия
в
условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов,
направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и
формирование
мировоззрения,
которое
помогает
ему
быть
здоровым
и
счастливым.
В
предлагаемом
подходе
объединяются
эстетотерапия – лечение
красотой
и
арт-терапия –
лечение идеалами. Автор данной методики В. И. Петрушин не является профессиональным
врачом,
но,
будучи
профессиональным
музыкантом,
он
опробовал
свою
методику
в
общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы
музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения,
ритмические
движения
и
танцы,
групповой
массаж,
просмотр
слайдов
с
красивыми
картинами
природы
и
шедевров
мировой
живописи,
внимательное
прослушивание
аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы
(установки)
музыкального
самовнушения,
которые
могут
оказывать
на
мироощущение
ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо
для душевного и соматического здоровья.
Мои приемы психологической разгрузки
Упражнения для снятия общей усталости
1. Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько
глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
2. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте
сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом.
Так отдыхают плечи.
Точечный массаж головы и шеи
1. Массируем область лба – 2-, 3-, 4-м пальцами.
2. Массируем заднюю поверхность шеи.
Физическая зарядка для глаз
1. Зажмуриваем и широко открываем глаза 5–6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
2. Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.
3. Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, влево.
4. Быстро моргаем 1–2 минуты.
5. Массажируем веки круговыми движениями.
Гимнастика для ума
1. Утренняя зарядка под музыку. Двигаются правая рука и левая нога и наоборот, в это же
время вращаем глазами во всех направлениях. Когда оба полушария мозга работают
одновременно, новая информация лучше усваивается.
2. Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими руками одновременно. Рисуем
одновременно обеими руками цифры, буквы, пишем словарные слова – расслабляем
мышцы рук, снимаем напряжение глаз. Писать становится легче.
3. Пишем слова в воздухе носом, коленом, ухом. Так мы их лучше запоминаем.
А вот быстрый способ улучшить самочувствие: положите руку на живот, медленно,
надуваясь как шар, делаем вдох и медленно выдыхаем, как будто дуем на перышко.
Сидя за партой: едем на велосипеде, поем веселую песню, касаемся локтем то одной, то
другой руки противоположного колена.
Такие упражнения можно использовать в качестве физкультминуток на любом уроке.
Следующее упражнение позволяет снять напряжение, которое возникает при
7
8 Дайлид В.В.
длительном чтении сидя. Возьмитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его.
Отверните голову в другую сторону. Глубоко вдохните и отведите плечи назад. Верните
голову в исходное положение. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните,
расслабив мускулы. Повторите на другом плече.
Когда вам кажется, что вы все забыли, положите голень одной ноги на колено другой
ноги, мягко нажмите на лодыжку, одновременно сгибая и разгибая ступню. Это
упражнение стимулирует работу памяти.
Одной из форм психофизической разгрузки является музыкотерапия. Музыка влияет на
пульс и дыхание, оказывает влияние на холестериновый обмен, спокойная музыка
способствует нормализации вегетативной нервной системы.
Музыку можно использовать при проведении физзарядки на уроке. Часто на уроках я
использую упражнение-звукоподражание. Гласные звуки поем, подражаем голосам
животных.
Оказывается, «и-и-и» повышает настроение.
«Ее-ее-ее» – тренирует горло.
«О-оо-оо» – горло лечит.
«А-а-а» – снимает напряжение.
Использую на уроках для отдыха и цветотерапию одновременно с зарядкой для глаз.
Не отрываясь, смотрим на желтый цвет 2–3 секунды.
1. Желтый цвет – это хорошее настроение, стимулирует зрение, успокаивает.
2. Фиолетовый – расслабляет психику.
3. Зеленый – успокаивает, понижается кровяное давление.
4. Оранжевый – чувство веселья, способствует пищеварению.
Если все эти упражнения, приемы, методы использовать постоянно и в системе – результат
для здоровья будет положительным.
8