Напоминание

Особенности преподавания информатики в начальной школе


Автор: Шикова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "НШ-ДС "Надежда"
Населённый пункт: г.Вязьмы Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания информатики в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности преподавания информатики в начальной школе

Основу

современного

образования

наряду

с

другими

школьными

предметами составляет информатика, т.к. именно она играет значительную

роль в формировании мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков,

а так же способствуют всестороннему развитию личности ученика.

XXI

век

век

высоких

компьютерных

технологий.

Большинство

изменений, произошедших в российском обществе сегодня, привели к пере-

смотру

форм

и

содержания

современного

школьного

образования.

Это

связано прежде всего с увеличением потока информации, с которой связана

деятельность любого человека.

Курс информатики в начальной школе вносит значительный вклад в

формирование

информационной

составляющей

общеучебных

умений

и

навыков, одного из приоритетов начального образования.

Психологическая

готовность

ребёнка

к

жизни

в

информационном

обществе

должна

формироваться

с

первых

лет

обучения

в

школе,

что

предполагает

овладение

компьютерной

грамотностью.

Не

менее

важно

формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения

логически мыслить.

В

младшем

школьном

возрасте

происходит

наиболее

интенсивное

развитие

интеллекта.

Именно

в

этом

возрасте

происходит

переход

от

наглядно-образного

к

словесно-логическому

мышлению,

внимание

становится произвольным, совершенствуется память, у учащихся начальных

классов

наблюдается

большой

интерес

к

компьютерным

играм,

а,

следовательно, и мотивация к изучению информатики.

С

каждым

годом

растёт

количество

школьников,

имеющих

свой

персональный

компьютер,

а

распространённость

компьютеров

в

мире

настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности

становится элементом общей культуры человека.

Экспериментальные

исследования,

связанные

с

разработкой

содержания и методики изучения курса информатики в начальной школе,

ведутся более десяти лет. Разработаны различные подходы к ее изучению в

начальных классах. При этом изучение информатики необязательно связано с

использованием компьютера, так как содержание предполагает, прежде всего,

освоение

теоретических

основ

информатики

и

развитие

логического

мышления детей.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс ставит

школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам

обучения,

к

восприятию

усовершенствованного

содержания

предметов,

к

самостоятельному поиску межпредметных связей.

Меняется и роль учителя — он должен стать координатором всего

информационного

потока,

получаемого

школьниками.

Следовательно,

учителю

необходимо

владеть

современными

методиками

и

новыми

образовательными

технологиями,

чтобы

общаться

на

одном

языке

с

ребёнком.

Одной

из

главных

задач,

стоящих

перед

учителем

начальной

школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем

мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.

Реформа учебных программ и соотношение процессов преподавания и

обучения в школе находятся в центре внимания нашего общества. Конкретная

программа обучения в каждом образовательном учреждении разрабатывается

исходя

из

основных

особенностей

учреждения:

типа

образовательного

учреждения,

направленности

содержания

обучения

в

нем;

времени,

отводимого в учебном плане на изучение этого предмета, оснащенности

образовательного

учреждения

вычислительной

техникой;

кадрового

потенциала.

Особенности проведения уроков информатики в начальной школе

Мышление детей начальной школы значительно отличается от детей

основной и старшей школы, поэтому при проведении уроков необходимо

учитывать основные особенности. На данном этапе развития дети не задают

вопросов о фундаментальных законах природы. В данном возрасте их не

интересует устройство компьютера, его свойства, составные части, у детей не

возникает вопросов о механизмах его работы. Учителю начальной школы

необходимо

выстроить,

сформировать

систему

первоначальных

представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса

преподаваемого материала.

Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и

к

концу

четвертого

класса

дети

готовы

воспринимать

серьезные

теоретические разделы информатики и без труда осваивать информационные

технологии,

так

как

в

их

сознании

сформированы

прочные

истинные

представления

об

отношении

человека

и

компьютера,

о

возможностях

последнего.

К

особенностям

преподавания

в

младших

классах

можно

отнести

следующие

методики

обучения:

пропедевтика

это

вводный

курс,

систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в

рамках

курса

происходит

формирование

простых,

примитивных

представлений; информационный подход – это взгляд на предметы, явления

или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи

информации,

когда

содержание

сообщения,

текста,

рисунка,

то

есть

собственно

информация

рассматривается

во

вторую

очередь.

На

первом

плане

форма

представления

информации,

закономерности

управления

живыми и неживыми системами и т.д..

Благодаря данным методикам учащиеся начальной школы не просто

усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их

развитию.

Кроме

того,

по

мере

продвижения

в

освоении

информатики,

учебный материал начинает помогать и в изучении других дисциплин, так

как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В

начальной

школе

дети

с

удовольствием

выполняют

несложные

проекты

в

группе

и

часто

совершенно

самостоятельно

процессе

выполнения

несложных

заданий)

интуитивно

осваивают

дополнительные

приемы

и

операции.

Этому

способствуют

психологические

особенности

восприятия, памяти и поведения ребенка 6-9 лет. Часто младшему школьнику

достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий

воспроизводит эти действия.

Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации

чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают

многие

операции

и

способы

деятельности

с

экранными

объектами

символами,

словами,

абзацами,

графическими

примитивами,

связанные

с

выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т.д.) В дальнейшем

обучении,

при

возможности

поработать

самостоятельно,

дети

активно

применяют «умения », полученные «визуально».

В процессе обучения детей младшего школьного возраста ведущим видом

является

непроизвольное

внимание

ребенка

привлекает

все

яркое,

необычное, новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не

может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, трудном. В процессе

обучения

у

детей

начинает

формироваться

произвольное

внимание,

это

активное внимание, оно регулируется волевым усилием. В процессе обучения

у

детей

развиваются

свойства

внимания:

объем,

распределение,

устойчивость, переключение.

Объем внимания у младшего школьника небольшой, ребенок не может

удержать в поле внимания такое количество объектов, как может взрослый.

Распределять внимание между различными видами деятельности младшему

школьнику

трудно.

Ребенок

сбивается,

если

одновременно

слушает

объяснение учителя и выполняет задание в тетради.

Характерной

чертой

внимания

младшего

школьника

является

его

неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу

младший

школьник

не

может

-

начинает

заниматься

другими

делами.

Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными.

В

связи

с

относительным

преобладанием

деятельности

первой

сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная

память.

Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица,

предметы,

факты,

чем

определения

и

объяснения.

Они

склонны

к

механическому

запоминанию,

путём

механического

повторения,

без

осознания смысловых связей.

Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая

память

развита

у

них

хорошо,

и

тем,

что

младший

школьник

не

умеет

дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что

в общих чертах), ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем

воспроизводить

своими

словами.

Дети

ещё

не

умеют

организовывать

смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы,

выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план

текста.

К

переходу

в

среднее

звено

у

учащегося

должна

сформироваться

способность

к

запоминанию

и

воспроизведению

смысла,

существа

материала,

доказательств,

аргументации,

логических

схем,

рассуждений.

Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания

материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если

ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в

скором

времени,

то

материал

запоминается

быстрее,

помнится

дольше,

воспроизводится точнее.

Таким образом, в процессе обучения происходит следующая динамика

в развитии памяти: запоминание становится осмысленным, произвольным в

силу формирования самоконтроля. Дети овладевают приемами запоминания

(от

многократного

прочитывания

всего

материала

к

чередованию

прочитывания с воспроизведением), делением текста на смысловые части,

соотнесением, сопоставлением частей текста.

Первоначально

младшие

школьники

легче

запоминают

наглядный

материал.

Постепенно

в

процессе

обучения,

возрастает

роль

словесно-

логического

запоминания.

При

запоминании

словесного

материала

дети

лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова,

обозначающие абстрактные объекты.

Организация учебной деятельности

В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики,

эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно

считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе

обучения. Выделяется пять основных шагов:

«расскажи»,

«покажи»,

«сделай

вместе»,

«понаблюдай »,

«проверь».

Организация процесса усвоения понятий

Наиболее важным

в начальной школе является вопрос, связанный с

процессом

усвоения

понятий.

Мы

не

говорим

с

детьми

о

понятиях,

а

формируем представления об объекте, его признаках и действиях, о слове и

числе,

как

объектах

внимания,

познания,

сравнения,

анализа

и

т.д.

Это

позволяет

постепенно

подвести

школьника

к

осознанию

понятия,

о

чем

целенаправленно будет идти речь в старших классах.

На каждом уроке информатики характерно введение от 3 до 5 новых

понятий. Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и

запоминание. Соответственно процесс усвоения школьником новых понятий

происходит как бы в три этапа:

I этап – понимание, II этап - осмысление, III этап – использование.

Этапы

Действия учителя

Действия ученика

1 этап:

В в е д е н и е

н о в о г о

понятия

(термина)

Употребляет термин при

о бъ я с н е н и и

н о в о г о

материала

Термин

в

пассивном

словаре

ш кол ь н и ка .

Дети

только

понимают

значение термина.

2 этап:

Пассивное

использование

Упражнение: опознать и

выделить

термины

из

ряда других

Опознают,

выделяют,

п о д б и р а ю т

о б щ и й

термин

к

ч а с т н ом у

Понятий (терминов)

примеру

3 этап:

Активное

использование

понятий

(терминов)

Упражнение:

подобрать

о б щ и й

т е р м и н

к

частному примеру

В процессе выполнения

упражнений

т е рм и н

п е р е в о д и т с я

и з

пассивного

словаря

в

активный

Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать,

классифицировать, то есть на основе целенаправленного анализа объекта

исследования, выделения существенного и несущественного.

Использование компьютерных игр.

Компьютерные

программы

имеют

преимущество

перед

другими

формами

игр:

они

наглядно

демонстрируют

ролевые

способы

решения

игровых задач.

Использование

компьютерных

технологий

с п о с о б с т ву е т

рационализации

детский

труд,

повышает

эффективность

преподавания

традиционных

учебных

предметов,

способствует

процессу

понимания

и

запоминания учебного материала, а главное, поднимает на более высокий

уровень интерес детей к учебе.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в

том числе и самых равнодушных. Экран притягивает внимание, которого мы

порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране

можно

быстро

выполнить

преобразования

в

деформированном

тексте,

превратив разрозненные предложения в связный текст.

Не

обладающие

красивым

почерком

и

достаточным

уровнем

грамотности, дети довольны, что их «компьютерное сочинение» выглядит

великолепно и ошибки можно исправить, не испортив внешний вид текста.

Попутно

ученик

развивает

умения

набирать

и

редактировать

текст,

пользоваться различными шрифтами, абзацем, учиться оформлять работы

графикой.

Все

это

приобретает

для

него

личностный

смысл

и

не

воспринимается как тяжелая и неприятная работа.

Уроки

с

информационной

поддержкой

не

только

расширяют

и

закрепляют

полученные

знания,

но и

в

значительной

степени

повышают

творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Примерная структура урока такова:

1. Организационный момент(1-2 мин.).

2.

Разминка.

Короткие

логические,

математические

задачи

и

задачи

на

развитие внимания(3-5 мин.).

3. Проверка Д/З (3-4 мин.).

4. Объяснение нового материала или работа по решению новых задач, работа

в тетрадях и т.д.(10-12 мин.).

5. Физкультминутка. (1мин.).

6. Выдача Д/З с комментариями (2-3 мин.).

7. Работа за компьютером с программным обеспечением "Скарбничка знань»

(8-10 мин.).

8. Релаксация (1 мин.).

9. Подведение итогов (2-3 мин.).

Оптимальное время работы с компьютером —15 мин. Упражнения для глаз

выполняются

сидя

или

стоя,

отвернувшись

от

экрана,

при

ритмичном

дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.

Проведение

гимнастики

для

глаз

не

исключает

проведение

физкультминутки.

Регулярное

проведение

упражнений

для

глаз

и

физкультминуток эффективно снижает зрительное напряжение.



В раздел образования