Напоминание

"Работа над приемами звукоизвлечения в процессе постановки голоса".


Автор: Морозова Евгения Сергеевна
Должность: преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: конспект учебного занятия
Тема: "Работа над приемами звукоизвлечения в процессе постановки голоса".
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Учебное занятие
по вокалу преподавателя ОГБПОУ «Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий» Морозовой Евгении Сергеевны
Тема урока: «Работа над приемами звукоизвлечения в процессе постановки

голоса».
Вид занятия: Практический Форма проведения: Индивидуальная Дисциплина: Вокальный класс Год обучения: 2 курс (4 года - очная) Тип урока: комбинированный
Цель
: Улучшение качества вокального звучания путем работы над дыхани- ем и приемов звукоизвлечения с использованием здоровьесберегающих техноло- гий. Использовать средства выразительности и технические приемы, соответству- ющие разным жанрам, стилям, формам.
Задачи:
Образовательные: - способствовать развитию певческого голоса: - формирование красивого естественного звучания, расширение диапазона Обучение звукоизвлечения в музыкально-тренировочном материале и при испол- нении музыкального произведения. - Познакомить с понятиями: приемы звукоизвлечения (какие они бывают). Развивающие: - Развитие певческого аппарата и дыхания. Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опо- рой на звукоизвлечение и звуковедение. Воспитательные: Формирование универсальной певческой культуры. Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду. Воспитание осознанного подхода к обучению. Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог) - иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учеником). - эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для уча- щегося слов, определений для описания вокальных приемов).
Методические приёмы: - творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность; - побуждение к самоконтролю (использование записи для анализа голоса); - поощрение (с целью стимуляции их интереса к занятиям) как способ вызвать по- ложительные эмоции. Психологические условия на уроке: -психологически-комфортная атмосфера. - эмоциональное удовлетворение; - личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития; - учёт индивидуальных особенностей; - дифференцированный подход. Оборудование и материалы: - просторное светлое помещение; - фортепиано; - ноутбук; - диктофон, телефон. Методическое обеспечение занятия: -портрет П.И. Чайковского - аудио запись романса. Ноты: Ф. Абт «Вокализ»№14; П.И. Чайковский « Серенада Дан Жуана» А. Рыбников « Я тебя никогда не забуду»
План занятия

l. Организационный этап.
а) приветствие; б) сообщение темы урока и его задач; в) мотивация; г) вступительная часть. д) объяснение темы
2. Основная часть
. 1. Разминка с использованием здоровьесберегающих технологий; 2. Вокальные упражнения. 3. Работа над вокализом. 4. Начальный этап работы над произведением П.И. Чайковского «Серенада Дон Жуана» 5. Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедением произведения эстрадного направления А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»
3. Заключительная часть.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)
Домашнее задание. Структура урока 1. Организационный этап. Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока «Работа над приемами звукоизвлечения в процессе постановки голоса». Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Сегодня на занятии мы будем работать над приемами звукоизвлечения с Мустафиным Ильнаром, который обучается второй год и поступил на специальность 53.02.01 «Музыкальное образование». Ильнар уже немного освоил программу Вокального класса и имеет базу навыков и умений вокалиста, владеет певческим дыханием. Получается, что мы уже подошли к эт апу усовершенствования навыков и умений и поиска новых приемов для певца – так сказать универсала. Современные вокальные тенденции и запрос современного преподавателя на навыки, умения и знания ставят новые задачи нам и обучающимся – вокалистам,- это воспитание певца - универсала. На данном этапе развития вокального творчества и популяризации всех вокальных жанров происходит процесс смешения стилей и направлений за счет взаимопроникновения приемов звукоизвлечения (расщепление, субтон, глиссандо, фальцет, штробас, микст и т.д.) Такие приемы дополняют друг друга в направлениях: классика, эстрада, джаз, рок и т.д. Поэтому следует немного познакомиться с этими приемами (здесь немного на начальных этапах педагог знакомит студента с понятиями и только потом с техникой приемов звукообразования) Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке. Вибрато - один из основных приемов академической школы. Заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы. Прекрасным украшением длинной ноты, в т.ч. окончания фразы, является вибрато. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение. Глиссандо - также известен как слайд. Плавный переход с ноты на ноту. Фальцет - пение «без опоры». Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Штробас - это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом.
Микст - смешанное голосообразование, при котором голос звучит на всём своём диапазоне ровно, без регистровых переходов. При таком виде голосообразования в колебаниях связок одновременно присутствуют грудной и фальцетный механизмы работы, задействованы и грудные и головные резонаторы, что на выходе позволяет голосу звучать монолитно благодаря выработанной тембральной ровности.
2. Основная часть
. 1. Разминка. Для размягчения голосовых связок: Счет на восемь: а) «Укольчик» - укалывание кончиком языка каждой щеки; б) Пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем); в) «Цокотание» - поцокивание язычком; Чистка носоглоточной системы: Счет на восемь: а) начинаем с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка. б) вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох – бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа. в) «Нюхаем цветок» - вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах! Дыхательные упражнения делаются с целью – развитие навыка продолжительного певческого дыхания. 2. Вокальные упражнения. Все упражнения можно объединить одним руководящим принципом. Он заключается в том, что для пения выбирается тональность, главный тон которой соответствует нижнему пределу вашего голосового диапазона, после чего, начиная с этого звука, исполняется распевочная партия, которая повторяется каждый раз на полтона выше, совершая движение вверх (пока не достигнет верхнего предела), а потом вниз по хроматическому звукоряду. В первом упражнении, я советую распеваться с закрытым ртом с помощью звука согласного «м…», повышая на полтона его при каждом следующем извлечении, при этом, важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы. Спев, таким образом, несколько нот, можно продолжить упражнение уже с открытым ртом, используя по очереди звуки «ма», «мэ», «ми», «мо», «му», а достигнув предельных высот, постепенно возвратиться к начальному тону. Следующим этапом этого упражнения является во с п р о и з в ед е н и е последовательности звуков «ми-мэ-ма-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «ми-мэ-ма-мо-му».
Второе упражнение, которое практикуется для распевки мастерами техники виртуозного пения «bel canto» очень полезно для развития певческого дыхания и достижения необходимой направленности звука. Также оно поможет убедиться в правильности дыхания, критерием оценки которого является непрерывность звучания голоса. Используемая в данном случае артикуляция напоминает то, как маленький ребенок имитирует звук машины. Извлечение звука происходит через рот с закрытыми, но расслабленными губами. В этом упражнении пение звуков осуществляется по мажорному трезвучию, подымаясь вверх и возвращаясь на начальный тон. Третье упражнение такое же, как и второе, только вокальная партия исполняется приёмом глиссандо (скольжение), то есть при воспроизведении звучат уже не три отдельных ноты, а одна, которая плавно повышается до верхнего тона, а потом, не прерываясь, возвращается на начальную позицию. 3.Работа над вокализом Ф. Абт № 14 «Вокализ» относится к техническим упражнениям. А вокализ можно исполнять и как разминочный вариант и как классическую пьесу. Поэтому используем такие академические приемы как «опёртое дыхание», «зевок», «маскировку гласных».попадание звука в вокальную «маску» В заученном состоянии, поработаем над разными видами штрихов, динамических оттенков и конечно же фразировкой. До этого работа проводилась с диктофоном, закреплялась дома (тоже с диктофоном), домашнее задание совместно анализировалось на уроке. 4.Начальный этап работы над произведением П.И. Чайковского «Серенада Дон Жуана». На уроке используем наглядное пособие: портрет композитора П.И. Чайковского. Проведем анализ произведений , прослушаем произведение в исполнении замечательного голоса «Серенада Дон Жуана» покажем работу с телефоном –диктофоном с записью голоса для работы в домашних условиях с целью выявления и исправления ошибок (самостоятельно). Используем вышеуказанные приемы на выбор (разных стилей и направлений). 5.Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедением произведения эстрадного направления А.Рыбникова «Я тебя никогда не забуду» Произведение эстрадного направления, на заключительном этапе работы Работаем над концертным исполнением, включающим приемы звукоизвлечения:
3.Заключительная часть
. Подведение итогов. Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили внимание совершенствованию приобретенных уже знаний и навыков нашего голосового аппарата, а так же познакомились с совер- шенно новыми приемами звукоизвлечения. Работали над приёмами звукоизвлече-
ния и звуковедения в распевках в вокальных пьесах. Познакомились с новыми по- нятиями. Формулировка домашнего задания: — К следующему уроку учить терми- ны, проработать «Я тебя никогда не забуду » в концертном исполнении в удобной манере пения (Запись на телефон для анализа). А так же 2 и 3 куплет наизусть в произведении Чайковского «Серенада Дон Жуана», слушать, смотреть аудио за- пись. До свиданья! Во время урока постоянно студенту задаются вопросы на пройденные темы для закрепления теоретических знаний


В раздел образования