Напоминание

"Жестокое обращение с ребенком"


Автор: Попова Ирина Евгеньевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МДОУ № 15
Населённый пункт: г.Оленегорск
Наименование материала: статья "Жестокое обращение с ребенком"
Тема: "Жестокое обращение с ребенком"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жестокое обращение с ребёнком.

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети

выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать

соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоёмкий

процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как

показывает

практика,

даже

в

благополучных

с е м ь я х ,

где родители испытывают

искреннюю

любовь

и

привязанность

к

своим

детям,

в

воспитательном

процессе

могут

использоваться

такие

формы

воздействия

на

ребёнка,

как

телесные

наказания,

запугивание,

лишение

ребёнка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо

понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а

также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии

ребёнка.

Положение ребёнка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях,

где ребёнок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже.

Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей

являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание

требует

огромных

человеческих

ресурсов,

которых

к

сожалению

не

всегда

хватает

в

семьях

с

одним родителем.

Особенно

ситуация

осложняется

в

семьях

где

один

или

оба родителя страдают

от

алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не

занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные

случаи

показывают,

что

проблема

насилия

и жестокого

обращения

с

детьми в

семье

сегодня

это

тот

вопрос,

который

нужно

не

просто

обсуждать, но и принимать меры по его решению.

"Проблемные" родители

-

не

вина

ребенка,

а

е г о

б е д а

и

несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение

ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди

калечат тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы

пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают

ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода.

Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей

уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое

обращение

с

детьми формирует

людей

социально

д е з а д а п т и р о в а н н ы х ,

н е

у м е ю щ и х

с о з д а в а т ь

с е м ь ю ,

б ы т ь

хорошими родителями.

Опасным

социальным

последствием

насилия

является дальнейшее воспроизводство жестокости.

Нарушению

прав

ребенка

могут

способствовать

следующие

факторы риска:

• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием

отчимов и мачех;

присутствие

в

семье

больного

алкоголизмом (наркоманией) или

вернувшегося из мест лишения свободы;

безработица,

финансовые

трудности;

постоянные

супружеские

конфликты;

• статус беженцев, вынужденных переселенцев;

низкий

уровень

культуры, образования

родителей,

негативные

семейные традиции;

• нежеланный ребенок;

• умственные или физические недостатки ребенка;

• "трудный" ребенок.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое

действие, которое наносит вред ребёнку.

Дети,

с

которыми

плохо обращаются,

могут

страдать

во

многих

отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут

расти

должным образом,

и

часто

испытывают

трудности

в

общении

со

сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого

мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны.

Дети не в состоянии понять, что насилие или пренебрежение не их вина.

Часто они считают, что делают что-то неправильно и заслуживают такого

отношения к себе. Ответственность взрослых защитить ребёнка, попавшего в

подобную

ситуацию.

Если

вы

знаете

или

подозреваете,

о жестоком

обращении с детьми и безнадзорности, вы можете помочь им.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребёнку физических

или

моральных

страданий.

Оно

может

включать

в

себя

физическое,

эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать

или не делать того, в чем нуждается ребёнок.

Физическое насилие над ребёнком заметить проще всего. Оно включает в

себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий.

Как

правило,

на

теле

ребёнка

можно увидеть

следы

побоев,

синяки,

кровоотёки и порезы, переломы и другие следы на теле ребёнка, которым так

же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

Эмоциональное

насилие

проявляется

в

совершении

взрослыми

таких

поступков,

которые

заставляют

ребёнка

чувствовать

себя

ненужным,

нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от

криков и угроз до игнорирования ребёнка и лишения его любви и заботы.

Подобные действия не оставляют следов на теле ребёнка, но могут быть не

менее опасными для состояния ребёнка.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

- угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;

-

замечания,

высказанные

в

оскорбительной

форме,

унижающие

достоинство ребёнка;

- преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или

другими значимыми взрослыми;

- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка

психическую травму.

Сексуальное

насилие

представляет

собой

любой

сексуальный

контакт

между

взрослым

и

ребёнком

или

между детьми старшего

и

младшего

возраста.

Показ

ребёнку

порнографии

также

является

одним

из

видов

сексуального насилия.

Пренебрежение.

Пренебрежением

это

отсутствие

элементарной

заботы

о

ребёнке,

в

результате

чего

нарушается

его

эмоциональное

состояние

и

появляется

угроза его здоровью или развитию.

Проблема

детской

безнадзорности

стоит

так

же

остро

как

насилие

и

является даже более распространённым явлением.

. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

-

отсутствие

адекватных

возрасту

и

потребностям

ребёнка

питания,

одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок

может стать жертвой несчастного случая.

Что делать, если вы подозреваете, что ребёнок подвергается насилию или

им пренебрегают?

Позвоните в полицию или местную Службу защиты детей. Вы можете не

сообщать своё имя. Если ребёнок находится в непосредственной опасности

или был тяжело ранен, не ждите. Немедленно вызовите скорую помощь,

полицию или другие службы спасения.

Если вы являетесь ребёнком или подростком, который в настоящее время

подвергается насилию, не скрывайте этого. Вы можете рассказать об этом

человеку,

которому

доверяете

(учителю,

врачу,

друзьям,

позвонить

по

телефону доверия или обратиться в полицию, социальные службы.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребёнку?

Если вы думаете, что ваш ребёнок находится в опасности, звоните 02,

поместите ребёнка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы

получить помощь в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту

жительства, доверенные работника здравоохранения, организации по работе

с детьми или в полицию.

Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за

вашим ребёнком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с

ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится

более серьёзной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в

соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребёнка от жестокого обращения:

Прислушивайтесь к своему ребёнку.

Пусть ребёнок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем

угодно.

Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка и членами их семей.

Проверьте

всех

взрослых,

которые

общаются

с

вашим

ребёнком:

воспитателей в детском саду, учителей, нянь.

Научите ребёнка правильно называть интимные части тела, объясните

разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.

Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь

или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.

Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи

детям.

Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону

доверия, если вы подвергаетесь насилию.

Научитесь распознавать признаки насилия и пренебрежения. Например,

ребёнок может отставать в развитии, плохо расти, быть грязным, неопрятным

или нездоровым, может проявлять агрессию, быть подавленным, тревожным.

Узнайте имена ваших соседей и их детей.

Предложите свою помощь молодым родителям.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с

детьми.

- неполные и многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, с наличием

отчимов или мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося

из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования;

- негативные семейные традиции;

- нежелательный ребёнок;

- умственные или физические недостатки ребенка;

- «трудный» ребёнок.

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только

увеличивается. Статистика показывает, что каждый год в нашей стране почти

17

тысяч

детей

разного

возраста

становятся

жертвами

насильственных

п р е с т у п л е н и й .

К а ж д ы й

г о д

о ко л о

д ву х

м и л л и о н о в

д е т е й

избиваются родителями,

более

10

тыс.

несовершеннолетних

становятся

инвалидами в результате совершения против них преступлений. Для 10%

этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей заканчивают жизнь

самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

Многие родители, которые применяют, насилие в отношении своих детей

даже не догадываются о таких фактах:

·

физические

наказания

притупляют

все

лучшие

качества

в

детях,

способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости,

возбуждают злобу и ненависть к старшим;

· дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами

стать способным на убийство или другие преступления;

· когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность

того что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

· жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных,

социально

дезадаптированных,

не

умеющих

трудиться,

создавать

семью,

быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие! ребёнок, выращенный в грубости

и жестокости будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми.

Если

ваш

ребёнок

капризничает

или

плохо

себя

ведёт,

не

спешите

его

наказывать. Помните, наказание можно заменить:

- Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть

у родителей.

-

Объяснением.

Кратко

объясните

ребенку,

почему

его

поведение

неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

- Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока

проступок повторится.

- Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно,

чем наказания.

- Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно,

когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того

воспитания,

какое

они

ему

дали

и

если

вдруг

это

отражение

вас

не

устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Если вы видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению

к ребёнку обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить

ребёнку жизни.

Четыре заповеди мудрого родителя

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы

человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он

справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не

ругайте за то, что умеют другие.

2.

Не

сравнивайте

вслух

ребёнка

с

другими детьми.

Воспринимайте

рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря

такие фразы: «Вот я старалась, а ты.», «Я тебя растила, а ты.»

4.

Избегайте

свидетелей.

Если

действительно

возникает

ситуация,

ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в

магазине,

нужно

твёрдо

увести

его

с

места

происшествия.

Чувство

собственного

достоинства

присуще

не

только

взрослым,

поэтому

очень

важно,

чтобы

разговор

состоялся

без

свидетелей.

После

этого

спокойно

объясните, почему так делать нельзя.

Если ли Вы, все же решили наказать ребенка:

Семь правил, которые надо учитывать при наказании

Правило первое – наказание не должно причинять вреда – физического

или психического.

Правило

второе

нельзя

наказывать «для профилактики»,

наказание

может следовать только за реальным поступком и только в том случае, если

другого

способа

донести

информацию

до

ребенка

вы

действительно

не

видите.

Правило третье – наказание должно быть одно: даже если дитя натворило

сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все, применять

целый «комплекс»карательных мер недопустимо.

Правило

четвертое

наказание

не

должно

отменять награды:

нельзя

лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде, либо нарушать

данные ему ранее обещания (если это н было специально оговорено).

Правило пятое – наказание должно следовать сразу за «преступлением»:

нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил давно, пусть даже вы

узнали

об

этом

только

что.

Наказание

должно

быть

разовой

и

непродолжительной

акцией,

его

нельзя

растягивать надолго:

натворил

наказали – и точка.

Правило шестое – наказание должно быть справедливым и ни в коем

случае

не

должно

быть

унизительным

для ребенка:

ребенок

должен

понимать,

что

наказание

связано

именно

с

проступком,

что

это

не

демонстрация родительской власти и превосходства.

Правило

седьмое

наказание

не

должно

быть

шантажом,

нельзя

манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены

его поведением: если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить

любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно

быстро научится вас обманывать.

Родители должны не только ставить себе вопрос: какого ребёнка я хочу

вырастить, но и какую старость я хочу иметь?

Дорогие родители необходимо знать и помнить, что дети от жестокого

обращения, от самодурства взрослых защищены законодательно!

Это:

Всеобщая декларация прав человека (1948)

Декларация прав ребенка (1959)

Конвенция

ООН

о

правах

ребенка

(1989)

где

дается

определение

понятию жестокого обращения и определены меры защиты и признания прав

ребенка.

Уголовный кодекс РФ (ст. 106-136, ст. 150-157, который предусматривает

уголовную

ответственность

за

совершение

насилия

в

отношении

несовершеннолетних.

Семейный

кодекс

РФ

(ст.

54,

56,

69,

77,

который

гарантирует

права

ребенка, вплоть до лишения родительских прав при непосредственной угрозе

жизни и здоровью детей.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

ФЗ РФ «Об образовании».

Злобное, недоброжелательное, надменное поведение взрослых становится

для ребенка предметом для подражания. Существует выражение «ребенок -

зеркало семьи». Если понаблюдать за словами и действиями ребенка, легко

понять

какие

взаимоотношения

преобладают

в

семье.

Агрессия

у

детей

проявляется

к

младшим,

животным,

в

игре

с

куклами

и

т.

д.

Злобное,

неприязненное отношение к ребенку вызывает у него ощущение ненужности,

беззащитности.

Конечно, не всякая семья имеет опыт в воспитании детей, но дорогу

одолеет

идущий,

почаще

заглядывайте

в

глаза

своих

детей,

умейте

разговаривать

друг

с

другом,

дарите

ласку

и

заботу

близким,

берегите

семейные

взаимоотношения,

поддерживайте

семейные

традиции,

своим

личным

примером

в

отношении

к

старшим

членам

семьи

формируйте

отношение в своих семьях.



В раздел образования