Автор: Шмелева Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №57 " Лукоморье"
Населённый пункт: Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с родителями детей старшего возраста
Раздел: дошкольное образование
«Работа с родителями детей с ОВЗ.»
Шмелева Наталья Петровна, воспитатель
Муниципальное Бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 57 «Лукоморье»
комбинированного вида.
В современном мире, который полон новыми тенденциями,
разработками, внедрениями, все также остается место для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Дети, которые могут никогда не
услышать, не почувствовать, не увидеть то, что для нас - здоровых людей,
кажется привычным. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии,
часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или
разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным
доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью
игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна
поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную
работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,
насколько четко организована преемственность в работе логопеда,
воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, дефектологу
и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В
настоящее время в педагогической практике существуют различные формы
работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными
помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем
коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе
с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более
последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать
атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и
взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить
интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные
выводы из этих наблюдений;
- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью
обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях
семьи;
- воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в
вопросах коррекции и воспитания.
Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским
садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей,
воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-
развивающего процесса.
Условия:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность.
Формы и методы: ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с
родителями по вопросам:
а) состояния речевого и психического развития их детей (логопед,
дефектолог);
б) объяснение задания логопеда, дефектолога записанного в индивидуальной
тетради ребёнка (воспитатели);
- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация,
благодарность);
- педагогическая библиотечка; консультации (плановые, неплановые - по мере
необходимости).(1)
Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом,
стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей;
совместных мероприятий. Родителей знакомят с особенностями речевого и
психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые
стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе
коррекционного обучения. Объясняют, что ребенку может потребоваться
помощь нескольких специалистов - это врачи (педиатры, невропатологи,
психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи), логопеды, дефектологи,
физиотерапевты и врачи лечебной физкультуры.
Примечание
1. . Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям
с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997.
Большое значение имеет и проведение родительских собраний с
приглашением специалистов - логопеда, дефектолога и психолога. На этих
собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы:
1.
Необходимость специального направленного обучения детей
2.
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей
3.
3. Информация о содержании коррекционных занятий.(2)
Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с
организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители
должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении
всего времени пребывания в саду.
Раскрывая задачи и содержание коррекционных занятий, педагоги знакомят с
приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления
дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает
роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;
г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в
детском саду (открытые занятия, праздники, родительские собрания,
оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).
Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для
сознательного включения родителей в коррекционный процесс. На
протяжение учебного года систематически проводятся консультации для
родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной
коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи,
подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда,
дефектолога и воспитателя, мастер - классов, тренингов, практических
занятий. Они проводятся систематически. Родители получают возможность
следить за успехами детей, видеть их трудности, наблюдать за проведением
режимных моментов, организацией игровой деятельности, самим учиться
приемам коррекционной работы.(3)
Примечание
2. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.:
АРКТИ, 2007. - 80 с. (Коррекционная педагогика)
3. Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.
— М., 1983.