Автор: Караванова Светлана Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Лицей им. М. В. Ломоносова"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка на основе УМК " Звездный английский-5" из опыта работы"
Раздел: среднее образование
Гражданско-патриотическое воспитание
на уроках английского языка
на основе УМК « Звездный английский-5»
(из опыта работы)
Преобразования в России в XXI веке сопровождаются изменениями в
социально-экономической,
политической
и
духовной
сферах
общества
и
сознании
ее
граждан.
К
сожалению,
резко
снизился
воспитательный
потенциал
российской
культуры,
искусства,
образования
как
важнейших
факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили
широкое
распространение
равнодушие,
эгоизм,
индивидуализм,
цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству
и
социальным
институтам.
Поэтому
встаёт
вопрос
о
воспитании
патриотизма.
Патриотизм
проявляется
в
поступках
и
в
деятельности
человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические
чувства,
пройдя
через
целый
ряд
этапов
на
пути
к
своей
зрелости,
поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление
служить
его
интересам.
На
личностном
уровне
патриотизм
выступает
как
устойчивая
важнейшая
характеристика
человека,
выражающаяся
в
его
мировоззрении,
нравственных
идеалах,
нормах
поведения.
Патриотическое
воспитание
школьников
-
это
систематическая
деятельность, которая не может оставаться в неизменном виде.
В концепции Е. В. Бондаревской (член-корр. РАО) “Воспитание как
возрождение
гражданина,
человека,
культуры
и
нравственности”
для
реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые
включают:
интернализацию (-процесс превращения убеждений, ценностей,
оценок других людей и норм поведения в качества собственной
личности,
как
позитивные,
так
и
негативные)
детьми
универсальных
общечеловеческих
ценностей,
сохранение
совокупного
духовного
опыта
человечества:
диалог
между
различными культурами и народами; уважение к человеческой
жизни,
осознание
её
неприкосновенности;
свобода
и
ответственность;
овладение
детьми
основными
сферами
жизнедеятельности
современного
человека,
гуманизирующими
личность
и
отношения
между
людьми;
художественное
и
техническое
творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды
обитания;
общение
с
родителями
и
друзьями;
-
освоение
материальных
и
духовных
ценностей
общечеловеческой
и
национальной культуры;
формирование
опыта
гражданского
поведения:
участие
в
гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание
прав человека;
накопление
опыта
эмоционально-насыщенных
ситуаций
гуманного
поведения:
организация
детьми
актов
милосердия,
проявление
заботы
о
близких,
уважение
прав
и
достоинства
других людей;
овладение
детьми
ситуациями
реальной
ответственности:
принятия
решений,
свободный
выбор
по ступков
и
ответственности за них.
УМК
«Звездный
английский»
способствует
воспитанию
патриота,
гражданина. Так, программой предусмотрены следующие задачи:
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание
своей
этнической
принадлежности,
знание
истории,
языка,
культуры
своего
народа,
своего
края,
основ
культурного
наследия народов России и человечества;
усвоение
традиционных
ценностей
многонационального
российского общества;
воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование общекультурной и этнической идентичности как
составляющих гражданской идентичности личности;
стремление
к
лучшему
осознанию
культуры
своего
народа
и
готовность
содействовать
ознакомлению
с
ней
представителей
других стран;
осознание себя гражданином своей страны и мира;
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие
(гуманистические,
демократические)
ценности,
свою
гражданскую позицию.
Итак, следующие темы и направления помогают решать актуальные
проблемы воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего
поколения на уроках английского языка:
изучение примеров устного народного творчества, которые являются
бесценными источниками в патриотическом воспитании детей;
семья, составление семейного дерева;
изучение
географического
положения,
численности
населения,
климата, ресурсов нашей республики и нашей страны;
изучение истории и символики нашей родины;
изучение национальной одежды;
национальная
кухня,
традиции,
праздники
и
обычаи
страны,
республики ;
культура
и
искусство
в
республике
и
стране:
художники,
композиторы,
писатели
и
поэты;
выдающиеся
деятели
науки,
политики;
виды спорта в республике и стране, известные спортсмены;
национальная музыка и музыкальные инструменты;
животные
и
растения
нашей
родины,
национальные
парки,
проблемы экологии.
Методы
и
средства,
помогающие
глубже
изучить
темы
и
достичь
желаемых результатов:
проектная деятельность, защита проектов
исследовательская деятельность
работа с интернет-ресурсами, участие в конкурсах, викторинах и
олимпиадах
посещение музеев нашего города
встречи с интересными людьми
проведение уроков по сравнению культур.
Работая
с
темой
флаг
Соединенного
королевства
Великобритании,
детям было предложено составить презентацию о флаге России и Марий Эл.
Работая с темой спорт и спортсмены, детям было предложено написать
об известном спортсмене, о любимом виде спорта и о том, что как их
связывает спорт.
В учебнике было знакомство с русской народной спортивной игрой
«Городки» и детям было предложено подготовить информацию о других
играх. Были подготовлены рассказы об играх «Ручеек», «Лапта» и «Колечко».
Одной из интересных статей была статья о цирковой школе. Дети
писали мини-сочинения и проводили параллель между своей и той школой.
В теме животные дети готовили презентации о животных России и
Марий Эл.
Ещё одна интересная тема была тема, связанная с покупками, торгово-
развлекательными центрами, магазинами и рынками разных стран. Детям
было предложено написать мини-сочинение о любимом магазине, торговом
центре или рынке нашего города.
В теме «Праздники», детьми были также подготовлены работы, связаны
с празднованиями в нашей стране и республике.
Не обошлась и вниманием тема о национальных блюдах. Детям было
предложено рассказать о различных блюдах. Некоторые из них приготовили и
принесли свои блюда в класс.
Кроме этого, шла работа по знакомству с географией и историей нашей
страны.
Также была интересна тема этикета в разных странах и детям было
предложено провести параллель между правилами этикета.
Таким
образом,
преподавание
английского
языка
способствует
воспитанию
человека
культуры,
приверженного
общечеловеческим
ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа
и
народов
других
стран,
стремящегося
к
взаимопониманию
с
ними,
способного
и
готового
осуществлять
межличностное
и
межкультурное
общение. Работая в данном направлении, мы пришли к выводу, что учащиеся
с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, повышается
их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о
Родине, о народных традициях. Всё это очень важно для формирования
патриотов, достойных граждан своего Отечества.
Список используемой литературы:
1.
Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Дули Дж., Эванс В.
УМК « Звездный английский» 5 класс. М. : Express Publishing: Просвещение,
2014
2.
Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения
учащихся к ценностям. Самара. Издательство СамГПУ, 2002.
3.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России.
М.,
Просвещение, 2011.
4.
Ефремова Г. Народная культура и патриотическое воспитание
школьников // Воспитание школьников. – 2005. - №8. – с. 17-19.
5.
Мильруд Р.П., Суворова Ж. А. Рабочая программа. Английский
язык.
Предметная
линия
учебника
«Звездный
английский
5-9
классы»
Просвещение,2014
6.
Савотина
Н.
Современный
опыт
гражданского
воспитания:
особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. – 2003. - №5.
7.
Щуркова
Н.
Е.
Классное
руководство:
теория,
методика,
технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.