Напоминание

"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка на основе УМК " Звездный английский-5" из опыта работы"


Автор: Караванова Светлана Вячеславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Лицей им. М. В. Ломоносова"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках английского языка на основе УМК " Звездный английский-5" из опыта работы"
Раздел: среднее образование





Назад




Гражданско-патриотическое воспитание

на уроках английского языка

на основе УМК « Звездный английский-5»

(из опыта работы)

Преобразования в России в XXI веке сопровождаются изменениями в

социально-экономической,

политической

и

духовной

сферах

общества

и

сознании

ее

граждан.

К

сожалению,

резко

снизился

воспитательный

потенциал

российской

культуры,

искусства,

образования

как

важнейших

факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили

широкое

распространение

равнодушие,

эгоизм,

индивидуализм,

цинизм,

немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству

и

социальным

институтам.

Поэтому

встаёт

вопрос

о

воспитании

патриотизма.

Патриотизм

проявляется

в

поступках

и

в

деятельности

человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические

чувства,

пройдя

через

целый

ряд

этапов

на

пути

к

своей

зрелости,

поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,

стремление

служить

его

интересам.

На

личностном

уровне

патриотизм

выступает

как

устойчивая

важнейшая

характеристика

человека,

выражающаяся

в

его

мировоззрении,

нравственных

идеалах,

нормах

поведения.

Патриотическое

воспитание

школьников

-

это

систематическая

деятельность, которая не может оставаться в неизменном виде.

В концепции Е. В. Бондаревской (член-корр. РАО) “Воспитание как

возрождение

гражданина,

человека,

культуры

и

нравственности”

для

реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые

включают:

интернализацию (-процесс превращения убеждений, ценностей,

оценок других людей и норм поведения в качества собственной

личности,

как

позитивные,

так

и

негативные)

детьми

универсальных

общечеловеческих

ценностей,

сохранение

совокупного

духовного

опыта

человечества:

диалог

между

различными культурами и народами; уважение к человеческой

жизни,

осознание

её

неприкосновенности;

свобода

и

ответственность;

овладение

детьми

основными

сферами

жизнедеятельности

современного

человека,

гуманизирующими

личность

и

отношения

между

людьми;

художественное

и

техническое

творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды

обитания;

общение

с

родителями

и

друзьями;

-

освоение

материальных

и

духовных

ценностей

общечеловеческой

и

национальной культуры;

формирование

опыта

гражданского

поведения:

участие

в

гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание

прав человека;

накопление

опыта

эмоционально-насыщенных

ситуаций

гуманного

поведения:

организация

детьми

актов

милосердия,

проявление

заботы

о

близких,

уважение

прав

и

достоинства

других людей;

овладение

детьми

ситуациями

реальной

ответственности:

принятия

решений,

свободный

выбор

по ступков

и

ответственности за них.

УМК

«Звездный

английский»

способствует

воспитанию

патриота,

гражданина. Так, программой предусмотрены следующие задачи:

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,

прошлое и настоящее многонационального народа России;

осознание

своей

этнической

принадлежности,

знание

истории,

языка,

культуры

своего

народа,

своего

края,

основ

культурного

наследия народов России и человечества;

усвоение

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества;

воспитание чувства долга перед Родиной;

формирование общекультурной и этнической идентичности как

составляющих гражданской идентичности личности;

стремление

к

лучшему

осознанию

культуры

своего

народа

и

готовность

содействовать

ознакомлению

с

ней

представителей

других стран;

осознание себя гражданином своей страны и мира;

готовность отстаивать национальные и общечеловеческие

(гуманистические,

демократические)

ценности,

свою

гражданскую позицию.

Итак, следующие темы и направления помогают решать актуальные

проблемы воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего

поколения на уроках английского языка:

изучение примеров устного народного творчества, которые являются

бесценными источниками в патриотическом воспитании детей;

семья, составление семейного дерева;

изучение

географического

положения,

численности

населения,

климата, ресурсов нашей республики и нашей страны;

изучение истории и символики нашей родины;

изучение национальной одежды;

национальная

кухня,

традиции,

праздники

и

обычаи

страны,

республики ;

культура

и

искусство

в

республике

и

стране:

художники,

композиторы,

писатели

и

поэты;

выдающиеся

деятели

науки,

политики;

виды спорта в республике и стране, известные спортсмены;

национальная музыка и музыкальные инструменты;

животные

и

растения

нашей

родины,

национальные

парки,

проблемы экологии.

Методы

и

средства,

помогающие

глубже

изучить

темы

и

достичь

желаемых результатов:

проектная деятельность, защита проектов

исследовательская деятельность

работа с интернет-ресурсами, участие в конкурсах, викторинах и

олимпиадах

посещение музеев нашего города

встречи с интересными людьми

проведение уроков по сравнению культур.

Работая

с

темой

флаг

Соединенного

королевства

Великобритании,

детям было предложено составить презентацию о флаге России и Марий Эл.

Работая с темой спорт и спортсмены, детям было предложено написать

об известном спортсмене, о любимом виде спорта и о том, что как их

связывает спорт.

В учебнике было знакомство с русской народной спортивной игрой

«Городки» и детям было предложено подготовить информацию о других

играх. Были подготовлены рассказы об играх «Ручеек», «Лапта» и «Колечко».

Одной из интересных статей была статья о цирковой школе. Дети

писали мини-сочинения и проводили параллель между своей и той школой.

В теме животные дети готовили презентации о животных России и

Марий Эл.

Ещё одна интересная тема была тема, связанная с покупками, торгово-

развлекательными центрами, магазинами и рынками разных стран. Детям

было предложено написать мини-сочинение о любимом магазине, торговом

центре или рынке нашего города.

В теме «Праздники», детьми были также подготовлены работы, связаны

с празднованиями в нашей стране и республике.

Не обошлась и вниманием тема о национальных блюдах. Детям было

предложено рассказать о различных блюдах. Некоторые из них приготовили и

принесли свои блюда в класс.

Кроме этого, шла работа по знакомству с географией и историей нашей

страны.

Также была интересна тема этикета в разных странах и детям было

предложено провести параллель между правилами этикета.

Таким

образом,

преподавание

английского

языка

способствует

воспитанию

человека

культуры,

приверженного

общечеловеческим

ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия своего народа

и

народов

других

стран,

стремящегося

к

взаимопониманию

с

ними,

способного

и

готового

осуществлять

межличностное

и

межкультурное

общение. Работая в данном направлении, мы пришли к выводу, что учащиеся

с интересом изучают материал, связанный с народной культурой, повышается

их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о

Родине, о народных традициях. Всё это очень важно для формирования

патриотов, достойных граждан своего Отечества.

Список используемой литературы:

1.

Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Дули Дж., Эванс В.

УМК « Звездный английский» 5 класс. М. : Express Publishing: Просвещение,

2014

2.

Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения

учащихся к ценностям. Самара. Издательство СамГПУ, 2002.

3.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России.

М.,

Просвещение, 2011.

4.

Ефремова Г. Народная культура и патриотическое воспитание

школьников // Воспитание школьников. – 2005. - №8. – с. 17-19.

5.

Мильруд Р.П., Суворова Ж. А. Рабочая программа. Английский

язык.

Предметная

линия

учебника

«Звездный

английский

5-9

классы»

Просвещение,2014

6.

Савотина

Н.

Современный

опыт

гражданского

воспитания:

особенности и тенденции развития // Воспитание школьников. – 2003. - №5.

7.

Щуркова

Н.

Е.

Классное

руководство:

теория,

методика,

технология. М.: Педагогическое общество России, 2000.



В раздел образования