Напоминание

"Написание статьи"


Автор: Квашина Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Васькинская ООШ
Населённый пункт: п. Васькино, г.о.Чехов, Московская область
Наименование материала: Технологическая карта урока развития речи
Тема: "Написание статьи"
Раздел: среднее образование





Назад




Квашина Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Васькинской ООШ

Технологическая карта урока развития речи

(подготовка к написанию статьи) в 8 классе

1. Пояснение к уроку

Работа над сочинениями публицистических жанров развивает личностные

качества подростков, активизирует их жизненную позицию, дает возможность

осознать себя в обществе, воспринять законы, принципы, по которым живут

люди, определиться в собственных оценках, накопить жизненный опыт, почув-

ствовать себя в обществе комфортно, ощутить собственную силу, радость от уме-

ния общаться с людьми.

Положительные мотивы деятельности учащихся в работе над публицисти-

ческими жанрами, например, заметкой, репортажем, дневником, путешествием,

вызваны тем, что дети понимают: эти типы текстов существуют в реальной рече-

вой практике, и овладение ими воспринимается как настоящее дело, как подго-

товка к тому, что может встретиться в жизни. Понимание цели будущего сочине-

ния делает работу осознанной, продуманной с точки зрения содержания и формы

подачи материала.

Знание учениками законов построения жанра (отбора содержания,

опреде-

ления композиции, языкового оформления) улучшает качество их работы, дает

им возможность более полно и свободно творить, выражать свои мысли и чув-

ства.

Умение понять себя, оценить свои возможности, творческие силы, осо-

знать, как точнее, полнее выразить свои мысли и чувства, поставить перед собой

задачи, спланировать их выполнение делает ученика по-настоящему субъектом

учебной

деятельности,

способствует

его

развитию,

самосовершенствованию,

самоутверждению.

Обращение к сочинению определенного жанра требует от учащихся знания

речевой (текстовой) теории, умения строить текст с определенным заданием, вы-

ражать авторское « я » , пользоваться эмоционально-экспрессивными и образны-

ми средствами языка, употреблять синонимические средства языка (лексические,

морфологические, синтаксические); понимания функциональных особенностей

изучаемых

языковых

единиц,

в

конечном

счете — способности ставить ав-

торскую задачу и ее разрешать.

1

Обучение жанровым сочинениям для учителя сопряжено с определенными

трудностями: не во всех программах по русскому языку намечена система такой

работы, недостаточно информации о текстах определенных жанров (нет полного

описания, мало методического материала, не разработана система упражнений,

готовящих учащихся к подобным сочинениям).

Представленный урок является продолжением серии уроков знакомства с

газетными жанрами.

Урок состоит из следующих основных этапов:

- самоопределение к деятельности;

- актуализация знаний и фиксация затруднений;

- постановка учебной задачи;

- построение проекта и выход из затруднений;

- первичное закрепление во внешней речи;

-самостоятельная работа с самопроверкой;

- включение в систему знаний и повторение;

- рефлексия.

Цели урока реализуются через разнообразные приемы и формы работы:

- фронтальный опрос;

- коллективная, индивидуальная и групповая деятельность;

- работа с текстом (анализ);

- работа с дидактическим раздаточным материалом.

Методы, использованные на уроке:

- частично- поисковый;

- словесный;

- практический.

2. Входные данные урока, цели урока, УУД и ожидаемые результаты

Класс – 8-ый (общеобразовательный).

1

1

Тип урока – открытие новых знаний.

Тема лингвистическая – статья, особенности жанра.

Тема

коммуникативная

самоопределение

учащихся

на

основе

коммуникативно-организованного

дидактического

материала

на

тему

«Подросток».

Тема по развитию речи – статья «Подросток…трудно ли им быть в XXIвеке?».

Технология

урока

комплексная

(блочная

подача

нового

материала

и

поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).

Средства обучения – учебник; дидактический материал.

Цели урока.

1. Познавательные:

а) повторить ранее изученные сведения о публицистическом стиле, заметке

в газету, репортаже;

б ) познакомить

с

понятием о

статье

как

о

жанре

публицистики;

формировать

умение

работать

с

газетной

статьёй;

формировать

умение

анализировать статью, видеть её композицию;

Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция, способ познания

– индуктивно-дедуктивный.

2. Практические:

а) закрепить навыки работы с публицистическим текстом;

способствовать

совершенствованию устной и письменной речи учащихся;

б) сформировать умение строить развернутое высказывание на заданную

тему по предложенному тексту.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

2

интерес к предмету в ходе творческого осмысления дидактического

материала;

культуру письменной речи;

нравственные качества школьников: сочувствие, сострадание, целе-

устремленность, настойчивость в преодолении жизненных трудно-

стей

б ) развивать: логическое мышление (умение обобщать, сопостав-

лять, формулировать вывод);

различные виды речевой деятельности (чтение, слушание, говоре-

ние, письмо);

образное и аналитическое мышление, творческие способности, чи-

тательскую культуру школьников.

в) формировать умение пользоваться справочной литературой.

3. Ход урока, рефлексия на уроке и его итоги

Оформление доски

Подготовка к написанию статьи

«Подросток…трудно ли им быть в XXIвеке?

«В молодости все силы души направлены на будущее,

и будущее это принимает такие разнообразные,

живые и обворожительные формы под влиянием надежды..».

Л.Н.Толстой

3

4

Этапы урока и их

содержание.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Самоопределение к

деятельности.

Учитель проверяет наличие у

класса необходимого

раздаточного материала

(текстов статей),

устанавливает электронное

приложение к уроку

(презентация).

Обучающиеся готовят

раздаточный материал: статьи,

тетради, письменные

принадлежности.

Личностные:

- самоопределение,

- смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

2. Актуализация знаний и

фиксация затруднений.

-Сегодня на уроке мы будем

готовиться к написанию

статьи на тему «Подросток…

Трудно ли им быть?».

-У Л.Н.Толстого есть

замечательные слова: «В

молодости все силы души

направлены на будущее, и

будущее это принимает такие

разнообразные, живые и

обворожительные формы под

влиянием надежды..»

-Как вы их понимаете?

-Вспомните произведение, из

которого взяты эти строки?

- Как вы думаете, почему я

начала урок этими словами?

Юность - напряженный

период формирования

нравственного сознания,

выработки ориентации

ценностных и идеалов,

устойчивого мировоззрения,

гражданских качеств

личности.

«Отрочество».

Обучающиеся пытаются

сформулировать тему

сочинения.

Личностные:

- самоопределение,

- смыслообразование.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

-планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

3.Постановка учебной

задачи.

Учитель объявляет тему урока

и предлагает обучающимся

сформулировать его цели и

задачи.

Обучающиеся записывают в

тетради тему и предлагают

свою формулировку целей и

задач урока (важно, чтобы

были названы основные

обучающие, развивающие и

воспитательные цели, а также

сформулированы задачи,

способствующие реализации

целей).

Личностные:

- мотивация к учебной

деятельности;

- поиски ответа на вопрос:

« Какое значение, смысл

имеет для меня последующая

учебная деятельность».

Познавательные:

- формулирование

познавательной цели;

-поиск и выделение

информации;

- выдвижение гипотез и их

Литература

1. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Посо-

бие для учителей. — 2-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.

— 104 с.

2.

Русский

язык.

8

кл.:

учебник

для

о б щ е о б р а з о в ат е л ь н ы х

учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред.

М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2016.-269 с.

3. Русский язык. 8 кл.: система уроков по учебнику под редакцией М.М.Разу-

мовской, П.А.Леканта/ сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2016.-237

с.

4. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.:Художественная литера-

тура, 1986. – 320 с.

5. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Прак-

тико-ориентированное учебно-методическое пособие .– М.: УЦ «Перспекти-

ва», 2013. – 224.

5



В раздел образования