Автор: Квашина Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Васькинская ООШ
Населённый пункт: п. Васькино, г.о.Чехов, Московская область
Наименование материала: Технологическая карта урока развития речи
Тема: "Написание статьи"
Раздел: среднее образование
Квашина Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Васькинской ООШ
Технологическая карта урока развития речи
(подготовка к написанию статьи) в 8 классе
1. Пояснение к уроку
Работа над сочинениями публицистических жанров развивает личностные
качества подростков, активизирует их жизненную позицию, дает возможность
осознать себя в обществе, воспринять законы, принципы, по которым живут
люди, определиться в собственных оценках, накопить жизненный опыт, почув-
ствовать себя в обществе комфортно, ощутить собственную силу, радость от уме-
ния общаться с людьми.
Положительные мотивы деятельности учащихся в работе над публицисти-
ческими жанрами, например, заметкой, репортажем, дневником, путешествием,
вызваны тем, что дети понимают: эти типы текстов существуют в реальной рече-
вой практике, и овладение ими воспринимается как настоящее дело, как подго-
товка к тому, что может встретиться в жизни. Понимание цели будущего сочине-
ния делает работу осознанной, продуманной с точки зрения содержания и формы
подачи материала.
Знание учениками законов построения жанра (отбора содержания,
опреде-
ления композиции, языкового оформления) улучшает качество их работы, дает
им возможность более полно и свободно творить, выражать свои мысли и чув-
ства.
Умение понять себя, оценить свои возможности, творческие силы, осо-
знать, как точнее, полнее выразить свои мысли и чувства, поставить перед собой
задачи, спланировать их выполнение делает ученика по-настоящему субъектом
учебной
деятельности,
способствует
его
развитию,
самосовершенствованию,
самоутверждению.
Обращение к сочинению определенного жанра требует от учащихся знания
речевой (текстовой) теории, умения строить текст с определенным заданием, вы-
ражать авторское « я » , пользоваться эмоционально-экспрессивными и образны-
ми средствами языка, употреблять синонимические средства языка (лексические,
морфологические, синтаксические); понимания функциональных особенностей
изучаемых
языковых
единиц,
в
конечном
счете — способности ставить ав-
торскую задачу и ее разрешать.
1
Обучение жанровым сочинениям для учителя сопряжено с определенными
трудностями: не во всех программах по русскому языку намечена система такой
работы, недостаточно информации о текстах определенных жанров (нет полного
описания, мало методического материала, не разработана система упражнений,
готовящих учащихся к подобным сочинениям).
Представленный урок является продолжением серии уроков знакомства с
газетными жанрами.
Урок состоит из следующих основных этапов:
- самоопределение к деятельности;
- актуализация знаний и фиксация затруднений;
- постановка учебной задачи;
- построение проекта и выход из затруднений;
- первичное закрепление во внешней речи;
-самостоятельная работа с самопроверкой;
- включение в систему знаний и повторение;
- рефлексия.
Цели урока реализуются через разнообразные приемы и формы работы:
- фронтальный опрос;
- коллективная, индивидуальная и групповая деятельность;
- работа с текстом (анализ);
- работа с дидактическим раздаточным материалом.
Методы, использованные на уроке:
- частично- поисковый;
- словесный;
- практический.
2. Входные данные урока, цели урока, УУД и ожидаемые результаты
Класс – 8-ый (общеобразовательный).
1
1
Тип урока – открытие новых знаний.
Тема лингвистическая – статья, особенности жанра.
Тема
коммуникативная
–
самоопределение
учащихся
на
основе
коммуникативно-организованного
дидактического
материала
на
тему
«Подросток».
Тема по развитию речи – статья «Подросток…трудно ли им быть в XXIвеке?».
Технология
урока
–
комплексная
(блочная
подача
нового
материала
и
поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении).
Средства обучения – учебник; дидактический материал.
Цели урока.
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о публицистическом стиле, заметке
в газету, репортаже;
б ) познакомить
с
понятием о
статье
как
о
жанре
публицистики;
формировать
умение
работать
с
газетной
статьёй;
формировать
умение
анализировать статью, видеть её композицию;
Методы познавательные – эвристическая беседа и лекция, способ познания
– индуктивно-дедуктивный.
2. Практические:
а) закрепить навыки работы с публицистическим текстом;
способствовать
совершенствованию устной и письменной речи учащихся;
б) сформировать умение строить развернутое высказывание на заданную
тему по предложенному тексту.
3. Общепредметные:
а) воспитывать:
2
интерес к предмету в ходе творческого осмысления дидактического
материала;
культуру письменной речи;
нравственные качества школьников: сочувствие, сострадание, целе-
устремленность, настойчивость в преодолении жизненных трудно-
стей
б ) развивать: логическое мышление (умение обобщать, сопостав-
лять, формулировать вывод);
различные виды речевой деятельности (чтение, слушание, говоре-
ние, письмо);
образное и аналитическое мышление, творческие способности, чи-
тательскую культуру школьников.
в) формировать умение пользоваться справочной литературой.
3. Ход урока, рефлексия на уроке и его итоги
Оформление доски
Подготовка к написанию статьи
«Подросток…трудно ли им быть в XXIвеке?
«В молодости все силы души направлены на будущее,
и будущее это принимает такие разнообразные,
живые и обворожительные формы под влиянием надежды..».
Л.Н.Толстой
3
4
Этапы урока и их
содержание.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Самоопределение к
деятельности.
Учитель проверяет наличие у
класса необходимого
раздаточного материала
(текстов статей),
устанавливает электронное
приложение к уроку
(презентация).
Обучающиеся готовят
раздаточный материал: статьи,
тетради, письменные
принадлежности.
Личностные:
- самоопределение,
- смыслообразование.
Коммуникативные:
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений.
-Сегодня на уроке мы будем
готовиться к написанию
статьи на тему «Подросток…
Трудно ли им быть?».
-У Л.Н.Толстого есть
замечательные слова: «В
молодости все силы души
направлены на будущее, и
будущее это принимает такие
разнообразные, живые и
обворожительные формы под
влиянием надежды..»
-Как вы их понимаете?
-Вспомните произведение, из
которого взяты эти строки?
- Как вы думаете, почему я
начала урок этими словами?
Юность - напряженный
период формирования
нравственного сознания,
выработки ориентации
ценностных и идеалов,
устойчивого мировоззрения,
гражданских качеств
личности.
«Отрочество».
Обучающиеся пытаются
сформулировать тему
сочинения.
Личностные:
- самоопределение,
- смыслообразование.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
-планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
3.Постановка учебной
задачи.
Учитель объявляет тему урока
и предлагает обучающимся
сформулировать его цели и
задачи.
Обучающиеся записывают в
тетради тему и предлагают
свою формулировку целей и
задач урока (важно, чтобы
были названы основные
обучающие, развивающие и
воспитательные цели, а также
сформулированы задачи,
способствующие реализации
целей).
Личностные:
- мотивация к учебной
деятельности;
- поиски ответа на вопрос:
« Какое значение, смысл
имеет для меня последующая
учебная деятельность».
Познавательные:
- формулирование
познавательной цели;
-поиск и выделение
информации;
- выдвижение гипотез и их
Литература
1. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Посо-
бие для учителей. — 2-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.
— 104 с.
2.
Русский
язык.
8
кл.:
учебник
для
о б щ е о б р а з о в ат е л ь н ы х
учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред.
М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.:Дрофа, 2016.-269 с.
3. Русский язык. 8 кл.: система уроков по учебнику под редакцией М.М.Разу-
мовской, П.А.Леканта/ сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2016.-237
с.
4. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.:Художественная литера-
тура, 1986. – 320 с.
5. Фещенко Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Прак-
тико-ориентированное учебно-методическое пособие .– М.: УЦ «Перспекти-
ва», 2013. – 224.
5