Автор: Волкова Татьяна Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Менделеевская СОШ
Населённый пункт: Менделеево
Наименование материала:
Тема: Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование
Гражданско- патриотическое воспитание детей младшего
школьного возраста
«Зажечь в душах детей свет нравственности, духовности и патриотизма…»
«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке,
чёрствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания,
нужна интеллигентность, дающаяся культурой»
Дмитрий Лихачёв
С чего начинается чувство к Родине? Начинается оно у ребёнка с отношения
к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, братьям, сёстрам,
бабушкам, дедушкам. Чувство любви к родному дому, саду. Это корни,
которые связывают ребёнка с родным домом, его ближайшим
окружением. Это и есть для ребенка Родина близкая и понятная, со своей
культурой и традициями.
На мой взгляд, тема малой Родина является продуктивной для гражданско
– патриотического воспитания. Начинать нужно с того, что окружает
ребенка ежедневно, чего он может и не замечать. Ведь не случайно в
критические минуты своей жизни мы вспоминаем не страну, а Родину
своего детства.
Младший школьный возраст – наиболее подходящий для воспитания
интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не
упустить момент и вовлечь каждого ребенка в насыщенную жизнь,
деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближних,
любви к Родине.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость
за его культуру. Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая
Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на
ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё
краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей
быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать
дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в
дальнейшем – и на благо всей страны.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность,
ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнок будет
сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт
сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами
страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка
видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на
благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять
любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего
воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических
чувств.
В педагогическом аспекте под гражданско - патриотическим воспитанием
понимается - процесс формирования сознательного человека, любящего
свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими
свершениями своего народа и его культурой.
По своему содержанию понятие патриотизм многогранно: это и ощущение
неразрывности с окружающим миром, и уважение к культуре своей
страны, и гордость за свой народ, свою Родину.
Для младшего школьного возраста характерны податливость
педагогическим влияниям, наибольшая обучаемость, сила и глубина
впечатлений. Период школьного возраста наиболее благоприятен для
эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские
образы восприятия очень сильны и ярки, поэтому остаются в памяти
надолго, иногда на всю жизнь. В этот период начинают развиваться те
черты характера ребенка, которые незримо связывают с национальной
культурой, со своим народом, со всей Родиной. Возможности для такого
воспитания заложены во впечатлениях о природе родного края, о труде,
быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок, в народных
песнях, музыке, играх. Эти эмоции в дальнейшем становятся основой для
возникновения более сложных патриотических чувств.
Огромную роль в воспитании младших школьников играет педагог. Дети
всецело доверяют ему, его слова воспринимаются как истинные и важные.
Истоки такого отношения к нему кроются в подражательности детей и
недостатке жизненного опыта.
Поведение, взгляды, отношения педагога являются образцом для
подражания, детям хочется заслужить его похвалу, одобрение. Поэтому
педагогу не так сложно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения
ему. Но здесь надо предостеречь от слишком прямолинейного воздействия
на детей высокими фразами и понятиями. Многие мыслители и педагоги
прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного
становления человека, указывали на его многостороннее формирующее
влияние. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс
длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и
большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется
возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное
делает учитель начальных классов, «упражняет детей в этом священном
чувстве».
Гражданско – патриотическому воспитанию способствуют следующие
формы работы: празднование общегосударственных праздников,
связанных с героическим прошлым России; проведение встреч с
ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
организация работы школьных музеев; участие в охране памятников
истории и культуры родного города; проведение и организация фестивалей
патриотической песни; проведение и организация военно – патриотических
игр; проведение тематических классных часов; участие в конкурсах
связанных связанных с прошлым нашей Родины. Воспитание
патриотической личности – одна из важных задач современной школы.
Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время.
Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и
пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным
явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос о повышении уровня
патриотического воспитания. Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования второго
поколения ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
-любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни.
Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный
интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь. Это
есть идеологическая нагруженная способность, что – то очень уж
возвышенное. Изучая Стандарт второго поколения, я нигде не увидела
слово патриот, патриотическое воспитание, используются слова гражданин
и гражданственность. Наверное, это правильно и более приемлемо к
современной школе.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым для
нашей страны. Гражданское воспитание не предусматривает однозначно
позитивного отношения к какой - либо сфере жизни, но пересекается с
патриотическим, нравственным, духовным и социальным развитием
личности. Гражданское воспитание в современном ритме жизни должно
формировать у ребенка активную социальную позицию участника и
созидателя общественной жизни. Безусловно, патриотическое воспитание
создает определенные предпосылки гражданского поведения. Но в
процессе целенаправленного воспитания такого рода качества будут
сформированы надлежащим образом. Патриотическое воспитание и
гражданское становление личности – неотъемлемая часть общей культуры
государства. Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы
нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно
воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей
Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они
родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем
будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её
традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они
сделают всё для процветания нашей России.
Согласно выше сказанному, я, как классный руководитель в качестве форм
гражданско-патриотического воспитания школьников через внеклассную и
внеурочную деятельность выделяю: классные часы, деловые игры, встречи
с ветеранами войны и труда, беседы на темы, посвящённые истории нашей
Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших
соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для
истории, в конкурсе рисунков. Учу любить и беречь свою семью и членов
своей семьи. С этой целью проведу такие мероприятия как классные часы
«Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», учащиеся расскажут
о своих семьях. Научить составлять свою родословную, отображать тему в
рисунках, фотографиях. Часто занятия на эту тему проводятся в форме
ролевой игры.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию
можно и нужно на каждом уроке и этому мне помогает наш УМК
«Перспектива».
В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого
помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы
подводя его к нужному мнению. В результате я заставляю ненавязчиво
каждого ученика изучать историю страны на уроках окружающего мира.
Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей
страны: «Путешествие по Золотому кольцу», «Путешествие по Москве»,
«История Московского Кремля», «Путешествие по Санкт – Петербургу»,
«Белгород – город первого салюта и воинской славы», «Путешествие по
музеям мира» и т.д. На уроках литературного чтения – через различные
произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных
русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей
природы, о хороших людях. Уроки русского языка учат любить русский
язык и русское слово.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные
мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя,
но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей,
взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей. Так для воспитания
патриотизма в работе я использую народную тематику: народный
фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного
языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства,
народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата
наша великая Родина, что составляет стержень национального характера.
Такая работа осуществляется на уроках ИЗО и технологии.
Не менее важным условием гражданско - патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к
истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует бережному отношению к традициям, сохранению
вертикальных семейных связей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.
Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно
приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко я использую при
работе с детьми и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую
вызывают лишь недоумение. Фундамент будущего человека
закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот
период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся
черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном
смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Поэтому
задача образования, собрать, воедино все ценности и установки с
передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему
общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно
насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление
подлинной гражданственности и патриотизма.