Автор: Белая Татьяна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУ "Реабилитационный центр "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Радужный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система педагогической работы по социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Фестиваль
«Воспитатель года 2017»
Методическая разработка
«Система педагогической работы
по социальному воспитанию детей с ограниченными
возможностями дошкольного возраста»
Составила:
Белая
Т.Я.,
воспитатель
бюджетного
учреждения
Ханты-
Мансийского
автономного
округа
–
Югры «Реабилитационный центр для
детей и подростков с ограниченными
возможностями «Цветик-семицветик»,
город Радужный
2017 год
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
4
1. Актуальность, практическая значимость системы педагогической
работы
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
5
2. Нормативные и методологические основы системы педагогической
работы.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
9
3. Содержание системы педагогической работы
.
.
.
.
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
.
.
.
.
.
.
.
.
20
3
ВВЕДЕНИЕ
Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний
день – актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического
развития
ребенка
с
ограниченными
возможностями
–
важный
фактор
интеграции
его
в
общество,
адекватного
реагирования
на
окружающее,
оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.
Термин «социальное воспитание» вошел недавно в научный обиход и это
является
одной
из
проблем
для
создания
организационно-педагогических
условий
в
реабилитационных
центрах
для
детей
и
подростков
с
ограниченными возможностями, способствующих социальному воспитанию
детей с ограниченными возможностями.
Многие
ученые
(Л.С.
Выготский,
Л.И.
Акатов,
М.Г.
Агавелян,
Е.М.
Мастюкова, А.Г. Московкина и др.) отмечали, что главной проблемой ребенка с
ограниченными возможностями является его изолированность, что ведет к
нарушению связи ребенка с внешним миром, его ограниченной мобильности,
бедности контактов со сверстниками и взрослыми, к ограниченному общению
с природой, недоступности для ребенка ряда культурных ценностей, а иногда и
элементарного образования.
Современные
ученые
проводят
научные
исследования,
посвященные
проблемам
социальной
реабилитации,
адаптации,
социализации,
обучению
детей-инвалидов.
Большое
внимание
уделено
изучению
психологических
особенностей детей с ограниченными возможностями, специфике обучения
данной категории детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях, особенностям их воспитания. Вместе с тем, степень решения
проблемы социального воспитания детей с ограниченными возможностями по-
прежнему остается невысокой.
Представленная
система
педагогической
работы
по
социальному
воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями от
4
разработана
в
2013
году
и
легла
в
основу
комплексной
программы
по
подготовке дошкольников с ограниченными возможностями к интеграции в
общество здоровых сверстников «Я и мир вокруг меня» (авторы Булычева
Р.А., Мюллер Н.А., Толстихина Г.В.), которая в настоящее время успешно
реализуется
в
бюджетном
учреждении
Ханты-Мансийского
автономного
округа
–
Югры
«Реабилитационный
центр
для
детей
и
подростков
с
ограниченными возможностями «Цветик-семицветик», город Радужный.
5
1. Актуальность, практическая значимость
системы педагогической работы
Дети с особенностями в развитии, проживающие в городе Радужный, где
нет
специальных
(коррекционных)
дошкольных
учреждений,
получают
посещают группы дневного пребывания, работа которых организована на базе
бюджетного
учреждения
Ханты-Мансийского
автономного
округа
–
Югры
«Реабилитационный
центр
для
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями «Цветик-семицветик».
В
таблице
1
отражен
анализ
видов
заболеваний
детей,
посещавших
группу
«Лучики»
в
201
–
2013
гг.
У
100%
детей
наблюдается
задержка
психического развития (ЗПР). 100% детей имеют различные сопутствующие
нарушения.
Количество детей в группе: 8 – 10 человек. В силу тяжести заболевания
дети не могут посещать обычный детский сад, поэтому воспитатели ведут
целенаправленную
работу
по
подготовке
детей
к
обучению
в
школе.
Социальное воспитание имеет немаловажное значение для интеграции детей
данной категории в общество здоровых сверстников.
Таблица 1.
Анализ видов заболеваний детей, посещавших группу «Лучики» в
2010 – 2013 гг.
Виды заболеваний
Состав группы детей по видам заболеваний
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
ДЦП, нарушение опорно-
двигательного аппарата
6 детей
(35%)
4 детей
(25%)
3 ребенка
(21%)
3 ребенка
(21%)
Задержка психо-
речевого развития
9 детей
(50%)
6 детей
(38%)
4 ребенка
(28%)
4 ребенка
(28%)
Ранний детский аутизм и
другие ментальные
нарушения
1 ребенок
(5%)
4 ребенка
(25%)
4 ребенка
(28%)
4 ребенка
(28%)
Нарушения органов
слуха
1 ребенок
(5%)
2 ребенка
(12%)
2 ребенка
(14%)
2 ребенка
(14%)
Синдром Дауна
1 ребенок
(5%)
-
1 ребенок
(9%)
1 ребенок
(9%)
Всего:
18 детей
16 детей
14 детей
14 детей
6
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на
свою
актуальность,
в
психологии
и
педагогике
не
сложилось
целостного
представления
о
технологии
социального
воспитания
дошкольников
с
ограниченными возможностями.
В связи с этим педагоги-практики ищут возможные пути социализации и
социальной адаптации «особых» детей, реализуют новые подходы к решению
проблемы оказания помощи родителям в приспособлении таких детей к жизни,
интеграции их в общество.
Таким
образом,
актуальность
системы
педагогической
работы
по
социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями дошкольного
возраста
(далее
по
тексту
–
система
педагогической
работы)
обусловлена
следующим
противоречием:
между
необходимостью
социализации
детей
дошкольного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии, с
целью
полноценной
подготовки
их
к
обучению
в
школе
и
отсутствием
комплексных
методических
продуктов
по
социальному
воспитанию
дошкольников в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с
ограниченными возможностями.
Новизна Системы заключается в следующем:
-
внедрение
в
практику
работы
БУ
«Реабилитационный
центр
«Цветик-
семицветик» программы «Я и мир вокруг меня»;
-
организация социально-педагогической работы в разновозрастных группах
детей с ограниченными возможностями младшего дошкольного возраста от
3-х до 5-ти лет и от 5-ти до 7-ми лет;
-
организация
социально-педагогической
работы
в
условиях
функционирования группы дневного пребывания, которую посещают дети,
имеющие
различные
заболевания
и
отклонения
в
психофизическом
развитии
(детский
церебральный
паралич,
заболевания
опорно-
двигательного аппарата, ранний детский аутизм, синдром Дауна, задержка
психо-речевого развития, заболевания органов слуха).
7
Теоретическая значимость Системы состоит в следующем:
-
конкретизированы
педагогические
методы
и
формы
работы,
обеспечивающие
эффективность
педагогической
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим
дошкольников
с
ограниченными
возможностями;
-
разработано
содержание
педагогической
деятельности,
направленной
на
социальное
воспитание
детей
с
ограниченными
возможностями
дошкольного возраста посредством ознакомления их с окружающим миром.
Практическая значимость системы педагогической работы обусловлена
наличием следующего методического обеспечения:
1) составлены перспективно-тематические планы педагогической работы
с детьми с ограниченными возможностями младшего дошкольного возраста, с
детьми с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста по
ознакомлению
с
окружающим
миром.
Каждый
перспективно-тематический
план включает планирование работы с детьми по двум разделам «Я – человек»,
«Я и окружающий мир»;
2)
разработаны
примерные
конспекты
занятий
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
дошкольников
с
ограниченными
возможностями
дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет, в которые включены элементы
современных
здоровьесберегающих
и
информационно-компьютерных
технологий (ИКТ);
3) подобраны дидактические материалы, необходимые для проведения
занятий
с
детьми
по
ознакомлению
с
окружающим
–
мультимедийные
презентации
для
занятий,
практические
пятиминутки,
динамические
пятиминутки
(игровые
упражнения
для
развития
речи,
общей
и
мелкой
моторики,
координации
речи
с
движением),
игровые
упражнения
«Заряд
радости»,
направленные
на
развитие
навыков
общения
в
коллективе;
наглядный
материал
(дидактические
игры,
наглядный
материал
по
темам
«Животные», «Транспорт», «Семья», «Времена года» и др., фотоальбомы);
8
4)
разработана
авторская
методика
педагогического
обследования
уровней
сформированности
компонентов
социальной
компетентности
(когнитивного, поведенческого, мотивационно-личностного);
5) составлены планы работы с родителями (законными представителями)
детей
с
ограниченными
возможностями
младшего
дошкольного
возраста,
старшего дошкольного возраста, включающие разнообразные формы работы
(Дни открытых дверей для родителей, родительские собрания, лекции в школе
для родителей, открытые занятия и др.);
6) разработаны консультации, памятки, информационные сообщения в
уголках для родителей.
9
2. Нормативные и методологические основы
системы педагогической работы
1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи
Организации
Объединенных
Наций
от
20
ноября
1989
года,
вступила
в
силу
2
сентября
1990
года).
В
статье
29
указывается,
что
«воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных,
духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее
развитие личности ребенка».
2.
Декларация
о
правах
инвалидов
(принята
резолюцией
3447
Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года). Параграф 3 определяет, что
«Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их
увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того
же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную
жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной».
3. Федеральный закон от 28 ноября 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации».
6. Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной
Думой 8 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями).
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию
детей.
П. 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители
несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии своих детей.
10
7.
СанПиН
2.4.3259-15
«Санитарно-эпидемиологические требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 09 февраля 2015 г.
8.
Постановление
Правительства
Ханты-Мансийского
автономного
округа – Югры от 06.09.2014 № 326-п «О порядке предоставления социальных
услуг
поставщиками
социальных
услуг
в
Ханты-Мансийском
автономном
округе – Югре».
Методологическими
основами
программы
являются
нижеследующие
теоретические положения.
Учение
Л.С.
Выготского
об
общих
закономерностях
психического
развития ребенка. Развитие нормального и аномального ребенка подчинено
одним и тем же законам и проходит те же стадии, но стадии растянуты во
времени и наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального
развития.
Если
не
проводить
коррекционную
работу,
то
ребенок
с
отклонениями в развитии физически растет, созревает, а в плане психического
развития отстает.
Учение П.К. Анохина о компенсации: всякий дефект создает стимулы
для
выработки
компенсации.
Компенсация
выступает
как
условие
и
как
результат
коррекции:
без
способности
Высшей
нервной
деятельности
мобилизовать
свои
неприкосновенные
запасы,
невозможно
было
бы
эффективно
проводить
педагогическую
работу;
чем
эффективнее
осуществляется
коррекционно-развивающая
деятельность,
тем
стабильнее
закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе.
Идеи П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева о гуманизме в
воспитании: отношение к ребенку, как к человеку, с полным признанием его
личности.
Исследования ученых Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко, М.Т. Никитиной,
Д.В.
Зайцева,
которые
составляют
теоретическую
основу
педагогической
работы по социализации детей с ограниченными возможностями. Социальная
11
интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными
возможностями
здоровья
в
общую
систему
социальных
отношений
и
взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую
он интегрируется.
Концепция
личностно-ориентированного
взаимодействия
с
ребенком
Е.В. Бодровой, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Р.Б. Стеркиной. Дети в
нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии
подлинного
личностного
развития
каждого
ребенка,
независимо
от
его
психофизиологического развития.
Теоретические
основы
социальной
помощи
семье,
воспитывающей
ребенка-инвалида (Е.Р. Смирнова-Ярская, М.В. Водинская, Е.Ю. Герасимова,
О.А. Григорьева, Е.В.
Кулагина
и др.). Неблагоприятный
психологический
климат
семьи,
в
которой
растет
ребенок-инвалид,
несут
слишком
много
отрицательных последствий для родителей и для ребенка. Поэтому необходима
своевременная
социальная
поддержка
родителей
и
родственников,
осуществляющих
уход
за
детьми-инвалидами:
информационная,
психологическая
и
методологическая,
способствующая
разрешению
возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей.
12
3. Содержание системы педагогической работы
Система
педагогической
работы
включает
работу
с
детьми
и
их
родителями.
Целевые группы:
- дети дошкольного возраста, посещающие группу дневного пребывания,
функционирующую на базе реабилитационного центра для детей и подростков
с ограниченными возможностями,
- их родители (законные представители).
Цель:
организация
коррекционно-педагогического
процесса
по
социальному
воспитанию
дошкольников
с
ограниченными
возможностями
посредством передачи социально значимых знаний о человеке и окружающем
мире, формирования у детей жизненно важных практических умений, навыков
и норм поведения;
оказание педагогической помощи родителям (законным
представителям) в социализации «особых» детей, интеграции их в общество
здоровых сверстников.
Содержание работы с детьми
Работа
с
детьми
ведется
по
двум
разделам:
«Я
–
человек»,
«Я
и
окружающий
мир».
В
процессе
организация
деятельности
по
каждому
из
разделов решаются определенные задачи.
Задачи в работе с детьми по разделу «Я – человек»:
-
воспитывать у детей самоуважение, самосознание, способность осознавать
свою собственную уникальность;
-
обогащать детей знаниями о теле и некоторых внутренних органах человека,
о его чувствах и эмоциях;
-
формировать и развивать у детей навыки культуры поведения;
-
формировать
у
детей
умение
управлять
движениями
рук
и
пальцев,
развивать мелкую моторику, ручную умелость;
13
-
развивать
устную
диалогическую и
монологическую
речь,
обогащать
и
систематизировать словарный запас детей.
Задачи в работе с детьми по разделу «Я и окружающий мир»:
-
обогащать
детей
знаниями
об
окружающем
мире
–
мире
людей,
мире
предметов, сделанных руками людей, мире природы;
-
воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности, расширять
кругозор детей;
-
воспитывать гуманные чувства, чувство уважения к окружающим – родным,
ближайшему окружению, сверстникам, окружающим взрослым;
-
развивать
устную
диалогическую и
монологическую
речь,
обогащать
и
систематизировать словарный запас детей.
Система работы с детьми основана на логической взаимосвязи различных
форм работы
:
познавательное занятие с игровой мотивацией в форме беседы
,
презентации,
просмотра
познавательного
видеоматериала,
практическое
занятие, деятельность вне занятий –
проведение в течение дня динамических
пятиминуток, игровых упражнений, направленных на воспитание культурно
-
гигиенических навыков и навыков общения.
Коррекционно
-
воспитательный
процесс
–
системообразующий
фактор
организации жизнедеятельности детей, и социально
воспитание должно стать
одним
из
обязательных
компонентов
данного
процесса.
Ведь
реабилитационный центр
как социальный организм может и должен стать для
ребенка
с отклонениями
в развитии
той адаптивной средой,
культурная и
нравственная
атмосфера
которой
обусловит
его
ценностные
ориентации.
Поэтому важно, чтобы воспитательная система не только взаимодействовала со
всеми составными компонентами жизни детей в группе
(занятия, утренняя
зарядка,
режимные
моменты,
деятельность
вне
занятий)
как
продуманной
организацией
функционального
пространства,
-
но
и
обеспечивала
их
познавательным
содержанием.
В работе с детьми используются разнообразные
наглядные, словесные, практические методы обучения.
14
Содержание работы с родителями
Основные задачи Программы в работе с родителями:
-
давать
родителям
знания
о
возрастных,
психофизиологических,
индивидуальных
особенностях
детей
дошкольного
возраста,
имеющих
различные отклонения в психофизическом развитии;
-
повышать компетентность родителей в вопросах социального воспитания
детей с ограниченными возможностями, ознакомления их с окружающим
миром посредством пропаганды современных педагогических знаний;
-
активно вовлекать родителей в педагогический процесс.
Взаимодействие родителей и педагогов проходит как в традиционной
форме,
так
и
в
процессе
ежедневных
непосредственных
контактов,
в
неформальных беседах о детях, при запланированных встречах родителей с
воспитателями, когда обсуждаются достигнутые ребенком успехи.
Формы работы,
Система педагогической работы предусматривает организацию работы в
нижеследующих формах.
Формы работы, классифицируемые по количеству участников:
-
фронтальная
–
проведение
занятий,
мероприятий
с
группой
детей,
родителей;
-
подгрупповая
–
проведение
занятий,
мероприятий
с
каждой
возрастной
подгруппой детей отдельно, подгрупповая работа с родителями (законными
представителями);
-
индивидуальная – проведение индивидуальных занятий (познавательных и
практических) индивидуально с каждым ребенком группы в специально
отведенное для индивидуальных занятий время, индивидуальная работа с
родителями.
Формы работы, классифицируемые по видам организации деятельности
субъектов коррекционно-педагогического процесса:
15
-
познавательные,
практические,
диагностические,
интегрированные,
итоговые занятия, в том числе совместные занятия для детей и родителей,
для детей
с
ограниченными возможностями
и воспитанников
ДОУ
или
обучающихся школ, учреждений дополнительного образования;
-
культурно-досуговые мероприятия (праздники, развлечения и др.);
-
родительские собрания;
-
школа для родителей;
-
консультации;
-
педагогические тренинги для родителей;
-
Дни открытых дверей для родителей, для педагогов ДОУ;
-
методическая учеба для воспитателей, реализующих Программу.
Методы работы
В
процессе
организации
коррекционно-педагогической
работы
в
различных формах используются общенаучные и социально-педагогические
методы.
Общенаучные методы:
-
наблюдение
за
поведением
ребенка
с
ограниченными
возможностями
дошкольного
возраста
в
группе
сверстников
в
течение
всего
периода
реабилитации;
-
опрос (анкетирование) родителей (законных представителей).
-
анализ документации, исполнения планов, выполненной работы на этапах
реализации Программы, оценка качества полученных результатов;
-
прогнозирование результатов педагогической работы в рамках реализации
Программы.
Социально-педагогические методы.
1. Социально-педагогические методы обучения, классифицируемые на
основе выделения источников передачи содержания: словесные, наглядные,
практические.
16
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной
литературы, словесные инструкции.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и
переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое
развитие,
поэтому
словесные
методы
следует
сочетать
с
применением
наглядных и практических.
Наглядные
методы:
наблюдение
и
демонстрация
средств
предметной
наглядности (реальные предметы или их копии), средств образной наглядности
(презентации, иллюстрации, картины, фильмы и др.).
Практические методы: игры, упражнения, различные виды предметной и
продуктивной
деятельности,
элементарные
опыты,
элементарное
моделирование,
элементы
программированного
обучения
(использование
компьютерных игр и специальных компьютерных программ).
2. Социально-педагогические методы воспитания. Методы формирования
сознания личности: убеждение, внушение, заражение, подражание. Методы
организации деятельности и формирования поведения: упражнение, приучение,
поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации. Методы
формирования чувств и отношений: поощрение, порицание, требование,
создание ситуаций успеха, контроль, оценка деятельности, самооценка.
Специфика использования методов в работе с детьми обусловливается
тем, что развивать умения можно только в условиях, когда ребенок выполняет
действия
на
практике
и
активно
использует
слуховой
(кроме
детей
с
нарушением слуха) и зрительный анализаторы.
Использование
данных
методов
в
комплексе
позволяет
обеспечить
полисенсорность процесса воспитания, обучения и развития с опорой на все
сохранные
органы
чувств
ребенка,
добиться
устойчивого
внимания
и
поддержания интереса у детей, что немаловажно в работе с дошкольниками с
ограниченными возможностями, у которых неустойчивая психика, пониженная
работоспособность, быстрая утомляемость.
17
Принципы педагогической работы
Система
педагогической
работы
построена
на
следующих
основополагающих принципах:
- принцип обходного пути: коррекционная работа строится с опорой на
сохранные функции, в обход пострадавших функций, т.е. формирование новой
функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена.
-
принцип
гуманизма:
рассмотрение
ребенка
как
главной
ценности
в
системе
человеческих
отношений,
главной
нормой
которой
является
гуманность,
выраженная
в
добровольности,
доверии
ребенку,
осознание
ребенком социальной защищенности; учет его интересов; опору на активную
позицию ребенка, уважительное отношении к нему;
- принцип культуросообразности: содержание педагогической работы в
рамках Программы основано на общечеловеческих ценностях культуры, не
противоречащих общечеловеческим ценностям, и строится в соответствии с
ценностями
и
нормами
отечественной
национальной
культуры
и
специфическими
особенностями,
традициями,
существующим
в
Ханты-
Мансийском автономном округе – Югра, как региона России;
- принцип постепенности: признание самоценности каждого возрастного
этапа жизни ребенка, реализация возможностей каждого ребенка и опора на его
индивидуальные достижения на предыдущем этапе;
-
принцип
взаимодействия:
реализация
подхода
к
социальному
воспитанию
как
совокупности
процессов
семейного
и
общественного
воспитания; социальное воспитание ребенка происходит в системе, основанной
на
взаимодействии
воспитателя
и
воспитанника;
принцип
предполагает
взаимную
ответственность
взрослых
участников
педагогического
процесса
(педагогов,
родителей),
сопереживание,
взаимопомощь,
способность вместе
преодолевать трудности.
18
Ресурсы, необходимые для реализации системы педагогической работы
Кадровые
ресурсы:
воспитатель
должен
владеть
педагогическими
методами и приемами, уметь эффективно организовать занятия с детьми и
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями),
быть
справедливым и последовательным в своих действиях, уметь заинтересовать
детей,
обладать
такими
качествами,
как
компетентность,
инициативность,
профессиональное мастерство.
Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной материально-
технической
базы
в
группе
для
проведения
занятий
по
ознакомлению
с
окружающим
миром,
практических
занятий
по
воспитанию
навыков
самообслуживания.
Размещение
и
площадь
групповой
комнаты
отвечает
санитарно-гигиеническим
нормам
и
требованиям.
Группа
оснащена
компьютером,
в
работе
используется
мультимедийное
оборудование,
электронные презентации по ознакомлению с телом человека, с окружающим
миром
и
социальной
действительностью, которые
помогают
в
проведении
индивидуальных
и
подгрупповых
занятий,
используются
электронные
зрительные упражнения по В.Ф.Базарному, С.Э.Аветисову.
Методические
ресурсы:
теоретические
работы
зарубежных
и
отечественных
ученых,
учебно-методические
комплекты
по
ознакомлению
дошкольников
с
телом
человека,
окружающим
миром,
дополнительная
и
справочная литература, программно-методические материалы, дидактический
материал и игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания,
зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук и ручной умелости,
диагностические материалы.
Информационные ресурсы: теоретические работы, справочная литература
на бумажном и электронных носителях, интернет-ресурсы.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление
личности –
одна
из
главных
задач
воспитания ребенка
дошкольного
возраста.
Особую
важность
передача
накопленного
опыта
представляет на ступени дошкольного образования, которая является базисной,
социально
необходимой
и
самоценной
ступенью
единой
воспитательной
системы. Данный педагогический опыт помогает ребенку самореализоваться в
жизни, адаптироваться к жизни в обществе, эффективно решать жизненные
проблемы.
Представленная система педагогической работы позволяет эффективно
формировать
у
детей
познавательную
активность,
доброжелательное
отношение к социальной действительности, бережное отношения к предметам
и вещам.
Эффективность
представленной
системы
педагогической
работы
заключается в том, что воспитанники группы «Лучики» в период 2013 – 2017
гг., с которыми велась работа в рамках внедрения системы педагогической
работы
по
социальному
воспитанию,
достаточно
успешно
овладевали
и
овладевают системой знаний и практическими умениями.
Внедрение системы педагогической работы по социальному воспитанию
дошкольников позволило достичь следующих положительных результатов: у
100% моих воспитанников, посещавших группу «Лучики» в период 2013 – 2017
гг.
наблюдается
положительная
динамика
в
усвоении
знаний
о
себе,
как
представителе
человеческого
рода,
об
окружающем
мире
и
социальной
действительности, развитии когнитивного, поведенческого и мотивационно-
личностного компонента социальной компетентности.
Качественные
показатели
уровней
сформированности
у
детей
когнитивного компонента социальной
компетентности
(знаний
об
окружающем
мире)
позволяют
утверждать,
что
представленная
система
педагогической работы дают устойчивые положительные результаты.
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
2.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –
М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
3.
Воспитание
нравственных
чувств
у
старших
дошкольников:
Кн.
Для
воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред.
А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
4.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. / Выготский Л.С., сост., автор
вступительной статьи и библиогр. Т.М. Лифанова; Автор коммент. М.А.
Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
5.
Дружные
ребята:
Воспитание
гуманных
чувств
и
отношений
у
дошк.:
Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений и родителей / Р.С.
Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141
с.
6.
Зырянова С.М., Каратаева Н.А., Киселева Г.М., Лашкова Л.Л. Социально-
нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие. –
Урал. го. пед. ун-т.: Екатеринбург, 2006. – 184 с.
7.
Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал.-эмоцион. развитие детей от 3 до 6 лет:
Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждения / О.Л.
Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004 – 93 с: ил.
8.
Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие
по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера,
2006. – 144 с.
9.
Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. –
Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 г. – 326 с.
21
10.
Специальная
психология:
Хрестоматия
/
Сост.
и
науч.
ред.
Э.П.
Кожевникова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. – 187 с.
11.
Петерина
С.В.
Воспитание
культуры
поведения
у
детей
дошкольного
возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
12.
Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. Слово на
ладошке. Игры, считалки, загадки и скороговорки. – М.: Новая школа, 1994.
– 112 с.
13.
Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,
проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.: ил. – (Психология для всех).
14.
Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. –
М.: Флинта Издательство, 2002. – 88 с.
15.
Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука
общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками
(Для
детей
от
3
до
6
лет).
–
СПб.:
Изд-во
«ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2003. – 384 с.
16.
Щетинина
А.М.
Диагностика
социального
развития
ребенка:
Учебно-
методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,
200. – 88 с.