Напоминание

"Система педагогической работы по социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста"


Автор: Белая Татьяна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БУ "Реабилитационный центр "Цветик-семицветик"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Радужный
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система педагогической работы по социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фестиваль

«Воспитатель года 2017»

Методическая разработка

«Система педагогической работы

по социальному воспитанию детей с ограниченными

возможностями дошкольного возраста»

Составила:

Белая

Т.Я.,

воспитатель

бюджетного

учреждения

Ханты-

Мансийского

автономного

округа

Югры «Реабилитационный центр для

детей и подростков с ограниченными

возможностями «Цветик-семицветик»,

город Радужный

2017 год

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

4

1. Актуальность, практическая значимость системы педагогической

работы

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

5

2. Нормативные и методологические основы системы педагогической

работы.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

9

3. Содержание системы педагогической работы

.

.

.

.

12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

.

.

.

.

.

.

.

.

20

3

ВВЕДЕНИЕ

Социальное воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний

день – актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического

развития

ребенка

с

ограниченными

возможностями

важный

фактор

интеграции

его

в

общество,

адекватного

реагирования

на

окружающее,

оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

Термин «социальное воспитание» вошел недавно в научный обиход и это

является

одной

из

проблем

для

создания

организационно-педагогических

условий

в

реабилитационных

центрах

для

детей

и

подростков

с

ограниченными возможностями, способствующих социальному воспитанию

детей с ограниченными возможностями.

Многие

ученые

(Л.С.

Выготский,

Л.И.

Акатов,

М.Г.

Агавелян,

Е.М.

Мастюкова, А.Г. Московкина и др.) отмечали, что главной проблемой ребенка с

ограниченными возможностями является его изолированность, что ведет к

нарушению связи ребенка с внешним миром, его ограниченной мобильности,

бедности контактов со сверстниками и взрослыми, к ограниченному общению

с природой, недоступности для ребенка ряда культурных ценностей, а иногда и

элементарного образования.

Современные

ученые

проводят

научные

исследования,

посвященные

проблемам

социальной

реабилитации,

адаптации,

социализации,

обучению

детей-инвалидов.

Большое

внимание

уделено

изучению

психологических

особенностей детей с ограниченными возможностями, специфике обучения

данной категории детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждениях, особенностям их воспитания. Вместе с тем, степень решения

проблемы социального воспитания детей с ограниченными возможностями по-

прежнему остается невысокой.

Представленная

система

педагогической

работы

по

социальному

воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями от

4

разработана

в

2013

году

и

легла

в

основу

комплексной

программы

по

подготовке дошкольников с ограниченными возможностями к интеграции в

общество здоровых сверстников «Я и мир вокруг меня» (авторы Булычева

Р.А., Мюллер Н.А., Толстихина Г.В.), которая в настоящее время успешно

реализуется

в

бюджетном

учреждении

Ханты-Мансийского

автономного

округа

Югры

«Реабилитационный

центр

для

детей

и

подростков

с

ограниченными возможностями «Цветик-семицветик», город Радужный.

5

1. Актуальность, практическая значимость

системы педагогической работы

Дети с особенностями в развитии, проживающие в городе Радужный, где

нет

специальных

(коррекционных)

дошкольных

учреждений,

получают

посещают группы дневного пребывания, работа которых организована на базе

бюджетного

учреждения

Ханты-Мансийского

автономного

округа

Югры

«Реабилитационный

центр

для

детей

и

подростков

с

ограниченными

возможностями «Цветик-семицветик».

В

таблице

1

отражен

анализ

видов

заболеваний

детей,

посещавших

группу

«Лучики»

в

201

2013

гг.

У

100%

детей

наблюдается

задержка

психического развития (ЗПР). 100% детей имеют различные сопутствующие

нарушения.

Количество детей в группе: 8 – 10 человек. В силу тяжести заболевания

дети не могут посещать обычный детский сад, поэтому воспитатели ведут

целенаправленную

работу

по

подготовке

детей

к

обучению

в

школе.

Социальное воспитание имеет немаловажное значение для интеграции детей

данной категории в общество здоровых сверстников.

Таблица 1.

Анализ видов заболеваний детей, посещавших группу «Лучики» в

2010 – 2013 гг.

Виды заболеваний

Состав группы детей по видам заболеваний

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

ДЦП, нарушение опорно-

двигательного аппарата

6 детей

(35%)

4 детей

(25%)

3 ребенка

(21%)

3 ребенка

(21%)

Задержка психо-

речевого развития

9 детей

(50%)

6 детей

(38%)

4 ребенка

(28%)

4 ребенка

(28%)

Ранний детский аутизм и

другие ментальные

нарушения

1 ребенок

(5%)

4 ребенка

(25%)

4 ребенка

(28%)

4 ребенка

(28%)

Нарушения органов

слуха

1 ребенок

(5%)

2 ребенка

(12%)

2 ребенка

(14%)

2 ребенка

(14%)

Синдром Дауна

1 ребенок

(5%)

-

1 ребенок

(9%)

1 ребенок

(9%)

Всего:

18 детей

16 детей

14 детей

14 детей

6

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что, несмотря на

свою

актуальность,

в

психологии

и

педагогике

не

сложилось

целостного

представления

о

технологии

социального

воспитания

дошкольников

с

ограниченными возможностями.

В связи с этим педагоги-практики ищут возможные пути социализации и

социальной адаптации «особых» детей, реализуют новые подходы к решению

проблемы оказания помощи родителям в приспособлении таких детей к жизни,

интеграции их в общество.

Таким

образом,

актуальность

системы

педагогической

работы

по

социальному воспитанию детей с ограниченными возможностями дошкольного

возраста

(далее

по

тексту

система

педагогической

работы)

обусловлена

следующим

противоречием:

между

необходимостью

социализации

детей

дошкольного возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии, с

целью

полноценной

подготовки

их

к

обучению

в

школе

и

отсутствием

комплексных

методических

продуктов

по

социальному

воспитанию

дошкольников в условиях реабилитационного центра для детей и подростков с

ограниченными возможностями.

Новизна Системы заключается в следующем:

-

внедрение

в

практику

работы

БУ

«Реабилитационный

центр

«Цветик-

семицветик» программы «Я и мир вокруг меня»;

-

организация социально-педагогической работы в разновозрастных группах

детей с ограниченными возможностями младшего дошкольного возраста от

3-х до 5-ти лет и от 5-ти до 7-ми лет;

-

организация

социально-педагогической

работы

в

условиях

функционирования группы дневного пребывания, которую посещают дети,

имеющие

различные

заболевания

и

отклонения

в

психофизическом

развитии

(детский

церебральный

паралич,

заболевания

опорно-

двигательного аппарата, ранний детский аутизм, синдром Дауна, задержка

психо-речевого развития, заболевания органов слуха).

7

Теоретическая значимость Системы состоит в следующем:

-

конкретизированы

педагогические

методы

и

формы

работы,

обеспечивающие

эффективность

педагогической

деятельности

по

ознакомлению

с

окружающим

дошкольников

с

ограниченными

возможностями;

-

разработано

содержание

педагогической

деятельности,

направленной

на

социальное

воспитание

детей

с

ограниченными

возможностями

дошкольного возраста посредством ознакомления их с окружающим миром.

Практическая значимость системы педагогической работы обусловлена

наличием следующего методического обеспечения:

1) составлены перспективно-тематические планы педагогической работы

с детьми с ограниченными возможностями младшего дошкольного возраста, с

детьми с ограниченными возможностями старшего дошкольного возраста по

ознакомлению

с

окружающим

миром.

Каждый

перспективно-тематический

план включает планирование работы с детьми по двум разделам «Я – человек»,

«Я и окружающий мир»;

2)

разработаны

примерные

конспекты

занятий

по

ознакомлению

с

окружающим

миром

дошкольников

с

ограниченными

возможностями

дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет, в которые включены элементы

современных

здоровьесберегающих

и

информационно-компьютерных

технологий (ИКТ);

3) подобраны дидактические материалы, необходимые для проведения

занятий

с

детьми

по

ознакомлению

с

окружающим

мультимедийные

презентации

для

занятий,

практические

пятиминутки,

динамические

пятиминутки

(игровые

упражнения

для

развития

речи,

общей

и

мелкой

моторики,

координации

речи

с

движением),

игровые

упражнения

«Заряд

радости»,

направленные

на

развитие

навыков

общения

в

коллективе;

наглядный

материал

(дидактические

игры,

наглядный

материал

по

темам

«Животные», «Транспорт», «Семья», «Времена года» и др., фотоальбомы);

8

4)

разработана

авторская

методика

педагогического

обследования

уровней

сформированности

компонентов

социальной

компетентности

(когнитивного, поведенческого, мотивационно-личностного);

5) составлены планы работы с родителями (законными представителями)

детей

с

ограниченными

возможностями

младшего

дошкольного

возраста,

старшего дошкольного возраста, включающие разнообразные формы работы

(Дни открытых дверей для родителей, родительские собрания, лекции в школе

для родителей, открытые занятия и др.);

6) разработаны консультации, памятки, информационные сообщения в

уголках для родителей.

9

2. Нормативные и методологические основы

системы педагогической работы

1. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной

Ассамблеи

Организации

Объединенных

Наций

от

20

ноября

1989

года,

вступила

в

силу

2

сентября

1990

года).

В

статье

29

указывается,

что

«воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных,

духовных и физических способностей в их полном объеме, т.е. на всестороннее

развитие личности ребенка».

2.

Декларация

о

правах

инвалидов

(принята

резолюцией

3447

Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года). Параграф 3 определяет, что

«Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их

увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того

же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную

жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полноценной».

3. Федеральный закон от 28 ноября 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах

социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной

Думой 8 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями).

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию

детей.

П. 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители

несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны

заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном

развитии своих детей.

10

7.

СанПиН

2.4.3259-15

«Санитарно-эпидемиологические требования

к

устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 09 февраля 2015 г.

8.

Постановление

Правительства

Ханты-Мансийского

автономного

округа – Югры от 06.09.2014 № 326-п «О порядке предоставления социальных

услуг

поставщиками

социальных

услуг

в

Ханты-Мансийском

автономном

округе – Югре».

Методологическими

основами

программы

являются

нижеследующие

теоретические положения.

Учение

Л.С.

Выготского

об

общих

закономерностях

психического

развития ребенка. Развитие нормального и аномального ребенка подчинено

одним и тем же законам и проходит те же стадии, но стадии растянуты во

времени и наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального

развития.

Если

не

проводить

коррекционную

работу,

то

ребенок

с

отклонениями в развитии физически растет, созревает, а в плане психического

развития отстает.

Учение П.К. Анохина о компенсации: всякий дефект создает стимулы

для

выработки

компенсации.

Компенсация

выступает

как

условие

и

как

результат

коррекции:

без

способности

Высшей

нервной

деятельности

мобилизовать

свои

неприкосновенные

запасы,

невозможно

было

бы

эффективно

проводить

педагогическую

работу;

чем

эффективнее

осуществляется

коррекционно-развивающая

деятельность,

тем

стабильнее

закрепляются новые условные связи в центральной нервной системе.

Идеи П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева о гуманизме в

воспитании: отношение к ребенку, как к человеку, с полным признанием его

личности.

Исследования ученых Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко, М.Т. Никитиной,

Д.В.

Зайцева,

которые

составляют

теоретическую

основу

педагогической

работы по социализации детей с ограниченными возможностями. Социальная

11

интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными

возможностями

здоровья

в

общую

систему

социальных

отношений

и

взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую

он интегрируется.

Концепция

личностно-ориентированного

взаимодействия

с

ребенком

Е.В. Бодровой, В.В. Давыдова, В.А. Петровского, Р.Б. Стеркиной. Дети в

нашей стране должны быть счастливы. Это возможно только при условии

подлинного

личностного

развития

каждого

ребенка,

независимо

от

его

психофизиологического развития.

Теоретические

основы

социальной

помощи

семье,

воспитывающей

ребенка-инвалида (Е.Р. Смирнова-Ярская, М.В. Водинская, Е.Ю. Герасимова,

О.А. Григорьева, Е.В.

Кулагина

и др.). Неблагоприятный

психологический

климат

семьи,

в

которой

растет

ребенок-инвалид,

несут

слишком

много

отрицательных последствий для родителей и для ребенка. Поэтому необходима

своевременная

социальная

поддержка

родителей

и

родственников,

осуществляющих

уход

за

детьми-инвалидами:

информационная,

психологическая

и

методологическая,

способствующая

разрешению

возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей.

12

3. Содержание системы педагогической работы

Система

педагогической

работы

включает

работу

с

детьми

и

их

родителями.

Целевые группы:

- дети дошкольного возраста, посещающие группу дневного пребывания,

функционирующую на базе реабилитационного центра для детей и подростков

с ограниченными возможностями,

- их родители (законные представители).

Цель:

организация

коррекционно-педагогического

процесса

по

социальному

воспитанию

дошкольников

с

ограниченными

возможностями

посредством передачи социально значимых знаний о человеке и окружающем

мире, формирования у детей жизненно важных практических умений, навыков

и норм поведения;

оказание педагогической помощи родителям (законным

представителям) в социализации «особых» детей, интеграции их в общество

здоровых сверстников.

Содержание работы с детьми

Работа

с

детьми

ведется

по

двум

разделам:

«Я

человек»,

«Я

и

окружающий

мир».

В

процессе

организация

деятельности

по

каждому

из

разделов решаются определенные задачи.

Задачи в работе с детьми по разделу «Я – человек»:

-

воспитывать у детей самоуважение, самосознание, способность осознавать

свою собственную уникальность;

-

обогащать детей знаниями о теле и некоторых внутренних органах человека,

о его чувствах и эмоциях;

-

формировать и развивать у детей навыки культуры поведения;

-

формировать

у

детей

умение

управлять

движениями

рук

и

пальцев,

развивать мелкую моторику, ручную умелость;

13

-

развивать

устную

диалогическую и

монологическую

речь,

обогащать

и

систематизировать словарный запас детей.

Задачи в работе с детьми по разделу «Я и окружающий мир»:

-

обогащать

детей

знаниями

об

окружающем

мире

мире

людей,

мире

предметов, сделанных руками людей, мире природы;

-

воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности, расширять

кругозор детей;

-

воспитывать гуманные чувства, чувство уважения к окружающим – родным,

ближайшему окружению, сверстникам, окружающим взрослым;

-

развивать

устную

диалогическую и

монологическую

речь,

обогащать

и

систематизировать словарный запас детей.

Система работы с детьми основана на логической взаимосвязи различных

форм работы

:

познавательное занятие с игровой мотивацией в форме беседы

,

презентации,

просмотра

познавательного

видеоматериала,

практическое

занятие, деятельность вне занятий –

проведение в течение дня динамических

пятиминуток, игровых упражнений, направленных на воспитание культурно

-

гигиенических навыков и навыков общения.

Коррекционно

-

воспитательный

процесс

системообразующий

фактор

организации жизнедеятельности детей, и социально

воспитание должно стать

одним

из

обязательных

компонентов

данного

процесса.

Ведь

реабилитационный центр

как социальный организм может и должен стать для

ребенка

с отклонениями

в развитии

той адаптивной средой,

культурная и

нравственная

атмосфера

которой

обусловит

его

ценностные

ориентации.

Поэтому важно, чтобы воспитательная система не только взаимодействовала со

всеми составными компонентами жизни детей в группе

(занятия, утренняя

зарядка,

режимные

моменты,

деятельность

вне

занятий)

как

продуманной

организацией

функционального

пространства,

-

но

и

обеспечивала

их

познавательным

содержанием.

В работе с детьми используются разнообразные

наглядные, словесные, практические методы обучения.

14

Содержание работы с родителями

Основные задачи Программы в работе с родителями:

-

давать

родителям

знания

о

возрастных,

психофизиологических,

индивидуальных

особенностях

детей

дошкольного

возраста,

имеющих

различные отклонения в психофизическом развитии;

-

повышать компетентность родителей в вопросах социального воспитания

детей с ограниченными возможностями, ознакомления их с окружающим

миром посредством пропаганды современных педагогических знаний;

-

активно вовлекать родителей в педагогический процесс.

Взаимодействие родителей и педагогов проходит как в традиционной

форме,

так

и

в

процессе

ежедневных

непосредственных

контактов,

в

неформальных беседах о детях, при запланированных встречах родителей с

воспитателями, когда обсуждаются достигнутые ребенком успехи.

Формы работы,

Система педагогической работы предусматривает организацию работы в

нижеследующих формах.

Формы работы, классифицируемые по количеству участников:

-

фронтальная

проведение

занятий,

мероприятий

с

группой

детей,

родителей;

-

подгрупповая

проведение

занятий,

мероприятий

с

каждой

возрастной

подгруппой детей отдельно, подгрупповая работа с родителями (законными

представителями);

-

индивидуальная – проведение индивидуальных занятий (познавательных и

практических) индивидуально с каждым ребенком группы в специально

отведенное для индивидуальных занятий время, индивидуальная работа с

родителями.

Формы работы, классифицируемые по видам организации деятельности

субъектов коррекционно-педагогического процесса:

15

-

познавательные,

практические,

диагностические,

интегрированные,

итоговые занятия, в том числе совместные занятия для детей и родителей,

для детей

с

ограниченными возможностями

и воспитанников

ДОУ

или

обучающихся школ, учреждений дополнительного образования;

-

культурно-досуговые мероприятия (праздники, развлечения и др.);

-

родительские собрания;

-

школа для родителей;

-

консультации;

-

педагогические тренинги для родителей;

-

Дни открытых дверей для родителей, для педагогов ДОУ;

-

методическая учеба для воспитателей, реализующих Программу.

Методы работы

В

процессе

организации

коррекционно-педагогической

работы

в

различных формах используются общенаучные и социально-педагогические

методы.

Общенаучные методы:

-

наблюдение

за

поведением

ребенка

с

ограниченными

возможностями

дошкольного

возраста

в

группе

сверстников

в

течение

всего

периода

реабилитации;

-

опрос (анкетирование) родителей (законных представителей).

-

анализ документации, исполнения планов, выполненной работы на этапах

реализации Программы, оценка качества полученных результатов;

-

прогнозирование результатов педагогической работы в рамках реализации

Программы.

Социально-педагогические методы.

1. Социально-педагогические методы обучения, классифицируемые на

основе выделения источников передачи содержания: словесные, наглядные,

практические.

16

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной

литературы, словесные инструкции.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и

переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое

развитие,

поэтому

словесные

методы

следует

сочетать

с

применением

наглядных и практических.

Наглядные

методы:

наблюдение

и

демонстрация

средств

предметной

наглядности (реальные предметы или их копии), средств образной наглядности

(презентации, иллюстрации, картины, фильмы и др.).

Практические методы: игры, упражнения, различные виды предметной и

продуктивной

деятельности,

элементарные

опыты,

элементарное

моделирование,

элементы

программированного

обучения

(использование

компьютерных игр и специальных компьютерных программ).

2. Социально-педагогические методы воспитания. Методы формирования

сознания личности: убеждение, внушение, заражение, подражание. Методы

организации деятельности и формирования поведения: упражнение, приучение,

поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации. Методы

формирования чувств и отношений: поощрение, порицание, требование,

создание ситуаций успеха, контроль, оценка деятельности, самооценка.

Специфика использования методов в работе с детьми обусловливается

тем, что развивать умения можно только в условиях, когда ребенок выполняет

действия

на

практике

и

активно

использует

слуховой

(кроме

детей

с

нарушением слуха) и зрительный анализаторы.

Использование

данных

методов

в

комплексе

позволяет

обеспечить

полисенсорность процесса воспитания, обучения и развития с опорой на все

сохранные

органы

чувств

ребенка,

добиться

устойчивого

внимания

и

поддержания интереса у детей, что немаловажно в работе с дошкольниками с

ограниченными возможностями, у которых неустойчивая психика, пониженная

работоспособность, быстрая утомляемость.

17

Принципы педагогической работы

Система

педагогической

работы

построена

на

следующих

основополагающих принципах:

- принцип обходного пути: коррекционная работа строится с опорой на

сохранные функции, в обход пострадавших функций, т.е. формирование новой

функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена.

-

принцип

гуманизма:

рассмотрение

ребенка

как

главной

ценности

в

системе

человеческих

отношений,

главной

нормой

которой

является

гуманность,

выраженная

в

добровольности,

доверии

ребенку,

осознание

ребенком социальной защищенности; учет его интересов; опору на активную

позицию ребенка, уважительное отношении к нему;

- принцип культуросообразности: содержание педагогической работы в

рамках Программы основано на общечеловеческих ценностях культуры, не

противоречащих общечеловеческим ценностям, и строится в соответствии с

ценностями

и

нормами

отечественной

национальной

культуры

и

специфическими

особенностями,

традициями,

существующим

в

Ханты-

Мансийском автономном округе – Югра, как региона России;

- принцип постепенности: признание самоценности каждого возрастного

этапа жизни ребенка, реализация возможностей каждого ребенка и опора на его

индивидуальные достижения на предыдущем этапе;

-

принцип

взаимодействия:

реализация

подхода

к

социальному

воспитанию

как

совокупности

процессов

семейного

и

общественного

воспитания; социальное воспитание ребенка происходит в системе, основанной

на

взаимодействии

воспитателя

и

воспитанника;

принцип

предполагает

взаимную

ответственность

взрослых

участников

педагогического

процесса

(педагогов,

родителей),

сопереживание,

взаимопомощь,

способность вместе

преодолевать трудности.

18

Ресурсы, необходимые для реализации системы педагогической работы

Кадровые

ресурсы:

воспитатель

должен

владеть

педагогическими

методами и приемами, уметь эффективно организовать занятия с детьми и

взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями),

быть

справедливым и последовательным в своих действиях, уметь заинтересовать

детей,

обладать

такими

качествами,

как

компетентность,

инициативность,

профессиональное мастерство.

Материально-технические ресурсы: наличие оснащенной материально-

технической

базы

в

группе

для

проведения

занятий

по

ознакомлению

с

окружающим

миром,

практических

занятий

по

воспитанию

навыков

самообслуживания.

Размещение

и

площадь

групповой

комнаты

отвечает

санитарно-гигиеническим

нормам

и

требованиям.

Группа

оснащена

компьютером,

в

работе

используется

мультимедийное

оборудование,

электронные презентации по ознакомлению с телом человека, с окружающим

миром

и

социальной

действительностью, которые

помогают

в

проведении

индивидуальных

и

подгрупповых

занятий,

используются

электронные

зрительные упражнения по В.Ф.Базарному, С.Э.Аветисову.

Методические

ресурсы:

теоретические

работы

зарубежных

и

отечественных

ученых,

учебно-методические

комплекты

по

ознакомлению

дошкольников

с

телом

человека,

окружающим

миром,

дополнительная

и

справочная литература, программно-методические материалы, дидактический

материал и игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания,

зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук и ручной умелости,

диагностические материалы.

Информационные ресурсы: теоретические работы, справочная литература

на бумажном и электронных носителях, интернет-ресурсы.

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление

личности –

одна

из

главных

задач

воспитания ребенка

дошкольного

возраста.

Особую

важность

передача

накопленного

опыта

представляет на ступени дошкольного образования, которая является базисной,

социально

необходимой

и

самоценной

ступенью

единой

воспитательной

системы. Данный педагогический опыт помогает ребенку самореализоваться в

жизни, адаптироваться к жизни в обществе, эффективно решать жизненные

проблемы.

Представленная система педагогической работы позволяет эффективно

формировать

у

детей

познавательную

активность,

доброжелательное

отношение к социальной действительности, бережное отношения к предметам

и вещам.

Эффективность

представленной

системы

педагогической

работы

заключается в том, что воспитанники группы «Лучики» в период 2013 – 2017

гг., с которыми велась работа в рамках внедрения системы педагогической

работы

по

социальному

воспитанию,

достаточно

успешно

овладевали

и

овладевают системой знаний и практическими умениями.

Внедрение системы педагогической работы по социальному воспитанию

дошкольников позволило достичь следующих положительных результатов: у

100% моих воспитанников, посещавших группу «Лучики» в период 2013 – 2017

гг.

наблюдается

положительная

динамика

в

усвоении

знаний

о

себе,

как

представителе

человеческого

рода,

об

окружающем

мире

и

социальной

действительности, развитии когнитивного, поведенческого и мотивационно-

личностного компонента социальной компетентности.

Качественные

показатели

уровней

сформированности

у

детей

когнитивного компонента социальной

компетентности

(знаний

об

окружающем

мире)

позволяют

утверждать,

что

представленная

система

педагогической работы дают устойчивые положительные результаты.

20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Акатов

Л.И.

Социальная

реабилитация

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

2.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –

М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

3.

Воспитание

нравственных

чувств

у

старших

дошкольников:

Кн.

Для

воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред.

А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

4.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. / Выготский Л.С., сост., автор

вступительной статьи и библиогр. Т.М. Лифанова; Автор коммент. М.А.

Степанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

5.

Дружные

ребята:

Воспитание

гуманных

чувств

и

отношений

у

дошк.:

Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений и родителей / Р.С.

Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141

с.

6.

Зырянова С.М., Каратаева Н.А., Киселева Г.М., Лашкова Л.Л. Социально-

нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие. –

Урал. го. пед. ун-т.: Екатеринбург, 2006. – 184 с.

7.

Князева О.Л. Я, ты, мы: Социал.-эмоцион. развитие детей от 3 до 6 лет:

Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждения / О.Л.

Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004 – 93 с: ил.

8.

Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие

по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром. – М.: ТЦ Сфера,

2006. – 144 с.

9.

Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. –

Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006 г. – 326 с.

21

10.

Специальная

психология:

Хрестоматия

/

Сост.

и

науч.

ред.

Э.П.

Кожевникова. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. – 187 с.

11.

Петерина

С.В.

Воспитание

культуры

поведения

у

детей

дошкольного

возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.

12.

Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. Слово на

ладошке. Игры, считалки, загадки и скороговорки. – М.: Новая школа, 1994.

– 112 с.

13.

Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар.

изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.: ил. – (Психология для всех).

14.

Рождественский Ю.В. Словарь терминов. Мораль. Нравственность. Этика. –

М.: Флинта Издательство, 2002. – 88 с.

15.

Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука

общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и

сверстниками

(Для

детей

от

3

до

6

лет).

СПб.:

Изд-во

«ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2003. – 384 с.

16.

Щетинина

А.М.

Диагностика

социального

развития

ребенка:

Учебно-

методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,

200. – 88 с.



В раздел образования