Напоминание

Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников на основе совместной игровой деятельности в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Бурматова Ирина Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников на основе совместной игровой деятельности в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование социально-коммуникативной компетентности

старших дошкольников на основе совместной игровой деятельности

в практике работы воспитателя ДОУ

Бурматова Ирина Эдуардовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125» общеразвивающего вида, г. Новокузнецк

Наиболее острые переживания детей связаны с неудачными взаимоотношениями со

сверстниками и взрослыми, с теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и

оскорбляется их чувство собственного достоинства. Это могут быть обидные действия и

высказывания

воспитателя,

близких

друзей,

с

которыми

дети

стремятся

играть

и

с

которыми постоянно конфликтуют; предпочтение, которое воспитатели оказывают другим

детям; прозвища, которые дети дают друг другу, и т. п.

Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что не

всегда отношения детей друг к другу складываются благополучно. Одни дети чувствуют

себя в группе комфортно, другие оказываются в подчинении у сверстников, что часто

приводит

к

возникновению

отрицательных

эмоциональных

состояний.

Возникшие

отрицательные

эмоциональные

состояния

могут

определить

все

дальнейшие

формирование

личности,

могут

обнаружиться

в

школьном

коллективе,

препятствуя

развитию

полноценных

отношений

с

окружающими

людьми,

собственному

мировосприятию.

В

группах ДОУ можно выделить несколько типов отношения к

сверстнику.

Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-

либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.

Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к

сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные

ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.

Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника,

они

оценивают

и

осуждают

их,

демонстрируют

свое

преимущество.

Дети

охотно

соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают

поощрения.

Дети

с

личностным

типом

отношения

интересуются

сверстником,

эмоционально

и

практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило,

осуществляют без колебаний и огорчений.

1

Последний

тип

неустойчивый

тип

отношений,

он

отличается

тем,

что

здесь

не

наблюдается

какой-либо

определенной

стратегии

поведения.

В

одних

случаях

дети

проявляют личностное отношение, в других конкурентное.

Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности

взаимоотношений между его членами.

В старшем дошкольном возрасте (в старшей и подготовительной группах детского сада)

эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности

организации

совместной

игровой

деятельности,

либо

от

успешности

продуктивной

деятельности, то есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными

видами деятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)

дошкольного

образования

коммуникативное

развитие

и

социализацию

следует

рассматривать, как единую образовательную область. Коммуникативная компетентность

дошкольников

может

формироваться

только

во

время

общения

с

взрослыми

и

сверстниками. Основная цель социально-коммуникативного развития заключена в том,

чтобы привить малышу навыки общения с такими же, как и он сам.

Без общения ребенок не сможет иметь тот опыт взаимодействия с людьми, который

ему будет необходим на протяжении всей жизни: процесс формирования и развития

коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду

будет эффективнее, если педагогический процесс осуществляется с учетом возрастных

2

особенностей детей и строится на основе ведущей деятельности данного возрастного

периода - игровой, с постепенным усложнением вербальных и невербальных средств

коммуникативной деятельности.

Если внести различные игры в жизнь повседневную ребенка, это поможет

эмоционально разгрузить ребенка, позитивно настроит ребенка к окружающему миру и

всему происходящему, поможет в будущем ребенку с легкостью входить в контакт с

людьми и строить с ними взаимоотношения.

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

1. Потребность и желание в общении. Для этого нужна хорошая мотивация.

2. Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим

людям и понимать их сообщения.

3 . Эмоциональное

взаимодействие.

Без

сочувствия

и

сопереживания

эффективное

общение невозможно.

4. Умение правилами общения. Есть определенные нормы общения, которые отличаются

друг от друга в различных обществах. Задачей ребенка является овладеть этими нормами

для того, чтобы в будущем избежать сложности с коммуникации с людьми. Например,

нормой является быть вежливым с окружающими, и если ребенок вдруг ответит кому-то

грубо или по-хамски, его будут считать невоспитанным грубияном.

Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать

игру для сплочения. Грамотно подобранная игра – это эффективный способ ненавязчиво

подтолкнуть

детей

к

общению.

Результатом

игровой

деятельности

по

сплочению

коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение

собственной значимости, нужности в коллективе.

Нужно знать, чему научатся дети благодаря такой игре:

выразить свои эмоции,

вывести накопившуюся энергию;

ненавязчиво влиться в коллектив сверстников;

проникнуться духом соревнования, подчинения правилам, ведущему;

согласовывать свои действия с поступками сверстников.

Можно выбрать для коммуникативных действий как старинные забавы, например, «Море

волнуется...», «Путаница», «Ручеёк», так и современные, например, «Веселые старты»,

«Найди себе пару», «Ловишки», танцевальные движения под музыку. Что немаловажно,

подвижные забавы доступны даже малышам двух - трех лет.

3

Соответственно

организованное

психолого-педагогическое

сопровождение

в

этом

направлении может не только обогатить эмоциональный социальный опыт дошкольника,

но

и

значительно

смягчить

или

даже

полностью

устранить

недостатки

личностного

развития.

Формирование

социально-коммуникативной

компетентности

дошкольников

будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

Обучение умению слушать и слышать другого;

Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и

мотивировано;

Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

Формирование чувства симпатии между участниками общения;

Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем

действие;

Обучение умению детей владеть собой;

Развитие умения анализировать ситуацию;

Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Для каждого возраста характерны свои особенности коммуникации. Формы общения

дошкольников со сверстниками:

1.

Эмоционально-практическая

Эта форма общения для младших школьников, когда ребенок стремится к активной

деятельности под действием эмоция. Например: ребенок видит, как мама пылесосит

дома. Звук пылесоса привлекает ребенка, и она хочет тоже выполнить это действие.

Дети 2-4 лет еще только учатся общению с ровесниками. Дети в этом возрасте смотрят

на взрослого и повторяют его действия.

2.

Ситуативно-деловая

В 4-5 лет дети осознанно имитируют активность взрослых. Дети в полной мере начинают

понимать, для чего именно его мама делает определенные действия. Дети в этом возрасте

хотят играть во взрослые игры. Малыши в 4-5 лет уже охотно имитируют взрослую жизнь.

3.

Внеситуативно-деловая.

Доминирует у детей 6-7 лет. Развитие коммуникативных способностей у детей

дошкольного возраста в этот период достигает наибольшей активности. Дети не просто

обыгрывают готовые сюжеты, как это было в 4-5 лет. Они пытаются устанавливать свои

собственные правила. Если привести сравнительные характеристики всех 3 форм, то

4

внеситуативно-деловая наиболее продуктивна для развития коммуникативной

деятельности дошкольников.

Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять

участие в предлагаемом развлечении. Взрослый должен объяснить правила доступным для

воспитанников

языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить

роли,

сформировать

команды.

Игра

никогда

не

проводится

спонтанно

и

требует

определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый

инвентарь, оборудование.

Работая со старшими дошкольниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой

вида деятельности;

недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий,

долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;

дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль

судей или помощников ведущего;

приветствуются игры с «замиранием»;

нельзя отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор

нужно обосновывать (Петя еще не водил, Оля ни разу не нарушила правил);

покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;

правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;

все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;

закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как

действовать в следующий раз, подбодрить.

Важно! Игра не должна содержать элементы, унижающие человеческое достоинство.

Дети старшего дошкольного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет

вместе

с

ними.

От

организатора

зависит,

насколько

успешным

будет

мероприятие.

Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.

1.

Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.

2.

Четко, емко, громким голосом произносите требования к игре.

3.

Находитесь там, где все будут Вас видеть.

4.

Заранее позаботьтесь о помощниках.

5.

Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.

6.

Не выбирайте любимчиков, каждый ребенок должен чувствовать вашу поддержку.

7.

Чаще хвалите, подбадривайте ребят.

8.

Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.

5

Грамотное распределение ребят по группам – особое искусство. Здесь взрослый должен

проявить внимательность, чуткость, тактичность. Важно никого не обидеть либо невольно

проявить

симпатию

к

кому-либо

из

детей.

Честная

жеребьевка

залог

хорошего

настроения

детей.

Простой,

эффективный

метод

вытягивание

жребия

из

закрытой

емкости:

непрозрачной

банки,

коробки

с

вырезом

для

руки,

мешочка.

В

качестве

содержимого

используются

разноцветные

шарики,

кубики,

жетоны,

вырезанные

геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности

способствует формированию «детского общества». Это создает определенные

предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение

со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности

старшего дошкольника. Таблица 1 ( Приложение 1)

Таблица 1 «

Показатели сформированности коммуникативных навыков

старших дошкольников»

п/п

Компоненты

Показатели, выбранные для эмпирического исследования

1

мотивационно-

потребностный

желание вступать в контакт;

2

деятельностный и

оценочный

умение организовать общение, включающее умение

слушать собеседника, умение эмоционально

сопереживать, умение решать конфликтные ситуации

3

когнитивный

знание норм и правил, которым необходимо следовать при

общении с окружающими.

Социально-коммуникативное

развитие

детей

-

очень

сложный

и

длительный

труд.

Успeшное решeние этой задачи возможно только при системном подходе. Ни в коем

случае

нельзя

перепрыгнуть

через

несколько

ступенек

сразу,

если

стремиться

к

радостному, успешному труду.

Психологи

доказывают,

что

общению

нужно

учиться

с

детства,

при

этом

важная

роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного обучения своего

ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию, несомненно,

приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. В

данном случае среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому

что именно с их помощью формируется умение общаться. ( Приложение 2)

6

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. М., 1980.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до

поступления в школу. М.: Педагогическое общество России, 2000.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 6.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Запорожец А. В. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1986. Т. 2.

6. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. Заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; под ред. О. А.

Шаграевой, С. А. Козловой. М.: «Академия», 2003.

7. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. М., 1998.

8. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.:

Педагогика, 1988.

10. Рузская А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология

дошкольника : Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. М.: « Академия», 2000.

11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А.

Урунтаевой. М.: Просвещение, 1995.

12. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии //

Детский практический психолог. М., 2001.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Показатели сформированности коммуникативных навыков

8

старших дошкольников

п/п

Компоненты

Показатели, выбранные для эмпирического исследования

1

мотивационно-

потребностный

желание вступать в контакт;

2

деятельностный и

оценочный

умение организовать общение, включающее умение

слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать,

умение решать конфликтные ситуации

3

когнитивный

знание норм и правил, которым необходимо следовать при

общении с окружающими.

Каждый показатель оценивался по трем уровням: высокий, средний, низкий, которые

определялись баллами (критерии оценки описаны ниже).

I. Мотивационно – потребностный компонент

Вопросы:

1.Ты здороваешься с воспитателем, когда приходишь в детский сад?

2. Ты прощаешься с детьми, когда уходишь из детского сада?

3. Любишь ли ты играть с детьми в группе детского сада?

4. Можешь ли ты подойти к воспитателю и попросить его о помощи?

5. Легко ли ты обращаешься с детьми в группе, много ли у тебя друзей?

Инструкция: Воспитатель задает вопрос и смотрит за поведением ребенка. Фиксирует

желание общаться.

Процесс выполнения: Ребенок отвечает на вопросы воспитателя

Критерии оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с

взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с

детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется

избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется

совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к

контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

II. Когнитивный компонент

9

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, мы составили список вопросов,

позволяющих оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со

сверстниками и взрослыми.

Вопросы:

1. Делишься ли ты игрушками с другими детьми?

2. Будешь ли ты смеяться, когда твой товарищ упал? Почему?

3. Назови ласково маму, папу.

4. Можешь ли ты попросить взрослого о помощи?

5. Что ты говоришь, когда ты приходишь в детский сад (школу)?

6. Любишь ли ты общаться с воспитателем (учителем)?

7. Любишь ли что-нибудь рассказывать воспитателям (учителем)?

Инструкция: Педагог задает ребенку вопросы и фиксирует его ответы, на основании

которых определяет уровень знаний ребенком норм и правил, которым необходимо

следовать при общении с окружающими:

Процесс выполнения. Ребенок отвечает на вопросы педагога.

Критерии оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с

взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет

старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах

поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда

правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать

требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно

обращение к взрослому на «ты».

III. Деятельностный и оценочный компоненты

Вопросы

1. Ты можешь рассказать нам, о чем ты сейчас разговаривал с другими детьми в группе?

2. Ты будешь смеяться над своим другом, если у него что-то не получается?

10

3. Двое детей в группе хотят играть с одной игрушкой, не хотят уступать друг другу. Что

ты разрешишь их спор?

4. Твой друг не может сделать задание и попросил тебя о помощи. Как ты ему поможешь?

5.Твой друг рассказывает тебе о том, что его собака заболела. Ты ему посочувствуешь?

Инструкция: Воспитатель задает ребенку следующие вопросы и одновременно

наблюдает за поведением ребенка, а именно за тем, насколько развито у ребенка умение

слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные

ситуации и фиксирует у ребенка уровень развития у ребенка умения организовать

общение:

Процесс выполнения: ребенок отвечает на вопросы педагога:

Критерии оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность,

принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним

свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает

предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои

интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении

с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их

интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с

взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

( Для математической обработки применяем Т-критерий Вилкоксона, который

применяется для составления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и

той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность

изменение, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг

показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом )

Приложение 2

11

Как повысить популярность ребенку: рекомендации родителям

Любящие

родители

всегда

переживают,

если

видят,

что

их

малыш

отвергается

сверстниками или не занимает должной позиции в коллективе. Они стараются всеми

силами повлиять на это положение. Особенно это важно, когда идет адаптация ребенка в

новом коллективе. Психологи советуют во избежание родительских ошибок использовать

следующие правила:

1.

Следует

прислушаться

к

советам

педагогов,

чтобы

помочь

ребенку

обрести

авторитет

в

окружении.

Помнить,

что

только

в

общении

можно

научить

собственное чадо правильному восприятию ровесников.

2.

Нужно избавиться от собственного страха, что дитя недооценивают, ведь именно

это

чувство

переходит

к

ребенку

и

заставляет

его

самоутверждаться

любыми

доступными способами.

3.

Обращать внимание на развитие ребенка во время коммуникаций с окружающими.

Для этого можно устраивать совместные игры, учить говорить комплименты или

хорошие слова друзьям, давать интересные прозвища, стремиться делать нечто

хорошее

для

них.

Можно

предлагать

чаду

надевать

«очки

розового

цвета»

и

стремиться рассмотреть хорошее в остальных малышах.

4.

Важным правилом для переучивания малыша является наглядный пример ребят,

которые показывают хорошее и положительное отношение к нему.

5.

Специалисты утверждают, адаптация малыша в детском коллективе пойдет гораздо

быстрее,

когда

непопулярного

ребенка

начинают

хвалить

за

малейший

успех,

дарить подарки, поощрять, подчеркивать их достижения перед другими ребятами.

6.

Дошколята нередко не видят конкретных высказываний и действий окружающих, а

обращают внимание на них только во время угрозы или помехи его личным

занятиям. Нужно научить выслушивать других, присматриваться к сверстникам.

Лучше всего для этого подходят игры на воспроизведение.

Пример: Можно поиграть в «Сломанный телефончик», «Как звучит эхо», «Что не

так в зеркале». Популярной является игра «Где мы были - мы не скажем, а что

делали - покажем».

12

Приложение 3

«Веселая игротека»

«Волшебное зеркало»

Развивает

умение

понимать

и

выражать

эмоции,

преодолеть

застенчивость.

Играть

можно

в

разных

вариантах:

индивидуально

-

взрослый

показывает

мимикой

различные

эмоциональные

состояния

(радость,

грусть, гнев), а ребенок повторяет;

в

группе

-

ведущий

показывает

одну

эмоцию,

а

участники - противоположную ей (грусть - радость,

смех - слезы).

«Слепой паровозик»

Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и

образуют

своеобразный

«поезд»,

цепляясь

за

талию

впереди

стоящего

«вагончика».

Видит

путь

только

ребенок, изображающий последний вагон, у остальных

завязаны глаза. Задача «паровозика» - под руководством

зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.

«Цвет эмоций»

Выбирается

водящий.

Втайне

от

него

ребята

задумывают цвет, который показывают с помощью

мимики и жестов, предавая настроение выбранного

цвета. Цель – угадать задуманное.

13

«Светофор»

К спинам участников прикрепляются жетоны разных

цветов.

Звучит

условный

сигнал

-

игроки

одного

цвета быстро собираются вместе.

«Гусеница»

Команда

превращается

в

одну

длинную

гусеницу,

сцепляясь

между

собой.

Дальше

«гусенице»

предстоит

показать,

как

она

спит,

бегает

или

другое

действие,

предложенное ведущим.

«Паутина»

Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая

образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны

перебраться на противоположную сторону, не касаясь

веревки.

«Собери пазлы»

Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части

простые картинки. Пазлы складываются в специальный

мешочек

или

коробку.

Ребята

вытягивают

часть

изображения,

затем

собирают

рисунок,

объединяясь

таким образом в группы.

14

«Веревочный курс»

Сплочению

детского

коллектива

будет

способствовать

проведение «Веревочного курса». Это серия упражнений,

следующих

одно

за

другим.

Свое

название

методика

получила

потому,

что

преодолевать

трудности

ребятам

предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой. В

ходе

выполнения

заданий

дети

научатся

принимать

решение сообща, помогать слабым, нести ответственность

полностью

за

всю

команду.

В

подобных

мероприятиях

принимают

участие

группы,

численность

которых

не

превышает 12 человек. Если детей значительно больше,

есть смысл разделить их на несколько команд, устроив

своего рода соревнование.

Для организации «Веревочного курса» можно использовать

задания,

приведенные

выше.

Если

команд

несколько,

нужно

предложить

каждой

придумать

название,

девиз,

выбрать капитана. Здесь пригодятся «Маршрутные листы»,

где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом

этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при

выполнении заданий присваиваются штрафные очки.

Важно! Распределяя участников по командам, нужно следить, чтобы в каждой из них

были

сильные,

энергичные

ребята

и

игроки,

не

отличающиеся

особой

физической

выносливостью, более тихие, скромные. Чтобы деление происходило «по-честному»,

лучше провести жеребьевку.

15



В раздел образования