Автор: Поликарпова Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель,первой категории
Учебное заведение: МДОУ-детский сад №5
Населённый пункт: г.о. Жуковский
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные подходы в работе с одаренными детьми
Раздел: дошкольное образование
МДОУ - детский сад №5 г.о.Жуковский
Инновационные подходы
работы с одаренными детьми
Подготовил: педагог первой категории
Танкович О.В.
Порой мы, педагоги, не уделяем им достаточно своего времени и внимания. Ведь они и так со всем
справляются лучше и быстрее своих сверстников. Да и в детском коллективе одаренных детей
(действительно одаренных, а не просто способных) не так много. Два-три, а может, и того меньше.
А ведь самое важное для взрослого — и родителя, и педагога — не упустить одаренного ребенка.
Такие дети безусловно нуждаются в особых условиях, словно поддерживающих развитие их
талантов и способностей.
Почему я говорю о родителях? К сожалению, мамы и папы часто необъективно
оценивают способности своего ребенка — или чрезмерно их завышают, или недооценивают.
Скорее всего, это связано с тем, что родители не могут продиагностировать способности ребенка
или хотя бы сравнить их с умениями и навыками других детей. Они не видят своего ребенка в
широком диапазоне различных видов деятельности, а видят лишь за какими-то
определенными, чаще режимными занятиями (прогулка,
игры дома, укладывание на сон и т. п.)
Одаренность — наличие потенциально высоких способностей у человека. Одаренный ребенок —
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями
(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как
правило, такие дети проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут
относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, музыке,
энциклопедическим знаниям и так далее.
Все педагоги согласятся, что приятно работать с детьми успевающими, способными. Они
достаточно легко усваивают предлагаемый материал, выполняют определенный
алгоритм действий; конечно, ошибаются, но после детального объяснения могут самостоятельно
найти и исправить ошибку.
Есть дети, которым не так легко дается учебный материал. И тут на помощь и им, и педагогам
приходят разнообразные приемы и методы обучения. Разрабатываются системы упражнений,
направленные на развитие мыслительной деятельности трудно успевающих детей; ищется
индивидуальный подход к каждому ребенку; педагог совершенствует приемы объяснения
материала, придумывает новые, ориентируясь на первопричины проблем ребенка. Работа эта
долгая, порой не дающая высоких результатов, но безусловно необходимая.
Педагог же не только может увидеть, выявить, пользуясь
педагогическими инструментами, продиагностировать одаренность, но и дать
рекомендации родителям, в каком направлении лучше развивать ребенка.
Одаренность имеет сложную структуру, обуславливаемую совокупностью психических качеств
личности. Каждый вид деятельности требует своей особой совокупности качеств. Мы знаем, что
люди обладают математическими, гуманитарными, художественными, музыкальными,
литературными и другими, соответственно видам деятельности, способностями. Как важно
увидеть направление одаренности ребенка!
Уже в самом раннем возрасте одаренные дети способны анализировать условия задачи, выходить
за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет открывать новые приемы и
закономерности.
Безусловно, эти ребята талантливы не во всем. К примеру, в художественной деятельности они не
выделяются среди других детей. Но вот если говорить об их речи, об их эрудиции, об их
интеллекте… Часто тут им нет равных.
К детскому празднику мы разучивали танец тарантеллу. Когда я начала рассказывать детям
о происхождении названия этого танца, Воспитанник, задумавшись, сказал: «Странно, похоже на
тарантула». Мальчик сумел вычленить корень слова «тарантелла» и сопоставить с известным
ему названием паука. Хочется отметить, что Воспитанник интересуется энтомологией. С помощью
родителей собирает и изучает коллекцию насекомых, пауков, членистоногих.
В соответствии с возрастом мы пока выполняем задания на классификацию по двум признакам.
Ребята без труда распределяют предложенные предметы по двум признакам в четырех областях.
При этом они очень точно и математически правильно объясняют свое решение.
К примеру, дается два признака — красный и игрушки: «Синяя машинка попадает в эту
квартиру, потому что она не красная и игрушка; красная тарелка попадает в другую квартиру,
потому что она красная и не игрушка; красная пирамидка попадает в середину (пересечение
двух квартир), потому что она и красная, и игрушка; синий тапок становится „бездомным“,
потому что он не красный и не игрушка».
Одаренные дети легко ориентируются в пространстве: спокойно «читают» планы и
разбираются в них. Мною разработан комплекс дидактических игр и пособий по работе с планами:
план мест детей за столами, план группового помещения, план участка, план кукольной
комнаты для Ежика и так далее. Мы знакомимся с различными видами планов (план корабля, план
эвакуации детского сада). Дети учатся ориентироваться по плану и самостоятельно его рисовать. В
заключение обучения по этому блоку детям предлагается домашнее задание — нарисовать план
своей комнаты. Затем несколько занятий мы посвящаем тому, что ходим друг другу в гости
(виртуально): ребенок приглашает к себе домой, рассказывает и показывает на плане, что и где
находится у него в комнате.
Не могу сказать, что талантливые дети никогда не ошибаются. Они совершают ошибки. Это
естественно в процессе обучения. Но они способны после соответствующего объяснения осознать
свою ошибку, исправить и не повторить. Нередко бывает, что они видят ошибки у других детей
и даже у взрослых. С моей точки зрения, это очень высокий уровень развития для 5—6-летнего
ребенка — увидеть ошибку, не побояться на нее указать и доказать свою правоту.
Как я уже отмечала, ко многим знаниям и умениям одаренные дети приходят интуитивно. Уже с
раннего возраста они отличаются высоким уровнем способности к самообучению. Поэтому такие
дети нуждаются скорее не в целенаправленных учебных воздействиях, а в создании
вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
В этом году я разработала новый вид занятия для талантливых детей — «Занятие без
воспитателя» и при поддержке старшего воспитателя детского сада провела его с одаренными
детьми группы. Надо отметить, что идею мне подал все тот же воспитанник Как-то раз, увидев
задание в тетради, он сказал: «А я понял, что надо делать». Потом закрыл уши и начал тараторить:
«Только не говорите, только не говорите. Я сам». Увидев, сколько у мальчика желания сделать
самостоятельно это задание так, как он это понял, я осознала, что именно таких заданий и игр ему
не хватает. Заданий, где бы он и другие одаренные дети могли проявить способность
самостоятельно без подсказки взрослого проанализировать проблему по вводным данным,
принять решение, основываясь на полученных ранее знаниях. Я разработала серию занятий по
принципу квеста (от английского quest — вопрос; один из основных жанров компьютерной игры,
важнейшими элементами которой является обследование мира, а ключевую роль в игровом
процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий).
Эгоцентризм, неумение работать в команде — это одна из особенностей одаренных детей. И все-
таки такие занятия в игровой форме необходимы для развития таланта ребят, так как смогут не
только развивать их неординарные способности, но и помогут им адаптироваться в социуме,
научат (пусть и не сразу) работать в команде
Главный принцип работы с такими детьми,
с моей точки зрения, должен строиться не на
принципе «Делай как я; повтори за мной», а
на принципе «Как ты думаешь, почему так?»