Напоминание

Модель занятия "Глухие и звонкие цвета"


Автор: Романова Галина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦВР "Парус" г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Модель занятия "Глухие и звонкие цвета"
Раздел: дополнительное образование





Назад





МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по изобразительному творчеству

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет ____________ Изобразительное творчество___________________

Класс ___________ третий год обучения по программе «Изобразительное

творчество» (Общая тема третьего года обучения:

«О чём говорит искусство»). Возраст детей - 9-10

лет.

Автор образовательной программы,

тип программы: ___________ авторская программа ПДО Романовой Г.В.

Тема занятия
___________
«Глухие и звонкие цвета» _________________

Структура занятия, рекомендуемый материал:
1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с планом занятия. 2. Теоретическая часть. Повторение пройденного: холодные и тёплые цвета. Объяснение нового материала. Знакомство с понятиями «глухие и звонкие цвета», «колорит». Рекомендуемый материал: репродукции картин русских художников в жанре пейзажа. Музыкальное сопровождение: отрывки из произведений П.И. Чайковского 3. Практическая работа. Упражнения. Эскиз. Самостоятельная работа над композицией. Рекомендуемый материал: акварель. 4. Просмотр. Подведение итогов.
1.

Актуализация знаний.
1
Основные задачи педагога: - Актуализация имеющихся и новых знаний по цветоведению у обучающихся, навыков по составлению цвета в новых условиях; формирование умения задавать вопросы и отвечать на вопросы о характеристике и значении колорита в картине. - Развитие произвольного внимания и памяти, ассоциативного мышления, познавательных интересов и инициативы обучающихся. - Ф ормирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1. Педагог делит группу на две команды. Каждой команде предлагается альбом репродукций «Русский пейзаж». Одной команде предлагается выбрать картины, написанные в холодной гамме, другой команде – в тёплой гамме. 2. Обсуждает вместе с детьми полученный результат и вносит коррективы, если это требуется. 3. Сообщает учащимся, что существует звонкие и глухие цвета. 4. Предлагает каждой команде выбрать пейзажи, написанные звонкими и глухими цветами, используя метод сравнения картин между собой, по аналогии с парами глухих и звонких согласных. Осуществляет коррекцию. 1. Обучающиеся делятся на две группы. 2. О д н а к о м а н д а в ы б и р а е т репродукции картин, написанные в тёплой гамме, другая – в холодной гамме. Демонстрируют с в о й в ы б о р в с е й г р у п п е , обсуждают. 3. К а ж д а я ко м а н д а в ы б и р а е т репродукции картин в глухом и звонком цвете. 4. Одна команда демонстрирует другой картины парами: глухую и з в о н к у ю . В т о р а я к о м а н д а угадывает глухую или звонкую палитру.
2.

Этап целеполагания –
постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа. Основные задачи педагога: - Формирование у обучающихся рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием, умением и неумением; - овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной 2
художественно-творческой задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов и пр.; - формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1. Знакомит с понятием «колорит» ( о ц е н к а ц в е т о в ы х к а ч е с т в произведения искусства, его цветовой строй). Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темны м, звонким и приглушённым. 2. П р е д л а г а е т д е т я м с а м и м охарактеризовать колорит любой из выбранных картин. 3. Предлагает ответить на вопросы: почему картины написаны в разных колоритах, зачем нужен какой-то особый колорит для каждой картины? Для чего нужно говорить о колорите вообще? 4. О чём говорит искусство? О борьбе Добра и Зла. О победе добра над злом. 5. Как говорит искусство? Единство формы и содержания, подчинение всех средств замыслу – законы искусства. 6. Колорит — важнейший компонент художественного образа. Он — одно и з с р е д с т в х у д о ж е с т в е н н о й выразительности в живописи. Он помогает худож нику п е р е д а т ь настроение грустное, тревожное, спокойное и др. 7. Какое настроение передаёт звонкий или приглушённый колорит? 8. Объявляет тему п р а кт и ч е с ко го задания: композиция, выполненная в приглушённой гамме. 9. П р е д л а г а е т с а м и м н а й т и приглушённые цвета и, если их нет, то найти способ создать такие цвета. 1. Дети разбиваются по парам. 2. К а ж д а я п а р а в ы б и р а е т понравившиеся им репродукции и пытается дать характеристику колорита. 3. Все вместе ищут ответ на вопрос: зачем нужен особый колорит в картине, нельзя ли всё делать в ярком, звонком колорите. Какую он играет роль в создании картины на примере р а с с м о т р е н н ы х репродукций. 4. Пытаются ответить на вопрос, зачем мы говорим о колорите. 5. Отвечают на вопро с: ка ко е н а с т р о е н и е и л и с о с т о я н и е передаёт звонкий ( р а д о с т ь , праздник, веселье, счастье) и глухой колорит (тревога, страх, о т ч а я н и е , в еч е р , с у м е р к и , о д и н о ч е с т в о , к о н ф л и к т , расставание, боль и т.д.) 6. Осознают цель предстоящей практической работы. 7. Осознают проблему: в коробке с акварелью почти все краски – звонкие, - где найти глухие краски. 8. Ищут и предлагают способы п о л у ч е н и я п р и г л у ш ё н н ы х оттенков путём смешивания любого цвета с тёмными цветами: чёрным, коричневым, синим, тёмно-фиолетовым и т.д. 3

3.

Этап планирования.
Основные задачи педагога. - Формирование у обучающихся способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; - определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; - воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению педагога, одноклассников; - формирование способности каждого обучающегося к участию в работе в малых группах.
Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1. Предлагает проанализировать, чего нам не хватает для дальнейшей практической работы. 2. Предлагает самим найти темы для композиций, содержание которых потребовало бы использование новых знаний. 3. П р е д л а г а е т с о с т а в и т ь п л а н практической работы, выслушивает предложения, вносит коррективы: - упражнения по смешиванию оттенков приглушённой гаммы - выполнение эскиза - самостоятельная работа над композицией - просмотр 1. Определяют, каких знаний, умений и навыков нам не хватает для дальнейшей работы: - н е т т е м ко м п о з и ц и й , с о д е р ж а н и е к о т о р ы х п о т р е б о в а л о б ы и с п о л ь з о в а н и е н о в ы х знаний - не хватает навыков для работы в приглушённой гамме 2. Предлагают темы композиций, содержание которых потребовало бы использование новых знаний. Например: «Старый з а м ок », «Осенний вечер», «Дождь», «Шторм», «Война», «Ссора», «Злой волшебник» и т.д. 3. Предлагают план предстоящей п р а к т и ч е с к о й р а б о т ы : упражнения, эскиз, пе р е но с работы на бумагу большого формата, самостоятельная работа над композицией 4

4 этап. “Открытие” нового знания.
Основные задачи педагога: - Формирование у обучающихся основ теоретического, творческого мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; - воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; - формирование у обучающихся способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; - формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым составленным алгоритмом работы; - овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов; - формирование способности каждого обучающегося к индивидуальной работе, к участию в работе в малых группах; - воспитание культуры делового общения, положительного отношения обучающихся к мнению педагога, одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1. Помогает детям сделать вывод о том, что раньше мы не могли касаться таких сложных тем в наших работах, потому что: - не знали, что цвет передаёт настроение и состояние в картине - не были знакомы с таким мощным средством как приглушённый колорит - не умели смешивать приглушённые цвета 2. Побуждает учащихся к объяснению фактов, противоречий между ними. 3. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. 4. Формулирует обобщенные 1. Коллективно обсуждают варианты решения учебной задачи. 2. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других детей (или педагога). 3. Сообщают о выводах, сделанных самостоятельно, отвечают на вопросы других учеников и педагога. 4. Оценивают правильно сть с во и х выводов, решений. 5. О с у щ е с т в л я ю т с а м о п р о в е р к у, самооценку полученных результатов 6. Обнаруживают з а ко н ом е р н о с т и , обобщают результаты наблюдения, составляют план действий –
алгоритм
. 7. П р е д с т а в л я ю т и н д и в и д у а л ь н о составленный алгоритм. 8. Д е л а ю т в ы в о д ы о п о л н о т е и правильности своего варианта решения 5
вопросы: Что мы узнали нового? Чем отличается новое знание, умение от того, что мы знали? Выполнение каких действий приведет нас к решению поставленной учебной задачи? учебной задачи.
5 этап. Учебные действия по реализации плана.
Основные задачи педагога: - Развитие у детей общеучебных умений и навыков; - развитие способности к комментированию, обоснованию своих действий; - овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий; - развитие навыков доброжелательного взаимодействия у обучающихся при выполнении учебных действий.
Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1. П р е д л а г а е т с д е л а т ь тренировочные упражнения по превращению звонких цветов в глухие. Кто больше оттенков сделает (так, как превращали холодные цвета в тёплые и, н а о б о р от, н а п р е д ы д у щ и х занятиях). 2. Помогает при выборе темы. 3. Предлагает сделать эскиз на выбранную тему. 4. Оказывает индивидуальную помощь при выполнении эскиза и при переносе эскиза на большой лист. 5. Предлагает каждому определить алгоритм действий по работе над композицией. 6. О к а з ы в а е т п о м о щ ь п р и в ы п о л н е н и и к о м п о з и ц и и , используя новые термины для постановки задач, например: «приглушить» небо, землю, дом и л и к а к о й - т о д р у г о й в ы д е л я ю щ и й с я ф р а г м е н т композиции. 7. Предлагает самим анализировать с т е п е н ь в ы п о л н е н и я поставленной задачи. 1. В ы п о л н я ю т у п р а ж н е н и я п о вырабатыванию навыка приглушения звонких цветов, кто больше оттенков сделает. Формат А4. 2. Проводят просмотр выполненных упражнений, групповое обсуждение, анализ, сравнение. 3. Выбирают тему для индивидуальной работы. 4. Выполняют эскиз на листе бумаги формата А5 простым карандашом. 5. Переносят эскиз с листа А5 на лист формата А3. 6. Проговаривают вслух каждый свой алгоритм работы над композицией. 7. С а м о с т оя т е л ь н о р а б от а ю т н а д композицией. 8. Анализируют соответствие степени приглушения цвета выбранной теме. 9. Анализируют степень обобщённости в работе: нет ли звонких п я т е н , разрушающих общий колорит. 10. Анализируют по следовательно сть своих действий в соответствии с составленным ранее алгоритмом. 6

6 этап. Рефлексия (итог занятия).
Основные задачи педагога: - Формирование у обучающихся способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели занятия. - Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей. - Воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Деятельность педагога

Деятельность обучающихся
1. П р о в о д и т п р о с м о т р и коллективное обсуждение работ. 2. Предлагает ученикам назвать н а и б о л е е п о н р а в и в ш и е с я композиции, а также наиболее соответствующие заявленной теме. 3. Выясняет, понравились ли детям собственные работы, если нет, то почему. 4. Предлагает вспомнить тему и задачи занятия. 5. П р е д л а г а е т с о о т н е с т и с намеченным планом работы, и оценить меру своего личного продвижения к цели, успехи в целом. 6. Предлагает ученику назвать н а и б о л е е п о н р а в и в ш и е с я вопросы, ответы, прозвучавшие в ходе урока. 7. Находит в работе ка ждого р е б ё н к а п о л о ж и т е л ь н у ю динамику и обоснование для похвалы и одобрения. 8. Перспективы дальнейшего развития темы «О чём говорит искусство». 1. Участвуют в просмотре выполненных работ 2. Обсуждают понравившиеся работы, сравнивают, учатся высказывать своё мнение в тактичной форме и слушать мнение других. 3. Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи занятия, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды занятия, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. 4. О т м е ч а ю т у с п е ш н ы е о т в е т ы , интересные вопросы участников группы. 5. Высказывают пожелания себе и другим участникам обсуждения. 7
Из содержания учебной деятельности 3 года обучения «Знакомство с жанрами или «О чём говорит искусство»: 2.3. «Глухие и звонкие цвета», акв. Повторение темы «тёплые и холодные цвета». Понятие «колорит» Различие между звонким и приглушённым колоритом Цвет и состояние, настроение, намерения. Зачем нужны приглушённые цвета. Характеристика общего колорита картины. Упражнения по превращению звонких цветов в глухие (акварель) Просмотр аналогов в Интернете. Рисунок на тему: «Старый замок» или «Осенний вечер», «Дождик» и т.д. Выполнение композиции (акварель) Просмотр, обсуждение 8


В раздел образования