Автор: Есенеева Белла Фазильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И.Шарпатова
Населённый пункт: ЯНАО, город Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Шарпатов Герой! Ведет за собой!
Раздел: начальное образование
Классный час
«Шарпатов Герой! Ведёт за собой!»
Цель: формировать у обчающихся представление о долге, мужестве, героизме,
как главных качествах патриота.
Эпиграф:
« Героями не рождаются, а становятся…»
М.М.Пришвин.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент.
У: Несмотря на то, что на улице морозно, погода нас не балует, у каждого из нас
есть своя погода,
погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на
сегодняшний день у нас. Если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь
мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
У : Посмотрите, вы все улыбаетесь,
значит, в данную минуту вы счастливы,
спокойны, веселы .
У: Чья в этом заслуга? ( обсуждение: родители, учителя, армия, полиция т.д. –
тех, кто нас защищает).
У: Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое
лучшее и позитивное, что есть в нас и послушаем хорошую песню, которая
раскроет тему нашей встречи.
2.Переход к изучение темы.
Песня из кинофильма « Кандагар» .
У:
Какими
словами
заканчивается
песня?
( Героями
не
рождаются,
а
становятся…)
У: О чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, почему мы слушали эту
песню?
У: Сегодня мы с вами задумаемся и постараемся ответить на вопрос: Герой - кто
он? Какие люди могут творить историю? А также составим словесный портрет
героя, определим качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах
проследим, как рассматривается данный образ в литературе, истории, фольклоре.
По ходу нашего занятия мы зафиксируем наши мысли на цветной бумаге и
приклеим на ватман.
У: Но кто он
- герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Может,
нужны особые условия, для того чтобы рождались
герои? Может, это люди
особой профессии? Как вы думаете?
У: Героями не рождаются, а становятся.
У : Для
того
чтобы
понять,
кто
такой
герой,
необходимо
посмотреть,
как
объясняется
данное
понятие
в
толковом
словаре
русского
языка
Ожегова.
Прочитаем текст.
Герой
-
в ы д а ю щ и й с я
с в о е й
х р а б р о с т ь ю ,
д о б л е с т ь ю ,
самоотверженностью
человек,
совершающий
подвиги;
действующее
лицо
литературного произведения; лицо, воплощающее в себе характерные черты
2
эпохи, среды; лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся
предметом восхищения, подражания.
У: Приведите примеры героев к каждому значению…
У: Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
Посмотрите на Александра Македонского, на Трех Богатырей и на Архимеда.
Попробуем перечислить характерные черты эпох, когда они жили. Опишем
то
время.
Александра
Македонского
–
Время
было
грозное,
шли
войны.
Нужны
были
сильные, отважные полководцы, как он.
Три Богатыря – Русь во времена набегов варваров. Русь нуждалась в богатырях-
защитниках. О них слагались былины и сказания…
Архимед – Развитие науки, техники в древней Греции.
У: Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом
восхищения, подражания.
У:
Ребята!
Есть
ли
у
вас
кумиры?
На
кого
вы
хотите
быть
похожим
из
современных людей? Чем они вас привлекают?
У:
Выдающийся
своей
храбростью,
доблестью,
самоотверженностью
человек, совершающий подвиги. Узнаёте ли вы, кому посвящены эти памятники?
Чем они отличились? Как они стали героями?
У: Мы гордимся своей кадетской школой, которая названа в честь Героя РФ В.И.
Шарпатова,
которая
даёт
кадетам
не
только
знания,
но
и
воспитывает
дух
героизма и патриотизма, любовь к нашей Великой Родине. В.И. Шарпатов
У: Давайте вернемся к началу нашей встречи… Кто он? Почему о нем снят этот
фильм «Кандагар»?
3. Знакомство с биографией В.И. Шарпатова (рассказывают обучающиеся).
Владимир Ильич Шарпатов родился 21 марта 1940 года в п. Красногорский
Марийской АССР в семье рабочих. Трудовую деятельность начал в 1958 году в
должности
столяра
мебельного
цеха
Илецкого
деревообрабатывающего
комбината. Марийской АССР.
В 1959 году поступил в Казанский авиационный институт. В 1962 году
перешел в Краснокутское летное училище гражданского воздушного флота, после
окончания, которого продолжил трудовую деятельность в аэропорту «Плеханово»
города Тюмени, где прошел путь от 2-го пилота Ан-2 до заместителя командира
авиахимической эскадрильи. В 1967 году заочно окончил Казанский авиационный
институт
и
получил
специальность
инженер-механик.
В
1971
году
после
окончания Кировоградской школы высшей летной подготовки был переведен в
аэропорт «Рощино» города Тюмени, где продолжил летную работу в качестве 2-го
пилота Ан-24, в 1974 году введен командиром корабля. В 1976 году получил
инструкторский
допуск
и
руководил
стажировкой
командиров
этого
типа
самолетов.
В
1976
заочно
закончил
командный
факультет
Ленинградской
академии гражданской авиации по специальности инженера-пилота. В 1976 году,
среди первых в СССР, приступил к освоению тяжелого транспортного самолета
Ил-76. За участие в освоении нового типа самолета был присвоен первый класс
пилота гражданской авиации. С 1977 по 1984 год работал в качестве пилота-
инспектора
лётно-штурманского
отдела
Тюменского
управления
гражданской
авиации. Руководил освоением самолета Ан-26 в Сургутском и Салехардском
3
авиапредприятиях. С 1984 по 1994 год продолжил работу в аэропорту «Рощино» в
качестве
командира
корабля
Ил-76.
За
это
время
освоил
полеты
на
международных линиях.
В 1995 году перешел работать в авиакомпанию «Аэростан» города Казань в
качестве
пилота-инструктора
самолета
Ил-76,
где
руководил
стажировкой
казанских пилотов, осваивающих этот тип самолетов. В этом же году в качестве
командира корабля Ил-76 находился в служебной командировке Объединенных
Арабских Эмиратах для выполнения полетов с грузами в Афганистан. 3 августа
1995 года самолет с экипажем на борту был принужден истребителем афганского
оппозиционного движения «Талибан» к вынужденной посадке в аэропорту города
Кандагар. Более одного года вместе с экипажем самолета находился в плену. В
результате подготовки экипажем плана захвата своего самолета под руководством
командира корабля Ил-76 Шарпатова В.И. был совершен побег из плена.
До декабря 1997 года продолжил свою летную деятельность в авиакомпании
«Аэростан». С 1998 года работал в качестве командира корабля Ил-76 в аэропорту
«Рощино». В 2002 году Шарпатов В.И. закончил свою трудовую деятельность и
вышел на пенсию. Активно занимается общественной деятельностью и военно-
патриотическим воспитанием молодежи.
Шарпатов В.И. награжден знаком особого отличия - медалью «Золотая
Звезда», а также многими ведомственными и общественными наградами.
Указом Президента Российской Федерации от 22 августа 1996 года №1225,
за
героизм,
мужество
и
стойкость,
проявленные
при
освобождении
из
вынужденного
пребывания
на
территории
Афганистана,
Шарпатову
В.И.
присвоено звание «Герой Российской Федерации».
У: Какое из перечисленных значений подходит к нашему герою?
4
( 4 –е значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего
подвиг).
У: Как мы понимаем слово «подвиг»?
( Мнения учащихся)
У:
А вот такое определение даётся в словаре Ожегова
Подвиг
– это
героический
поступок
человека,
сильная
воля,
готовность
пожертвовать своей жизнью ради людей и родины.
4. Рефлексия
У: Герои – это люди особой профессии?
У: С какого возраста человек способен совершать героический поступок, подвиг?
У: Может, герои – это люди, воспитанные особым образом?
У: Герои рождаются в каком-то особом месте?
У: Каким внешне должен быть герой?
У: Какими особыми качествами характера герои должны обладать?
У: Как вы могли заметить конкретных характеристик, признаков и критериев для
определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества
характера необходимы для совершения подвига.
5.Итоги мероприятия.
У: Ребята, а вы готовы совершать подвиги, стать героями? Мы верим, что из вас
вырастут творцы нашей истории.
Чтение стихов В.И. Шарпатова обучающимися.
( «Отчий дом», «Утро в Кандагаре», «Не только к Богу», «Утро в Новом Уренгое»,
«Зелёный рассвет»)
У: Благодарю вас за общение.
«Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»
5