Напоминание

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся на уроках обществознания


Автор: Толстикова Светлана Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г. Котлас, Архангельской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Критериальное оценивание учебных достижений учащихся на уроках обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Толстикова Светлана Николаевна

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»

МО «Котлас», Архангельской области

«Критериальное оценивание учебных

достижений учащихся на уроках обществознания»

Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и

учения. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность

управления учебным процессом.

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего

производить оценку более объективно. Cлово «оценивать» происходит от латинского

глагола – «сидеть с». Оценивание - процесс сбора и анализа информации об успехах

учеников для совершенствования процесса обучения и учения.

Задачи

изменения

школьной

оценочной

системы

:

Повышать уровень объективности оценок

Оценки должны позволять фиксировать развитие образовательных результатов обучающихся

Снять эмоциональное напряжение и боязнь плохих оценок

Изменить случайный характер оценивания на плановый и постоянный (учебная работа должна

оцениваться систематически как учеником так и педагогом)

Сделать процесс оценивания качества образовательных результатов более наглядным для всех

Стимулировать развитие оценочной деятельности обучающихся

Принципы

оценивания

:

Оценивание – постоянный процесс (стартовое, текущее, тематическое, промежуточное, рубежное,

итоговое)

Оценивание должно быть критериальным

Оцениваются результаты

Оцениваем то, чему учим

Приоритет самооценки, обучаем самооценке

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных

достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее

известными всем участникам образовательного процесса критериями,

соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию

ключевых компетентностей учащихся.

Современное критериальное оценивание является двусоставным: сочетает в себе

суммативное и формативное оценивание.

Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет

результат обученности учащихся за определенный период времени. Формативное

оценивание и преподавание неразделимы.

Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно,

ежедневно). При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная

связь, обеспечивающая прогресс в обучении.

Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе. Оно

несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.

Формативное

Суммативное

производится в ходе обучения (с помощью

небольших самостоятельных работ, тестов и т.д.)

в конце изученной темы или раздела (с

помощью контрольной или зачётной

работы)

помогает учащемуся скорректировать свою работу,

достичь более высоких результатов

даёт возможность ученикам

продемонстрировать свои достижения

по изученной теме

позволяет учителю накапливать информацию об

даёт возможность учителю сделать

усвоении материала каждым учеником,

анализировать ее и планировать дальнейшую

работу, то есть осуществлять более качественно

процесс обучения

заключительное суждение о

достижениях учащихся, выставить

итоговые отметки

Так как критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного

оценивания учащихся и стимулировать их для достижения более высокого результата, то

круг проблем в порядке их значимости может выглядеть следующим образом.

Во-первых, система оценивания должна давать возможность определять, насколько

успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический

навык.

Во-вторых, в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и

развивающий самооценивание учащихся своих достижений.

В-третьих, система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный

контакт между учителем, учеником, родителями, коллективом школы.

В-четвертых, система оценивания должна быть единой применительно к конкретному

классу.

В-пятых, система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно

бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций.

В чём преимущества критериального оценивания?

1. Соответствует предметным учебным целям и не зависит от настроения учителя

(способствует повышению объективности оценивания).

2. Предоставляет чётко сформулированные уровни достижения.

3. Делает оценивание более понятным для всех участников образовательного процесса

(учеников, родителей, учителей).

4. Способствует развитию навыков самооценивания.

5. Воспитывает ответственность учащихся за результат своего труда.

6. Способствует росту мотивации к обучению.

7. Повышает качество образования.

8. Оценивание учащихся на каждом этапе урока (учащиеся видят, из чего складывается

итоговая оценка обучения);

9. Самооценка и взаимооценка (работая в паре и/или группе, формируется умение

учащихся работать в коллективе, но при этом наблюдается минимальное влияние учителя

на итоговую оценку обучения);

Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им

предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров,

смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Важный момент на данном

этапе, предоставить учащимся возможность оценить себя и других. Но у учащихся

появляются трудности при оценивании своих одноклассников из-за того, что чаще

встречается такой пример: если ты мой друг, то ты мне поставишь пять, и я тебе поставлю

тоже, а если ты мне поставишь плохую отметку, тогда ты мне не друг.

В этих случаях выручали критерии разработанные учителем к уроку (или критерии

совместно разработанные с учащимися и учителем): это как раз тот стандарт, который

необходимо усвоить учащимся на данном этапе обучения. Что такое критерии и где их

взять? Критерии – это те факты, понятия и аргументы, которые ученики должны знать,

понимать, уметь воспроизводить и преобразовывать.

На уроках используется взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при

проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного

на уроке. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на

разных этапах урока . При самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто

оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока

перепроверяются работы учащихся, находятся несоответствия, доводятся эти факты до

учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более

объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке.

Такая форма оценивания являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить

результаты своей работы. Пример оценочного листа

САМООЦЕНКА И РЕФЛЕКСИЯ

Выполнение этой работы мне (не)понравилось потому, что …

Наиболее трудным мне показалось …

Я думаю, это потому, что ..

Самым интересным было ..

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то бы сделал следующее…

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…

Я бы хотел попросить учителя ..

Оценочный лист «Работа группы»

Оценка: Высокий уровень – 15 баллов, Хороший уровень – 9-13 баллов, средний уровень –

менее 9 баллов, низкий уровень – 0 баллов

Критерий

Описание ситуации

Баллы

Слаженность

работы в

группах

Четко спланированная работа группы

Работа группы частично спланирована

Не спланирована работа в группе

5

3

0

Равномерность

распределения

ролей в группе

Вся деятельность равномерно распределена

Работа равномерно распределена между

большинством участников команды

Несколько членов группы отвечают за работу всей

команды

5

3

0

Самостоятельно

сть группы

Полная самостоятельность в выполнении работы

Частичная самостоятельность работы группы

При выполнении работы группе постоянно

необходима помощь

5

3

0

Выполняются задания по оцениванию процесса опроса, стараюсь разработать такие

задания, которые бы предоставили обучающимся возможность общения в парах

(«партнеры для беседы»), а также задания для работы в малых группах.

Когда же ученик начнет «правильно» оценивать себя и своих одноклассников, то работу по

составлению критериев к уроку можно предложить некоторым учащимся, более

талантливому/одаренному в данном направлении (школьном предмете) или отличнику, но

при этом ни в коем случае не навязывать свои критерии. При критериальном оценивании

нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по

другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой

появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по

тому или иному критерию.

Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и

учителей; снижается школьная тревожность ученика; учитель от роли «судьи» переходит

к роли консультанта, специалиста.

Оценивая отдельную работу, преподаватель обращает внимание учащегося на

успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется

итоговая отметка.

Методика критериального оценивания является действенным средством мотивации к

учебной деятельности и индивидуального подхода к ученику. При внедрении данной

педагогической технологии действительно каждый ребёнок-школьник сможет достигнуть

определённого уровня в развитии, поскольку сама технология направлена на движение

учащегося вперёд, на самореализацию ученика.

Приложение 1

Оценочный лист

Контрольная работа по теме «Человек в социальном измерении» ДАТА___________

Фамилия, имя_________________________________________ Класс 6

Оценка критериев: 0 – не присутствует; 1 – реализуется недостаточно, но

присутствует;

2 – присутствует в полном объеме

Критерии оценки

Сам себя

оцениваю

Оценка

учителя

1.

Предметные результаты обучения

1.1.

Знаю обществоведческие термины: человек, личность,

индивид, деятельность, потребности, способности, познание,

самооценка

1.2.

Знаю основные признаки человека, личности, индивида,

деятельности

1.3.

Умею составлять описание различных видов деятельности, видов

самооценки

1.4.

Умею сравнивать формы познания, виды потребностей

1.5.

Умею находить сходство в видах деятельности и доказывать их

различия

2

Метапредметные результаты обучения

2.1

Умею находить информацию в текстах, таблицах, иллюстрациях

учебника

2.2

Умею анализировать (выделять главное, составные части) и

обобщать (делать выводы) на основе фактов и понятий

2.3

Умею классифицировать (группировать) по заданным

основаниям факты, явления и понятия

2.4

Умею сравнивать по заданным основаниям факты, явления,

понятия

2.5

Умею представлять информацию в развернутом и сжатом виде

(рисунок, текст, таблица, план), в том числе используя ИКТ

2.6

Умею определять цель, обнаруживать и формулировать проблему

2.7

Умею планировать деятельность с помощью учителя и

самостоятельно

2.8

Умею работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять

ошибки

2.9

Умею оценивать степень успешности достижения цели по

критериям, определять причины успеха или неуспеха

2.10

Умею излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая

фактами

2.11

Могу быть готовым изменить свою точку зрения под

воздействием контраргументов, критичной самооценки

2.12

Умею участвовать в диалоге: слушать и слышать другого

2.13

Могу понимать позицию другого, выраженную в явном или

неявном виде

2.14

Умею работать в паре, группе в разных ролях (лидера,

исполнителя, критика), участвовать в выработке решения

2.15

Умею предотвращать и преодолевать конфликты - идти на

взаимные уступки, уметь договариваться

2.16

Умею использовать речевые средства в соответствии с ситуацией

Подготовка к Контрольной работе

Контрольная работа

Уровень

Процент выполнения

Оценка

Подготовка

КР

Низкий

Менее 30 %

5 - 0

Пониженный

30 – 49 %

«2»

10 - 6

Базовый

50 – 74 %

«3»

15 - 11

Повышенный

75 – 94%

«4»

19 - 16

высокий

95 – 100 %

«5»

22 - 20

Приложение 2

Изучение темы «Человек в социальном измерении»

№ Тема урока

Д/з

Основные понятия

Работа с опорным

конспектом

тесты

1

Человек - личность

§1

с. 16 – 17

задания

Определяют понятия : человек,

индивид, индивидуальность,

личность, сознание .Выделяют

признаки, характерные для

человека, личности.

Текст учебника

составление

таблиц

2

Человек познаёт

мир

§2 с.23 – 24

задания

Познание человеком мира и

самого себя. Самопознание и

самооценка. Способности

человека.

тест

3

Человек и его

деятельность

§3 с.31

задания

Деятельность человека, её

основные формы(труд, игра,

учение).

Мотивы деятельности. Связь

между деятельностью и

формированием личности.

Работа в парах,

устный рассказ по

опоре

4

Потребности

человека

§4с.39

задания,

примеры

Определяют понятия:

потребности, виды потребностей,

формы чувственного познания.

Сравнивают эмоции и чувства.

Работа в парах,

устный рассказ по

опоре

Тест

5

На пути к

жизненному успеху

»

§5–с. 47

задания

Основные понятия: успех,

факторы, влияющие на успех

человека. Анализ ситуаций в

литературе.

6

Повторение и

обобщение

изученного

материала по теме

«Человек в

социальном

измерении».

Тест с. 48

практикум

Готовят сообщения на основе

изучения текста учебника,

дополнительной литературы и

материалов Интернета о

личностях, добившихся успеха в

жизни.

сообщение

тест

Итоговая оценка (сам себя оцениваю)

Итоговая оценка (оценка учителя)

5 баллов

содержание материала мною усвоено полностью, я правильно даю определения понятий;

грамотно работаю с текстом и рисунками, умею сравнивать и делать выводы.

4 балла

основное содержание материала мною усвоено; в основном я правильно даю

определения

понятий; допускаю небольшие

неточности

в

изложении материала,

сравнении;

работе с текстом и

рисунками.

3 балла

мною усвоено основное содержание учебного материала, но допускаю значительные ошибки в

изложении материала и определении понятий; допускаю

неточности в сравнении;

работе с текстом и

рисунками, формулировании выводов.

2 балла

учебный материал мною усвоен частично; определения понятий знаю неточно; мне требуется

значительная помощь учителя при изложении материала, работе с текстом и рисунками, формулировании

выводов.

1 балл

учебный материал я излагаю лишь с помощью вспомогательных вопросов учителя; определения

понятий даю со значительными ошибками; испытываю затруднения в формулировании выводов.

0 баллов

учебный материал мною не усвоен; не могу дать ответов на вопросы, описать наблюдения,

сделать выводы



В раздел образования