Напоминание

Познавательное развитие дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Соль, мел и другие камешки"


Автор: Хохлова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НШДС58
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Познавательное развитие дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Соль, мел и другие камешки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор-составитель: Хохлова Ирина Владимировна, воспитатель 1 категории

Конспект

занятия

по

познавательному

развитию

дошкольников

с

использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)

Тема: Соль, мел и другие камешки.

Цель: Развитие системного поискового мышления.

Образовательные задачи:

- расширить представление детей о природных ресурсах;

- разнообразить, углубить сенсорный опыт детей

в процессе работы с различными

материалами;

- через игровую и экспериментальную деятельность расширить знания детей о свойствах

и признаках различных природных материалов и веществ;

-

применить

знания

о

твердых

веществах

(ММЧ)

для

решения

проблемных

(изобретательских) задач.

Развивающие задачи:

- развивать культуру и

навыки исследовательской деятельности; наблюдательность,

активность, любознательность, внимательность;

- развивать творческое воображение.

Воспитательная задача:

- воспитывать интерес к объектам неживой природы.

Материал: Шкатулка с мелом, солью, камнем. По три стаканчика с водой на каждого

ребенка, деревянные молоточки, по три тарелочки на каждого ребенка с кусочком соли,

мела,

камня;

влажные

салфетки.

Коллекция

камней,

мелкие

камни

для

составления

рисунков.

Ход занятия.

1 этап. Организационный. Мотивирующий.

Дети стайкой около воспитателя:

- Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Хотите узнать что-то интересное?

Узнать полезное и неизвестное?

Тогда, ушки на макушке

И не смотрим на игрушки.

Сели на ковер.

- Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками – принесла с собой природные

богатства. Спросите, где же они? Они находятся в этой шкатулке. Интересно? Тогда

посмотрим.

Воспитатель достает из шкатулки и кладет на стол. Дети называют, что это?

- Мел, каменная соль (если дети затрудняются, воспитатель подсказывает), камень.

Где же это я нашла и откуда принесла? (рассуждения детей)

- Наша Земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему

природные богатства называют «полезными ископаемыми?» Ископаемые – потому что

эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные – потому что приносят

пользу. Какую пользу, узнаем чуть позже.

Давайте рассмотрим наши богатства. Что у них общего (цвет, твердые), чем отличаются

(форма, размер).

- Хочу рассказать вам историю. Жили-были на Земле три друга: мелок, кусочек каменной

соли и камушек. Жили они в пещерах, которые находились недалеко друг от друга. Часто

переговаривались между собой. Однажды они услышали в пещере голоса людей. Люди

говорили, все, что здесь находится – это богатства, которые приносят только пользу.

Нашим друзьям стало так интересно, почему о них так говорят. И они решили отправиться

в путешествие и выяснить, за что же их так ценят. Но путь их был недолгим. Однажды на

их пути встретилось препятствие: небольшой ручеек. Друзья долго думали и гадали, как

же им перебраться на другой берег.

-

Поможем? Как

же

им

перебраться

через

ручей?..

(рассуждения

детей)

Решили

перепрыгнуть.

Первой

прыгнула

соль

не

допрыгнула

и

упала

в

ручеек

и

стала

уменьшаться. Испугалась, что совсем исчезнет

и, что есть силы выпрыгнула на берег.

Вслед за ней прыгнул мелок. Ручеек для него оказался широкий

и тоже упал в воду.

Смотрит, вода вокруг стала белеть, а сам мелок стал пропитываться водой и тяжелеть. И

успел выпрыгнуть. Затем прыгнул камень и упал возле берега, и никак не смог выбраться.

Как помочь вытащить камешек из воды? Мелок тут не помощник – сам лежит вялый,

просыхает. А как мы поможем вытащить камешек из воды, но только не намочив рук.

(Дети решают задачу: сачком, прутиком, ложкой из дерева..) Наши друзья так и не смогли

продолжить путь, так как у них на это совсем не осталось сил. Мы с вами поможем узнать

ответ на вопрос: почему же наших друзей все так ценили? Продолжение истории мы

узнаем в нашей лаборатории.

2 этап. Экспериментально-исследовательский.

Проходим в лабораторию. Вспоминаем правила поведения в лаборатории.

На

столе

стоит

три

стакана

с

водой,

на

доске

лежит

мел,

кусочек

соли

и

камень.

Деревянный молоточек, ложка.

1. - Ребята, как вы думаете, какие это вещества? (твердые)

Кто живет в веществах? (человечки)

Как ведут себя человечки в твердых веществах? (Крепко держатся за руки)

Давайте проверим, все ли эти вещества твердые.

- Возьмем молоточки и постучим по камню. (Камень – твердый, маленькие человечки

крепко держатся за руки)

- Постучим по мелу. Он крошится, хрупкий. (Мел – твердый, но мягче камня. Значит,

маленькие человечки тоже держатся за руки, но не так крепко).

- Постучим по кусочку соли. При ударе тоже крошится, рассыпается на кристаллики.

(Соль - твердая, но мягче камня и мела. Значит, маленькие человечки тоже держатся за

руки, но не так крепко).

2.

- Проведем пальцем по мелу. Какой на ощупь – гладкий, что оставляет на руках?

Что еще можно делать мелом? (рисовать)

- Соль – шероховатая. Можно рисовать?

- Камень – гладкий, шероховатый. Можно рисовать (царапает)

Вытираем руки салфеткой.

2.

-Теперь

положим

маленький

кусочек

соли

в

воду

и

помешаем

ложкой,

что

произошло (соль растворилась в воде). Вода поменяла цвет? Какой стала на вкус

вода?

- Теперь посмотрим, как себя будет вести мел в воде? Осторожно опустите мел в

воду. Какая была вода? Что произошло с водой? (В ней растворился мел, но не

полностью, часть человечков окрасила воду в белый цвет.)

- Осторожно опустите камень в воду. Что с ним произошло?

Лежит себе в воде, но только нам кажется, что увеличился. Это секрет воды

-увеличивать предметы.

Ребят, а теперь хочу вам открыть секрет. Мел, соль и камень – это все камни.

Сделаем выводы: камни могут быть как твердые и мягкие; камни бывают гладкие,

шероховатые; в воде одни растворяются, другие нет.

3 часть. Ресурсы камня, явные и скрытые.

Где же используют это богатство Земли? (ответы детей)

Соль

используется

для

приготовления

пищи,

лесники

используют

соль

для

подкормки лесных обитателей (лизунцы).

Мел – можно не только рисовать. Мел добавляют в пищу животным, немного мела

входит

в

состав

зубной

пасты.

Можно

побелить

потолок,

дерево,

удобрить

растение.

Камень

используется

в

строительстве

зданий,

дорог,

мостов,

памятников.

Используются драгоценные камни для украшений.

Презентация «Какие бывают камни и для чего они нужны?»

Вот такую пользу камушки приносят не только людям, но и животным, растениям.

Вот мы и узнали ответ на наш вопрос о пользе камней.

Физкультминутка.

4 часть. Задачи.

1. Вспомните сказку «Три поросенка». Из чего надо делать дом, чтобы он не только

был крепким, но и не горел.

2. Не оказалось дома ни карандашей, ни красок, а так хочется изобразить узор или

картину. Только ящик гальки. Как быть?

Воспитатель предлагает пройти в мини-музей и посмотреть разнообразие камней.

5 часть. Практическая.

Изобразительная. Составление на столе рисунков из камней.



В раздел образования