Автор: Хохлова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НШДС58
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Познавательное развитие дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Соль, мел и другие камешки"
Раздел: дошкольное образование
Автор-составитель: Хохлова Ирина Владимировна, воспитатель 1 категории
Конспект
занятия
по
познавательному
развитию
дошкольников
с
использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)
Тема: Соль, мел и другие камешки.
Цель: Развитие системного поискового мышления.
Образовательные задачи:
- расширить представление детей о природных ресурсах;
- разнообразить, углубить сенсорный опыт детей
в процессе работы с различными
материалами;
- через игровую и экспериментальную деятельность расширить знания детей о свойствах
и признаках различных природных материалов и веществ;
-
применить
знания
о
твердых
веществах
(ММЧ)
для
решения
проблемных
(изобретательских) задач.
Развивающие задачи:
- развивать культуру и
навыки исследовательской деятельности; наблюдательность,
активность, любознательность, внимательность;
- развивать творческое воображение.
Воспитательная задача:
- воспитывать интерес к объектам неживой природы.
Материал: Шкатулка с мелом, солью, камнем. По три стаканчика с водой на каждого
ребенка, деревянные молоточки, по три тарелочки на каждого ребенка с кусочком соли,
мела,
камня;
влажные
салфетки.
Коллекция
камней,
мелкие
камни
для
составления
рисунков.
Ход занятия.
1 этап. Организационный. Мотивирующий.
Дети стайкой около воспитателя:
- Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Хотите узнать что-то интересное?
Узнать полезное и неизвестное?
Тогда, ушки на макушке
И не смотрим на игрушки.
Сели на ковер.
- Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками – принесла с собой природные
богатства. Спросите, где же они? Они находятся в этой шкатулке. Интересно? Тогда
посмотрим.
Воспитатель достает из шкатулки и кладет на стол. Дети называют, что это?
- Мел, каменная соль (если дети затрудняются, воспитатель подсказывает), камень.
Где же это я нашла и откуда принесла? (рассуждения детей)
- Наша Земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Почему
природные богатства называют «полезными ископаемыми?» Ископаемые – потому что
эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные – потому что приносят
пользу. Какую пользу, узнаем чуть позже.
Давайте рассмотрим наши богатства. Что у них общего (цвет, твердые), чем отличаются
(форма, размер).
- Хочу рассказать вам историю. Жили-были на Земле три друга: мелок, кусочек каменной
соли и камушек. Жили они в пещерах, которые находились недалеко друг от друга. Часто
переговаривались между собой. Однажды они услышали в пещере голоса людей. Люди
говорили, все, что здесь находится – это богатства, которые приносят только пользу.
Нашим друзьям стало так интересно, почему о них так говорят. И они решили отправиться
в путешествие и выяснить, за что же их так ценят. Но путь их был недолгим. Однажды на
их пути встретилось препятствие: небольшой ручеек. Друзья долго думали и гадали, как
же им перебраться на другой берег.
-
Поможем? Как
же
им
перебраться
через
ручей?..
(рассуждения
детей)
Решили
перепрыгнуть.
Первой
прыгнула
соль
–
не
допрыгнула
и
упала
в
ручеек
и
стала
уменьшаться. Испугалась, что совсем исчезнет
и, что есть силы выпрыгнула на берег.
Вслед за ней прыгнул мелок. Ручеек для него оказался широкий
и тоже упал в воду.
Смотрит, вода вокруг стала белеть, а сам мелок стал пропитываться водой и тяжелеть. И
успел выпрыгнуть. Затем прыгнул камень и упал возле берега, и никак не смог выбраться.
Как помочь вытащить камешек из воды? Мелок тут не помощник – сам лежит вялый,
просыхает. А как мы поможем вытащить камешек из воды, но только не намочив рук.
(Дети решают задачу: сачком, прутиком, ложкой из дерева..) Наши друзья так и не смогли
продолжить путь, так как у них на это совсем не осталось сил. Мы с вами поможем узнать
ответ на вопрос: почему же наших друзей все так ценили? Продолжение истории мы
узнаем в нашей лаборатории.
2 этап. Экспериментально-исследовательский.
Проходим в лабораторию. Вспоминаем правила поведения в лаборатории.
На
столе
стоит
три
стакана
с
водой,
на
доске
лежит
мел,
кусочек
соли
и
камень.
Деревянный молоточек, ложка.
1. - Ребята, как вы думаете, какие это вещества? (твердые)
Кто живет в веществах? (человечки)
Как ведут себя человечки в твердых веществах? (Крепко держатся за руки)
Давайте проверим, все ли эти вещества твердые.
- Возьмем молоточки и постучим по камню. (Камень – твердый, маленькие человечки
крепко держатся за руки)
- Постучим по мелу. Он крошится, хрупкий. (Мел – твердый, но мягче камня. Значит,
маленькие человечки тоже держатся за руки, но не так крепко).
- Постучим по кусочку соли. При ударе тоже крошится, рассыпается на кристаллики.
(Соль - твердая, но мягче камня и мела. Значит, маленькие человечки тоже держатся за
руки, но не так крепко).
2.
- Проведем пальцем по мелу. Какой на ощупь – гладкий, что оставляет на руках?
Что еще можно делать мелом? (рисовать)
- Соль – шероховатая. Можно рисовать?
- Камень – гладкий, шероховатый. Можно рисовать (царапает)
Вытираем руки салфеткой.
2.
-Теперь
положим
маленький
кусочек
соли
в
воду
и
помешаем
ложкой,
что
произошло (соль растворилась в воде). Вода поменяла цвет? Какой стала на вкус
вода?
- Теперь посмотрим, как себя будет вести мел в воде? Осторожно опустите мел в
воду. Какая была вода? Что произошло с водой? (В ней растворился мел, но не
полностью, часть человечков окрасила воду в белый цвет.)
- Осторожно опустите камень в воду. Что с ним произошло?
Лежит себе в воде, но только нам кажется, что увеличился. Это секрет воды
-увеличивать предметы.
Ребят, а теперь хочу вам открыть секрет. Мел, соль и камень – это все камни.
Сделаем выводы: камни могут быть как твердые и мягкие; камни бывают гладкие,
шероховатые; в воде одни растворяются, другие нет.
3 часть. Ресурсы камня, явные и скрытые.
Где же используют это богатство Земли? (ответы детей)
Соль
–
используется
для
приготовления
пищи,
лесники
используют
соль
для
подкормки лесных обитателей (лизунцы).
Мел – можно не только рисовать. Мел добавляют в пищу животным, немного мела
входит
в
состав
зубной
пасты.
Можно
побелить
потолок,
дерево,
удобрить
растение.
Камень
–
используется
в
строительстве
зданий,
дорог,
мостов,
памятников.
Используются драгоценные камни для украшений.
Презентация «Какие бывают камни и для чего они нужны?»
Вот такую пользу камушки приносят не только людям, но и животным, растениям.
Вот мы и узнали ответ на наш вопрос о пользе камней.
Физкультминутка.
4 часть. Задачи.
1. Вспомните сказку «Три поросенка». Из чего надо делать дом, чтобы он не только
был крепким, но и не горел.
2. Не оказалось дома ни карандашей, ни красок, а так хочется изобразить узор или
картину. Только ящик гальки. Как быть?
Воспитатель предлагает пройти в мини-музей и посмотреть разнообразие камней.
5 часть. Практическая.
Изобразительная. Составление на столе рисунков из камней.