Автор: Кураева Анжелика Алексеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1985
Населённый пункт: Moscow
Наименование материала: статья
Тема: Методики работы с одаренными детьми
Раздел: среднее образование
Методики работы с одаренными детьми по истории,
обществознанию, экономике
Аннотация.
Статья
посвящена
изучение
особенностей
организации
учебного
процесса
для
детей,
имеющих
одаренность.
Автор
раскрывает
актуальность изучения данной темы, выдвигает основные методы работы с
одаренными детьми, среди которых исследовательский, частично-поисковый,
проблемный и проектный.
Помимо
этого,
в
статье
уделяется
внимание
методикам
работы
на
уроках истории, обществознания и экономики, которые позволяют работать с
одаренными детьми и развивать их потенциал.
Ключевые
слова: одаренность,
одаренные
дети,
методы
учебной
деятельности, творческие способности.
Abstract. The article is devoted to the study of the organization of the
educational process for children with giftedness. The author reveals the relevance
of studying this topic, puts forward the basic methods of working with gifted
children, including research, partially search, problem and design.
In addition, the article pays attention to the methods of work in the lessons
of history, social science and economics, which allow you to work with gifted
children and develop their potential.
Keywords:
giftedness,
gifted
children,
methods
of
educational
activity,
creative abilities.
Вопросы одаренности принято считать одними из наиболее интересных
в педагогике и психологии. Многие психологи и педагоги на протяжении
столетий занимаются проблемами одаренности. При этом в последнее время
можно наблюдать значительные рост и развитие новых технологий, что в
свою очередь, привело к росту потребности общества в людях, которые
обладают нестандартным мышлением и умеют решать новые задачи.
Особенности, которые присуще одаренному человеку, способствуют
обогащению жизни во всей ее проявлениях, делая его вклад в нее достаточно
1
значимым. Это можно объяснить тем, что одаренный человек отличается
высокой чувствительностью во всем, имеет способность чутко улавливать
изменения в общественных отношениях, видеть новые веяния времени в
науке
и
культуре,
а
самое
главное
–
быстро
оценивать
характер
этих
тенденций в обществе [1].
Помимо
этого,
одаренный
человек
характеризуется
постоянной
познавательной активностью и высоко развитым интеллектом, что дает ему
возможность получать новые знания об окружающем мире.
Одаренный
ребенок
представляется
тем,
кто
выделяется
яркими,
очевидными
и
зачастую
выдающимися
достижениями
в
той
или
иной
деятельности, либо имеет внутренние предпосылки для таких достижений.
Сегодня
психологи
говорят
о
том,
что
уровень,
качественное
своеобразие и характер развития одаренности является результатом сложного
взаимодействия
природных
задатком
и
социокультурной
среды,
которая
опосредуется деятельностью ребенка. Наряду с этим важное значение так же
имеет
собственная
активность
ребенка
и
психологические
механизмы
саморазвития
личности,
которые
являются
основой
формирования
и
реализации индивидуального дарования [3].
В период становления особенностей личности и способностей ребенка
протекают глубокие интегративные процессы в психике ребенка на фоне ее
дифференциации. Уровень и широта интеграции становятся определяющими
особенностями формирования и зрелости такого явления как одаренность. А
динамика
развития
одаренности
напрямую
зависит
от
поступательности
такого процесса, когда его задержка или регресс являются определяющими
[6].
Каждый
ребенок
может
проявлять
особенный
успех
во
многих
деятельностях, так как его психические возможности являются чрезвычайно
пластичными на различных этапах развития. Все это способствует созданию
условий
для
формирования
разных
видов
одаренности.
Помимо
этого,
следует
заметить,
что
даже
в
одной
и
той
же
деятельности
дети
могут
2
обнаруживать
своеобразие
своего
дарования
относительно
разных
ее
аспектов.
Организация учебной деятельности, которая будет ориентироваться на
развитие
одаренного
обучающегося,
достаточно
сложная
и
кропотливая,
притом,
что
требует
постоянного
наблюдения
и
анализа
полученных
результатов.
Посредством
такой
работы
выявляются
дети,
которые
отличаются ярко выраженными способностями в какой-либо области знаний.
Необходимо выделить несколько отличающихся параметров детской
одаренности,
которые
позволят
определить
направление
обучающего
процесса таких детей:
1.
Одаренность
у
ребенка
зачастую
является
проявлением
закономерности
возрастного
развития.
Каждый
возраст
ребенка
характеризуется
наличием
своих
предпосылок
развития
способностей.
Например, дошкольники имеют особую предрасположенность к усвоению
языков, обладают высоким уровнем любознательности и яркой фантазией, а в
старшем подростковом возрасте характерные особенности проявляются в
форме литературного творчества [2].
2.
Посредством
влияния
возраста,
образования,
освоения
норм
культурного
поведения
и
особенностей
семейного
воспитания,
может
происходить
снижения
признаков
детской
одаренности.
Это
становится
причиной,
что
практически
невозможно
оценить
меру
устойчивости
одаренности, которую проявляет ребенок на определенном отрезке времени.
Помимо
этого,
существует
некие
трудности
по
отношению
к
прогнозам
становления одаренного ребенка одаренным взрослым [5].
3. Особенности динамики формирования детской одаренности зачастую
может
проявляться
как
неравномерное
психическое
развитие.
Например,
вместе
с
высоким
уровнем
развитие
определенных
способностей
можно
увидеть отставание в развитии речи, либо высокий уровень специальных
способностей
совмещается
с
недостаточно
развитым
уровнем
общего
интеллекта. Такое положение говорит о том, что по определенным признакам
3
ребенка могут считать одаренным, а другие признаки будут указывать на
отставание психического развития.
4.
Проявления
одаренности
ребенка
иногда
может
быть
трудно
отличить от обученности, которая является результатом более благоприятных
условий
жизнедеятельности
конкретного
ребенка.
Так,
имея
равные
способности, дети, которые воспитываются в условиях приложения усилий
по их развитию, смогут показывать более высокие достижения в той или
иной деятельности в сравнении с ребенком, которые не имеет аналогичных
условий [4].
Однако важным моментом является то, что одаренный ребенок всегда
более уязвим и требует определенного подхода к воспитанию и развитию. К
сожалению, разработка индивидуального маршрута обучения не всегда может
быть осуществлена в рамках школьного обучения. Зачастую одаренные дети
не
раскрывают
свой
потенциал
в
полной
мере,
поскольку
остаются
предоставленными сами себе. Для того, чтобы избежать такой ситуации,
важно понимать какие методы будут наиболее эффективными в работе с
одаренными обучающимися. Среди них мы предлагаем выделять следующие:
1.
Исследовательский
метод,
который
предусматривает
своего
рода
имитацию научного открытия. Так, обучающиеся могут выявлять проблемы,
формулировать главную цель проведения исследования, выдвигать гипотезы,
которые после будут подтверждаться или опровергаться в ходе проведения
экспериментальной
деятельности.
Опираясь
на
полученные
результаты,
обучающиеся
делают
выводы,
а
также
определяют
их
значимость
и
возможность использования на практике далее.
2.
Эвристический
метод,
которые
также
имеет
название
частично-
поисковый.
Данный
метод
опирается
на
выдвижении
определенной
проблемы педагогом и создании условий для самостоятельной деятельности
обучающихся по ее решению. Такой метод позволяет удовлетворить особые
образовательные
потребности,
которые
характерны
одаренным
детям
–
наличие стремления самостоятельного поиска ответов.
4
3. Проблемный метод, реализация которого находит свое отражение в
создании
проблемной
ситуации
в
ходе
урока.
Так,
педагог
ставит
перед
обучающимися
вопрос,
который
побуждает
искать
ответы
за
пределами
известной
области
знаний.
Результатом
этого
становится
то,
что
обучающиеся
учатся
логическому
мышлению,
оценке
сложности
поставленной перед ними задачи, и поиску наиболее оптимальных путей ее
решения.
4. Проектный метод обучения, который представляет собой создание
исследовательской
ситуации,
имеющей
несколько
вариантов
действий.
Обучающиеся
самостоятельно
занимаются
поиском
наилучшего
варианта
решения проблемы, тем самым создавая оптимальные условия для раскрытия
их потенциала [1].
Следует
отметить,
что
работа
с
одаренными
детьми
в
условиях
обычного класса должна опираться на «внутреннюю» дифференциацию и
использование
указанных
личностно-ориентированных
методов
обучения.
Помимо
этого,
на
сегодняшний
день
широко
можно
применять
нетрадиционные
формы
работы
на
уроках
истории,
естествознания
и
экономики, среди которых мы предлагаем следующие:
-
уроки-семинары,
в
ходе
которых
дети
могут
самостоятельно
выступать с сообщениями, дискутировать и отстаивать свое мнение (круглый
стол
на
уроке
естествознания,
урок-суд,
мозговой
штурм
на
уроке
экономики);
-
уроки
самостоятельного
освоения
новых
знаний
и
выполнения
познавательных заданий (написание эссе-сочинения, где обучающиеся могут
высказать свою гражданскую позицию по какому-либо вопросу);
- уроки-практикумы, в ходе которых обучающиеся могут работать с
документами, фотоархивами, газетными статьями и т.п.;
- уроки с элементами ролевой игры-диалога (например, проведение
интервью с историческими героями);
5
- игровые уроки (кроссворды, ребусы и викторины на заданную тему по
учебной дисциплине).
Важно,
чтобы
одаренные
обучающиеся
могли
иметь
возможность
самореализовывать свои творческие способности. Так, на уроках истории и
обществознания,
экономике
и
права,
процесс
обучения
можно
строить
посредством различных форм работы, с применением полученных знаний
для
выполнения
задач
повышенной
сложности.
Например,
организация
работы с источниками с целью оценки и определения их роли в истории
государства
и
общества,
решение
определенных
проблемных
вопросов
экономических ситуаций современности.
Интересной
формой
работы
может
выступать
исследование
своей
родословной, участия предков в исторических событиях. Результаты работы
могут
быть
оформлены
в
форме
проекта.
Тем
самым,
посредством
использования информационных технологий, обучающиеся могут создавать
проекты на заданные темы, самостоятельно искать, анализировать и отбирать
необходимую информацию, обрабатывать и предоставлять ее на уроках.
Особым методом работы с одаренными детьми является организация
предметных
олимпиад,
которые
представляют
собой
способ
определения
глубины интереса ребенка к предмету, позволяя выявить особые способности
к изучению данной предметной области.
Выделим основные задачи, которые необходимо решить при подготовке
к олимпиадам:
-
стимулировать
интерес
детей
к
истории,
обществознанию
и
экономике;
- создавать условия для формирования умений и навыков работы с
заданиями олимпиадного уровня;
-
расширять
информационное
пространство
в
области
предметов
обществоведческого цикла.
Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся
ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые,
6
эвристические,
исследовательские,
проектные
–
в
сочетании
с
методами
самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы
работы с одарёнными детьми являются важным фактором его успешности в
формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных
способностей и личностных качеств.
Литература
1.
Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности.
–
2-е изд.,
расш. и перераб.
–
М., 2013
2.
Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей.
Родителям,
воспитателям,
учителям.
–
М.,
Российское
педагогическое
агентство, 2011.
–
310 с.
3.
Збруева
А.
В.
Специфика
обучения
и
воспитания
одаренных
детей // Молодой ученый.
–
2017.
–
№14.
–
С. 617-619.
4.
Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных
детей // Педагогика.
–
2010
–
№6.
–
с.27- 32.
5.
Нассибуллина
А.Д.
Психолого-педагогическое
сопровождение
одаренных
детей
в
системе
дополнительного
образования:
Учебно
-
методическое пособие.
–
М.: Компания Спутник+, 2011.
–
96 с.
6.
Психология
одаренности
детей
и
подростков/
под
ред.
Н.С.
Лейтеса.
–
М.: Издательский центр "Академия", 2009.
–
416 с.
7