Напоминание

Использование игровых методов и приемов в практике работы воспитателя ДОУ для развития и активизации коммуникативных навыков воспитанников


Автор: Сименкова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Использование игровых методов и приемов в практике работы воспитателя ДОУ для развития и активизации коммуникативных навыков воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игровых методов и приемов в практике работы воспитателя ДОУ для

развития и активизации коммуникативных навыков воспитанников

Семенкова Екатерина Викторовна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125»,г.Новокузнецк

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся

детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет говорить со

сверстниками

на

их

языке

и,

естественно,

отторгается

ими.

С

возрастом

это

вызывает

дополнительные

расстройства

в

поведении

и

характере.

Ребенок

проявляет

свою

неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он может

скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или уйти в себя,

замкнуться,

впасть

в

депрессию.

Круг

замыкается.

Социальная

некомпетентность

оборачивается серьезными расстройствами психики

Впервые опыт общения с родными и приятелями подвергается серьезному испытанию в

детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при

общении с новым взрослым и сверстниками – необходимо заслужить.

Взаимоотношения ребенка и окружающих в коллективе значительно отличаются от

семейных. Большинство детей справляется с новой ситуацией: отношения с новыми людьми,

взрослыми и малышами, постепенно налаживаются. Иногда отношения со сверстниками

становятся важнее прежних, поскольку в них дети и взрослее и самостоятельнее. В любом

случае расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими – важная часть его

общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не

только обогащает свой социальный опыт, но и обретает способность к познанию своего «Я» с

новых сторон, что, безусловно, ему как личности очень важно. Он как бы обретает новые

ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого.

Однако не у всех детей «выход в свет» протекает успешно. Бывает, что ребенок долго и

мучительно ищет свой путь к другим детям и не всегда его находит. Быть может, этот малыш

просто самодостаточная личность, он намного опережает ровесников в развитии, с детьми ему

скучно, вот он и играет в одиночку?

В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по

степени

их

активности

в

налаживании

контактов

с

ровесниками.

Кто-то

сам

проявляет

1

инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием

проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они

играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в

коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет вполне

успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.

Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и

«агрессоры». Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются от

сверстников поведением, внешним видом, интеллектом, порой, существенно опережающим

средний уровень. Причины, по которым одни дети всегда оказываются заводилами и без труда

осваиваются

в

любой

компании,

а

другие

либо

не

хотят,

либо

не

могут

завоевать

расположения сверстников, все еще не до конца ясны.

Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера. Другие

объясняют

ее

ранним

жизненным

опытом

малыша:

если

в

первые

недели

жизни

он

в

достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство «доверия к

миру», которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников, выросших в

строгих рамках кормления по часам и т. д.

Опыт

первых

контактов

со

сверстниками

становится

тем

фундаментом,

на

котором

надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка.

Поэтому

вопрос

о

том,

что

влияет

на

положение

ребенка

в

группе

сверстников,

имеет

исключительное значение.

Детская компания – довольно жестокое сообщество. Неспособный

вписаться в группу –

безжалостно изгоняется. Не всегда в этом его вина – работают пока малопонятные науке

механизмы взаимных симпатий и антипатий. Трудно вывести закономерность, почему одни

2

дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, – нет.

Психологи полагают, что в основе избирательности – способность популярных детей

максимально

удовлетворять

потребность

ровесников

в

общении.

Анализируя

качества

и

способности

наиболее

коммуникабельных

детей,

можно

понять,

что

привлекает

дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников.

Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их

людьми.

Игра,

как

известно

является

ведущей

деятельностью

дошкольника,

так

почему

бы

ни

использовать

это

обстоятельство,

чтобы

путем

ненавязчивой

игры

привить

ребенку

все

необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение

правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в

отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по определенному

сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд действий, а потом

назвать роль, например, «я доктор». Ребенок, наблюдая за взрослым, будет сам играть так же,

внося свои изменения, дополняя эти действия.

Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий

характер

игры,

непосредственность

переживаний,

веру

в

правду

игры.

Подчас

игра,

специально

созданная

взрослым,

способна

даже

предотвратить

семейные

конфликты,

например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре:

«Доктор, вашим

больным нужен покой, и им пора спать», или предложить отправить машины в гараж, который

закрывается на ночь.

Сюжетно-ролевая игра обязательно сама придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько

она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеет

ваш малыш, играя,

в значительной степени зависит от вас. Не забывайте, что сюжетно-

ролевая игра очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения

самых непредвиденных ситуаций. Недаром же лучшие менеджеры мира прибегают в своей

работе к аналогу детской сюжетно-ролевой игры, по-взрослому именуемой ими «деловой».

Традиционные игры своими корнями уходят в древнейшие слои социокультурной истории и

являются общечеловеческим культурным достоянием. Они заключают в своем содержании и

транслируют

особенности

жизни

и

быта.

В

этой

связи

традиционные

игры

приобретают

значимую

роль

в

качестве

средства

развития

коммуникативных

способностей.

ребенка

в

дошкольном возрасте

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные.

3

игровые отношения - это отношения по сюжету и роли,

реальные

взаимоотношения

-

это

отношения

детей

как

партнеров,

товарищей,

которые

выполняют общее дело.

В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся

подчинять свои действия действию других игроков. Познавая систему человеческих отношений,

они начинает осознавать свое место в ней; разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни,

ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы

интересам

других.

Механизм

управления

своим

поведением,

подчинения

правилам

складывается

именно

в

сюжетно-ролевой

игре,

а

затем

проявляется

и

в

других

видах

деятельности (например, в учебной).

4

В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий

простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. В игре детей могут

проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со

взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Общение со сверстниками более

многообразно, чем общение со взрослыми.

Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. В

общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

Исследуя

развитие

форм

общения

ребенка

и

роль

взрослого,

исследователь

видит,

что

«внимание

к

сверстникам

может

проявляться уже

в

возрасте

1

года

может

и

не

проявляться!), но если оно есть, то это еще не означает, что оно сформировалось до конца.

Где-то к 1 году 7 месяцам внимание к сверстнику становится устойчивым, но ребенок еще не

умеет привлекать внимание другого к себе адекватными способами. Такое умение может

появиться после 2 лет.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая ни на кого внимания,

играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но не вступая в контакт.

Может

подражать

играющему

рядом

ребенку,

но

опять-таки,

не

общаясь.

А

может

и

обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!

Поскольку

единственной

формой

общения

являются

симметричные

игры,

т.

е.

обмен

игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого

может

оказаться

как

раз

кстати.

Взрослый

вполне

может

показать,

как

это

здорово

-

поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз... Взрослый, таким образом, создает

общий игровой замысел.

К 4 - 5,5 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с

другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей

организовывать микро- игры, а средством организации игры будет служить обыкновенная

считалка.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность -

хочу играть только с ним!

В детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей, имеющих

друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе. Поддерживать дружбу -

значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не были, заступаться друг за друга,

помогать в чем-то. Друзья учатся договариваться о том, чтобы время от времени меняться

ролями в игре, мириться друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого,

сохранять общие секреты и тайны.

5

В детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. Если взрослому

не нравится лучший друг ребенка - нельзя критиковать его, иначе для ребенка он будет

выглядеть еще привлекательнее.

Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым.

Вот, например, уже в раннем детстве начинает развиваться самооценка. «Часто мы слышим:

«Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!»

Родители

не

задумываются

над

тем,

что

именно

из

их

оценок,

в

первую

очередь,

и

складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам

оценивать свои возможности, успехи и неудачи.

Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует

ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на

контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они

охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность,

мнительность,

повышенная

ранимость,

обидчивость

часто свойственны

детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся

оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым

дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками.

Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого

ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня

слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Что

же

делать,

если

самооценка

ребенка

неадекватна

(сильно

завышена

или

занижена)?

Уровень

самооценки

может

изменяться,

особенно

в

дошкольном

возрасте.

Каждое

наше

обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это

оказывает

влияние

на

отношение

малыша

к

себе.

То

есть,

мы

можем

помочь

ребенку

сформировать адекватную самооценку, которая станет основой успешной коммуникации.

Успешным является применение «метода социальной терапии или статусной психотерапии».

Метод

социальной

терапии

метод

психологического

воздействия,

основанный

на

использовании социального принятия и признания, поддержки, социального одобрения и

оценки ребенка значимыми другими – взрослыми и сверстниками. Метод социальной терапии

использует

следующие

приемы:

специальный

подбор

игр,

других

видов

деятельности,

в

которых ребенок с неудовлетворенной потребностью в социальном признании демонстрирует

достаточно высокие результаты и успех.

6

При

правильном

и

последовательном

руководстве

взрослых

игра

становится

важным

средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и

обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития

ребенка. Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на

специальных занятиях.

Осуществляя это руководство в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей,

во время досуга и праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей

данного возраста и возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки,

показывает им различные способы действий с ними, другим помогает придумать сюжет и

найти

предметы-заместители,

демонстрирует

исполнение

различных

ролей,

помогает

общаться участникам игры.

Важно также помнить, что даже в тех случаях, когда обучение игре проводится на занятиях,

это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой воспитателя,

свободное, раскрепощенное состояние детей

-

к ним неприменимы мерки и требования

других занятий.

Для развития умения устанавливать контакт с собеседником

детям предлагаются следующие упражнения:

«Как можно нас называть по – разному ?» Выбирается ведущий. Он становится в

круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка,

друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят

ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят

несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое

платье...). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! »

Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

Для совершенствования у детей общаться без слов

сначала

дают

детям

распознать

изображенный

жест

(на

рисунке,

фотографии,

диафильме), а затем предлагают игры:

«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного,

птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

«Иностранец» - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики

спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также

при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

7

«Расскажи стихи без слов».

«Изобрази пословицу».

Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова

детям предлагают:

изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие

сказочные персонажи;

произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со

скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации

анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для

анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных

им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко,

то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д.

Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения

детям предлагают:

участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в

качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое

изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль,

затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние

другого);

разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому

или иному персонажу;

следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают

прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и

дарят его друг другу;

«Царевна

-

Несмеяна»

-

дети

пытаются

развеселить

одного

ребенка

разными

способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

«Сравнения» - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами,

а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

·«Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим

друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

Для закрепления коммуникативных умений у детей

8

предлагают им такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить

на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Также в детском саду реализуются следующие виды игр:

Игры на развитие внимания:

слалом-гигант

гонка за лидером

внимательное животное

запомни ритм

шапка-невидимка

мяч в круге

Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости:

скамья запасных

автомобиль

море волнуется

Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности:

съедобное — несъедобное

черное и белое

скалолазы

типа «угадай мелодию»

Игровые методы, направленные на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного

возраста имеют своей основной целью активизацию коммуникации в детской группе. На

начальном

этапе

необходимо

оценить

существующие

коммуникативные

навыки

и

способности ( поэтому, следует больше внимания уделять детьми, имеющими отклонения

в

интеллектуальном,

личностном

и

физическом

развитии;

продуманно

сочетать

фронтальные,

подгрупповые

и

индивидуальные

формы

работы

с

детьми,

учитывать

интересы, способности и склонности каждого ребенка дошкольника.)

Развитие навыков общения является неотъемлемой частью воспитания. Научиться излагать

свои мысли, внимательно слушать и понимать других - все это играет важную роль для

развития

взаимного

понимания,

духа

сотрудничества,

умения

ценить

многообразие

человеческой

среды.

Атмосфера

терпимости

требует

подлинного

обмена

мнениями,

который способствует умению слушать, правильно интерпретировать, четко излагать свои

идеи и мнения.

В этом процессе важно наличие двух взаимосвязанных навыков: умения говорить и с

пониманием слушать. Лишь при наличии этих двух элементов можно утверждать, что

беседа имеет подлинный характер.

9

Обучение детей умению слушать друг друга, уменьшение тем самым объема монологов,

сведение к минимуму чьей-либо ведущей роли в дискуссии - все это уже само по себе служит

шагом на пути к достижению взаимного понимания и успешной коммуникации.

В ходе совершенствования игровых навыков детей дошкольного возраста следует прежде

всего учитывать, что вы этом процессе принимают участие не только педагоги, но и

родители, поэтому целесообразно с каждой стороны предпринимать определенные действия.

Так, родители могли бы совершенствовать способы общения с ребенком - дошкольником в

направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ним. Для фиксации и анализа

формируемых у детей умений и навыков мы используем комплекс психолого –

педагогических методик, в который входят:

- методика определения самооценки детей «ЛЕСЕНКА»

- методика определения коммуникативной готовности детей «анализ процесса и продукта

деятельности».

Выбор этих методик обусловлен следующими причинами:

- показательность,

- простота исполнения,

- наличие игрового мотива (обследование непродолжительно по времени, в результате

сохраняется устойчивое внимание и интерес на протяжении всего теста),

- доступность организации позволяет увидеть каждого ребенка в работе (подгрупповой и

индивидуальной).

Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу

любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну что я мог поделать? » С

внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление

спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых

неожиданностях.

Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому

психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню,

соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка

этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.

Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны. Для того,

чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его людьми можно

использовать тест «ЛЕСЕНКА», который помогает выявить уровень самооценки у ребенка.

Опросные листы представляют собой лесенку, которая нарисована на листе бумаги и состоит

из десяти ступенек. Данный материал дают детям на одном из занятий. ( Приложение 1)

10

Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа

процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением,

последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой),

раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта изображения в

рисовании, который был разработан психологом Е. И. Игнатьевым.

Анализ продуктов деятельности человека позволяет проследить особенности многих

процессов, свойств, характерных для психики конкретной личности. Так анализ, сравнение

рисунков детей дошкольников дает возможность выявить особенности взаимоотношений

между детьми, определить уровень овладения графическими навыками, уровень развития

творческого воображения, развитие коммуникативных навыков, и многое другое.

Данный метод подразумевает анализ любого процесса и продукта деятельности. В данном

случае мы используем детские рисунки, которые являются творческим продуктом и

показывают проекцию личности ребенка и символическое отношение его к окружающему

миру.

Стихийно отношения сверстников не всегда складываются успешно, оставляя зарубки в

душе не только «обижаемого», но и «обидчика». Но ребенка нельзя оберегать от сверстников

из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача:

систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать

либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамян Л. А. О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций

дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания. -

Таллин., 1984.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). -

М.:Знание, 1992

3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.

4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.

-1966. -№6. – С. 13-15.

5. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1976.

6. Деева Г. Г Проблемы социализации детей дошкольного возраста. - Ставрополь, 1989

11

7. Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев:

Штиинце, 1983.

8. Общение детей в детской саду и семье / Под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной; Науч.

-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990Венгер

А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии и научное

творчество Л. С. Выготского//Вопросы психологии. -1996. -№6.

9. Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А. В. Запорожца. -М.,1986

10. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений детей в процессе общения //

Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

11. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред.

пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. -М.,1997.

12

ПРИЛОЖЕНИЕ

13

Приложение 1

Методика «Лесенка» В.Г.Щур

Описание методики

Цель методики - исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего

школьного возраста.

Процедура проведения

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Стимульный материал

Инструкция

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся

хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают:

«хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся

плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На

средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты

поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть

таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую

ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

14

Процедура проведения

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой»,

«умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный –

самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание:

испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы:

«Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Интерпретация результатов

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его

также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и

больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку,

объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их

внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых

случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда

ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия,

ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же

либо несколько ниже.

Заниженная самооценка

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение

взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не

понял задание, либо не хочет его выполнять.

15

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто

отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего

дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои

поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных

ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой

ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько

положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в

середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки

лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет

правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не

совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует

контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.

Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как

правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.

Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или

дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально

благополучен.

16

Приложение 2

Советы родителям,

заинтересованным в формировании адекватной самооценки своего ребенка

«Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все

проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет

цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно

ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не

дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого

заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за

это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по

всему столу, обязательно отметьте это достижение.

Поощряйте в ребенке инициативу. Не забывайте, что малыш внимательно

наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к

успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в

следующий раз положим больше муки»; «Ужас! Пирог не получился! Никогда

больше не буду печь!»

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем,

какой он был вчера или будет завтра).

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

17



В раздел образования