Авторы: Зорина Наталья Алексеевна, Гаева Оксана Николаевна
Должность: воспитатель , учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детсий сад "Малышок"
Населённый пункт: Свердловская область г.о. Рефтинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты."
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты.»
Подготовили:
Воспитатель :
Зорина Н. А.
Учитель-логопед :
Гаева О. Н.
Актуальность проекта:
При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи познавательная, творческая деятельность детей
приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-
волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При
относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития
познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности
мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту,
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая
характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и
ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Поэтому столь
актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему.
Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для
всестороннего и полноценного развития каждого ребенка.
Типология
проекта:
проект
носит
комплексный
характер
–
включает
в
себя
познавательно
-
творческую
и
практическую
деятельность.
Сроки реализации: краткосрочный - 1 неделя.
Участники
проекта:
дети
подготовительной
группы
компенсирующей
направленности,
воспитатели,
учитель-логопед,
музыкальный работник , инструктор по физической культуре, родители.
Цель проекта: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей подготовительной
группы компенсирующей направленности
Задачи проекта:
-
Закрепить знания о понятии: овощи и фрукты. Учить детей дифференцировать понятие;
-
Совершенствовать способы сравнения, учить умению анализировать, обобщать, находить сходство и различие
;
-
Учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой
;
-
Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности
;
-
Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада
;
-Разработать перспективный план работы с детьми и родителями в рамках проекта;
-Представить результаты проекта педагогическому сообществу.
Формы работы с детьми:
-Интегрированная деятельность;
-Индивидуальная деятельность ;
-Творческие задания ;
- Чтение познавательной литературы ;
-Совместное изготовление поделок;
-Эвристические беседы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Выставка совместных поделок родителей и детей «Огородные чудеса».
Папка – передвижка «Ешьте больше овощей будете здоровы!» Обмен опытом приготовления полезных для здоровья блюд «Вкусно ,
полезно , доступно».
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ: беседа за круглым столом «Овощи и фрукты – полезные продукты»;
НОД :«Растения вокруг нас. Овощи , фрукты» (проводится на огороде )
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-у детей расширятся знания о культурных огородных растениях;
-повысится экологическая компетентность: дети научатся различать фрукты и овощи, узнают особенности их строения и
условиях роста;
-появится интерес к экспериментированию; они научатся делать первые выводы;
-повысится уровень коммуникативных навыков, обогатится словарь;
-повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка;
-появятся новые общие интересы детей и родителей.
Продукт проекта: выставка творческих работ детей «Фрукты и овощи»; систематизированный литературный и иллюстрированный
материал по теме ««Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты»; разработан перспективный план работы с детьми и
родителями, педагогами (в рамках проекта); участие в конкурсе в рамках ДОУ «Огородные чудеса»
Интеграция
образовательных
областей:
«Познавательное
развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Активизация словаря : СУЩ.: урожай, огород, сад, долька, косточка, шкурка.
ПРИЛАГ.: гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький, румяный, лакомый, бархатный, пушистый, золотистый,
кислый, спелый, контрастный.
ГЛАГ.: укрылся, засел, срывать, дёргать, подровнять, созрел, поспел.
ПРЕДЛОГИ: «в» - «из», «на» - «с»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
(информационно-накопительный)
Основной этап
(практический)
Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности
и значимости проекта;
– подбор методической литературы для
реализации проекта (журналы, статьи,
рефераты и т.п.);
– подбор наглядно-дидактического материала;
художественной литературы, репродукций
картин; организация развивающей среды в
группе.
– ознакомление детей с художественной
литературой;
– проведение бесед;
− рассмотрение картин и беседы по их
содержанию;
− работа с родителями (разработка
рекомендаций и их презентация);
− проведение занятий;
− прослушивание и обсуждение музыкальных
произведений;
− продуктивная деятельность детей в рамках
проекта
Презентация проекта.
Анализ результатов проекта.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
УГОЛОК «В ГОСТЯХ У КНИЖКИ»
- фотоиллюстрации и картинки с изображением различных овощей и фруктов
- иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов
- книги для чтения и рассматривания: белорусская народная сказка «Пых», Е.Бехлерова «Капустный лист», Н.Носов «Огурцы»,
Л.Толстой «Корешки и вершки», Г.Сапгир «Загадки с грядки», русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь»; В.Свинцов
«Сказка про яблоньку», В.Сутеев «Мешок с яблоками», Кушинский «История одной яблоньки», Л.Толстой «Косточка»
УГОЛОК СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ «МЫ ИГРАЕМ»
- создание предметно-развивающей среды и изготовление атрибутов
- «Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, «деньги», сумки, гирьки
- «Повар»: плита, посуда, спец. одежда, алгоритмы приготовления простейших блюд (печенье с вареньем, винегрет, фруктовый салат)
УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
- материалы и инструменты для рисования, лепки и художественного труда
- репродукции картин И.Репина «Яблоки», П.Кончаловского «Персики», И.Грабаря «Груши на зелёной драпировке», А.Лентунова
«Овощи», И.Михайлова «Овощи», И.Хруцкова «Цветы и плоды», П.Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И.Машкова
«Синие сливы»
- рисунки других детей «Овощи», «Фрукты»
- предметные картинки по теме «Овощи, фрукты»
УГОЛОК ПРИРОДЫ «МЫ ПОЗНАЁМ МИР»
- муляжи овощей и фруктов
- натуральные овощи и фрукты
Комплексы ОРУ для детей старшего дошкольного возраста
Тема недели: «Фрукты. Овощи»
«Как-то вечером на грядке»
Как-то вечером на грядке
Овощи играли в прятки.
И морковка, и лучок,
И редис и кабачок
Спрятались под листья, и молчок.
Никому и никогда
Не найти их, да-да-да!
« Ищем овощи, стараемся.
Но овощи спрятались, мы удивляемся»
И.п.: о.с., руки вниз.
1 - поднять плечи вверх;
2 - и.п.
Повторить 8 - 10 раз.
«Вправо, влево посмотрите! Дружно овощи ищите!»
И.п.: о.с., руки вниз.
1- повернуть голову вправо;
2 - прямо;
3 - влево;
4 - прямо.
Упражнение выполнять в медленном темпе. Повторить 4 - 5 раз.
«Наклонились дети к грядкам. Здесь овощи, они играют в прядки»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх.
1 - наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны;
2- и.п. Упражнение делать сначала в медленном темпе, затем в более быстром.
Повторить 8 - 10 раз.
«На грядках овощи растут. Мы видим их и там и тут»
И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.
1 - поворот вправо, руки за спину – выдох;
2 - и. п.; вдох;
3 - то же в другую сторону.
Повторить 6 раз.
«Мы присядем возле грядки. Все у нас всегда в порядке!»
И.п.: о.с., руки вниз
1 - присесть, разведя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову;
2 - и.п.
Повторить 3 – 4 раза.
«С грядок урожай собрали. Все веселились, играли, скакали»
И.п.: ноги слегка расставлены врозь, ступни параллельны. Прыжки на двух ногах с
поворотом то в одну, то в другую сторону. Повороты делать на четыре счета.
Повторить 4 раза.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
-упражнения жевательно-артикуляционных мышц «Жуём твёрдую грушу»
-упражнение для губ и щёк «Щёчки-яблочки» - Ваши щёчки круглые как яблочки – надуть обе щёчки.
«Спрячем сливу за щёку» - надувать попеременно то правую, то левую щёку
-игровое упражнение. «Арбуз» -развитие физиологического дыхания – положить руки ниже рёбер, сделать вдох и надуть живот как
арбуз (под счёт до «3»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку)
- мимические упражнения
«Чистим и едим лук» - от лука слезятся глаза. Он горький.
Выразить удовольствие от приятного запаха яблочного варенья, аромата груши.
Передать эмоциональное состояние : вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить своё состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызёт яблоко, яблоко свалилось нам на голову.
-упражнение для мышц шеи
Повернись и приглядись. Что мы увидим на грядках слева, а что справа? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые.
При повороте головы в сторону – вдох носом, при возвращении в И.П. – выдох ртом.
Увидели очень большое яблоко.
Выдох ртом с произношением звука «о-о-о»
Повернуть голову направо.
Какая огромная груша!
Вдох носом, выдох ртом.
- упражнение для губ и щёк
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву – широко открыть рот (удерживать под счёт до «5 - 6»)
«Толстячки – худышки» - изобразить овощи на грядке: тыкву, капусту – «толстячки»; зелёный лук, стручок гороха, фасоли и др. –
«худышки».
УПРАЖНЕНИЯ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
упражнение на согласование сущ. с прилагательными
«Назови цвет, форму»
Слива (какая?) – синяя, овальная…
Лимон (какой?) – жёлтый, кислый…
Помидор (какой?) – красный, спелый..
и т.д.
упражнение
«Закончи предложение» на употребление сущ. 2-го и 3-го склонения ед. и мн. числа в род. падеже
В огороде собрали урожай.
Собрали огурцы.
На грядке нет…(огурцов).
На грядке нет ни одного…(огурца).
Собрали кабачки.
На грядке нет…(кабачков)
На грядке нет ни одного…(кабачка).
Собрали морковь. И т.д.
«Посчитай» - согласование числительных с существительными
1 помидор, 2…, 3…., 4…, 5….
1 лимон, 2…,3…,4…,5….
1 абрикос, 2….,3….,4….,5….
1 кабачок,2…,3….,4….,5…..
1 яблоко, 2…,3….,4….,5…. И т.д.
д/и «Найди лишнее слово» - развитие логического мышления (с использованием картинок)
Картошка, лук, яблоко, помидор, морковь.
Лимон, огурец, персик, груша, яблоко.
И т.д.
упражнение на употребление глаголов наст. и прошедшего времени – изменить глаголы, отвечая на вопрос: что делал?
Сажает - …сажал
Копает - …копал
Поливает - …поливал
Растёт - …рос
Зреет - …зрел
Затем, отвечая на вопрос: что делает?
Цикл занятий
Художественно-эстетическое развитие
-рисование с элементами аппликации:
«Натюрморт с овощами и фруктами», «Ваза с фруктами»
-коллективный труд:
«Салаты из овощей»
-выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру
:
-конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»;
-пластилинография «Чудо – плоды», «Консервированные овощи»;
-оригами «Морковь» ;
-лепка «Червячок в яблочке»;
- «Волшебные рисунки» - рисование овощей и фруктов палочкой на песке:
-развитие танцевального игрового творчества «Гости ходят в огород» , «Ленивый Ваня»
Познавательное развитие
-беседа с последующим обсуждением:
- «Зачем белят деревья?»
-«Как правильно посадить дерево»
-«Витамины и здоровый образ жизни»
-«Фрукты какие они?», «Овощи какие они?»
- «Овощи и фрукты полезные продукты»
Речевое развитие
-пересказ с опорой на вопросы «Работа на огороде.»
-составь описательную загадку по графическому плану « Овощи», «Фрукты»
д/и :
-игра с мячом «Назови ласково» - на образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- «Назови одним словом» - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам;
-«Что в корзинке?»
Социально-коммуникативное развитие
с/р игра
«Овощной магазин» , «Семья» , «Летние заготовки»
Беседа «Кухня не место для игры»
Физическое развитие
Игры
эстафеты.
« Перенеси картошку в ложке».
Цель: развивать ловкость и координацию движений, желание соревноваться.
Оборудование: две деревянные ложки, четыре ведерка, картошка.
Ход игры: дети делятся на две команды. На один конец игрового поля ставится ведерко с картошкой, на другой – пустое ведерко.
По сигналу ребенок переносит картошку в ложке из одного ведерка в другое. Возвращается и передает ложку другому игроку.
Побеждает та команда, которая быстрее перенесет всю картошку.
Игры
–
забавы
«Дотянись носом до яблока»
Цель: позабавить , повеселить детей; развивать координацию движений , четкость и ловкость.
Материал: яблоко на нитке.
Ход игры: закрепить яблоко на нитке на доступном для детей расстоянии.
Дети по очереди пытаются дотянуться до яблока носом, не дотрагиваясь до него руками.
Русская
народная
игра
«
Капустонька»
.
Цель: учит детей ходить топающим шагом, соотносить движения с текстом; развивать интерес к русским народным играм.
Ход игры:
Сею - вею капустоньку,
Завивайся белый кочанок.
Как мне, капустоньке, не виться,
Серой - белой не ломиться.
Дождик льет – поливает,
Серую – белую ломает,
Хоровод набирает.
Сею-вею капустоньку,
Завивайся белый кочанок.
Дети встают в круг,
берутся за руки и под слова за ведущим начинают движение по кругу топающим шагом.
Ведущий с каждым
кругом все более сужает круг .
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Компот»
Будем мы варить компот, (левую ладошку- «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают)
Фруктов нужно много. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить, (имитируют «крошат»)
Грушу будем мы рубить (имитируют «рубят»)
Отожмём лимонный сок, (имитируют «отжимают»)
Слив положим и песок. (имитируют движения)
Варим, варим мы компот. («варят» и «мешают»)
Угостим честной народ («угощают»)
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла (шагают пальчиками)
Хозяйка с базара домой принесла (загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свёклу. Ох! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе – (попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свёкла? Ох! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку (загибают пальчики)
Горох, петрушку и свёклу. Ох! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест – накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка, (загибают пальчики)
Горох, петрушка и свёкла. Ох! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
«Огород у нас в порядке»
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой)
Мы пололи огород (наклоняемся, достаём руками пол)
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой)
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)
Лето всё она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся)
А сейчас ей тесно, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Заключительный этап
Таким образом , подводя итоги работы над проектом , мы пришли к выводу:
Наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о
противоречиях окружающего мира.
У детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр .
Дети проявляли фантазию , воображение и творчество в продуктивной деятельности.
Дети научились : сравнивать , анализировать ,обобщать.
Знания приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Дети –исследователи ,
изобретатели , фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа. Родители стали
активными участниками творческого процесса .
Список использованной литературы:
Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам»
Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»
Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет»
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду
Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников
Скоролупова О. А. «Осень»
Шорыгина Т. А. «Фрукты какие они?» , «Овощи какие они?»