Напоминание

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты."


Авторы: Зорина Наталья Алексеевна, Гаева Оксана Николаевна
Должность: воспитатель , учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детсий сад "Малышок"
Населённый пункт: Свердловская область г.о. Рефтинский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты."
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты.»

Подготовили:

Воспитатель :

Зорина Н. А.

Учитель-логопед :

Гаева О. Н.

Актуальность проекта:

При работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи познавательная, творческая деятельность детей

приобретает очень важное значение. Это связано с особенностями их развития.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-

волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При

относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития

познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности

мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту,

дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,

сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая

характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и

ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Поэтому столь

актуально включение детей данной группы в активный поиск, создание ситуации успеха и полного погружения в изучаемую тему.

Важно дать ребенку возможность понять его значимость в общем деле, ощущение уверенности в себе, создать условия для

всестороннего и полноценного развития каждого ребенка.

Типология

проекта:

проект

носит

комплексный

характер

включает

в

себя

познавательно

-

творческую

и

практическую

деятельность.

Сроки реализации: краткосрочный - 1 неделя.

Участники

проекта:

дети

подготовительной

группы

компенсирующей

направленности,

воспитатели,

учитель-логопед,

музыкальный работник , инструктор по физической культуре, родители.

Цель проекта: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей подготовительной

группы компенсирующей направленности

Задачи проекта:

-

Закрепить знания о понятии: овощи и фрукты. Учить детей дифференцировать понятие;

-

Совершенствовать способы сравнения, учить умению анализировать, обобщать, находить сходство и различие

;

-

Учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой

;

-

Развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности

;

-

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада

;

-Разработать перспективный план работы с детьми и родителями в рамках проекта;

-Представить результаты проекта педагогическому сообществу.

Формы работы с детьми:

-Интегрированная деятельность;

-Индивидуальная деятельность ;

-Творческие задания ;

- Чтение познавательной литературы ;

-Совместное изготовление поделок;

-Эвристические беседы.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: Выставка совместных поделок родителей и детей «Огородные чудеса».

Папка – передвижка «Ешьте больше овощей будете здоровы!» Обмен опытом приготовления полезных для здоровья блюд «Вкусно ,

полезно , доступно».

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ: беседа за круглым столом «Овощи и фрукты – полезные продукты»;

НОД :«Растения вокруг нас. Овощи , фрукты» (проводится на огороде )

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-у детей расширятся знания о культурных огородных растениях;

-повысится экологическая компетентность: дети научатся различать фрукты и овощи, узнают особенности их строения и

условиях роста;

-появится интерес к экспериментированию; они научатся делать первые выводы;

-повысится уровень коммуникативных навыков, обогатится словарь;

-повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка;

-появятся новые общие интересы детей и родителей.

Продукт проекта: выставка творческих работ детей «Фрукты и овощи»; систематизированный литературный и иллюстрированный

материал по теме ««Труд людей в саду и огороде осенью. Овощи и фрукты»; разработан перспективный план работы с детьми и

родителями, педагогами (в рамках проекта); участие в конкурсе в рамках ДОУ «Огородные чудеса»

Интеграция

образовательных

областей:

«Познавательное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Социально-коммуникативное

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Активизация словаря : СУЩ.: урожай, огород, сад, долька, косточка, шкурка.

ПРИЛАГ.: гладкий, шершавый, колючий, сочный, сладкий, едкий, горький, румяный, лакомый, бархатный, пушистый, золотистый,

кислый, спелый, контрастный.

ГЛАГ.: укрылся, засел, срывать, дёргать, подровнять, созрел, поспел.

ПРЕДЛОГИ: «в» - «из», «на» - «с»

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

(информационно-накопительный)

Основной этап

(практический)

Заключительный этап

– постановка целей, определение актуальности

и значимости проекта;

– подбор методической литературы для

реализации проекта (журналы, статьи,

рефераты и т.п.);

– подбор наглядно-дидактического материала;

художественной литературы, репродукций

картин; организация развивающей среды в

группе.

– ознакомление детей с художественной

литературой;

– проведение бесед;

− рассмотрение картин и беседы по их

содержанию;

− работа с родителями (разработка

рекомендаций и их презентация);

− проведение занятий;

− прослушивание и обсуждение музыкальных

произведений;

− продуктивная деятельность детей в рамках

проекта

Презентация проекта.

Анализ результатов проекта.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

УГОЛОК «В ГОСТЯХ У КНИЖКИ»

- фотоиллюстрации и картинки с изображением различных овощей и фруктов

- иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов

- книги для чтения и рассматривания: белорусская народная сказка «Пых», Е.Бехлерова «Капустный лист», Н.Носов «Огурцы»,

Л.Толстой «Корешки и вершки», Г.Сапгир «Загадки с грядки», русские народные сказки «Репка», «Мужик и медведь»; В.Свинцов

«Сказка про яблоньку», В.Сутеев «Мешок с яблоками», Кушинский «История одной яблоньки», Л.Толстой «Косточка»

УГОЛОК СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ «МЫ ИГРАЕМ»

- создание предметно-развивающей среды и изготовление атрибутов

- «Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, «деньги», сумки, гирьки

- «Повар»: плита, посуда, спец. одежда, алгоритмы приготовления простейших блюд (печенье с вареньем, винегрет, фруктовый салат)

УГОЛОК ТВОРЧЕСТВА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

- материалы и инструменты для рисования, лепки и художественного труда

- репродукции картин И.Репина «Яблоки», П.Кончаловского «Персики», И.Грабаря «Груши на зелёной драпировке», А.Лентунова

«Овощи», И.Михайлова «Овощи», И.Хруцкова «Цветы и плоды», П.Кончаловского «Розовые яблоки на круглом столе», И.Машкова

«Синие сливы»

- рисунки других детей «Овощи», «Фрукты»

- предметные картинки по теме «Овощи, фрукты»

УГОЛОК ПРИРОДЫ «МЫ ПОЗНАЁМ МИР»

- муляжи овощей и фруктов

- натуральные овощи и фрукты

Комплексы ОРУ для детей старшего дошкольного возраста

Тема недели: «Фрукты. Овощи»

«Как-то вечером на грядке»

Как-то вечером на грядке

Овощи играли в прятки.

И морковка, и лучок,

И редис и кабачок

Спрятались под листья, и молчок.

Никому и никогда

Не найти их, да-да-да!

« Ищем овощи, стараемся.

Но овощи спрятались, мы удивляемся»

И.п.: о.с., руки вниз.

1 - поднять плечи вверх;

2 - и.п.

Повторить 8 - 10 раз.

«Вправо, влево посмотрите! Дружно овощи ищите!»

И.п.: о.с., руки вниз.

1- повернуть голову вправо;

2 - прямо;

3 - влево;

4 - прямо.

Упражнение выполнять в медленном темпе. Повторить 4 - 5 раз.

«Наклонились дети к грядкам. Здесь овощи, они играют в прядки»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх.

1 - наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны;

2- и.п. Упражнение делать сначала в медленном темпе, затем в более быстром.

Повторить 8 - 10 раз.

«На грядках овощи растут. Мы видим их и там и тут»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

1 - поворот вправо, руки за спину – выдох;

2 - и. п.; вдох;

3 - то же в другую сторону.

Повторить 6 раз.

«Мы присядем возле грядки. Все у нас всегда в порядке!»

И.п.: о.с., руки вниз

1 - присесть, разведя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову;

2 - и.п.

Повторить 3 – 4 раза.

«С грядок урожай собрали. Все веселились, играли, скакали»

И.п.: ноги слегка расставлены врозь, ступни параллельны. Прыжки на двух ногах с

поворотом то в одну, то в другую сторону. Повороты делать на четыре счета.

Повторить 4 раза.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

-упражнения жевательно-артикуляционных мышц «Жуём твёрдую грушу»

-упражнение для губ и щёк «Щёчки-яблочки» - Ваши щёчки круглые как яблочки – надуть обе щёчки.

«Спрячем сливу за щёку» - надувать попеременно то правую, то левую щёку

-игровое упражнение. «Арбуз» -развитие физиологического дыхания – положить руки ниже рёбер, сделать вдох и надуть живот как

арбуз (под счёт до «3»). Выдох – живот втянуть (похож на ямочку)

- мимические упражнения

«Чистим и едим лук» - от лука слезятся глаза. Он горький.

Выразить удовольствие от приятного запаха яблочного варенья, аромата груши.

Передать эмоциональное состояние : вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить своё состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызёт яблоко, яблоко свалилось нам на голову.

-упражнение для мышц шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидим на грядках слева, а что справа? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые.

При повороте головы в сторону – вдох носом, при возвращении в И.П. – выдох ртом.

Увидели очень большое яблоко.

Выдох ртом с произношением звука «о-о-о»

Повернуть голову направо.

Какая огромная груша!

Вдох носом, выдох ртом.

- упражнение для губ и щёк

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву – широко открыть рот (удерживать под счёт до «5 - 6»)

«Толстячки – худышки» - изобразить овощи на грядке: тыкву, капусту – «толстячки»; зелёный лук, стручок гороха, фасоли и др. –

«худышки».

УПРАЖНЕНИЯ НА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

упражнение на согласование сущ. с прилагательными

«Назови цвет, форму»

Слива (какая?) – синяя, овальная…

Лимон (какой?) – жёлтый, кислый…

Помидор (какой?) – красный, спелый..

и т.д.

упражнение

«Закончи предложение» на употребление сущ. 2-го и 3-го склонения ед. и мн. числа в род. падеже

В огороде собрали урожай.

Собрали огурцы.

На грядке нет…(огурцов).

На грядке нет ни одного…(огурца).

Собрали кабачки.

На грядке нет…(кабачков)

На грядке нет ни одного…(кабачка).

Собрали морковь. И т.д.

«Посчитай» - согласование числительных с существительными

1 помидор, 2…, 3…., 4…, 5….

1 лимон, 2…,3…,4…,5….

1 абрикос, 2….,3….,4….,5….

1 кабачок,2…,3….,4….,5…..

1 яблоко, 2…,3….,4….,5…. И т.д.

д/и «Найди лишнее слово» - развитие логического мышления (с использованием картинок)

Картошка, лук, яблоко, помидор, морковь.

Лимон, огурец, персик, груша, яблоко.

И т.д.

упражнение на употребление глаголов наст. и прошедшего времени – изменить глаголы, отвечая на вопрос: что делал?

Сажает - …сажал

Копает - …копал

Поливает - …поливал

Растёт - …рос

Зреет - …зрел

Затем, отвечая на вопрос: что делает?

Цикл занятий

Художественно-эстетическое развитие

-рисование с элементами аппликации:

«Натюрморт с овощами и фруктами», «Ваза с фруктами»

-коллективный труд:

«Салаты из овощей»

-выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру

:

-конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов»;

-пластилинография «Чудо – плоды», «Консервированные овощи»;

-оригами «Морковь» ;

-лепка «Червячок в яблочке»;

- «Волшебные рисунки» - рисование овощей и фруктов палочкой на песке:

-развитие танцевального игрового творчества «Гости ходят в огород» , «Ленивый Ваня»

Познавательное развитие

-беседа с последующим обсуждением:

- «Зачем белят деревья?»

-«Как правильно посадить дерево»

-«Витамины и здоровый образ жизни»

-«Фрукты какие они?», «Овощи какие они?»

- «Овощи и фрукты полезные продукты»

Речевое развитие

-пересказ с опорой на вопросы «Работа на огороде.»

-составь описательную загадку по графическому плану « Овощи», «Фрукты»

д/и :

-игра с мячом «Назови ласково» - на образование сущ. с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- «Назови одним словом» - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам;

-«Что в корзинке?»

Социально-коммуникативное развитие

с/р игра

«Овощной магазин» , «Семья» , «Летние заготовки»

Беседа «Кухня не место для игры»

Физическое развитие

Игры

эстафеты.

« Перенеси картошку в ложке».

Цель: развивать ловкость и координацию движений, желание соревноваться.

Оборудование: две деревянные ложки, четыре ведерка, картошка.

Ход игры: дети делятся на две команды. На один конец игрового поля ставится ведерко с картошкой, на другой – пустое ведерко.

По сигналу ребенок переносит картошку в ложке из одного ведерка в другое. Возвращается и передает ложку другому игроку.

Побеждает та команда, которая быстрее перенесет всю картошку.

Игры

забавы

«Дотянись носом до яблока»

Цель: позабавить , повеселить детей; развивать координацию движений , четкость и ловкость.

Материал: яблоко на нитке.

Ход игры: закрепить яблоко на нитке на доступном для детей расстоянии.

Дети по очереди пытаются дотянуться до яблока носом, не дотрагиваясь до него руками.

Русская

народная

игра

«

Капустонька»

.

Цель: учит детей ходить топающим шагом, соотносить движения с текстом; развивать интерес к русским народным играм.

Ход игры:

Сею - вею капустоньку,

Завивайся белый кочанок.

Как мне, капустоньке, не виться,

Серой - белой не ломиться.

Дождик льет – поливает,

Серую – белую ломает,

Хоровод набирает.

Сею-вею капустоньку,

Завивайся белый кочанок.

Дети встают в круг,

берутся за руки и под слова за ведущим начинают движение по кругу топающим шагом.

Ведущий с каждым

кругом все более сужает круг .

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Компот»

Будем мы варить компот, (левую ладошку- «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают)

Фруктов нужно много. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем яблоки крошить, (имитируют «крошат»)

Грушу будем мы рубить (имитируют «рубят»)

Отожмём лимонный сок, (имитируют «отжимают»)

Слив положим и песок. (имитируют движения)

Варим, варим мы компот. («варят» и «мешают»)

Угостим честной народ («угощают»)

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла (шагают пальчиками)

Хозяйка с базара домой принесла (загибают по одному пальцу)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свёклу. Ох! (хлопок)

Вот овощи спор завели на столе – (попеременные удары кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (загибают пальчики)

Горох? Петрушка иль свёкла? Ох! (хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку (загибают пальчики)

Горох, петрушку и свёклу. Ох! (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест – накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка, (загибают пальчики)

Горох, петрушка и свёкла. Ох! (хлопок)

И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

«Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой)

Мы пололи огород (наклоняемся, достаём руками пол)

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой)

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени)

Лето всё она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся)

А сейчас ей тесно, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Заключительный этап

Таким образом , подводя итоги работы над проектом , мы пришли к выводу:

Наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о

противоречиях окружающего мира.

У детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр .

Дети проявляли фантазию , воображение и творчество в продуктивной деятельности.

Дети научились : сравнивать , анализировать ,обобщать.

Знания приобретенные детьми в ходе реализации проекта , становятся достоянием их личного опыта . Дети –исследователи ,

изобретатели , фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа. Родители стали

активными участниками творческого процесса .

Список использованной литературы:

Алябьева Е.А. «Итоговые дни по лексическим темам»

Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».

Затулина Г.Я. «Занятия по развитию речи дошкольников»

Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет»

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду

Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников

Скоролупова О. А. «Осень»

Шорыгина Т. А. «Фрукты какие они?» , «Овощи какие они?»



В раздел образования