Напоминание

"Перспективные методы и приёмы работы педагога в период подготовки к государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ОГЭ


Автор: Филиппова Ирина Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ"Лицей№1"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск,ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: Статья
Тема: "Перспективные методы и приёмы работы педагога в период подготовки к государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему

«Перспективные методы и приёмы работы педагога в период подготовки к

государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию в форме ОГЭ »

Филиппова И.Д.

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Лицей№1»

Введение

Экзамен

– серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего

будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Успешность сдачи экзамена по истории и обществознанию, как и по любому другому

предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует

подготовительную работу с учащимися .

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя,

вместе

со

своими

учениками

готовимся

к

этому

серьезному

испытанию

и

ищем

эффективные пути к его успешному преодолению.

Путь к успеху непрост. И учитель должен вести ученика по этому пути с пятого

класса. Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на

протяжении

всего

учебного

процесса

большое

внимание

уделяется

активной

познавательной

и

исследовательской

деятельности

учащихся:

работе

со

всеми

видами

учебной

информации,

формированию

личностных,

метапредметных

и

предметных результатов.

У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.

Из своего опыта я могу такое направление работы предметной подготовки учащихся

к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ:

-подготовка к ГИА- как собственный проект ученика.

Цель педагога в период подготовки к государственной итоговой аттестации в форме

ОГЭ по истории и обществознанию:

применение деятельностных технологий для успешной

сдачи экзаменов выпускниками.

Задачи:

изучить

нормативно-правовую

базупроведения

государственной

итоговой

аттестации по образовательным программам среднего общего образования;

организовать системную работу по предмету с 5 по 9 классы;

работать

в

тесном

взаимодействии

с

родителями,

администрацией,

коллегами, классными руководителями;

выстроить

траекторию

движения

учащихся

в

соответствии

с

их

индивидуальными особенностями и возможностями.

Подготовка к государственной итоговой аттестации должна обязательно отличаться

от традиционного повторения школьной программы по истории и обществознанию и

должна

быть

строго

ориентирована

на

определённую

форму

экзамена

и

на

специфическую систему проверки.

Методы

и

приёмы

работы

педагога

по

подготовке

к

ГИА

по

истории

и

обществознанию.

Для успешной сдачи экзаменов выпускниками необходимо создать условия. И в докладе

я коснусь, только, вопроса выстраивания траектории движения учащихся в 9-м классе –

как собственного проекта

по подготовке к

государственной итоговой аттестации в

форме ОГЭ .

Траектория движения выпускника выглядит следующим образом: изначально проводится

мониторинг в виде демоверсии к государственной итоговой аттестации в форме

ОГЭ,

анализируются результаты.

Потом учащимися ставится цель и прописываются задачи.

Целью является сдача экзамена, получение хорошей отметки. Прописываются задачи, т.е

что надо сделать для достижения цели.

Составляется учеником план по подготовке к экзамену и проговариваются условия,

которые позволят решить задачи.

Далее идёт этап реализации плана и получение результата.

Например: выпускник ставит цель сдать экзамен на отметку «4 или 5»

Он прописывает для себя следующие задачи:

-ознакомиться с нормативно-правовой базой(условиями сдачи экзаменов…) и с интернет-

ресурсами;

-составить план подготовки к экзамену;

-организовать работу с тетрадью самоподготовки и самоконтроля;

-участвовать в олимпиадах ,конкурсах разного уровня,в проектах;

-систематически консультироваться у учителя и дистанционно у других специалистов.

План подготовки выпускника включает в себя разные пункты.

1.Действия выпускника:

ознакомление с нормативно-правовой базой по ГИА, с КИМами, со шкалой

оценивания…;

самостоятельное освоение экзаменационного материала по Кодификатору — тема

за темой;

работа на уроках;

выполнение экзаменационных материалов на сайте «Решу ОГЭ»,……;

выполнение диагностических работ под руководством учителя.

2.Определены выпускником сроки выполнения планав, целом, на весь учебный год.

3.Выделены выпускником формы контроля и оценки. На всех этапах проводится анализ

результатов и действий ученика, корректировка действий.

Учитель на уроках может использовать различные методы. Но я хочу остановится

на более перспективных- это проектная и исследовательская деятельность, дискуссии.

Возможна

реализация

краткосрочной

проектно-исследовательской

деятельности

в

рамках одного отдельно взятого урока, так называемые мини-проекты.

Например,

при

изучении

темы

«Формы

правления»

возможна

такая

работа,

как

составление классификации форм государства по критериям, определяемым самими

учениками.

Учащиеся могут разбиться на пары или группы (возможна и индивидуальная работа) с

распределением

ролей

в

них.

Конечным

продуктом

должно

быть

составление

классификации и

заданий

экзаменационного

типа,

таких

как

-

на

установление

соответствия или определение лишних терминов.

Задание: в приведённом ниже списке форм правления определите два лишних термина.

1) Абсолютная монархия; 2) конфедерация; 3) парламентская республика;

4) дуалистическая монархия; 5) демократия; 6) полупрезидентская республика.

Ещё одним примером может быть мини-проект на тему « Право, семья, ребёнок»

Работая в группах ученики составляют

рекомендации

для

каждого из супругов о

способах

сохранения

семьи.

В

ходе

работы

групп

учитель

и

ученик-помощник

консультируют их. Далее группы защищают проект и эксперты –учащиеся , по критериям

оценивают работу групп.

На уроках можно использовать разные деятельностные технологии:

-технология проблемного обучения;

-модульная технология;

-технология критического мышления;

- «Дебаты».

Применение

образовательных

технологий

позволяет

комплексно

формировать

личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты;

мотивируют

учащихся

на

освоение новых знаний, умений и навыков, формируют способы самоконтроля. То, что

помогает самостоятельно подготовиться к экзаменам.

Важным приёмом

выполнения

заданий

итоговой

аттестации

является

использование

алгоритма. Алгоритмы по всем типам заданий есть в методических пособиях.

Задача

учителя

организовать

освоение

этих

алгоритмов

с

последующим

их

использованием.

Надо предложить ученикам самостоятельно в группах разработать алгоритм выполнения

заданий. В ходе последующего обсуждения

составляется

алгоритм и фиксируется в

тетради.

На

слайде

может

быть

представлен

следующий алгоритм работы с текстом по

обществознанию.

1.Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно несколько раз

прочитайте текст . Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для

формулировки ответов содержатся в тексте.

2.Соотнесите

изученный

материал

с

предложенным

текстом,

определите

,

с

какой

содержательной линией он связан «Общество», «Человек»,»Экономическая сфера»...

3.Ответьте на вопрос:«О чем этот текст?», т.е.определите его основную идею.

4.Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего

построены по принципу«от простого–к сложному».

5.Вопросы к тексту читайте вдумчиво , стараясь уяснить задания полностью.

6.Отвечайте

точно

на

поставленный

вопрос.

Вспомните

термины

по

данной

теме

и

запишите на черновик.

7.Не упустите из виду , на что требуется опираться при ответе: текст, личный опыт ,

материал , изученный в курсе предмета.

8.Ответдолжен быть логически связным, содержать четкие и ясные формулировки.

9.Не останавливайтесь на какой-нибудь части задания; обратить внимание на то, что

нужно назвать , какие признаки и количество элементов ,которые надо указать.

10.Сформулировав ответ , проверьте его правильность . Для этого вернитесь к тексту ,

найдите в нем ключевые слова и фразы , которые подтверждают ваши выводы.

Но я остановлюсь на конкретных заданиях.

Для выполнения заданий 1-20 с выбором ответа осваивается алгоритм:

1.Внимательно прочесть условие задания, понять вопрос(требование).

2.Установить,к какой области содержания относится вопрос «Общество», «Человек»,

«Экономическая сфера»....

3.Вспомнить

соответствующую

информацию,

попытаться

сократить

объём

необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия).

4.Проанализировать все предложенные варианты ответа и выбрать верный(несколько

верных).

5.Убедиться в правильности ответа.

Алгоритм составления простого плана текста. Задание 26.

1.Прочитайте несколько раз текст , уясните его содержание,.

2.Выявите основные идеи текста, разделите текст на смысловые части(3-4) и выделите

в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте

каждую

часть

теста.(Названия

пунктов

плана

не

должны

полностью

воспроизводить

отдельные

фразы

текста,

выделяйте

основную

идею

каждого

фрагмента и кратко сформулируйте ее).

4.Прочитайте текст и проверьте , все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.

Каждый пункт плана должен быть пронумерован!

План должен полностью охватывать содержание темы.

В заголовках не должны повторяться одинаковые формулировки.

Можно на уроках обществознания и истории использовать следующий приём составления

плана текста.

Учащимся предлагается при изучении темы одновременно формулировать пункты

плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом.

Затем идёт коллективное обсуждение и корректное формулирование.

Алгоритм

выполнения

задания

29

с

развёрнутым

ответом

включает

в

себя

следующие действия ученика:

1.Внимательно прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в котором указаны

оцениваемые элементы ответа;

2.Уяснить,что нужно назвать( указать, сформулировать ,привести примеры и т.д.).

3.Чётко уяснить, какое количество данных элементов надо привести

Например: Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?

Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает

данная форма.

Для

выполнения

задания

24

-сделать

выводы

на

основе

диаграммы-

можно

использовать исследовательский метод социологического опроса.

Например: тема «Социальные ценности и нормы».

Задача учащихся: подготовить социологический опрос «Ценности населения нашей

страны».

Предварительная подготовка включает в себя

выяснение

понятия

социальная ценность,

классификация ценностей,составление вопросов и выводов.

Учащиеся используют литературу, интернет-ресурсы, образцы заданий ОГЭ).

Респондентам ,которыми могут быть ученики старшего звена, учителя, технические

работники школы, родители задаются вопрос с вариантами ответов:

«Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития нашей страны?»

1.

-развитие новых технологий;

2.

-решение социальных проблем;

3.

-развитие гражданских прав и свобод;

4.

-развитие куль туры и нравственное совершенствование общества;

5.

-затрудняюсь ответить.

В завершение учащиеся отображают полученные данные в диаграмме.

К диаграмме составляются выводы, соответствующие экзаменационным заданиям.

Полностью ход исследования, теоретическое обоснование, практическая часть

представлены в общей презентации и защищаются учащимися на одном из уроков.

Заключение

Таким образом деятельностные технологии включают в себя перспективные методы и

приёмы работы педагогов в период подготовки к итоговой аттестации по истории и

обществознанию.

Используя метод проекта ученик сможет максимально самостоятельно подготовиться к

государственной итоговой аттестации.

Эффективная организация педагогом учебного процесса создаст условия для успешной

сдачи экзаменов выпускниками.



В раздел образования