Автор: Паращевина Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: д.Ботово, Череповецкий район, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективное планирование по развитию сенсомоторики детей 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование
Перспективное планирование по развитию
сенсомоторики детей 4-5 лет
воспитатель средней группы №10 Паращевина Е.Б.
Пояснительная записка
В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования немалая роль отводится сенсорному развитию ребенка, так как
имеет важнейшее значение для полноценного психического развития детей
дошкольного возраста. Всем известно, что именно это время является
наиболее благоприятной для развития и совершенствования деятельности
органов чувств, формирования разнообразных представлений об
окружающем мире, о свойствах предметов. Однако, для продуктивной
деятельности в данной области требуется дополнительное время по работе
над сенсомоторным развитием. Ведь развитие навыков мелкой и общей
моторики очень важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует
использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять
множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитая
сенсомоторика – основа для совершенствования практической деятельности
современного человека.
Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира
начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных
свойств предметов и явлений действительности при непосредственном
воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и
явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы
чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые
предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных
процессов (памяти, воображения, мышления).
Цель:
содействовать дальнейшему развитию сенсорной, психомоторной
сферы детей путем познания ими формы, цвета, фактуры предметов;
обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции
разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для
оптимизации познавательной активности;
совершенствование сенсомоторной сферы как средство гармоничного
развития детей дошкольного возраста;
воспитание усидчивости и развитие сосредоточенности;
Задачи:
1.
развитие мелкой моторики рук;
2.
развитие координации движений, двигательного автоматизма;
3.
закреплять знания о форме, цвете и фактуре предметов;
4.
формирование положительного эмоционального настроя и
доброжелательного отношения к окружающим.
Сентябрь
1. «Наше творчество».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».
1. Учить детей рисовать на песке.
2. Способствовать формированию рисования по интересам.
3. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
4. Развивать моторику рук.
Пальчиковые упражнения:
«Волшебник», «Пальчики здороваются», «Дом».
2.«Песочный замок».
Пальчиковая гимнастика: «Дом».
1. Учить детей делать постройки из песка.
2. Стимулировать развитие чувственного восприятия, развивать подвижность
пальцев, мелкую моторику рук.
3. Создать положительно-эмоциональное отношение к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Замок», «Пальчики здороваются», «Дом».
Октябрь
1.«Рыбки в аквариуме».
Пальчиковая гимнастика: «В парке есть глубокий пруд».
1. Учить детей различать и называть треугольную форму.
2. Способствовать формированию умения рисовать предмет овальной формы
(рыбка), треугольной (плавник).
3. Развивать моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Рыбка», «Бабушка», «В парке есть глубокий пруд».
2.«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
Пальчиковая гимнастика: «Кораблик».
1. Учить детей выкладывать на крупе из спичек кораблик, пальчиком рисовать
волны.
2. Развивать координацию движений пальцев рук, развивать умение рисовать
прямые линии, вверх-вниз на крупе.
3. Развивать фантазию у детей.
Пальчиковые упражнения:
«Кораблик», «В домике», «Белка».
3.«Осеннее дерево».
Пальчиковая гимнастика: «Деревья».
1. Учить детей рисовать на крупе пальчиком дерево, выкладывать листья из
макарон.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Продолжать создавать положительно-эмоциональное отношение к игровому
заданию и результату своей работы.
Пальчиковые упражнения:
«Деревья», «В лесу», «В парке есть глубокий пруд».
4.«Воздушный шарик».
Пальчиковая гимнастика: «Шарик».
1. Учить ориентироваться на цвет, как на значимый признак.
2. Продолжать учить различать цвета, подбирать одинаковые по цвету на глаз с
последующей проверкой.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Кольцо», «Замок», «Шарик».
Ноябрь
1.«Волшебные палочки».
Пальчиковая гимнастика: «Дом и ворота».
1. Учить детей из счетных палочек составлять постройки, домик, заборчик.
2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Орешки», «Дом и ворота», «Белка».
2. «Красивый узор».
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуйте».
1. Учить выполнять чередование фигур по образцу, подбирать фигуры по слову,
обозначающие цвет.
2. Закрепить названия геометрических фигур и цвета.
Пальчиковые упражнения:
«Дом за кустом», «Орешки», «Заяц и лиса».
3.«Змейка».
Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав».
1. Учить детей произносить звук «ж» при проговаривании пальчиковой
гимнастики.
2. Закрепить умение раскладывать пуговицы, чередуя их по цвету.
3. Расширять словарный запас детей.
Пальчиковые упражнения:
«Здравствуйте», «Забор», «Ёжик»
4.«Найди цветок для бабочки».
Пальчиковая гимнастика: «Бабочка».
1. Учить детей различать цвета, умению находить схожие по цвету,
ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
2. Конструирование из бумаги «Бабочка»
3. Вызвать интерес к выполняемой работе.
Пальчиковые упражнения:
«Бабочка», «Забор», «Как-то маленький удав».
Декабрь
1.«Бусы для мамы».
Пальчиковая гимнастика: «Пять пальцев».
1. Учить детей нанизывать бусы на нитку, чередовать их по цвету.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Вызвать интерес у детей к занятию.
Пальчиковые упражнения:
«Динозавры», «Старушки-хохотушки», «Забор».
2.«Морское царство».
Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».
1. Учить выкладывать морское дно ракушками, бусинками, называть обитателей
морского дна.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать словарь.
Пальчиковые упражнения:
«Пять пальцев», «Рыбки», «Пеликан».
3.«Ёлочка красавица».
Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игрушки».
1. Учить детей из геометрических фигур выкладывать ёлочку, украшать её
блёстками.
2. Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику, проговаривать все
слова.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковые упражнения:
«Рыбки», «Есть у нас игрушки», «Осьминог».
4.«Поможем Танечке собрать букет».
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
1.Осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его применения.
2. Развивать движения пальцев рук.
3.Формировать положительное, эмоциональное отношение к игре.
Пальчиковые упражнения:
«Рыбка», «Большой палец», «Бабушка».
Январь
1.«Жители спичечного королевства».
Пальчиковая гимнастика: «Дом».
1. Учить детей правильно по контуру выкладывать спички.
2. Закреплять названия построек.
3. Развивать кисти рук, движения, согласно тексту.
Пальчиковые упражнения:
«Крокодил», «Дом», «Замок».
2.« Самолет, построим сами».
Пальчиковая гимнастика: «Вертолет».
1. Учить детей по образцу выкладывать спичками самолет.
2. Формировать целостный образ предмета.
3. Развивать фантазию, моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе.
Пальчиковые упражнения:
«Крокодил», «Вертолет», «Пчёлка».
3. Поиграем с пальчиками.
1. Продолжать учить детей выполнять движения пальцами рук в сопровождении
стихотворного текста.
2. Закрепить умение четко проговаривать слова.
3. Развивать моторику пальцев рук.
4. Вызвать у детей интерес к играм, желание самим играть в них.
Пальчиковые упражнения:
«Вертолет», «Жираф», «Собака и грач».
4 «Везёт-везёт нас паровоз». (выкладывание из пуговиц)
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются».
1.Учить детей группировать однородные предметы, различающие по величине.
2. Продолжать учить определять форму предметов.
3. Развивать творческую фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Крокодил», «Вертолет», «Пчелка».
Февраль
1.«Ёжик».
Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».
1. Познакомить детей со свойствами теста.
2. Учить детей лепить животных.
3. Развивать навыки простых форм.
4. Развивать моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Пчелка», «Ёжик», «Кошка».
2.«Заяц». Пальчиковая гимнастика: «Зайчата».
1. Продолжать учить детей лепить животных из теста.
2. Учить соединять детали с помощью воды.
3. Формировать умение изготавливать из теста сложные предметы.
Пальчиковые упражнения:
«Жираф», «Зайчата», «Цветок».
3.«Снеговик».
Пальчиковая гимнастика: «Человечки».
1. Продолжать учить детей лепить предметы из теста.
2. Учить использовать для нанесения узора разнообразные средства для
достижения выразительности.
3. Совершенствовать моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Моем руки», «Фонари», «Пароход».
4.«Змея».
Пальчиковая гимнастика: «Как-то маленький удав».
1. Учить детей скатывать тесто в столбик.
2. Закрепить навыки лепки, используя разнообразные средства для нанесения
узора.
3. Совершенствовать моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Зайчата», «Пароход», «Кошка».
Март
1.«Дождь идет».
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики наши привыкли к порядку».
1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.
2. Развивать мелкие движения, целенаправленность действий, соблюдать
направления движений по диагонали.
3. Продолжать создавать эмоционально-положительное отношение к игровому
заданию.
Пальчиковые упражнения:
«Пальчики здороваются», «Фонарики», «Засолка
капусты».
2.«Петушок – золотой гребешок».
Пальчиковая гимнастика: «Петушок».
1. Учить детей различать цвета и оттенки
2. Закрепить умение продевать шнур в отверстие.
3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Моем руки», «Жук», «Здравствуйте».
3. Дорожка для колобка».
Пальчиковая гимнастика: «Замок».
1. Продолжать учить детей продевать тесьму в отверстие.
2. Формировать умение соотносить слова с движением.
3. Развивать моторику, интерес к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Моем руки», «Месим тесто», «Шарик».
4.«Мы - помощники».
Пальчиковая гимнастика: «Гуси».
1.Продолжать учить детей работать с фасолью.
2. Формировать навыки работать самостоятельно.
3. Вызвать интерес к выполнению задания.
Пальчиковые упражнения:
«Пальчики здороваются», «Фонари», «Засолка
капусты».
Апрель
1.«Мы строим пирамиды».
Пальчиковая гимнастика: «Строим мы в лесу шалаш».
1. Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.
2. Совершенствовать внимание, воображение, творческие способности.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Петушок», «Замок», «Дом».
2.«В небо ракета стрелою взлетела…».
Пальчиковая гимнастика: «Посмотрите, луноход».
1. Учить детей по контуру выкладывать крышки.
2. Закрепить знания треугольной, прямоугольной формы.
3. Совершенствовать моторику рук.
Пальчиковые упражнения:
«Строим мы в лесу шалаш», «Петушок», «Флажки».
3.«Красивый цветок».
Пальчиковая гимнастика: «Цветок».
1. Совершенствовать умение детей делать постройки из крышек, сочетать по
цвету.
2. Воспитывать у детей интерес к выполнению задания.
3. Развивать творческие способности.
Пальчиковые упражнения:
«Ёжики», «Дерево», «Посмотрите, луноход».
4.«Медуза».
Пальчиковая гимнастика: «Речка и рыбка».
1. Учить детей застегивать пуговицы (помочь медузе одеть щупальца).
2. Активизировать словарь, развивать речь детей.
3. Развивать моторику пальцев рук.
Пальчиковые упражнения:
«Цветок», «Речка и рыбка», «Лодочка».
Май
1.«Морская звезда».
Пальчиковая гимнастика: «Волшебник».
1. Учить детей работать с бисером, бусами, выкладывать по контуру.
2. Развивать моторику пальцев рук.
3. Формировать умение создавать игровую обстановку.
Пальчиковые упражнения:
«Волшебник», «Цветок», «Спал цветок волшебным
сном».
2.«Ёжик».
Пальчиковая гимнастика: «Ёжики».
1. Упражнять детей в умении работать с бросовым материалом (шишки).
2. Развивать ощущение собственных движений.
3. Активизировать словарь через пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые упражнения:
«Волшебник», «Ёжики», «Засолка капусты»
Использованная литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015
- Материалы журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель
ДОУ».
- Интернет ресурсы
- Машталь О.Ю. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет
«Наука и техника» 2012г.
- ИЗО деятельность в детском саду. И.А. Лыкова, Издательский дом «Цветной
мир»,Москва,2017 г.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для
родителей и педагогов./ - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
-Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.
- Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002г.