Автор: Морозова Инна Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №15 "Сказка"
Населённый пункт: Чувашская Республика,г. Шумерля
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проводы зимы"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
НА ТЕМУ: «Проводы зимы»
Конспект составила :
Морозова И.А.
Задачи:
Развивающие:
- продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть красоту
родного края;
- учить детей отмечать характерные признаки зимы, закреплять знания о
зимних явлениях;
-вызывать интерес к народным приметам о погоде зимой;
- развивать речь ребенка, активизировать словарь: примета.
Воспитательные:
- воспитывать мотивационно- ценностное отношение к природе;
совершенствовать стиль партнерских отношений; вызывать интерес к
народным приметам о погоде зимой;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- видеоролики по теме « зимние приметы»;
-ноутбук;
Предварительная работа:
-наблюдения природы;
-беседа о временах года;
-дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»;
- чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций,
картин разных времен года.
Ход:
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Скажите ребята, какое сейчас время года?
Дети: зима.
Воспитатель: хотите отправиться в путешествие по зимнему лесу,
посмотреть, что там сейчас происходит?
Дети: хотим.
Воспит: давайте с вами оденемся потеплее.
Дети имитируют обувание валено, надевание шубы, шарфа, шапки, варежек
помогите друг другу завязать шарфики, посмотрите, все ли оделись тепло?
Готовы? В путь! (Ребята идут под музыку)
Ребята, смотрите, что это? (следы). Интересно, кто это тут ходил и наследил,
вы не знаете? (дети высказывают свои предположения).
А следы – то не простые, а с играми да заданиями. Может, выполнив задания,
мы узнаем, кто этот таинственный незнакомец.
1 след. Расскажите про зимние месяцы.
Ребята у нас знают загадки про зимние месяцы. Давайте послушаем и
отгадаем.
Назовите –ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет-
Мы встречаем новый год.
- что это за месяц?(декабрь)
- как называли декабрь на Руси? (студень)
Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.
Следующая загадка.
Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадет,
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица –
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (январь)
В народе январь называют сечень, т.к. рассекает зиму на две половины.
Послушаем следующую загадку.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну так что за месяц это? (февраль)
Февраль называют «лютый», т.к. выпадает много снега, стоят лютые морозы,
часто бывают метели.
О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах?
Ответы детей:
- солнце светит, но греет мало.
- осадки выпадают в виде снега.
- снежный покров покрыл всю землю.
- замерзание почвы и водоемов.
-растения спят, они в глубоком покое.
- перелетные птицы улетели в теплые края.
- день стал короче ночи.
Воспит : молодцы, ребята. Продолжим наш путь. Посмотрим 2 след.
Разгадайте кроссворд с зимними природными явлениями.
1.
Сильный ветер, который несет не только падающий снег, но и
лежащий на земле. (метель)
2.
Снежинкообразные кристаллы льда на ветвях деревьев, образующихся
в холодную сырую погоду.(изморозь)
3.
Теплая погода во время зимы, вызывающая таяние снега(оттепель)
4.
Лед на дорогах, который образуется после оттепели.(гололедица)
5.
Тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на
охлаждающейся поверхности в холодное время.(иней)
6.
Заледеневшая корка на снегу после оттепели (наст).
Воспит: продолжаем наш путь. Вот еще один след.
- что отличает зиму от других времен года?
Дети: выпадает снег.
Воспит: отгадайте загадку
Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
(снежинка).
- А снежинки всегда выпадают одинаково?
Про них нам расскажет … , которая подготовила презентацию про снежинки.
Презентация ребенка:
- чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
- при сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки
превращаются в снежную пыль.
- когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и
мы говорим, что с неба падает крупа.
- снежинки, падая на землю в теплые дни, лепятся друг к другу и образуют
крупные хлопья.
Воспит: идем дальше.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем, а потом их опускаем.
(поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(руки перед грудью, рывки руками).
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(прыжки на месте)
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
(ходьба на месте)
От души мы потянулись,
(потягивания- руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись.
Воспитатель: Посмотрим еще один след.
- скажите, дети, зачем природе нужна зима?
Дети: зима нужна для того, чтобы природа отдыхала.
Мы ей рады, можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки.
Воспит: А животные и птицы тоже рады? Зима суровое время года.
Дети: птицы и животные приспособились к зиме, также люди помогают им
пережить зиму.
Воспит: предлагаю разделиться на две команды. Одна команда расскажет, как
животные приспособились к зиме, а вторая команда найдет и разместит на
мольберте птиц, которых можно увидеть зимой у кормушки.
некоторые животные меняют окрас: заяц- беляк, белка.
Некоторые животные в спячке: медведь, барсук, еж.
Некоторые не впадают в спячку, не делают запасов на зиму: лиса, волк.
2 команда: синицы, снегири… мы подкармливаем их семенами, зернышками,
кусочками сала.
Воспит: Как зимуют растения? Предлагаю посмотреть видеопрезентацию.
Следы закончились и мы пришли на полянку «Народной мудрости».
Посмотрите, а здесь лукошко. Посмотрим, что там. Здесь лежит письмо: Я
гостила в ваших краях три месяца. Мне очень понравилось у вас, но теперь
пора уходить. Я вижу вы очень изменились за это время: многому научились,
выросли. Моя сестра Весна будет рада встрече с вами. У меня есть подарок
для вас, но сначала выполните мое задание. В шкатулке вы найдете народные
приметы. Сможете ли вы отгадать, к чему эта примета?
Раздаются карточки с народными приметами, дети дорисовывают
значения.
- глубокий снег зимой – к дождливому лету.
- морозная зима – лето жаркое.
- снег тает неожиданно – к мокрому лету.
- какой день 1 декабря – такая вся зима.
- если 1 февраля была ясная погода, то весна будет ранней.
- если 4 февраля после обеда солнечно – к ранней весне.
- если зима безоблачная, то лето сухое.
- если зимний лес шумит – потеплеет.
Воспит: молодцы, справились с заданием и узнали, каким будет погода
весной и летом. Посмотрим, что за подарок нам приготовила зима. (дети
получают книгу).
Анализ. Что вам больше понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).