Напоминание

Конспект урока географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода


Автор: Мозговая Вера Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №62"
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Конспект урока географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода
В.Б. Мозговая МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк, Кемеровская область 1. Предмет
: география
2. Класс
: 5
3. Тема урока:
«Метод научных наблюдений»,
раздел I: «Введение. Планета Земля. Изображение Земли », урок № 2 (7) 4. Учебник А.А. Летягин География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2016. 5
. Цель
: Сформировать знания о наблюдении как методе географической науки. 6.
Задачи
:
-
обучающие
:
сформировать знания о методе наблюдений;
-
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умение работать с текстом учебника;
-
воспитательные: формирование культуры общения при обсуждении. 7.
Планируемые результаты
: - личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; - метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для сравнения; - предметные: знать основные черты научного наблюдения; познакомиться с принципами работы гномона; провести простейшие наблюдения за изменением тени гномона. 8.
Универсальные учебные действия
: - личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
-
регулятивные
:
самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.
-
познавательные: овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
-
коммуникативные
:
умение общаться и взаимодействовать друг с другом. 19.
Тип урока:
комбинированный. 10.
Формы работы учащихся
: коллективная, индивидуальная 11.
Оборудование
: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация 12.
Структура и ход урока:



п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1.
Актуализация опорных знаний по теме «География – наука о Земле» П р и в е т с т в и е у ч а щ и х с я , проверка готовности уч-ся к уроку. Задает вопрос: Что помогало людям в древности ориентироваться в окружающем мире? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует П р и в е т с т в и е у ч и т е л я , готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (
П)
. Определяют, каких знаний им не хватает (
Р)


Этап 2.
Создание проблемной ситуации Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (Приложение) Вступают в д и а л о г , проговаривают и осознают (
К,

Р
) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради

)
Этап 3.
Целеполагания: Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт г о т о в н о с т ь к предстоящей деятельно сти. (Приложение) Цель записывается на доске и обсуждается
(Р).
У з н а ю т , з а п о м и н а ю т , сравнивают, анализируют, делают вывод
(П , Р, К)

Этап 4.
«Открытие» нового знания Побуждает у ч а щ и х с я к теоретическому объяснению о с н о в н ы х ч е рт н ау ч н о г о наблюдения. - найти в тексте учебника о т л и ч и т е л ь н ы е ч е р т ы научного наблюдения - задаёт вопрос сравнение Стимулирует активное участие всех детей к выполнению задания на словообразование. Работают с учебником : читают текст, выделяют о т л и ч и т е л ь н ы е ч е р т ы научного наблюдения
(П,Р)
Сравнивают, анализируют, объ я с н я ю т , обс уж д а ю т (
П,К
). Практикум: работа в группах, делают расчеты, ответы записывают в тетр а ди , д е л а ю т р и с у н о к и ф о р м у л и р у ю т в ы в о д о различиях радиусов.
(П,Р,К.)

Этап 5.
Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к работе по словообразованию. (Приложение) Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности по формированию прилагательных Предлагает у ч е н и к а м рассказать о р е з у л ь т а т а х выполнения работы. Работают индивидуально, обосновывают выбор своего решения.
(Р,К ,П)
Объясняют, анализируют, формулируют.(
П,Р,К)
Дают развернутый ответ, обобщают информацию
.

(К,

Р)

Этап 6.
Рефлексия (итог урока) Ф о р м у л и р у е т в ы в о д ы, выставляет оценки за работу на уроке Записывают выводы. О п р е д е л я ю т с т е п е н ь продвижения к цели
(Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание Комментирует д/з : §2, знакомит с принципом работы гномона. Предлагает почувствовать себя древними географами и провести простейшие наблюдения за изменением тени гномона. Записывают домашнее задание Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)- коммуникативные УУД.
Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

1
. Задает вопрос: Что помогало людям в древности ориентироваться в окружающем мире? (ответ – наблюдательность).
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-Географическая наука использует метод наблюдения. Отличается ли бытовое наблюдение от научного? Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (ответ – сравнить). Давайте вспомним, какие действия надо предпринять, что бы сравнить научное и бытовое наблюдение (ответ – найти черты сходства и различий). Назовите основной источник информации, который поможет нам произвести сравнение. (ответ – текст учебника).
Этап 5. Задание на словообразование.
Основные черты научного наблюдения запишите, выразив их именами прилагательными.
Этап 6. Рефлексия.
Как метод наблюдений поможет вам в изучении курса географии?
Вывод в тетрадь
: Основные черты научного наблюдения: 1. Активное. 2. Целенаправленное. 3. Планомерное. 4. Систематическое.


В раздел образования