составленный по принципу системно-деятельностного подхода
В.Б. Мозговая
МБ НОУ «Гимназия №62», г. Новокузнецк, Кемеровская область
1. Предмет : география
2. Класс : 5
3. Тема урока: «Метод научных наблюдений»,
раздел I: «Введение. Планета Земля.
Изображение Земли », урок № 2 (7)
4.
Учебник А.А. Летягин География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П.
Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский
центр «Вентана-Граф». 2016.
5 . Цель : Сформировать знания о наблюдении как методе географической науки.
6. Задачи :
- обучающие : сформировать знания о методе наблюдений;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умение работать с текстом
учебника;
- воспитательные: формирование культуры общения при обсуждении.
7. Планируемые результаты :
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента
научной картины мира;
-
метапредметные:
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и
задачи,
умение
вести
самостоятельный
поиск,
анализ,
отбор
информации,
умение
взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая
их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для
сравнения;
- предметные: знать основные черты научного наблюдения; познакомиться с принципами
работы гномона; провести простейшие наблюдения за изменением тени гномона.
8. Универсальные учебные действия :
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
- регулятивные : самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.
- познавательные: овладение основными навыками нахождения, использования
географической информации;
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
19. Тип урока: комбинированный.
10. Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная
11. Оборудование : мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация
12. Структура и ход урока:
№
п/п
Деятельность
учителя
ученика
Этап 1. Актуализация
опорных знаний по
теме «География –
наука о Земле»
П р и в е т с т в и е
у ч а щ и х с я ,
проверка
готовности
уч-ся
к
уроку.
Задает вопрос: Что помогало
людям в древности
ориентироваться в окружающем
мире?
Предлагает
сформулировать
тему урока и её корректирует
П р и в е т с т в и е
у ч и т е л я ,
готовность к уроку.
Вспоминают изученный ранее
материал ( П) .
Определяют, каких знаний им
не хватает ( Р)
Этап 2. Создание
проблемной ситуации
Побуждает учащихся на
создание проблемной ситуации
(Приложение)
Вступают
в
д и а л о г ,
проговаривают и осознают ( К,
Р )
Объясняют и
формулируют
тему,
записывают
в
тетради
(П )
Этап 3.
Целеполагания:
Объявление темы урока.
Подводящий диалог для
формулирования учениками
целей урока.
Предоставляет
«конфликтный»
материал,
создаёт
г о т о в н о с т ь
к
предстоящей
деятельно сти.
(Приложение)
Цель записывается на доске и
обсуждается (Р).
У з н а ю т ,
з а п о м и н а ю т ,
сравнивают,
анализируют,
делают вывод (П , Р, К)
Этап 4. «Открытие»
нового знания
Побуждает
у ч а щ и х с я
к
теоретическому
объяснению
о с н о в н ы х
ч е рт
н ау ч н о г о
наблюдения.
-
найти
в
тексте
учебника
о т л и ч и т е л ь н ы е
ч е р т ы
научного наблюдения
- задаёт вопрос сравнение
Стимулирует активное участие
всех
детей
к
выполнению
задания на словообразование.
Работают
с
учебником
:
читают
текст,
выделяют
о т л и ч и т е л ь н ы е
ч е р т ы
научного наблюдения (П,Р)
Сравнивают,
анализируют,
объ я с н я ю т ,
обс уж д а ю т
( П,К ).
Практикум: работа в группах,
делают
расчеты,
ответы
записывают
в
тетр а ди ,
д е л а ю т
р и с у н о к
и
ф о р м у л и р у ю т
в ы в о д о
различиях радиусов. (П,Р,К.)
Этап 5. Учебные
действия по
реализации плана.
Выражение решения.
Применение нового
знания.
Предлагает задания на «новое»
знание, побуждает учащихся к
работе
по
словообразованию.
(Приложение)
Стимулирует
активное
участие всех детей в поисковой
деятельности по формированию
прилагательных
Предлагает
у ч е н и к а м
рассказать
о
р е з у л ь т а т а х
выполнения работы.
Работают
индивидуально,
обосновывают
выбор
своего
решения.
(Р,К ,П)
Объясняют,
анализируют,
формулируют.( П,Р,К)
Дают
развернутый
ответ,
обобщают
информацию .
(К,
Р)
Этап 6. Рефлексия
(итог урока)
Ф о р м у л и р у е т
в ы в о д ы,
выставляет оценки за работу
на уроке
Записывают выводы.
О п р е д е л я ю т
с т е п е н ь
продвижения к цели (Р,Л,П)
Этап 6. Домашнее
задание
Комментирует д/з : §2, знакомит
с принципом работы гномона.
Предлагает почувствовать себя
древними географами и
провести простейшие
наблюдения за изменением тени
гномона.
Записывают домашнее задание
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-
коммуникативные УУД.
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1 . Задает вопрос: Что помогало людям в древности ориентироваться в окружающем мире?
(ответ – наблюдательность).
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-Географическая наука использует метод наблюдения. Отличается ли бытовое наблюдение
от научного? Что нам надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (ответ – сравнить).
Давайте вспомним, какие действия надо предпринять, что бы сравнить научное и бытовое
наблюдение (ответ – найти черты сходства и различий).
Назовите основной источник информации, который поможет нам произвести сравнение.
(ответ – текст учебника).
Этап 5. Задание на словообразование.
Основные черты научного наблюдения запишите, выразив их именами прилагательными.
Этап 6. Рефлексия.
Как метод наблюдений поможет вам в изучении курса географии?
Вывод в тетрадь
:
Основные черты научного наблюдения:
1.
Активное.
2.
Целенаправленное.
3.
Планомерное.
4.
Систематическое.