Автор: Акбердина Нэля Айратовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Почвоведение
Раздел: среднее образование
Дата ____________
Предмет Развитие речи.
Тема: Составление рассказа по серии картинок «Подарок»
Образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы на
лугу». Расширение естественнонаучных представлений, закрепление знания признаков
лета.
Формирование
целостного
впечатления
об
изображенном
на
серии
картинок.
Совершенствование
навыка
составления
рассказа
по
серии
к а р т и н о к .
Совершенствование
синтаксической
стороны
речи
(составление
простых
распро-
страненных предложений).
Развивающие
цели.
Развитие
связной
речи,
речевого
слуха,
фонематических
представлений,
речевой
активности,
общей,
тонкой
и
артикуляционной моторики,
зрительного
гнозиса
и
конструктивного
праксиса.
координации
речи
с
движением,
творческого воображения.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Мяч, серия сюжетных картинок И. Н. Ржевцевой «Подарок»,
Технологическая карта урока:- орг.момент – 2мин.
- повторение пройденного – 7 мин.
- изложение новой темы, организация активности уч-ся – 20 мин. -
выявление полученных знаний – 5 мин.
- закрепление урока, проверка знаний уч-ся – 5 мин.
- домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Развитие памяти. Совершенствование синтаксической
стороны речи (составление простых распространенных преоложений).
Педагог берет в руки мячик
П е д а г о г.
Давайте
вспомним
приметы
весны.
Будем
бросать
мяч
друг
другу
и
рассказывать, что происходит весной в природе, чем занимаются люди в это время года.
Весной ярко светит и греет солнышко.
—
й
р е б е н о к . На деревьях появляются почки, зеленые листья.
—
й
р е б е н о к . В траве много цветов.
—
й
р е б е н о к . Появляются насекомые.
—
Й
р е б е н о к . Начинаются работы в поле.
—
й
р е б е н о к . Люди одевают облегчённую одежду.
—
й
р е б е н о к . День становится длиннее, а ночи – короче. И т.д.
У ч и т е л ь .
Молодцы! Вот как много вы знаете о весне.
Сегодня мы будем составлять рассказ по серии сюжетных картин на тему «Подарок»
2. Рассматривание серии картинок «Подарок». Развитие зрительного внимания и
восприятия, диалогической речи.
- Сегодня мы составим рассказ по серии картинок «Подарок». Но сначала картинки
нужно разложить по порядку. Рассмотрите их и расставьте на мольберте в нужной
последовательности.
Дети раскладывают картинки.
- Вы правильно разложили картинки, а теперь давайте расскажем, что нарисовано на
каждой из них. Кого мы видим на первой картинке?
- Что делают взрослые и почему?
-Расскажите, что дарят девочке.
- М ы не рассказали о времени года на картинке. Какое время года наступило?
Почему вы так думаете?
- Вы очень хорошо рассказали. Молодцы! Теперь рассмотрим вторую картинку, что
делают девочка и дедушка?
- А что делают остальные взрослые?
- Кого мы видим вдалеке?
-Правильно, Давайте рассмотрим третью картинку, Что делают дети?
-Что в это время делает кролик?
-Верно. Девочка забыла
закрыть
клетку, и кролик убежал от нес. Теперь
посмотрите
на
четвертую картинку. Что
делают дети?
- Правильно. Рассмотрим следующую картинку. Что делают дети и взрослые?
- Все расстроены и очень хотят помочь девочке. И чем же заканчивается па истории?
-Посмотрите на последнюю картинку.
- Вот как хорошо все закончилось. Правда?
3.Пауза для подготовки детей к рассказыванию,
Педагог дает детям минуту для подготовки к составлению рассказа и предлагает
каждому ребенку придумать имена девочке и ее друзьям.
—
Рассказ по серии картинок.
Педагог вызывает четверых детей и предлагает им составить рассказ по частям.
4.Игра «Кто больше?» Подбор слов на заданные з в у к и . Развитие фонематических
представлений.
- А теперь поиграем
- С какого звука начинается слово кролик? И т.д.
5. «Подбери пару» Ученик должен закончить логическую цепочку, ориентируясь на
предложенный образец. Варианты заданий можно придумать самостоятельно. Для
пояснения приведу несколько примеров:
Ребенок – дети, человек – …
Мать – отец, дочь – …, бабушка – …
Пустыня – верблюд, тундра – …
Стол – деревянный, стены – …
Самолет – самолетик, пароход – …, лодка – …
Шофер – автомобиль, летчик – …, космонавт – …
Соль – солонка, сахар – …, хлеб – …, масло – …
Чашка – чашки, чайник – …, тарелка – …, кастрюля – …
Корова – бык, курица – …, лошадь – …
6.Итог урока. Д/з Нарисовать сюжет по рассказу.
Дата ____________
Предмет Развитие речи.
Тема: Составление рассказа по серии картинок «Щенок»
Образовательные
цели. Активизация
и
актуализация
словаря
по
теме
«Домашние
животные».
Формирование
целостного
впечатления
об
изображенном
на
серии
картинок.
Совершенствование
навыка
составления
рассказа
по
серии
картинок.
Совершенствование
грамматического
строя
речи
(употребление
существительных
в
косвенных
падежах,
образование
слов-
антонимов). Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания
и восприятия, тонкой моторики.
В о с п и т а т е л ь н ы е
ц е л и .
Ф о р м и р о в а н и е
в з а и м о п о н имания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, серия картинок «Клубок», игра «Накорми
животных», картинки с наг ложенными изображениями животных (по числу де-
тей), подставки с карандашами, мяч среднего размера.
Технологическая карта урока:- орг.момент – 2мин.
- повторение пройденного – 7 мин.
- изложение новой темы, организация активности уч-ся – 20 мин.
- выявление полученных знаний – 5 мин.
- закрепление урока, проверка знаний уч-ся – 5 мин.
- домашнее задание – 1 мин.
Ход урока.
1.
Организационный
момент.
Создание
эмоционального
фона.
Объявление
темы урока.
Педагог предлагает одному из детей — рассказать стихотворение «Подарок».
Ученик. Раскрывается корзинка.
В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький,
живой. Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные
лапки Разъезжаются слегка. Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково
к ногам... Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам.
М. Стремин
Учитель: Сегодня мы составим рассказ по серии картинок «Щенок».
2.
Рассматривание
серии
картинок
и
беседа
по
ним. Развитие зрительного
внимания и восприятия, диалогической речи.
Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки.
- Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.
Дети выполняют задание.
-Расскажите, кого вы видите на первой картинке. Что они делают?
Учащиеся: Папа и мальчик пришли из зоомагазина и принесли домой щенка. Их
встречает мама. Она радуется появлению нового члена семьи. А старая рыжая
кошка неприятно удивлена этим событием.
Учитель: Хорошо. Что же нарисовал художник на второй картинке?
Учащиеся:
Мальчик
принес
щенка
в
свою
комнату, где для него уже были
приготовлены корзинка и матрасик. Мальчик гладит щенка и ласково разговаривает с
ним. Он решил назвать своего нового друга Малышом. Папа и мама смотрят, как
мальчик гладит Малыша. А рыжая кошка сидит на кровати и злится. Ей совсем не
нравится, что у мальчика появился новый друг.
Учитель: Рассмотрите третью картинку и расскажите о том, что видите на ней.
Учащиеся: Наступила ночь. Мальчик крепко спит в своей кроватке, а грустный
щенок сидит радом с корзинкой и тихонько поскуливает. Это его первая ночь без
мамы. Ему страшно и одиноко. Кошка с интересом смотрит на щенка из-за шторы.
У ч и т е л ь : Вы
все
правильно
описали.
Молодцы! Расскажите
о
том,
что
произошло дальше. Опишите последнюю картинку.
Учащиеся: Кошка не выдержала. Ей стало жалко Малыша. Она подошла к нему и
легла на ковер. Малыш обрадовался и улегся рядом с ней. Кошка лижет щенка, а он
закрыл глаза и успокоился.
Учитель: Вот как чудесно закончилась эта история.
3.
Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
Педагог дает детям минуту для подготовки к
рассказу.
У ч и т е л ь : Придумайте
имя
мальчику
и
кличку кошке. Постарайтесь
начать
рассказ по-своему.
—
Рассказ по серии картинок. Развитие связной речи.
Педагог вызывает четверых детей для изложения рассказа по частям или сразу
предлагает одному ребенку составить рассказ целиком.
Новый друг
Митя давно мечтал о щенке. И вот радостный день настал. Папа и Митя купили
щенка.
Они
пришли из
зоомагазина
и
принесли
свою
покупку домой.
Их
встречает мама. Она радуется появлению нового члена семьи. А старая рыжая
кошка Анфиса неприятно удивлена этим событием.
Митя принес щенка в свою комнату, где для него уже были приготовлены
корзинка и матрасик. Мальчик гладит щенка и ласково разговаривает с ним. Он
решил назвать своего нового друга Малышом. Папа и мама смотрят, как мальчик
гладит Малыша. А Анфиса сидит на кровати и злится. Ей совсем не нравится, что у
мальчика появился новый друг.
Наступила ночь. Митя крепко спит в своей кроватке, а грустный Малыш сидит рядом с
корзинкой и тихонько поскуливает. Это его первая ночь без мамы. Ему страшно и
одиноко. Кошка с интересом смотрит на щенка из-за шторы.
И наконец кошка не выдержала. Ей стало жалко Малыша. Она подошла к нему и
легла на ковер. Малыш обрадовался и улегся рядом с ней. Анфиса лижет щенка, а он
закрыл глаза и успокоился. Так Анфиса и Малыш подружились.
4. Игра «Накорми животных» Совершенствование грамматического строя речи
(употребление существительных в косвенных падежах).
Учитель: Как вы думаете, чем Митя кормил своего щенка? У многих из вас есть
собаки, и вы точно знаете, чем их нужно кормить.
Учащиеся: Кашей с мясным фаршем, овощами с мясным фаршем, творогом.
Учитель: Давайте покормим всех домашних животных, которых нарисовал для вас
художник. Прикрепляйте угощения рядом с животным и рассказывайте, кого и чем вы
кормите.
—
й
ребенок. Я угощу кошку молоком и рыбой.
—
й
ребенок. Я накормлю корову сеном. (И т.п.)
5. Упражнение
«Раздели
на
слоги».
Совершенствование
навыка
слогового
анализа слов.
Уч и т е л ь :А теперь разделите на слоги названия всех животных, которых вы
видите на картинке.
—
й
р е б е н о к . Ко-ро-ва. В этом слове три слога.
—
й
р е б е н о к . Кот. В этом слове один слог.
—
й
р е б е н о к . Ов-ца. В этом слове два слога. (И т. п.)
Педагог оценивает работу детей.
6.
Игра с мячом «Скажи наоборот». Совершенствование грамматического строя
речи (образование слов-антонимов).
У ч и т е л ь : .
Давайте
поиграем
в
мяч.
Игра
называется
«Скажи
наоборот».
Поймав мяч, вы должны закончить начатое мною предложение. Конь большой, а
кот...
—
й
р е б е н о к . Маленький.
Уч и т ь ел ь : У кошки шерсть длинная, а у коровы...
—
й
р е б е н о к . Короткая.
Уч и т е л ь :Бык сильный, а теленок...
—
й
р е б е н о к . Слабый.
Уч и т е л ь :Лошадь высокая, а собака...
—
й
р е б е н о к . Низкая. (И т. п.)
7.
Итог урока. Оценка работы детей.
8.
Д/з Найти загадки о домашних животных
ДАТА___________
Тема : Составление рассказа "Наши добрые дела"
Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание
стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в
засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”;
рисунки сказочных героев (добрых и злых); тетрадь;
Технологическая карта урока:- орг.момент – 2мин.
- повторение пройденного – 7 мин.
- изложение новой темы, организация активности уч-ся – 20 мин.
- выявление полученных знаний – 5 мин.
- закрепление урока, проверка знаний уч-ся – 5 мин.
- домашнее задание – 1 мин.
Ход урока. 1. Организационный момент.
Уч-ль: Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок.
2. Вступительная беседа. Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок- урок
доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и
наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с
вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять
ваши дети, внуки и правнуки.
3. Ознакомление с темой .Уч-ль: Итак, что такое добро? Где вы его встречали? (Дети
отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например… (приложение1)
Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Дети отвечают)
Уч-ль: Это нечто, противоположное добру. Например, … (приложение2)
Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с
вами на ракете в космическое пространство.
Уч-ль: Помните, какие слова всё время говорил Кот Леопольд., обращаясь к
мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Уч-ль: Жить дружно- это хорошо или плохо? Дружба- это доброе дело? Я
предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе
жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас посмотреть одну историю, которая
произошла на планете Добра.
Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка”:
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень
скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и
бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!
4. Беседа по содержанию рассказа. -Могла ли эта история произойти с кем-нибудь
из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на
родную планету, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как
дождь в засуху”.Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети
отвечают)
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит
пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”. (Пословица на доске)
Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет
доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа”
Ученик читает отрывок из стихотворения:
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета.
5. Физминутка
В тёмном лесу есть избушка,
Стоит задом наперёд,
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят!
6. Продолжение темы. -Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам
помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть
“зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Давайте
вспомним, какие добрые дела вы совершили,
Уч-ль: А сейчас я расскажу вам ещё раз, что такое “хорошо” и что такое “плохо”.
Если с другом разделил
Ты свои конфеты-
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты- культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это- просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
7. Итог урока. -Наш урок подходит к концу. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт
много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы
должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть
смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель
обращается к плакату на доске).