Напоминание

Влияние психогимнастики на социально – психологическое благополучие детей – сирот.


Автор: Полынцева Виктория Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 имени П. А. Рубанова
Населённый пункт: Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние психогимнастики на социально – психологическое благополучие детей – сирот.
Раздел: начальное образование





Назад




Влияние психогимнастики на социально – психологическое

благополучие детей – сирот.

Хочу поделиться опытом работы с детьми – сиротами, причём не «социальными»

сиротами,

а

детьми,

которые

изначально

воспитывались

в

неполных

семьях,

только

матерями, после смерти, которых остались без попечения родителей.

Как показывают наблюдения и опыт работы дети, которые испытали потерю родителей,

нуждаются в особой психолого – педагогической поддержке.

У таких ребят часто можно

наблюдать

агрессию,

замкнутость,

лживость,

обидчивость,

эти

проявления

носят

защитный характер. Пережитые детьми стрессы сказываются на развитии эмоционально-

волевой

сферы.

Дети

защищают

себя

от

предполагаемой

опасности

со

стороны.

Практически

у

всех

детей

бывают

страхи,

но

дети,

пережившие

смерть

родителей

подвержены страхам особо.

Вы

все

наверняка

наблюдали

за

тем,

как

дети

любят

пугать

друг

друга,

рассказывать страшилки и т.д. Это неосознанное стремление взглянуть в лицо своим

страхам. Нам взрослым всем известно: хочешь избавиться от страха – взгляни ему в лицо.

Освободить ребёнка от страха, можно, только если вы ясно себе представляете,

чего боится ребенок и в чём причина страха. Моя ученица (назовём её Таня) после смерти

мамы отказывалась спать одна, спала только с бабушкой, избегала общения с сестрой, с

одноклассниками. Проявляла упрямство, непослушание, отказывалась, например: сходить

в магазин, вынести мусор. Часто симулировала болезнь, чтобы не идти в школу. Как вы

думаете, в чём причина? Какой страх мучил девочку?

Я тоже думала, что ей не дают покоя воспоминания о матери, возможно, боязнь

темноты, призраков. Поэтому я посоветовала бабушке кардинально сменить обстановку в

комнате

или даже поменять комнаты, где живут девочки, но ребёнок по-прежнему

отказывалась спать без бабушки. Понадобился почти год, чтобы выяснить причину страха

девочки.

Очень эффективен в работе со страхами рисуночный метод. Ребёнку предлагается

нарисовать то, чего он боится. Рисование страха подразумевает встречу с ним, поэтому

обстановка

при

этом

должна

бать

привычная,

успокаивающая,

рядом

должен

быть

человек, которому доверяет ребёнок и рядом с которым чувствует себя в безопасности.

Таня несколько раз принималась за рисунок, быстро изображала дракона, или паука, потом

всё перечеркивала и отказывалась говорить. Терпение и доброе отношение позволило

однажды девочке доверить свою тайну. Она нарисовала свой дом, отъезжающую машину.

На пороге дома стоит бабушка, а в машине ребёнок, который кричит: «Нет, не отдавай

меня. Бабуля я тебя люблю!» Выяснилось, что девочка потерявшая маму, боится потерять

бабушку, поэтому не хочет оставлять её. Поэтому для Тани проблема идти в школу, пойти

погулять с сёстрой, уснуть без бабушки. Через некоторое время я спросила: «Таня, а ты

говорила бабушке, что любишь её?» Девочка замкнулась, отказалась отвечать. Я поняла,

что нет. Мы побеседовали с Таней, я объяснила, что человек должен дарить свою любовь

другим людям, чтобы они об этом знали, и

этому можно научиться. Так как девочка

испытывает проблемы в вербальном общении, для коррекции поведения я использовала, в

том числе, психогимнастику.

Психогимнастика

относится

к

психотерапевтическим,

психолого-педагогическим

методикам.

По определению, психогимнастика – это специальный курс занятий, который направлен на

коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. В основном это

занятия проводятся в малой группе не более 8 человек, 20 – 30 минут. На занятиях

отрабатываются

умения

распознавать

и

демонстрировать

различные

выразительные

движения: мимику, жесты, позы, осанку, пантомимику.

Для тренировки мимики используются этюды типа «Удивление» и «Сердитый дедушка»,

«Соленый чай».

Этюды «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет»,

«Повтори

движение» - направлены на тренировку движения. Последний этюд можно выполнять под

музыку.

Дети

часто

считают

эти

занятия

играми.

Игровая

терапия

также

часть

психогимнастики. Можно поиграть в игру «Кто это?». Два ребенка сидят или стоят на

расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий ребенок должен определить, кто из

них боится, кто грустит; на чьем лице мина отвращения, а на чьем написано удовольствие.

Для опознания эмоций и умения их назвать проводятся специально написанные для этих

целей

этюды

(«Маленький

скульптор»,

«Скульптурная

группа»,

«Зеркало»).

Так

же

используются

ролевые

игры,

причём

сюжет

можно

разрабатывать

самим

по

необходимости. А так же подвижные игры (они учат детей общаться, понимать друг друга

без слов, соблюдать правила, отвлекают от плохих мыслей) и спокойные расслабляющие

игры («Скоморох», «Воздушный шарик»). Эти игры доставляют детям много радости,

хотя и представляют собой интенсивный тренаж. Вы можете сказать, что это работа

психолога, но не всегда у школьного психолога достаточно времени. Я сотрудничаю с

педагогом

-

психологом.

Она

проводит

диагностическую

работу,

корректирует

и

направляет. Где и когда можно заниматься психогимнастикой с детьми. Небольшие этюды

и игры могут использоваться в качестве физминутки, аутотренинга на уроках. Удобнее

заниматься небольшими группами на занятиях внеурочной деятельности.

В случае с Татьяной умения и знания, полученные на занятиях психогимнастикой,

мы учились применять в жизни. Каждое утро начиналось с объятий, приятных

слов,

комплиментов, добрых пожеланий (повторяться нельзя). В поведении девочки произошли

измеения, у неё появились подруги в классе, она с удовольствием оставалась после урока,

чтобы

помочь

учителю,

или

поучаствовать

в

каком

либо

классном

деле,

позже,

безболезненно адаптировалась в среднем звене.



В раздел образования