Автор: Полынцева Виктория Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 7 имени П. А. Рубанова
Населённый пункт: Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние психогимнастики на социально – психологическое благополучие детей – сирот.
Раздел: начальное образование
Влияние психогимнастики на социально – психологическое
благополучие детей – сирот.
Хочу поделиться опытом работы с детьми – сиротами, причём не «социальными»
сиротами,
а
детьми,
которые
изначально
воспитывались
в
неполных
семьях,
только
матерями, после смерти, которых остались без попечения родителей.
Как показывают наблюдения и опыт работы дети, которые испытали потерю родителей,
нуждаются в особой психолого – педагогической поддержке.
У таких ребят часто можно
наблюдать
агрессию,
замкнутость,
лживость,
обидчивость,
эти
проявления
носят
защитный характер. Пережитые детьми стрессы сказываются на развитии эмоционально-
волевой
сферы.
Дети
защищают
себя
от
предполагаемой
опасности
со
стороны.
Практически
у
всех
детей
бывают
страхи,
но
дети,
пережившие
смерть
родителей
подвержены страхам особо.
Вы
все
наверняка
наблюдали
за
тем,
как
дети
любят
пугать
друг
друга,
рассказывать страшилки и т.д. Это неосознанное стремление взглянуть в лицо своим
страхам. Нам взрослым всем известно: хочешь избавиться от страха – взгляни ему в лицо.
Освободить ребёнка от страха, можно, только если вы ясно себе представляете,
чего боится ребенок и в чём причина страха. Моя ученица (назовём её Таня) после смерти
мамы отказывалась спать одна, спала только с бабушкой, избегала общения с сестрой, с
одноклассниками. Проявляла упрямство, непослушание, отказывалась, например: сходить
в магазин, вынести мусор. Часто симулировала болезнь, чтобы не идти в школу. Как вы
думаете, в чём причина? Какой страх мучил девочку?
Я тоже думала, что ей не дают покоя воспоминания о матери, возможно, боязнь
темноты, призраков. Поэтому я посоветовала бабушке кардинально сменить обстановку в
комнате
или даже поменять комнаты, где живут девочки, но ребёнок по-прежнему
отказывалась спать без бабушки. Понадобился почти год, чтобы выяснить причину страха
девочки.
Очень эффективен в работе со страхами рисуночный метод. Ребёнку предлагается
нарисовать то, чего он боится. Рисование страха подразумевает встречу с ним, поэтому
обстановка
при
этом
должна
бать
привычная,
успокаивающая,
рядом
должен
быть
человек, которому доверяет ребёнок и рядом с которым чувствует себя в безопасности.
Таня несколько раз принималась за рисунок, быстро изображала дракона, или паука, потом
всё перечеркивала и отказывалась говорить. Терпение и доброе отношение позволило
однажды девочке доверить свою тайну. Она нарисовала свой дом, отъезжающую машину.
На пороге дома стоит бабушка, а в машине ребёнок, который кричит: «Нет, не отдавай
меня. Бабуля я тебя люблю!» Выяснилось, что девочка потерявшая маму, боится потерять
бабушку, поэтому не хочет оставлять её. Поэтому для Тани проблема идти в школу, пойти
погулять с сёстрой, уснуть без бабушки. Через некоторое время я спросила: «Таня, а ты
говорила бабушке, что любишь её?» Девочка замкнулась, отказалась отвечать. Я поняла,
что нет. Мы побеседовали с Таней, я объяснила, что человек должен дарить свою любовь
другим людям, чтобы они об этом знали, и
этому можно научиться. Так как девочка
испытывает проблемы в вербальном общении, для коррекции поведения я использовала, в
том числе, психогимнастику.
Психогимнастика
относится
к
психотерапевтическим,
психолого-педагогическим
методикам.
По определению, психогимнастика – это специальный курс занятий, который направлен на
коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. В основном это
занятия проводятся в малой группе не более 8 человек, 20 – 30 минут. На занятиях
отрабатываются
умения
распознавать
и
демонстрировать
различные
выразительные
движения: мимику, жесты, позы, осанку, пантомимику.
Для тренировки мимики используются этюды типа «Удивление» и «Сердитый дедушка»,
«Соленый чай».
Этюды «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет»,
«Повтори
движение» - направлены на тренировку движения. Последний этюд можно выполнять под
музыку.
Дети
часто
считают
эти
занятия
играми.
Игровая
терапия
также
часть
психогимнастики. Можно поиграть в игру «Кто это?». Два ребенка сидят или стоят на
расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий ребенок должен определить, кто из
них боится, кто грустит; на чьем лице мина отвращения, а на чьем написано удовольствие.
Для опознания эмоций и умения их назвать проводятся специально написанные для этих
целей
этюды
(«Маленький
скульптор»,
«Скульптурная
группа»,
«Зеркало»).
Так
же
используются
ролевые
игры,
причём
сюжет
можно
разрабатывать
самим
по
необходимости. А так же подвижные игры (они учат детей общаться, понимать друг друга
без слов, соблюдать правила, отвлекают от плохих мыслей) и спокойные расслабляющие
игры («Скоморох», «Воздушный шарик»). Эти игры доставляют детям много радости,
хотя и представляют собой интенсивный тренаж. Вы можете сказать, что это работа
психолога, но не всегда у школьного психолога достаточно времени. Я сотрудничаю с
педагогом
-
психологом.
Она
проводит
диагностическую
работу,
корректирует
и
направляет. Где и когда можно заниматься психогимнастикой с детьми. Небольшие этюды
и игры могут использоваться в качестве физминутки, аутотренинга на уроках. Удобнее
заниматься небольшими группами на занятиях внеурочной деятельности.
В случае с Татьяной умения и знания, полученные на занятиях психогимнастикой,
мы учились применять в жизни. Каждое утро начиналось с объятий, приятных
слов,
комплиментов, добрых пожеланий (повторяться нельзя). В поведении девочки произошли
измеения, у неё появились подруги в классе, она с удовольствием оставалась после урока,
чтобы
помочь
учителю,
или
поучаствовать
в
каком
либо
классном
деле,
позже,
безболезненно адаптировалась в среднем звене.