Автор: Уфимцева Вера Анатольевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Петушок" Населённый пункт: село Прокудское, Коченевский район, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Духовный мир сказки Раздел: дошкольное образование
Уфимцева В.А.
МКДОУ детский сад «Петушок», Новосибирская обл., Коченевский
район, село Прокудское.
«Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души,
сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
Сухомлинский В.А.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро.
Причиной
тому
является
резкое
снижение
морали
и
нравственности
в
обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров,
снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под
влиянием
далеко
не
нравственных
мультфильмов
у
детей
искажены
представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Огромной любовью пользуется у детей сказка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит
человека
жить,
вселяет
в
него
оптимизм,
веру
в
торжество
добра
и
справедливости. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев,
тренирует память и внимание, развивает речь. За фантастикой и вымыслом
скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное
воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень
актуальна.
Поэтому
так
важно
закладывать
основы
нравственности,
воспитывать
моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер,
отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен
на идеал хорошего.
В этике существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение
моральных норм ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и
правил,
отступление
от
них
характеризуется,
как
зло.
Понимание
этого
побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями
общества.
Средств много для формирования у дошкольников моральных принципов
множество, но мы решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное
средство нравственного воспитания детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в
давние
времена,
живет
до
сих
пор,
увлекает
детей
и
содержанием,
и
художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то
фантастическое,
неправдоподобное:
животные
разговаривают,
на
первый
взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Увлекательность
сюжета,
образность
и
забавность
делают
сказки
весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий,
внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает
сюжет
увлекательным
и
приковывает
к
нему
внимание
детей.
Поэтому
правомерно
утверждение,
что
в
сказках
учитываются
психические
особенности
детей,
прежде
всего
неустойчивость
и
подвижность
их
внимания.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит
каждый
миг,
каждый
день.
А
в
условиях
нового
времени
очень
важно
вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к
анализу, самоанализу. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для
построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания
образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей
в
детском
саду
более
интересной,
а
образовательный
процесс
–
мотивированным.
Тут
и
приходит
на
помощь
сказка,
которая
помогает
обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Цель:
Формирование у детей ценностного отношения к жизни, обеспечивающее
устойчивое
и
гармоничное
развитие
личности
через
народную
сказку
и
воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности,
милосердия и других духовно-нравственных качеств.
Задачи:
1.
Создать
необходимые
условия
для
знакомства
детей
с
русскими
народными сказками.
2.
Познакомить
детей
с
нравственно-духовными
ценно стями
православной культуры.
3.
Развивать
способность
воспринимать
и
анализировать
сказки,
литературные произведения.
4.
Учить
выражать
свои
чувства
через
высказывание
суждений
собственной точки зрения на поступки героев.
5.
Обогащать словарный запас, послушание или непослушание.
6.
Развивать познавательные процессы – воображение, память, образное
мышление, речь.
Формирование
нравственных
понятий
–
это
очень
сложный
и
длительный
процесс.
Он
требует
постоянных
усилий
педагога,
систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания
детей.
Работа
со
сказкой
имеет
различные
формы:
чтение
сказок,
рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных
героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок,
проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам
сказок и многое другое.
Образовательный процесс можно осуществлять:
1) в ходе непосредственно образовательной деятельности;
2) в ходе режимных моментов;
3) в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
4) при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри
образовательного
процесса
сказка
позволяет
раздвинуть
границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к
деятельности.
И
ребёнок
становится
не
просто
слушателем,
а
активным
участником образовательного процесса.
В
нашем
ДОУ
большое
внимание
уделили
педагоги
созданию
предметно – развивающей среды в ДОУ. Был сделан подбор библиотеки в
книжный
уголок,
организовали
акцию
«Подари
книгу
детскому
саду».
Были оформлены уголки для родителей и размещена информация по русским
народным сказкам.
С о з д а н а
п р е д м е т н о
–
р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
н а
у ч а с т к е :
Оформили мини – музейную комнату «Русская изба»:
В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп.
Сказки
для
малышей
берутся
простыми
для
восприятия,
с
ярким
динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество
занимают сказки о животных. При знакомстве малышей со сказкой, каждый
раз напоминаем о том, что это – сказка. И постепенно малыши запоминают,
что «Курочка Ряба», «Теремок» - сказки. Перед чтением сказки проводится
дидактическая игра с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель
следит за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли
детям герои сказки. Дети данного возраста легко запоминают сказки.
В средней группе используются сказки более глубокого смыслового
значения: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Лисичка
сестричка и серый волк», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением
сказки проводится соответствующая подготовка. В начале детей знакомят с
новыми
словами,
давая
им
объяснения:
лавочка
–
деревянная
длинная
скамейка,
скалочка
–
деревянная
палочка,
которой
раскатывают
тесто
(в
сказке «Лисичка со скалочкой») и др.
После
предварительной
словарной
работы
воспитатель
сообщает
детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую
он сейчас расскажет. После прослушивания сказки проводится
с детьми
беседа по её содержанию. Также в средней группе следует учить детей
правильно
оценивать
поступки
героев,
самостоятельно
находить
нужные
слова и выражения.
В старшей группе используются народные сказки, требующие анализа,
осмысления
и
рассуждения
детей
по
проблеме
произведения:
«Лиса
и
кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц - хваста», «Финист –
Ясный сокол», «Сивка-бурка».
В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое
отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого
возраста
самостоятельно
определяют
вид
сказки,
сравнивают
их
между
собой, объясняют специфику.
В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста
сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При
вторичном
ознакомлении
следует
обращать
внимание
на
средства
художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: «О
чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы
оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с
героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить какие средства
выразительности
используются
в
сказке.
Необходимо
давать
детям
творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.
Формы работы с детьми:
Чтение сказок,
рассматривание
иллюстраций,
их
пересказ,
обсуждение
поведения
сказочных героев и причин их успехов или неудач,
проведение конкурса знатоков сказок,
выставки рисунков детей по мотивам сказок
Проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр с
элементами волшебства.
Беседа «…да в ней намек»
Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев,
обстановки, «интерьера» сказки.
Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
Самостоятельное составление сказок.
Рассказывание сказок собственного сочинения.
Загадки о сказках, героях сказок.
Методы и приемы работы со сказкой:
- Моделирование сказок.
- Творческие задания по сказкам:
•
Сказка про самого себя.
•
Сказка о любимых игрушках.
•
Сказка от смешного стишка.
•
Сказка от дразнилки.
•
Сказки
о
бытовых
предметах-
началом
сказки
является
рассказ
о
бытовом предмете.
•
Узнай сказку по песенке героев: «Не садись на пенек, не ешь пирожок»,
«Козлятушки - ребятушки! Отворитесь, отопритесь…»
•
Сказка наоборот: «Три медведя заблудились и попали к девочке домой.
Дома никого не было. Как повели себя медведи».
•
Инсценировка сказок.
- Выполнение творческих заданий по сказке «Репка»:
•
Рассказать сказку по кругу.
•
Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
•
Рассказать
о
пользе
репы
и
о
том,
какие
блюда
из
нее
можно
приготовить.
- Игровая деятельность:
Дидактические игры «Расскажи сказку», «Узнай сказку», «Кто лишний».
Содержание работы с родителями:
•
Беседы с родителями.
•
Домашние
задания
для
родителей
и
детей
(изготовление
поделок,
книжек со сказками, рисование иллюстраций к сказкам).
•
Чтение сказок с детьми.
•
Придумывание сказок с детьми.
•
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
•
Совместная театрализованная деятельность.
Результативность работы:
•
Дети научились понимать смысл сказок.
•
Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя.
•
Дети стали менее застенчивы, благодаря совместной работе детей и
родителей.
•
Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали
принимать участие в подготовке выставок, костюмов и атрибутов к
сказкам, в мероприятиях ДОУ.