Автор: Кузнецова Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №116
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии как улучшение общего развития здоровья дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Здоровьесберегающие технологии как улучшение
общего развития здоровья дошкольников
Проблема
здоровья
и
его
сохранения
является
одной
из
самых
актуальных.
Перед
детским
садом
остро
стоит
вопрос
о
путях
совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и
физическому
развитию
детей.
Дошкольный
возраст
является
важнейшим
этапом
в
формировании
здоровья
ребенка.
Однако,
в
настоящее
время
состояние
здоровья
детей
дошкольного
возраста
снижается.
И
поэтому
актуально значимым, и востребованным сегодня становится поиск средств и
методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных
образовательных
учреждениях.
Здоровьесберегающие
технологии,
как
эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название
«здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая
технология
–
это
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Цель:
применение
здоровье с берегающих
технологий
в
образовательном процессе речевого развития дошкольников .
Задачи:
познакомить
педагогов
с
разнообразными
методами
и
приёмами,
которые
оказывают
положительное
воздействие
на
речевое
развитие детей.
В
своей
работе
я
активно
использую,
как
традиционные,
так
и
нетрадиционные методы речевого развития дошкольников:
- артикуляционную гимнастику,
- пальчиковую гимнастику,
- массаж и самомассаж,
- гимнастику для глаз,
- Су - Джок - терапию,
- дыхательную гимнастику.
- артикуляционную гимнастику,
Артикуляционная
гимнастика
помогает
правильно
произносить
различные
звуки,
Развивается
хорошая
подвижность
всех
органов
артикуляции. Все эти речевые органы состоят из мышц, которым необходима
тренировка мышц языка и губ.
- пальчиковую гимнастику,
С
помощью
пальчиковых
игр
ребенок
получает
разнообразные
зрительные,
слуховые
и
тактильные
впечатления,
у
него
развивается
внимательность,
способность
сосредотачиваться
и
переключаться,
умение
концентрировать
свое
внимание
и
правильно
его
распределять,
совершенствуются
умения
соотнести
то,
что
он
видит
и
слышит
с
траекторией
движения
его
руки.
Пальчиковые
игры
вырабатывают
такие
качества
как
адекватная
самооценка,
способность
мобилизоваться,
сосредотачиваться и расслабляться.
Есть такое мнение педагогов по раннему развитию, что весь интеллект
малыша сосредоточен на кончиках пальчиков. И это правда, ведь развитые
ручки помогают крохе познавать мир. Кроме того, известно, что мелкая
моторика напрямую связана с развитием речи. Именно поэтому пальчиковая
гимнастика помогает ничего не упустить в развитии ребенка.
- массаж и самомассаж,
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для
детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Одним из
эффективных направлений по подготовке дошкольников к письму является
самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений
достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция
тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих к коре
головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно
развивается речевая функция.
- гимнастику для глаз,
(позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятия, развивают
межполушарные взаимодействие и повышают энергетизацию организма).
- Су - Джок - терапию,
Под
воздействием
несложных
массажных
упражнений
достигается
нормализация
мышечного
тонуса,
происходит
стимуляция
тактильных
ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного
мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая
функция.
- дыхательную гимнастику.
Так
как
дыхание
влияет
на
звукопроизношение,
артикуляцию
и
развитие голоса, мы проводим различные дыхательные упражнения, которые
помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Вывод:
Таким
образом,
использование
нами
вышеперечисленных
здоровьесберегающих технологий
по развитию речи, делает нашу работу
наиболее
разнообразной,
интересной
для
ребёнка
речевой
среды.
Способствует гармоничному развитию дошкольников более результативно и
в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность
ребёнка в целом.
Данные приёмы я использую в своей работе и могу с
уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на
речевое
развитие,
у
детей
повышается
работоспособность,
улучшается
качество образовательного процесса.