Автор: Лутынская Инна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 им. Адаменко И.Д.
Населённый пункт: село Ильинское Кущёвский район Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода"
Раздел: начальное образование
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной
школе как средство реализации системно-деятельностного подхода.
Лутынская Инна Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3 им. Адаменко И.Д.
с.Ильинское, Кущёвский район, Краснодарский край
В настоящее время, согласно требованиям ФГОС, организация
образовательного
процесса,
выбор
его
содержания,
способов
и
форм,
определяются
с
учетом
принципов
системно-деятельностного
подхода.
Деятельность учителя состоит в том, чтобы выбрать и применить такие
технологии
и
методы
обучения,
которые
способствуют
формированию
универсальных
учебных
действий,
а
так
же
различных
компетенций
учащихся. Рассмотрим, как происходит это на примере заданий учебника
«Русский язык», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.
1.Ценностно-смысловые компетенции.
На
уроке
русского
языка
учащиеся
знакомятся
с
новым
понятием
«прилагательное».
Учитель
предлагает
задание:
«Дополнить
предложение
(Наступила
зима.)
прилагательными.
Учащиеся
отмечают,
что
после
выполнения задания предложение стало более полным и содержательным,
делают
вывод
о
роли
прилагательных
в
речи.
При
выполнении
данного
задания происходит
формирование
ценностно-смысловых компетенций,
осознание
учащимися
значимости
получаемых
знаний
для
дальнейшего
обучения.
2.Общекультурные компетенции.
Данные компетенции способствуют формированию мировоззрения учащихся,
их патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию. Наиболее
эффективно это происходит при работе с текстом, выполнении творческих
заданий.
Так,
учащимся
2
класса
предлагается
написать
сочинение
по
картине И.С.Остроухова
«Золотая осень». Дети рассказывают о красоте
осенней природы, выражают отношение к окружающему миру, учатся ценить
прекрасное.
3.Учебно-познавательные компетенции.
Формирование учебно-познавательных компетенций предполагает овладение
учащимися
механизмами
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки
успешности собственной деятельности, приемами действий в нестандартных
ситуациях,
эвристическими
методами
решения
проблем.
Например,
учащимся предлагается найти лишнее слово в следующем ряду: «Столы,
мосты, гриб, косы». Учащиеся отмечают, что все слова, кроме слова «гриб» с
безударными
гласными.
В
данном
слове
мы
видим
другое
правило:
«Правописание
слов
со
звонкими
и
глухими
согласными».
Далее
дети
формулируют цель и задачи урока по выведению и применению данного
1
правила.
Деятельность
учителя
состоит
в
том,
чтобы
способствовать
формированию учебно-познавательных компетенций учащихся.
4.Информационные компетенции.
Для
более
полного
восприятия
информационного
материала
на
уроках
русского
языка
учитель
предлагает
учащимся
различные
источники
получения
информационного
материала:
интернет,
справочники,
словари,
энциклопедии.
Умение
ориентироваться,
находить
необходимую
информацию
и
составляет
основу
данной
компетенции.
Например,
при
изучении темы «Фразеологизмы» учитель предлагает найти в различных
источниках информации примеры устойчивых словосочетаний слов.
5.Коммуникативные компетенции.
Коммуникативные
компетенции
предполагают
овладение
умениями
правильного общения и формируются при работе учащихся в парах, группах.
Наиболее
плодотворно
данный
вид
работы
осуществляется
в
исследовательской и проектной деятельности. Примером может служить урок
– проект: «В словари – за частями речи!»
Целью данного урока является
решение
языковых
и
речевых
задач
с
помощью
словарей.
Во
время
дискуссии учащиеся обучаются умениям: аргументированно доказывать
свои
суждения,
уважительно
относиться
к
мнению
собеседника,
формулировать выводы после выполненного задания.
6.Социально-трудовые
компетенции
в
области
профессионального
самоопределения.
Данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными
знаниями,
умениями
и
навыками,
которые
они
могут
использовать
в
будущем. Эффективными являются задания: письмо другу, заметка в газету,
рекламный
проспект
или
объявление.
Например,
учащимся
4
класса
предлагается
представить
себя
журналистами,
взять
интервью
у
своих
родителей по теме: «Моя профессия» и записать его. Далее все работы
оформляются в альбом: «Профессии наших родителей».
7.Компетенции личностного самосовершенствования.
Упражнения для формирования данной компетенции направлены на развитие
навыков
самоконтроля.
Учащиеся
овладевают
умением
объективно
оценивать выполненное задание,
анализировать свою работу. Например,
после
написания
словарных
слов
с
пропущенными
буквами
учитель
предлагает учащимся открыть словари, найти
данные слова и проверить
свою работу, сравнив с образцом.
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной
школе
способствуют
формированию
у
детей
самооценки,
обучают
саморазвитию
и
самореализации.
Ученики
получают
навыки,
которые
позволят им в будущем добывать и
приобретать необходимые знания по
мере
возникновения
потребности
и
применять
их
в
любой
ситуации.
2