Напоминание

"Диагностика и работа по предупреждению неуспеваемости по математике учащихся начальной школы"


Автор: Горкуша Анна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ " Вторая гимназия"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: стать
Тема: "Диагностика и работа по предупреждению неуспеваемости по математике учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Диагностика и работа по предупреждению неуспеваемости по

математике учащихся начальной школы

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и

не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали,

знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»

Н.А.Рубакин

Основными

задачами

преподавателя

является

умение

организовать

обучение,

создавая

условия

для

максимальной

самореализации

всех

участников педагогического процесса, уметь создать и применять на практике

условия по предупреждению неуспеваемости.

В данном контексте проблема школьной неуспеваемости приобретает

сегодня особую актуальность.

Изучению причин школьной неуспеваемости и путей ее преодоления

посвящены многие исследования педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Г.А.

Антоновой, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского и других.

Среди казахстанских исследователей можно выделить Каирову Б.А.,

Ишмаметьеву Е.В.

Для

устранения

пробелов

в

знаниях

учащихся

предусмотренных

стандартом

и

программой,

нами

была

разработана

система

заданий

дальнейшем будем именовать их листами-заданиями в связи с формой их

графического оформления, удобной для работы с ребенком) были отобраны

темы,

связанные

с

формированием

вычислительных

навыков,

которые

традиционно

рассматриваются

учителями

и

методистами

как

темы,

требующие

постоянного

руководства

на

этапе

знакомства

и

постоянного

контроля на этапе закрепления…Предложена

следующая схема и система

работы с данными листами-заданиями.

1)

Задания

по

основным

вопросам

размещаются

в

таблицах

по

4

варианта; предусматриваются пошаговые определенные знания для

их решения.

2)

Работа

с

такими

таблицами

позволяет

отследить

ошибки,

допускаемые на каждом этапе по каждому вопросу.

3)

При проверке – в списке учащихся проставляется № допущенной

ошибки

4)

Из этого вытекает – количество допущенных ошибок классом по

каждому из вопросов и каждого учащегося.

5)

В

последнем

столбце

предлагаются

номера

из

учебника,

над

которыми надо поработать учащимся – это позволяет индивидуально

работать с каждым учащимся над его проблемами.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Рекомендуемые задания из

учебника

1

1

25 – 12

36 – 12

73 – 12

57 – 12

2

30 – 14

40 – 14

50 – 14

60 – 14

3

21 – 7

21 – 8

21 – 9

21 – 6

4

31 – 15

31 – 16

31 – 17

31 – 18

5

100 – 21

100 – 31

100 – 41

100 – 51

6

21 + 30

31 + 40

71 + 10

81 + 20

7

21 + 32

21 + 42

21 + 52

21 +62

8

21 + 39

21 + 49

21 + 29

21 + 59

9

23 + 6 + 17

23+5+17

23 + 7 + 17

23 + 8 + 17

№5, №6 стр. 7

10

60 + 90

50 + 90

70 + 90

80 + 90

№3 (1,2 столб.) стр. 7

11

100 – 10

100 – 20

100 – 30

100 – 40

№3 (3, 4 столб.) стр. 7

12

27 + 15

27 + 16

27 + 17

27 + 18

№1 стр. 7

13

90 – 52

90 – 48

90 – 32

90 – 18

№1 (2, 4 столб) стр. 7

14

90–12 +10

90–13+10

90–14+10

90–15+10

№2 стр. 13

15

596–325

624–412

653–421

627–413

№5 стр.13

16

421+79

433+67

245+55

323+77

№8 стр. 13

Записать решение столбиком

17

53+38

49+24

78+13

69+25

№9 стр. 19

№4 стр. 17

№2 стр. 26

18

90–27

42–37

53–16

73–24

№4 стр. 17

19

120+(40–15)

130+(20–15)

110+(60 –12)

100+(45–13)

№2 стр. 19

Принципы построения предлагаемой системы.

1.

Принцип

соответствия

программе

по

математике

для

начальных

классов. Содержательно листы привязаны к стабильной (типовой) программе

по математике для начальных классов.

2. Методически в каждом листе реализован принцип дозированности,

т.е. в одном листе вводится только один прием, или одно понятие, или

раскрывается одна, но существенная для данного понятия связь.

3. Структурно представляет собой подробное методическое решение

задачи

введения

или

знакомства

и

закрепления

того

или

иного

приема,

понятия, связей этого понятия с другими понятиями. Задания подобраны и

сгруппированы таким образом, чтобы ребенок мог «двигаться» по листу

самостоятельно, отталкиваясь от уже знакомых ему простейших способов

действий, и постепенно осваивать новый способ, который на первых шагах

полностью раскрыт в более мелких действиях, являющихся основой данного

приема

4.

Такая

структура

листа

позволяет

реализовать

и

принцип

доступности, причем в гораздо более глубокой степени, чем это удается

сегодня сделать при работе только с учебником, так как систематическое

использование листов позволяет усваивать материал в удобном для ученика

индивидуальном

темпе,

который

ребенок

может

рег улировать

самостоятельно.

5. Система листов (тематический блок) позволяет реализовать принцип

перспективности,

т.е.

постепенное

включение

ученика

в

деятельность

планирования учебного процесса.

6.

Система

листов

по

теме

позволяет

также

реализовать

принцип

индивидуализации проверки и оценки знаний учащихся.

Были разработаны рекомендации для учителя при работе с отстающими

учащимися:

2

1.

Не

ставить

слабого

в

ситуацию

неожиданного

вопроса

и

не

требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на

обдумывание и подготовку.

2.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени

большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его

на

отдельные

информационные

куски

и

давать

их

постепенно,

по

мере

усвоения.

4.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по

новому,

только

что

усвоенному

материалу,

лучше

отложить

опрос

на

следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5.

Путём

правильной

тактики

опросов

и

поощрений

(не

только

оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.)

нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих

знаниях,

в

возможности

учиться.

Эта

уверенность

поможет

ученику

в

экстремальных

стрессовых

ситуациях

сдачи

экзаменов,

написания

контрольных работ и т. д.

6.

Следует

осторожнее

оценивать

неудачи

ученика,

ведь

он

сам

очень болезненно к ним относится.

7.

Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для

проверки и исправления написанного.

8.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не

переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Таким образом, мы можем сделать выводы:

-

Одной из основных условий повышения качества обучения является

систематическая работа учителя по выявлению и устранению недостатков и

пробелов в знаниях учащихся.

-

При

правильной

организации

усвоения

учащимися

вычислительных приемов и формирование на их основе вычислительных

навыков,

уделяя

особое

значение

повторению

и

обобщению

ранее

полученных

знаний,

можно

предупредить

неуспеваемость

младших

школьников на уроках математике.

-

Тщательно проведенный анализ допущенных ошибок младшими

школьниками на уроках математики позволяет глубоко изучить пробелы и

достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные

затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их

устранения.

Горкуша А.Г., учитель нач.классов

МАОУ «Вторая гимназия»

3



В раздел образования