Автор: Кравченко Светлана Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ военвед г. Зернограда
Населённый пункт: город Зерноград Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Географическое положение Евразии. История открытия и исследования материка"
Раздел: полное образование
Тема урока: «Географическое положение Евразии. История открытия и
исследования материка»
Цель урока:
Образовательные:
· изучить географическое положение и познакомиться с
объектами береговой линии материка;
· Назвать имена путешественников и исследователей материка.
Развивающие:
· развивать умение учащихся определять географическое
положение материка;
· развивать воображение, память, речь, образно – логическое
мышление.
· продолжить формирование умения работать с интерактивной
картой, атласом;
· развивать умения детей к самостоятельному поиску
информации, ее анализу и обобщению;
· развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
· формирование самостоятельности, умения сотрудничать с
другими.
Задачи: определить географическое положение материка, познакомится с
историей исследования материка.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,
самостоятельная, практическая
Тип урока: изучение нового материала.
Учебно-наглядный комплекс:
Интерактивная карта «Физическая карта мира».
Атласы 7 класс .
Контурные карты – «Евразия».
Источники дополнительной информации.
Презентация.
Тест.
Раздаточный материал.
Оборудование
· Проектор
· Интерактивная доска «ACTIVEBOARD»
Методическая и педагогическая эффективность интерактивной доски:
- высокий темп урока
- укрепляет положительную мотивацию и интерес к изучению данной темы
урока.
Мимио Студия ( быстрое голосование)
Прогнозируемый результат: развитие познавательных универсальных
учебных действий.
1.Личностные: Учащиеся получат более широкие знания о материке. Смогут
развить память, мышление, внимание, умение контролировать результат
своей деятельности.
2.Метапредметные. Уметь самостоятельно ставить цели и планировать пути
их достижения. Развитие умений самостоятельной работы с информацией
любой сложности. Организовать учебное сотрудничество в парах. Умение
ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, повышать
свою самооценку
3. Предметные. Уметь работать с картами атласа, учебником и другими
источниками информации (ИКТ)
Сегодня на уроке вас ждут новые открытия. Какими они будут: большими
или маленькими? У каждого из вас они будут свои .
2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Структура и ход урока
1.
Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте , ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их
улыбкой .
Хочу представиться ,Кравченко С.И. учитель географии высшей
квалификационной категории МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда.
Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на
пути к знаниям во время урока «Географии»
Учитель :
- Позвольте начать урок стихотворением.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Вы готовы разгадать?
Учащиеся отвечают(да)
Слайд 1
Учитель :
Ребята ,я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие . Мы все
сегодня не только путешественники ,но и исследователи , которые хотят
узнать всё самое-самое о посещаемом континенте. Для этого нам будет
необходим набор знаний , умений, навыков , полученных на предыдущих
уроках, которые вам пригодятся и в дальнейшем в жизни. Но прежде,
давайте вспомним правила , которые необходимо соблюдать , чтобы урок
прошёл эффективно.
Слайд 2.Устав групповой работы:
Учащиеся:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Далее выбираются по одному человеку от группы, которые будут следить за
выполнением этих правил.
Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке?
Учитель. Ребята, я к вам приехала из прекрасного степного города науки
Зерноград ,и за меня переживают мои
ученики , которые
решили
нам
помочь и передают вам видео привет.
Сайд 3
Видеозапись ( Здравствуйте, ребята. Мы- ученики Светланы Ивановны и
очень любим географию. И мы для вас подготовили географический сюрприз
– подсказку ,которая находится у вас на столах. Это подсказка объекта ва-
шего исследования .Желаем Вам познавательного путешествия- исследова-
ния.
Учитель : Ребята и действительно они это сделали - сюрпризы-подсказки
лежит перед вами в цветных конвертах, откройте их и минутка вам на
ознакомление с их содержанием.
Слайд 4
Учитель :В плаванье отправимся мы, ребята.
Вот на этом маленьком корабле.
Есть у нас особенный билет,
Будет он как пропуск, за ответ.
Учитель: Чтобы мы смогли начать наше путешествие - исследование,
необходимо дать ответы на вопросы в сюрпризах-подсказках.
Группы готовы ? Итак, начинаем. Чётко зачитываем вопрос и даём на него
ответ, который будет вашим входным билет на корвет!
Слайд 5( для всех групп)
Сюрприз 1 группы ( Отгадайте загадку)
Континента два - один материк.
Он самый большой!
Он очень велик!
(Евразия)
Сюрприз 2группы
Назовите самое большое государство нашей планеты? На каком материке оно
находится?(Россия, материк Евразия)
Сюрприз 3 группы
Назовите самые высокие горы нашей планеты . на каком материке они
находятся?(г. Гималаи, материк Евразия)
Сюрприз группе 4 группы
Назовите самое пресноводное(чистое) озера нашей планеты . На каком
материке оно находятся? (Оз. Байкал, материк Евразия)
Сюрприз 5 группы
У вас в конверте лежит пазл , соберите его!
Что у вас получилось? Какой материк вы собрали? (Евразия)
Учитель: Молодцы вы справились хорошо с этим заданием и получите свой
билет на корабль !
Ребята, назовите удивительный материк , к которому мы держим путь!
Учащиеся отвечают : Евразия.
3
Изучение нового материала
Определение цели урока.
Продолжаем свое путешествие, но как нам найти материк? Что мы должны с
вами
узнать,
что
бы
доплыть
до
материка?
Правильно адрес
–
географическое положение!
Как вы думаете, какая цель нашего урока?
Учащиеся отвечают: ФГП Евразии.
Учитель: Правильно. А еще мы сегодня с вами познакомимся с новыми
объектами береговой линии, которые повстречаются у нас на пути! И узнаем
о исследователях материка! Итогом нашего путешествия является составле-
ние интерактивной карты «Внешний образ Евразии» для туристов,
желающих посетить материк .Давайте вспомним план описания
географического положения материка, который находится в учебнике на
странице 249.
Работа с картами атласа (выполнение задания по группам).
Учитель : Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык.
Выйдем просто мы из положенья:
Карту создадим в одно мгновенье.
На столах у вас лежат карточки с заданиями, с помощью атласа и учебника
ответьте на вопросы. На работу 5 минут. На ответ 3 минуты.
Задание 1 группе :
1.Сравнить площадь материка Евразия с другими материками. Какое он
место занимает по площади?
2. Какие части света образуют материк.
3. Как расположен материк Евразия относительно других материков.
Задание 2 группе :
Определить в каких полушариях находится материк относительно:
А) экватора;
Б)нулевого меридиана;
В)тропиков;
Г) полярных кругов.
Задание группы 3
1.Назовите крайние точки материка и отметьте их на карте.
Северную.
Южную.
Западную.
Восточную.
Задание группе 4
Определить протяженность материка Евразия( между крайними точками) в
километрах :
Масштаб карты : в 1 см - м
С севера на юг:
С запада на восток:
Задание группы 5
По карте «Климатические пояса Евразии» определить:
Климатические пояса ,в которых находится материк.
Перечислить океаны , которыми омывается материк.
Учитель: Теперь пришло время отчитаться группам по заданиям.
Ответы фиксируем на интерактивной карте.
Учитель дополняет информацию учеников:
А) граница между Европой и Азией.
б) островные крайние точки материка.
Учитель :Молодцы!
Практическая работа. Заполнение контурной карты.
Продолжаем свое путешествие! Теперь мы с вами совершим турне вокруг
материка…Будьте
внимательны
я
буду
показывать
объект,
а
вы
в
свой
бортовой
журнал
(контурную
карту) записывайте названия
объектов,
которые встретятся нам на пути!
Турне наше с вами начинается с крайней западной точки, плывем на восток.
Плывет наш корвет по морю СЕВЕРНОЕ, мы знаем что берега Евразии
омывают много морей, двигаемся дальше по морю БАРЕНЦЕВО но , что это
впереди? Ура! Это земля…острова НОВАЯ ЗЕМЛЯ. Продолжаем свой путь
по
проливу БЕРЕНГОВ,
плывем
вдоль
восточного
побережья
по
океану ТИХИЙ!
У нас на корабле назревает бунт! В чем дело? У нас на пути появился
полуостров ИНДОКИТАЙ!
Отправляемся дальше!
Продолжаем
сво е
путеше ствие
вдоль
южного
побережья
п о
океану ИНДИЙСКИЙ.
Мы сбились с курса!
Впереди земля! Это самый большой полуостров АРАВИЙСКИЙ!
И снова мы плывем по морю
СРЕДИЗЕМНОЕ.
Ну, вот мы и доплыли до последнего нашего объекта крайней западной точки
материка МЫС РОКА.
Учитель вывод:
Итак ребята мы создали с вами «Карту внешнего облика материка», которая
послужит ориентиром для туристов с других материков.
Молодцы. Ребята изучали и исследовали материк следующее
путешественники :
Слайд 6
( фото исследователей) : написать краткое сообщение о изучении материка.
4. Итоги и закрепление материала .
Проверим наши знания с помощью быстрого голосования:
Тесты :
1.
Материк Евразия – является:
А) самым жарким:
Б)самым маленьким;
В) самым большим;
Г)самым влажным
2. Материк относительно экватора расположен:
А) большая часть в восточном полушарии;
Б) большая часть в северном полушарии;
В) в южном полушарии;
Г) в западном полушарии.
3.Назовите восточную крайнюю точку материка:
А) мыс Челюскин
б) мыс Пиай
в) мыс Рока
г)мыс Дежнёва
4.Какими океанами омывается материк Евразия :
А) Тихим, Индийским;
Б) Атлантическим, Северным Ледовитым;
В)Северным Ледовитым, Атлантическим, Индийским.
Г) Северным Ледовитым, Атлантическим, Индийским, Тихим.
5.Выбери исследователя, который изучал материк:
а) Джеймс Кук
б) Афанасий Никитин
в) Франциско Орельяно.
г) Христофор Колумб
Учитель: Анализ результатов.
Оценки за урок - результаты теста.
5. Домашнее задание.
Для всех: прочитать § 49
Задание в тетради: определить координаты крайних точек материка .На
контурной карте ,подписать полуостров, острова, заливы, проливы,моря,
океаны омывающие материк.
Желающим написать реферат или создать презентацию «Исследователи
материка Евразия».
6. Рефлексия :
Пожалуйста, ответьте на вопросы:
1. Что было главным на уроке?
2. Что нового узнали на уроке?
3. Что вызвало затруднения: работа с контурной картой, тест, работа
по заданиям?
4. Какое
значение
для
меня
лично
имеют
знания
и
умения,
полученные на уроке
?
Спасибо за урок.