"Воспитательная роль урока как духовно – нравственная основа развития универсальных учебных действий обучающихся"
Автор: Остахова Жанна Александровна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ФГКОУ "Московское суворовское военное училище МО РФ Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: "Воспитательная роль урока как духовно – нравственная основа развития универсальных учебных действий обучающихся" Раздел: полное образование
Раздел образования: полное образование
Автор: Остахова Жанна Александровна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ «Московское
суворовское военное училище» МО РФ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитательная роль урока как духовно – нравственная основа
развития универсальных учебных действий обучающихся»
«Знания без воспитания –
меч в руках сумасшедшего»
(Д. И. Менделеев)
Знание или воспитание, что важнее? Нам всем хорошо известно, что
одинаково опасен как безнравственный профессионал, так и добродушный
незнайка! Д. И. Менделеев говорил: «Знания без воспитания – меч в руках
сумасшедшего».
В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс
воспитания
и
обучения
в
интересах
человека,
общества,
государства.
Воспитывать
–
значит
формировать
мировоззрение,
систему
взглядов
и
убеждений».
Именно
такой
подход
позволит
подготовить
суворовцев
к
служению Отечеству и на гражданском и на военном поприще.
Хотелось бы вспомнить знаменитую фразу Цицерона: «О времена! О
нравы!».
И
на
сегодняшний
день
мы
должны
признать,
что
это
наша
действительность,
в
которой
царят
власть,
деньги,
воровство,
насилие
и
коррупция.
Что
мы
можем
противопоставить
этим
антиценностям?
Этот
вопрос, я думаю, задает себе каждый из нас.
Современная школа практически признаёт свою беспомощность перед
реалиями
жизни,
где
зло
побеждает
добро!
Каким
ценностям
отдать
предпочтение? Как научить суворовцев не просто жить, а жить достойно,
служить Отечеству на любом поприще: военном или гражданском! Жить в
соответствии с высшими нравственными критериями: добром и милосердием
-
по закону чести и достоинства, жить и служить с верой, надеждой и
любовью, в мире и согласии, при этом утверждая свободу, истину и красоту?
Ученые считают, что драма современного воспитания – в утрате его смыслов.
Воспитание переживает кризис «переходного периода», который связан с
тем,
что
«целостное
воспитание,
характерное
для
традиционной
школы
распалось, а новое общество «переходного периода» ещё не сформировало
свой культурно – воспитательный потенциал».
Что можно сделать в данных условиях?
Современная педагогика предлагает выход:
переход к личностно – ориентированному образованию;
поиск новых подходов и новых смыслов воспитания.
Традиционный
подход – целостное,
четкое формирование определенных
свойств и качеств личности.
Личностно – ориентированный подход:
показывает обучающемуся нормы социальной жизни;
помогает сформировать отношение к социуму;
помогает определить собственную деятельность;
и, что очень важно, умение взять на себя ответственность за результат
своего поведения.
Все мы знаем, что воспитание не возможно без знаний, это 2 стороны
единого процесса. Хотя задачи воспитания порой намного труднее и важнее
задач обучения. Чтобы обучать и воспитывать необходимо, знать физиологию
психики.
Напомню!
Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания
существующую действительность, которая обеспечивает целесообразность
поведения и деятельность человека.
Психический мир человека
Психические процессы
Познавательные: ощущение, восприятие, Психические образования
представления, внимание, воображение,
память, мышление, речь Навыки
Чувства Знания
Воля Умения
Психические свойства: Мнения
Направленность Убеждения
Темперамент Привычки
Характер
Способности
Психические состояния:
Подъем
Рабочее состояние
Угнетение
Возможность реализации воспитательного потенциала через урок:
1.
через отбор содержания образования;
2.
через структуру урока (формы и методы обучения);
3.
через организацию общения и случайно возникших воспитывающих
ситуаций;
4.
через личность самого педагога.
Необходимо помнить, что само содержание, которое ориентировано на
знание, для обучающегося, собственно говоря, не смысловое, т.е. нейтрально.
Следовательно,
задача
педагога
заключается
в
том,
чтобы
содержание
с
уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, т.е. содержание
суворовец
должен
воспринять
как
какую
–
либо
ценность
(социальную,
нравственную, эстетическую и т.д.).
Изображу такой переход от нейтральных знаний к личностно–значимому
следующей схемой:
личностно - значимое
содержание на
перевод на уровень
отношение суворовца к
уровне знаний ценности или системе ценностей
определяет
поведение
Отношение обучающегося к тому или иному явлению, процессу,
ситуации, факту определяет его поведение. Следовательно, воздействовать
необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации.
Приведу
примеры
заданий
воспитательного
характера
применяемых
на
уроках биологии:
1.
Задания, выявляющие отношение к знаниям:
Охарактеризуйте
симбиотические
отношения
в
природе.
Можно
ли
отношения
суворовцев
во
взводе
назвать
симбиотическими?
Ответ
поясните.
Может ли человек жить без сердца? Почему?
Некоторых людей называют бессердечными? Объясните такое явление.
Дегенерация в природе – это путь перехода к сидячему или
паразитическому образу жизни и направлен на сохранение вида.
Как вы считаете, а встречаются ли люди-паразиты?
2. Постановка проблемно-поисковых ситуаций (поиск выхода из
жизненной ситуации):
«Жизнь – это движение». Почему мы так говорим?
Вспомни, свои ощущения и чувства, когда играешь в футбол или
выполняешь нормативы по физкультуре?
А ведь есть люди, которые никогда не двигались или в результате
травмы оказались ограниченными в движении. Если бы ты был
инженером, архитектором, мэром или просто рядом жил с таким
человеком, чтобы ты предложил для таких людей?
Что такое СПИД? Почему это заболевание очень опасно для
жизни? Если ты узнаешь, что твой друг ВИЧ-инфицирован как
ты поступишь?
При изучении темы «Движущие силы антропогенеза»
предлагаются факты, например, австралийский психолог Виктор
Франкл, прошедший во время 2-ой мировой войны через ужас
концлагерей, писал: «В концентрационном лагере мы были как
свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то
время другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти его
возможности, и та, которая из них будет актуализирована,
зависит решения, а не от условий».
Задание:
действием
биологических
или
социальных
факторов
можно
объяснить этот факт?
Для
доказательного
рассуждения
предлагается
теоретическая
схема
«Движущие силы антропогенеза», посредством которой дается объяснение,
но с личностно-значимого уровня суворовца.
Современные технические возможности позволяют за
минимальное время донести поток объемной информации и
главное сделать информацию легковоспринимаемой, но только
тогда, когда в содержании уроков находит отражение сама
действительность, а обучающиеся учатся применять знания в
жизненно-практической ситуации, и у них вырабатываются
навыки и умения, необходимые в жизни. Таким образом, решается
поставленная задача – дать систему знаний.
Создание собственных интерактивных слайдов позволяет содержание с
уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов. Приведу пример,
изучения
достаточно
трудного,
для
подростка,
теоретического
материала
«Молекулярное строение и функции цитоплазматической мембраны». Схема
высвечивается
постепенно
по
мере
актуализации
знаний,
изучения
или
рефлексии.
Постановка проблемно-поисковой ситуации «Проникновение веществ через
мембрану»
на конкретных примерах: условия проникновения глюкозы как
источника
энергии
для
клетки;
возможности
проникновения
алкоголя,
никотина и наркотических веществ и последствия:
- молекула глюкозы
- гомон инсулин (позволяет провести глюкозу в клетку)
- алкоголь
- никотин
- наркотик
Воспитательный аспект:
Исходя из природного строения мембраны, приходим к выводу: «Скажем, нет
наркотикам, табакокурению и алкоголю в нашей жизни!»
3. Очень важны вопросы из серии «Оцени себя, товарища, педагога»:
Поставь себе оценку за четверть по биологии, которую тебе хотелось бы
получить. Как ты считаешь, что для этого тебе нужно сделать? Совпала
ли твоя оценка и оценка преподавателя? Как ты думаешь, почему?
Какие
качества
характера
тебе
сегодня
помогли
в
выполнении
лабораторной работы, проверочной работы, самостоятельного изучения
вопроса, статьи?
Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу?
Честно
ли
поступают
те,
кто
списывает
задание
самоподготовки?
Списываешь ли ты? Даешь ли списывать другим?
Подведу итог:
Говоря о воспитании на уроках, необходимо отметить, что именно на
уроках
вырабатывается
главный
мотив
жизненной
ситуации:
активного
достижения успеха или же пассивного избегания неприятностей. Именно на
уроках незаметно для суворовцев и педагога достигается баланс свободы и
зависимости,
послушания
и
ответственности,
инициативности
и
исполнительности.
Урок – это законченный акт педагогического обучения, это диалог
преподавателя и суворовца, в ходе и результате которых личности участников
изменяются:
вырабатывается
определённая
жизненная
позиция,
соответствующие
черты
характера,
формируется
ментально сть,
приобретаются
те
или
иные
привычки
поведения.
В
таком
случае,
воспитывающий
потенциал
урока
чрезвычайно
высок
независимо
от
его
предметного содержания.
Можно сделать вывод, что универсальные навыки и умения не есть дань
моде, а сложившийся на сегодняшний день очередной виток
эволюции в
практике обучения.
Информационные источники:
1. Закон РФ «Об образовании».
2.
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного
образования.
Ростов-на-Дону.
Изд.
Ростовского
педагогиче ского
университета.
3. Иванова Г.М., Фертова А.И. Методика зачетных уроков в школьном
предмете «Общая биология». Изд. Ярославского педагогического института.