Напоминание

"Воспитательная роль урока как духовно – нравственная основа развития универсальных учебных действий обучающихся"


Автор: Остахова Жанна Александровна
Должность: преподаватель биологии
Учебное заведение: ФГКОУ "Московское суворовское военное училище МО РФ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательная роль урока как духовно – нравственная основа развития универсальных учебных действий обучающихся"
Раздел: полное образование





Назад




Раздел образования: полное образование Автор: Остахова Жанна Александровна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: «Воспитательная роль урока как духовно – нравственная основа развития универсальных учебных действий обучающихся» «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д. И. Менделеев) Знание или воспитание, что важнее? Нам всем хорошо известно, что одинаково опасен как безнравственный профессионал, так и добродушный незнайка! Д. И. Менделеев говорил: «Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего». В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Воспитывать – значит формировать мировоззрение, систему взглядов и убеждений». Именно такой подход позволит подготовить суворовцев к служению Отечеству и на гражданском и на военном поприще. Хотелось бы вспомнить знаменитую фразу Цицерона: «О времена! О нравы!». И на сегодняшний день мы должны признать, что это наша действительность, в которой царят власть, деньги, воровство, насилие и коррупция. Что мы можем противопоставить этим антиценностям? Этот вопрос, я думаю, задает себе каждый из нас. Современная школа практически признаёт свою беспомощность перед реалиями жизни, где зло побеждает добро! Каким ценностям отдать предпочтение? Как научить суворовцев не просто жить, а жить достойно, служить Отечеству на любом поприще: военном или гражданском! Жить в соответствии с высшими нравственными критериями: добром и милосердием - по закону чести и достоинства, жить и служить с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, при этом утверждая свободу, истину и красоту? Ученые считают, что драма современного воспитания – в утрате его смыслов. Воспитание переживает кризис «переходного периода», который связан с тем, что «целостное воспитание, характерное для традиционной школы
распалось, а новое общество «переходного периода» ещё не сформировало свой культурно – воспитательный потенциал». Что можно сделать в данных условиях? Современная педагогика предлагает выход: переход к личностно – ориентированному образованию; поиск новых подходов и новых смыслов воспитания. Традиционный подход – целостное, четкое формирование определенных свойств и качеств личности. Личностно – ориентированный подход: показывает обучающемуся нормы социальной жизни; помогает сформировать отношение к социуму; помогает определить собственную деятельность; и, что очень важно, умение взять на себя ответственность за результат своего поведения. Все мы знаем, что воспитание не возможно без знаний, это 2 стороны единого процесса. Хотя задачи воспитания порой намного труднее и важнее задач обучения. Чтобы обучать и воспитывать необходимо, знать физиологию психики. Напомню! Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, которая обеспечивает целесообразность поведения и деятельность человека. Психический мир человека Психические процессы  Познавательные: ощущение, восприятие, Психические образования представления, внимание, воображение, память, мышление, речь Навыки  Чувства Знания  Воля Умения Психические свойства: Мнения  Направленность Убеждения  Темперамент Привычки  Характер  Способности Психические состояния:  Подъем  Рабочее состояние  Угнетение
Возможность реализации воспитательного потенциала через урок:
1. через отбор содержания образования; 2. через структуру урока (формы и методы обучения);
3. через организацию общения и случайно возникших воспитывающих ситуаций; 4. через личность самого педагога. Необходимо помнить, что само содержание, которое ориентировано на знание, для обучающегося, собственно говоря, не смысловое, т.е. нейтрально. Следовательно, задача педагога заключается в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, т.е. содержание суворовец должен воспринять как какую – либо ценность (социальную, нравственную, эстетическую и т.д.). Изображу такой переход от нейтральных знаний к личностно–значимому следующей схемой:
личностно - значимое

содержание на

перевод на уровень

отношение суворовца к

уровне знаний ценности или системе ценностей





определяет



поведение
Отношение обучающегося к тому или иному явлению, процессу, ситуации, факту определяет его поведение. Следовательно, воздействовать необходимо за счет создания определенной воспитательной ситуации. Приведу примеры заданий воспитательного характера применяемых на уроках биологии: 1. Задания, выявляющие отношение к знаниям: Охарактеризуйте симбиотические отношения в природе. Можно ли отношения суворовцев во взводе назвать симбиотическими? Ответ поясните. Может ли человек жить без сердца? Почему? Некоторых людей называют бессердечными? Объясните такое явление. Дегенерация в природе – это путь перехода к сидячему или паразитическому образу жизни и направлен на сохранение вида. Как вы считаете, а встречаются ли люди-паразиты? 2. Постановка проблемно-поисковых ситуаций (поиск выхода из жизненной ситуации): «Жизнь – это движение». Почему мы так говорим? Вспомни, свои ощущения и чувства, когда играешь в футбол или выполняешь нормативы по физкультуре? А ведь есть люди, которые никогда не двигались или в результате травмы оказались ограниченными в движении. Если бы ты был инженером, архитектором, мэром или просто рядом жил с таким человеком, чтобы ты предложил для таких людей? Что такое СПИД? Почему это заболевание очень опасно для
жизни? Если ты узнаешь, что твой друг ВИЧ-инфицирован как ты поступишь? При изучении темы «Движущие силы антропогенеза» предлагаются факты, например, австралийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время 2-ой мировой войны через ужас концлагерей, писал: «В концентрационном лагере мы были как свидетелями того, что некоторые вели себя как свиньи, в то время другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти его возможности, и та, которая из них будет актуализирована, зависит решения, а не от условий». Задание: действием биологических или социальных факторов можно объяснить этот факт? Для доказательного рассуждения предлагается теоретическая схема «Движущие силы антропогенеза», посредством которой дается объяснение, но с личностно-значимого уровня суворовца. Современные технические возможности позволяют за минимальное время донести поток объемной информации и главное сделать информацию легковоспринимаемой, но только тогда, когда в содержании уроков находит отражение сама действительность, а обучающиеся учатся применять знания в жизненно-практической ситуации, и у них вырабатываются навыки и умения, необходимые в жизни. Таким образом, решается поставленная задача – дать систему знаний.
Создание собственных интерактивных слайдов позволяет содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов. Приведу пример, изучения достаточно трудного, для подростка, теоретического материала «Молекулярное строение и функции цитоплазматической мембраны». Схема высвечивается постепенно по мере актуализации знаний, изучения или рефлексии. Постановка проблемно-поисковой ситуации «Проникновение веществ через мембрану» на конкретных примерах: условия проникновения глюкозы как источника энергии для клетки; возможности проникновения алкоголя, никотина и наркотических веществ и последствия:
- молекула глюкозы - гомон инсулин (позволяет провести глюкозу в клетку)
-
алкоголь - никотин - наркотик
Воспитательный аспект:
Исходя из природного строения мембраны, приходим к выводу: «Скажем, нет наркотикам, табакокурению и алкоголю в нашей жизни!»
3. Очень важны вопросы из серии «Оцени себя, товарища, педагога»: Поставь себе оценку за четверть по биологии, которую тебе хотелось бы получить. Как ты считаешь, что для этого тебе нужно сделать? Совпала ли твоя оценка и оценка преподавателя? Как ты думаешь, почему? Какие качества характера тебе сегодня помогли в выполнении лабораторной работы, проверочной работы, самостоятельного изучения вопроса, статьи? Справедливо ли я поступлю, если поставлю пять за списанную работу? Честно ли поступают те, кто списывает задание самоподготовки? Списываешь ли ты? Даешь ли списывать другим? Подведу итог: Говоря о воспитании на уроках, необходимо отметить, что именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной ситуации: активного достижения успеха или же пассивного избегания неприятностей. Именно на уроках незаметно для суворовцев и педагога достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. Урок – это законченный акт педагогического обучения, это диалог преподавателя и суворовца, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатывается определённая жизненная позиция, соответствующие черты характера, формируется ментально сть, приобретаются те или иные привычки поведения. В таком случае, воспитывающий потенциал урока чрезвычайно высок независимо от его предметного содержания. Можно сделать вывод, что универсальные навыки и умения не есть дань моде, а сложившийся на сегодняшний день очередной виток эволюции в практике обучения.
Информационные источники:
1. Закон РФ «Об образовании». 2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовского педагогиче ского университета. 3. Иванова Г.М., Фертова А.И. Методика зачетных уроков в школьном предмете «Общая биология». Изд. Ярославского педагогического института.


В раздел образования