Автор: Шпилькова Елена Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28 им.В.О. Ключевского
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Обощающий урок по теме "Устное народное творчество".
Раздел: начальное образование
Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения по
теме «Устное народное творчество».
Автор: Шпилькова Елена Константиновна, учитель начальных классов, первой категории,
МБОУ СОШ № 28 им. В.О.Ключевского г.Пензы
В третьем классе можно провести урок-представление «Караван мудрости» при
изучении раздела «Устное народное творчество».Этот урок театрализован, необходимо
приготовить
костюмы:
халат,
чалму,
для
караванщиков.
Используется
презентация
с
видами каравана, движущегося по пустыне, подобрана характерная музыка.
Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам придут заморские
гости. Долго шли они по пескам пустыни, их жгло солнцем и заносило песком, а они всё
шли и шли…Как вы думаете, что караванщики везут людям?
Обучающиеся могут ответить, что они везут товары, золото, богатства.
Учитель: Давайте-ка спросим их самих.( Под музыку входят караванщики)
Ребята приветствуют вошедших:
- Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте! Ассалам алейкум!
- Куда путь держите?
- Мы купцы,идём по пустыне из далёких стран.
- А что везёте? Какие богатства?
- Большое богатство. Только это не злато и серебро, не товары, везём то,что ценится
больше всего на свете- мудрое народное слово.
- А мудрость какого народа вы везёте?
-В нашем караване мудрость разных народов: прежде всего
м уд р о с т ь
В о с т о к а ,
и з
Узбекистана, Туркменистана, Киргизии. Есть мудрость и из западных стран, из Германии,
а есть мудрые слова , которые мы приобрели в Африке.
- О, как интересно! Не продадите ли вы нам мудрое слово?
- Конечно! Но взамен мы возьмём только мудрость вашего народа. Знают ли ребята
народные пословицы и поговорки? Помните, меняем те пословицы , которые схожи по
смыслу, будьте внимательны! Первому тебе слово , узбекский гость.
Узбекский гость: Когда грозит беда, когда бывает туго ,
Мудрец винит себя, глупец ругает друга.
Дети находит в учебнике русскую пословицу: Умный винит себя, а
глупый своего
товарища.
Узбекский гость: Не оставляй на завтра груз сегодняшних забот.
И злоба нынешняя пусть сегодня и пройдёт.
Дети находит в учебнике русскую пословицу: Не оставляй на завтра то,что можно сделать
сегодня.
Учитель: Спасибо узбекскому гостю за мудрые слова, очередь киргизского гостю.
Киргизский гость: Когда умный человек возьмётся,
В руках его и снег огнём займётся..
Дети находит в учебнике русскую пословицу: Дело мастера боится.
Учитель: Спасибо киргизскому гостю , слово таджикскому гостю.
Таджикский гость: Пусть новым будет всё, что есть вокруг,
Пусть будет исключеньем старый друг.
Дети находит в учебнике русскую пословицу: Старый друг лучше новых двух .
Учитель: Спасибо таджикский гость , а что нам посоветует гость из Германии.
Немецкий гость: Учатся до тех пор ,пока живут.
Дети находит в учебнике русскую пословицу: Век живи- век учись.
Учитель: Спасибо
вам,
караванщики,
много
мудрости
мы
от
вас
получили,
много
пословиц других народов узнали.
Караванщики: И ребятам спасибо, мы пополнили свои богатства русской мудростью,
повезём её в другие страны.
Учитель: Вот только одного я не пойму, уважаемые караванщики, почему пословицы
разных народов похожи? Может ребята нам ответят?
Обучающиеся
могут
ответить: Пословицы-
народная
мудрость
.В
них
говорится
о
правилах поведения среди людей. И хотя люди живут по- разному, одеваются иначе , у них
разная культура, но законы жизни везде одинаковые: надо жить честно, беречь друзей,
дорожить временем.
Караванщики: Правильно! Пословицы не только украшают нашу речь, они делают
Людей мудрыми, а мудрые люди ценятся в любой стране у любого народа.
Учитель: Ребята , что нового вы узнали на уроке? Что особенно запомнилось? Был ли
этот урок полезен вам?