Автор: Пинаева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с №262
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Воспитание любви к родному краю средствами музейной педагогики
Раздел: дошкольное образование
Воспитание любви к родному краю средствами музейной педагогики (из
опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)
Пинаева Т.А. воспитатель, МБ ДОУ д/с №262 г. Челябинска.
Опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию
методами
музейной
педагогики
детей
старшего
дошкольного
возраста
действует в нашей группе с 2011 года.
На
формирующем
этапе
опытно-экспериментальной
работы
были
включены элементы музейной педагогики в образовательную деятельность
старших дошкольников.
Цель
работы:
воспитание
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
патриотизма, уважения к национальной культуре и нравственного отношения
к культурно - историческим памятникам своего родного края, приобщение
дошкольников к культуре народа и искусству уральских мастеров.
Задачи работы:
•
воспитывать патриотические чувства, чуткость, сопереживание
горю и радости ближних;
•
развивать
познавательный
интерес
и
бережное
отношение
к
памятникам и ценностям материальной культуры;
•
развивать познавательный интерес к истории родного города и
государства, воспитывать чувства малой родины;
•
воспитывать
эмоционально
-
личностное
отношение
к
взаимодействию человека и природы;
•
формировать
познавательный
интерес
к
произведениям
изобразительного и декоративно - прикладного искусства.
Отбор
познавательных
задач
осуществлен
исходя
из
современных
требований к обучению старших дошкольников:
- придание обучению развивающего характера;
- обеспечение
максимальной
активности
детей
в
преобладающем
самостоятельном процессе познания;
- интеграционный
подход
к
содержанию
и
приемам
организации
педагогического
процесса,
в
соответствии
с
индивидуальными
возможностями развивающейся личности.
Для
более
целостного
восприятия
детьми
малой
Родины
в
группе
организовали соответствующую развивающую среду: создали мини-музей
для изучения своего края и составлен перспективный план работы на год,
цель которого раскрыть связь родного края со всей страной, воспитание
любви к родному краю, воспитанию бережного отношения к культурному
наследию
родного
края,
формированию
духовно-нравственных
качеств
личности. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и
гражданские чувства к родному краю, гордость за свою причастность к его
жизни.
Мини-музеи,
безусловно,
отличаются
от
обычных
музеев:
меньше
размер
экспозиции,
ограниченность
тематики.
Но
есть
и
огромное
положительное отличие. В обычном музее - ребёнок только созерцатель,
экспонаты здесь трогать нельзя, а в мини-музее - он активный деятель. Этот
музей
можно
посещать
каждый
день,
самому
менять,
переставлять
экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Дошкольники и их родители
чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении
его тематики, приносят из дома экспонаты, сами изготовляют их. Таким
образом, каждый раздел мини-музея - результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
Работа по оформлению мини-музея: «Искусство уральских мастеров»
строилась с учётом единых требований:
1) название;
2)
доступность;
3)
полифункциональность музейного пространства;
4)
рациональность расположения;
5)
эстетичность;
6)
безопасность;
7)
наличие программы деятельности музея;
8)
наличие этикетажа экспонатов;
9)
наличие памяток поведения в музее.
Открытие
музея
-
только
начало
дела,
затем
пришлось
немало
поработать, чтобы вещи, хранящиеся в нем, заговорили, рассказали детям о
своей далекой жизни. Необходимо было создать атмосферу сказки, чуда, ведь
именно неожиданное, необыкновенное всегда вызывает интерес.
Мини-музей
«Искусство
уральских
мастеров»
включил
в
себя
несколько экспозиций:
1.
«Музей камня».
Цель данной экспозиции: Познакомить детей с разнообразием камней в
природе,
их
особенностями,
свойствами,
значением
и
применением
человеком
через
игровую
и
экспериментальную
деятельность
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
при
сотрудничестве
со
взрослыми.
Задачи:
•
Дать детям представления о камнях разного происхождения.
•
Учить классифицировать камни по их отличительным признакам.
Формировать
умение
обследовать
камни,
называть
их
свойства
и
особенности.
•
Познакомить детей с их значением и использованием человеком в
повседневной жизни, а также с камнями, которые человек использовал с
давних времен.
•
Показать опытно - экспериментальной деятельностью и путем
моделирования образование и разрушение камней, гор, вулканов.
Непосредственная образовательная деятельность по экспозиции:
Проведение занятия по теме: «Сокровища уральской земли» с целью
приобщить дошкольников к культуре народа и искусству уральских мастеров.
Рассказ
воспитателя
«Путешествие
вглубь
Земли».
Использование
слов: геологи, полезные ископаемые, природный газ, уголь, нефть, золото,
серебро, мел, алмазы, мрамор, соль и т.д. Домашнее задание для родителей:
рассмотреть иллюстрации и обсудить информацию из детской энциклопедии
на тему «Внутри Земли»
Экспериментальная деятельность (свойства камня): «Почему говорят
крепкий как камень?» «Почему Камни бывают разноцветными». Игра «Мы
геологи». Найти по карте спрятанные полезные ископаемые.
Экспериментальная
деятельность
(как
появляются
горы):
«Горный
рельеф». (Накрыть платком ладонь. Платок - это земная кора. Пошевелить
пальцами, согнуть их - «земная кора» приходит в движение и т.д.),
«Извержение вулкана» (изготовление макета вулкана и проведение опыта).
Экспериментальная
деятельность:
«Каким
камнем
лучше
всего
рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?»
Беседа “Кладовая Земли”. Дать представление о том, что минеральное
царство
является
частью
окружающего
мира.
Просмотр
мультфильма
“Хозяйка Медной горы”. Беседа о пользе и красоте минералов.
2.
«Урал - мой край родной».
Цель
данной
экспозиции:
познакомить
детей
с
бытом
и
культурой
народов Урала
Задачи занятий по разделу:
•
обобщать и расширять представления детей о богатстве
уральского края;
•
закреплять умение говорить правильно и красиво, отвечать на
вопросы четко, полным предложением
•
закреплять понятия старинные, современные, творческие
применительно к богатствам родного края;
Непосредственная образовательная деятельность по экспозиции:
Организация выставки по произведениям П.П. Бажова. Знакомство с
Бажовскими «самоцветами» из «Малахитовой шкатулки» (показ картины),
знакомств
с
его
героями
-
«хозяйкой
Медной
горы»,
«Огневушкой-
поскакушкой»,
«
Серебряным
копытцем»,
«Великим
полозом»
(показ),
проведение игры-занятия по сказкам П.П. Бажова.
Знакомство
с
особенностью
ручного
труда
уральских
умельцев:
проведение
занятия
на
тему:
«Знакомство
с
гончарным
мастерством»,
рассматривание
экспозиции
и
проведение
занятий:
«Златоустовская
гравюра», «Каслинское литье».
3.
«Челябинск - наш город родной»
Цель:
знакомство
с
особенностями
и
достопримечательностями
родного города.
Задачи:
1.
Закрепить
знания
детей
о
родном
городе,
о
его
природе
и
достопримечательностях.
2.
Воспитывать любовь к Родине и уважение к людям труда. Вызвать
чувство гордости за достижения, которыми прославился наш город.
3.
Развивать активный и пассивный словарь.
4.
Донести до детей смысл того, что каждый человек должен жить в
согласии с природой; беречь, любить её, не вредить ей и приумножать её
богатство.
Непосредственная образовательная деятельность по экспозиции:
Проведение занятия по теме «От крепости к большому городу». Дети учатся
анализировать, рассуждать в ходе бесед об историческом прошлом
родного
города,
о
событиях,
происходящих
сегодня
в
родном
городе,
о
достопримечательностях родного города, о знаменитых земляках.
Беседы:
о
птицах,
о
растениях,
о
полезных
ископаемых,
о
предприятиях Челябинска;
Знакомство с картой города;
Беседа люди «Урала»: национальности, традиции, быт, культура;
Изготовление гербария «Травы и цветы Челябинска»;
Рассматривание альбомов «Мой Челябинск»
Проведение дидактической игры: «Расскажи про свой город»
Исключительно
важное
место
в
работе
мини-музея
занимают
экскурсии
и
это
вполне
закономерно,
так
как
музейная
экспозиция
и
экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание уделяем подготовке
юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею
для родителей и детей младшего дошкольного возраста.