Напоминание

Воспитание любви к родному краю средствами музейной педагогики


Автор: Пинаева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ д/с №262
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Воспитание любви к родному краю средствами музейной педагогики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание любви к родному краю средствами музейной педагогики (из

опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста)

Пинаева Т.А. воспитатель, МБ ДОУ д/с №262 г. Челябинска.

Опытно - экспериментальная работа по патриотическому воспитанию

методами

музейной

педагогики

детей

старшего

дошкольного

возраста

действует в нашей группе с 2011 года.

На

формирующем

этапе

опытно-экспериментальной

работы

были

включены элементы музейной педагогики в образовательную деятельность

старших дошкольников.

Цель

работы:

воспитание

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

патриотизма, уважения к национальной культуре и нравственного отношения

к культурно - историческим памятникам своего родного края, приобщение

дошкольников к культуре народа и искусству уральских мастеров.

Задачи работы:

воспитывать патриотические чувства, чуткость, сопереживание

горю и радости ближних;

развивать

познавательный

интерес

и

бережное

отношение

к

памятникам и ценностям материальной культуры;

развивать познавательный интерес к истории родного города и

государства, воспитывать чувства малой родины;

воспитывать

эмоционально

-

личностное

отношение

к

взаимодействию человека и природы;

формировать

познавательный

интерес

к

произведениям

изобразительного и декоративно - прикладного искусства.

Отбор

познавательных

задач

осуществлен

исходя

из

современных

требований к обучению старших дошкольников:

- придание обучению развивающего характера;

- обеспечение

максимальной

активности

детей

в

преобладающем

самостоятельном процессе познания;

- интеграционный

подход

к

содержанию

и

приемам

организации

педагогического

процесса,

в

соответствии

с

индивидуальными

возможностями развивающейся личности.

Для

более

целостного

восприятия

детьми

малой

Родины

в

группе

организовали соответствующую развивающую среду: создали мини-музей

для изучения своего края и составлен перспективный план работы на год,

цель которого раскрыть связь родного края со всей страной, воспитание

любви к родному краю, воспитанию бережного отношения к культурному

наследию

родного

края,

формированию

духовно-нравственных

качеств

личности. Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и

гражданские чувства к родному краю, гордость за свою причастность к его

жизни.

Мини-музеи,

безусловно,

отличаются

от

обычных

музеев:

меньше

размер

экспозиции,

ограниченность

тематики.

Но

есть

и

огромное

положительное отличие. В обычном музее - ребёнок только созерцатель,

экспонаты здесь трогать нельзя, а в мини-музее - он активный деятель. Этот

музей

можно

посещать

каждый

день,

самому

менять,

переставлять

экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Дошкольники и их родители

чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении

его тематики, приносят из дома экспонаты, сами изготовляют их. Таким

образом, каждый раздел мини-музея - результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей.

Работа по оформлению мини-музея: «Искусство уральских мастеров»

строилась с учётом единых требований:

1) название;

2)

доступность;

3)

полифункциональность музейного пространства;

4)

рациональность расположения;

5)

эстетичность;

6)

безопасность;

7)

наличие программы деятельности музея;

8)

наличие этикетажа экспонатов;

9)

наличие памяток поведения в музее.

Открытие

музея

-

только

начало

дела,

затем

пришлось

немало

поработать, чтобы вещи, хранящиеся в нем, заговорили, рассказали детям о

своей далекой жизни. Необходимо было создать атмосферу сказки, чуда, ведь

именно неожиданное, необыкновенное всегда вызывает интерес.

Мини-музей

«Искусство

уральских

мастеров»

включил

в

себя

несколько экспозиций:

1.

«Музей камня».

Цель данной экспозиции: Познакомить детей с разнообразием камней в

природе,

их

особенностями,

свойствами,

значением

и

применением

человеком

через

игровую

и

экспериментальную

деятельность

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей

при

сотрудничестве

со

взрослыми.

Задачи:

Дать детям представления о камнях разного происхождения.

Учить классифицировать камни по их отличительным признакам.

Формировать

умение

обследовать

камни,

называть

их

свойства

и

особенности.

Познакомить детей с их значением и использованием человеком в

повседневной жизни, а также с камнями, которые человек использовал с

давних времен.

Показать опытно - экспериментальной деятельностью и путем

моделирования образование и разрушение камней, гор, вулканов.

Непосредственная образовательная деятельность по экспозиции:

Проведение занятия по теме: «Сокровища уральской земли» с целью

приобщить дошкольников к культуре народа и искусству уральских мастеров.

Рассказ

воспитателя

«Путешествие

вглубь

Земли».

Использование

слов: геологи, полезные ископаемые, природный газ, уголь, нефть, золото,

серебро, мел, алмазы, мрамор, соль и т.д. Домашнее задание для родителей:

рассмотреть иллюстрации и обсудить информацию из детской энциклопедии

на тему «Внутри Земли»

Экспериментальная деятельность (свойства камня): «Почему говорят

крепкий как камень?» «Почему Камни бывают разноцветными». Игра «Мы

геологи». Найти по карте спрятанные полезные ископаемые.

Экспериментальная

деятельность

(как

появляются

горы):

«Горный

рельеф». (Накрыть платком ладонь. Платок - это земная кора. Пошевелить

пальцами, согнуть их - «земная кора» приходит в движение и т.д.),

«Извержение вулкана» (изготовление макета вулкана и проведение опыта).

Экспериментальная

деятельность:

«Каким

камнем

лучше

всего

рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)?»

Беседа “Кладовая Земли”. Дать представление о том, что минеральное

царство

является

частью

окружающего

мира.

Просмотр

мультфильма

“Хозяйка Медной горы”. Беседа о пользе и красоте минералов.

2.

«Урал - мой край родной».

Цель

данной

экспозиции:

познакомить

детей

с

бытом

и

культурой

народов Урала

Задачи занятий по разделу:

обобщать и расширять представления детей о богатстве

уральского края;

закреплять умение говорить правильно и красиво, отвечать на

вопросы четко, полным предложением

закреплять понятия старинные, современные, творческие

применительно к богатствам родного края;

Непосредственная образовательная деятельность по экспозиции:

Организация выставки по произведениям П.П. Бажова. Знакомство с

Бажовскими «самоцветами» из «Малахитовой шкатулки» (показ картины),

знакомств

с

его

героями

-

«хозяйкой

Медной

горы»,

«Огневушкой-

поскакушкой»,

«

Серебряным

копытцем»,

«Великим

полозом»

(показ),

проведение игры-занятия по сказкам П.П. Бажова.

Знакомство

с

особенностью

ручного

труда

уральских

умельцев:

проведение

занятия

на

тему:

«Знакомство

с

гончарным

мастерством»,

рассматривание

экспозиции

и

проведение

занятий:

«Златоустовская

гравюра», «Каслинское литье».

3.

«Челябинск - наш город родной»

Цель:

знакомство

с

особенностями

и

достопримечательностями

родного города.

Задачи:

1.

Закрепить

знания

детей

о

родном

городе,

о

его

природе

и

достопримечательностях.

2.

Воспитывать любовь к Родине и уважение к людям труда. Вызвать

чувство гордости за достижения, которыми прославился наш город.

3.

Развивать активный и пассивный словарь.

4.

Донести до детей смысл того, что каждый человек должен жить в

согласии с природой; беречь, любить её, не вредить ей и приумножать её

богатство.

Непосредственная образовательная деятельность по экспозиции:

Проведение занятия по теме «От крепости к большому городу». Дети учатся

анализировать, рассуждать в ходе бесед об историческом прошлом

родного

города,

о

событиях,

происходящих

сегодня

в

родном

городе,

о

достопримечательностях родного города, о знаменитых земляках.

Беседы:

о

птицах,

о

растениях,

о

полезных

ископаемых,

о

предприятиях Челябинска;

Знакомство с картой города;

Беседа люди «Урала»: национальности, традиции, быт, культура;

Изготовление гербария «Травы и цветы Челябинска»;

Рассматривание альбомов «Мой Челябинск»

Проведение дидактической игры: «Расскажи про свой город»

Исключительно

важное

место

в

работе

мини-музея

занимают

экскурсии

и

это

вполне

закономерно,

так

как

музейная

экспозиция

и

экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание уделяем подготовке

юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею

для родителей и детей младшего дошкольного возраста.



В раздел образования