Автор: Кулиш Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Белореченск, Белореченский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "8 февраля - День юного героя - антифашиста"
Раздел: начальное образование
Классный час «8 февраля – День юного героя-антифашиста».
Цель: патриотическое воспитание учащихся
Задачи:
Ознакомить учащихся с именами детей героев-антифашистов.
Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ.
Развивать творческие способности учащихся
Форма: литературно-музыкальная композиция
Оборудование:
1. Фонограммы песен о войне.
2. Интерактивная доска.
3. Презентация «8 февраля – День юного героя-антифашиста».
4. Выставка рисунков.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня мы собрались, чтобы
почтить память тех, кто отдал свою жизни за борьбу с фашизмом. Ведь
сегодня 8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста.
Ведущий 2. Этот день отмечается с 1964 года. Дата была утверждена ООН в
честь
французских
школьников,
участвовавших
в
Сопротивлении
фашистским
оккупантам
в
Париже,
а
также
расстрелянных
участников
антифашистских демонстраций в 1962-1963 годов.
Ведущий
1.
В
этот
же
день
были
расстреляны
советские
герои-
молодогвардейцы,
создавшие
в
годы
Великой
Отечественной
войны
в
оккупированном
немцами
Краснодоне
партизанскую
ячейку.
Такие
совпадения не могут быть случайными, поэтому эта дата является очень
важной
для
каждого
человека
на
нашей
планете,
считающего
себя
антифашистом. Ребята, а как вы считаете, кто такие антифашисты?
(ответы детей)
Ведущий
1.
Да,
вы
правы,
антифашистами
называют
людей,
которые
сознательно выступают против идеологии фашизма и борются с ней. Фашизм
же
представляет
собой
человеконенавистническое
течение,
возникшее
в
Германии в 20-30 гг. прошлого века, строящееся на идее превосходства одних
наций (в частности, германской) над другими. Отсюда идея уничтожения всех
«недочеловеков»,
к
которым
фашисты
относили
евреев,
славян,
арабов,
негров и других.
Ведущий 2. Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны, когда
весь наш народ встал на борьбу с фашистскими захватчиками. Весь народ…
Это не простые слова. Воинами становились не только мужчины, воевали
женщины, старики и дети… О некоторых из таких детей, ставших героями,
мы сегодня вам и расскажем…
1 ученик:
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае…
Фонограмма песни “Священная война”
Ведущий 1. Однако именно советским детям пришлось встретить Великую
Отечественную войну… А вы помните, когда началась эта страшная война?
(учащиеся отвечают ведущим)
Да, вы правы, это произошло в воскресенье, рано утром 22 июня 1941 года…
Огромная страна пережила нападение фашистской Германии.
2 ученик:
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”.
Чтоб дойти до тебя, 45-й
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…
Ведущий 2. Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил
кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и
девчонок. Разрушил светлые мечты…
Ведущий 1. Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Но не
может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах
которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный
десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок…
3 ученик:
Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
4 ученик:
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
Ведущий 2. Многое сделали советские люди для того, чтобы победить в этой
страшной войне… Многое сделали и дети. Дети были и тружениками тыла,
отстаивая
наравне
со
взрослыми
по
12-14
часов
рабочей
смены,
дети
становились
«сыновьями
и
дочерями
полков»,
дети
же
участвовали
в
партизанском движении…
Ведущий 1. И очень часто судьба таких детей складывалась трагично… Ведь
несмотря на мужество и победы, дети, как и взрослые солдаты и офицеры,
погибали на войне… А ведь это были совсем юные ребята, положившие свою
жизнь за своих близких, за свою Родину...
5 ученик:
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
6 ученик:
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.
Ведущий 1.Давайте же вспомним сегодня имена хотя бы некоторых из них…
Дети-герои.(8человек)
Зина Портнова.
Ученик 7: Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы
к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев
Зина Портнова вступила в подпольную организацию «Юные патриоты».
Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка
отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды
ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было.
Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго
и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя
пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у
измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Валя Котик.
Ученик 8: Вале было всего 12 лет и учился он в пятом классе Шепетовской
школы, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде.
Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для
партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций,
военных складах, дислокации вражеских подразделений.
На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных
засад.
Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже
носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль
«Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы
честь даже командиру партизанского соединения.
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Лёня Голиков.
Ученик 9: Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда
немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась
в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок,
раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам
остался в партизанском отряде.
Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях
с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал
9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях,
взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года
юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился
важный гитлеровский генерал.
Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание
Героя Советского Союза.
Лара Михеенко.
Ученик 10:Лара Михеенко была партизанкой-разведчицей. Выведывала
расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся
по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом
приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы
не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку
расстреляли.
Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно наградили орденом
Отечественной войны I степени.
Марат Казей.
Ученик11: Белорусскому школьнику Марату Казеюбыло чуть больше
тринадцати лет, но он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и стал
разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где
расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения,
которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие
потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.
В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал
в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата
осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с
ними…
Посмертно стал Героем Советского Союза.
Витя Хоменко.
Ученик 12: Юный подпольщик Витя Хоменкоучился в пятой средней школе
Центрального района г. Николаева. В 1941 году закончил 7 класс, живой,
энергичный, любознательный, сын партизана. Он хотел быть таким как отец.
Увлекался плаванием, даже моряком мечтал стать и очень хорошо учился.
Война застала Витю в пионерском лагере под Николаевым. Вернулся он
домой очень сдержанный, серьезный. Потом стал поздно возвращаться домой
и мать нашла в карманах сына куски бумаги – это были сорванные со стен
немецкие приказы. Во время немецкой оккупации, чтобы восстановить связь
с Москвой, выбор пал на Витю Хоменко и Шуру Кобера. Они отправившись
на Восток несли в небольшой палочке зашифрованные документы в штаб
партизанского движения. Маршрут: Николаев - Луганск –Ростов- линия
фронта. Ребята дошли. Возмужалыми они вернулись в родной город. И
снова задание. Но мальчишек арестовали, пытали, беспощадно били. Так
продолжалось 10 дней и 10 ночей. А утром 5 декабря 1942 года на Базарной
площади построили виселицу и согнали на площадь множество людей.
Перед смертью Витя крикнул: Товарищи! Не падайте духом! Скоро наши
придут! Да здравствует… Так погибли юные герои, но память о них жива!
Витя Коробков
Ученик 13.
Когда фашисты заняли Феодосию, Вите Коробкову было 12 лет. Сначала
он помогал подпольщикам, а потом ушел к партизанам. Однажды его
послали в село Бараколь разведать расположение врага. Патрули заметили
мальчика. Тогда Витя подобрал обруч и стал его гнать по улице, напевая
веселую детскую песню; забегал во дворы, все выведывал. Высматривал.
На следующую ночь партизаны разгромили фашистов в Бараколе. Витю
арестовали по доносу предателя. Его били, пытали – мальчик молчал. Его
поставили к стенке и стреляли из пистолета, пули попадали в стенку
вокруг головы мальчика. Пионер молчал и гордо смотрел в лицо врагу.
Когда Витю уводили на расстрел, он сказал товарищу по камере: «Когда
выйдешь – найди маму, передай: я умер за Родину!». Имя Виктора
Коробкова занесено в книгу Почета Всесоюзной пионерской организации.
В родном городе у ласкового моря, которое он так любил, стоит
памятник Вите Коробкову. Его именем названа улица и школа, в которой
он учился.
Ведущий 2. Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Мы знаем имена этих
героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои
маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!
Ведущий 1.За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн.
наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского
Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Ученик 14
Был враг добит, советская держава
Смела с лица Отчизны злую тень
София, Прага, Берлин, Варшава
Солдат встречали с песней в этот день.
Фонограмма песни “День Победы”
Ученик15
Своей страны Земли российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
Помните! Через века, через года,
Помните!
О тех, кто уже не придёт
Никогда, -
Помните!
Ведущий
1. Почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу
Родины минутой молчания.
Фонограмма метроном.
Ученик16
Их теперь не обнять, не пожать им ладонь
Но восстал из земли негасимый огонь
Скорбный огонь,
Гордый огонь,
Светлый огонь.
Это павших сердца отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.
Ведущий 2. Есть вечный огонь и в нашем городе. И каждый год 9 мая мы
ходим к нему, чтобы возложить цветы в дань памяти погибшим в те тяжёлые
военные годы.
Ученик 17
Спасибо, Вам, солдаты.
Вы Родину спасли,
Чтобы мы учились, Чтобы мы росли.
Мы очень гордимся бойцами,
Которые били врага.
Знайте! Мы о Вас знаем!
И будем помнить всегда!
Фонограмма песни «Дети войны».
Учитель: Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм –
это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4
долгих года. И боролись за свободу нашего народа не только взрослые, но и
дети. Не забудьте, ребята, их имён. Пока люди помнят ужасы войны, не
случается новая война. Помните об этом!
Спасибо за внимание!
До свидания!