Автор: Мамонтова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса".
Раздел: начальное образование
«Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся при
организации учебно-воспитательного процесса».
Подготовила:
учитель нач. классов
МБОУ «СОШ№18»
Мамонтова С.В.
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того
перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья
подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства,
отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Использование здоровье сберегающих технологий, позволяющих решать проблемы сохранения и
укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а
продуктивность их работы возрастает. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать
условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его
психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления,
раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея
здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Методологической основой
этого является концепция целостного педагогического сознания, принципов информатизационного
взаимодействия, а инструментарий дают современные гуманистические педтехники и
педтехнологии. самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе обучения – залог
прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и
творческие способности детей получат свое развитие. Большие перспективы имеет применение на
электронном уроке так называемых дидактических игр. А соревновательные игры, наиболее
любимые детьми, на таких уроках получают новое более современное звучание.
Целевой ресурс личностно ориентированного образования в контексте здоровьесбережения
состоит в том, чтобы "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления
самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой,
культурой, цивилизацией", что в итоге и позволит ему быть здоровым в полном смысле этого
слова. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность
ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных
возможностей.
В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют
одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные
учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе
разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”,
“слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том,
чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные
условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной
группы в другую. На уроках математики веду дифференцированную работу по ликвидации
пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой
изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к
индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному
большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и
склонностей.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных
возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно
помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными
детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и
вглубь, слабые – меньше.
Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и групповой метод. Они всегда
ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной,
парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им,
расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена
деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.
Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда,
деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Ведь, организовав урочные
соревнования или олимпиадные задания, активность ребенка возрастет и ни о каком
переутомлении не может быть и речи. Такие формы работы с учащимися помогают избежать
однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно,
лучший вид отдыха – смена деятельности.
Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и
эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки
релаксации.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном
процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрывать свои творческие способности. У каждого ребенка надо стараться
сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и
навыки по сохранности здоровья. Регулярное использование мною различных направлений
здоровьесберегающей технологии улучшает психологический климат в классном коллективе,
снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к
здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении
успеваемости учащихся. Учитель был, есть и остаётся центральной фигурой эффективного
осуществления учебно-воспитательного процесса. На пути к секретам педагогического мастерства
учителю никогда не следует забывать педагогическую заповедь: критерием прогрессивности
образования является внимание, забота, любовь к ученику. Работа по формированию здорового
образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному
отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После
занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих,
становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические
упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить
работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ. Сегодня с
уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья
Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направление учебно-
воспитательного процесса. Организация физического воспитания, групп лечебной физкультуры
для детей с ослабленным здоровьем, спортивных соревнований, дней здоровья, летнего
оздоровительного лагеря, способствует сохранению здоровья, профилактике вредных привычек.
Педагогический коллектив, создавая максимально благоприятные условия для обучения в школе
путем индивидуализации образования, учитывающей интересы и способности ребенка, создаёт
психологически комфортную атмосферу, здоровьесберегающую среду.
Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-
воспитательного процесса.