Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса".


Автор: Мамонтова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса".
Раздел: начальное образование





Назад




«Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся при

организации учебно-воспитательного процесса».

Подготовила:

учитель нач. классов

МБОУ «СОШ№18»

Мамонтова С.В.

Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того

перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья

подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства,

отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Использование здоровье сберегающих технологий, позволяющих решать проблемы сохранения и

укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а

продуктивность их работы возрастает. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать

условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его

психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления,

раскрытию его креативности. Только тогда в полной мере может быть реализована идея

здоровьесбережения всех участников образовательного процесса. Методологической основой

этого является концепция целостного педагогического сознания, принципов информатизационного

взаимодействия, а инструментарий дают современные гуманистические педтехники и

педтехнологии. самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе обучения – залог

прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того, что интеллектуальные и

творческие способности детей получат свое развитие. Большие перспективы имеет применение на

электронном уроке так называемых дидактических игр. А соревновательные игры, наиболее

любимые детьми, на таких уроках получают новое более современное звучание.

Целевой ресурс личностно ориентированного образования в контексте здоровьесбережения

состоит в том, чтобы "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,

саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления

самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой,

культурой, цивилизацией", что в итоге и позволит ему быть здоровым в полном смысле этого

слова. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность

ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных

возможностей.

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют

одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные

учащиеся получают персональный вариант задания). Некоторые учителя боятся, как бы в процессе

разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки “сильный”, “средний”,

“слабый”. Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том,

чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные

условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной

группы в другую. На уроках математики веду дифференцированную работу по ликвидации

пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью зачётных карточек. После каждой

изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к

индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному

большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и

склонностей.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных

возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно

помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными

детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и

вглубь, слабые – меньше.

Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод и групповой метод. Они всегда

ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной,

парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им,

расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена

деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда,

деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Ведь, организовав урочные

соревнования или олимпиадные задания, активность ребенка возрастет и ни о каком

переутомлении не может быть и речи. Такие формы работы с учащимися помогают избежать

однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно,

лучший вид отдыха – смена деятельности.

Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и

эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки

релаксации.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном

процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном

пространстве, раскрывать свои творческие способности. У каждого ребенка надо стараться

сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и

навыки по сохранности здоровья. Регулярное использование мною различных направлений

здоровьесберегающей технологии улучшает психологический климат в классном коллективе,

снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к

здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении

успеваемости учащихся. Учитель был, есть и остаётся центральной фигурой эффективного

осуществления учебно-воспитательного процесса. На пути к секретам педагогического мастерства

учителю никогда не следует забывать педагогическую заповедь: критерием прогрессивности

образования является внимание, забота, любовь к ученику. Работа по формированию здорового

образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному

отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После

занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих,

становятся более требовательными и заботливыми друг к другу. «Гимнастика, физические

упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить

работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ. Сегодня с

уверенностью можно сказать, что учитель в состоянии сделать для здоровья

Формирование у школьников навыков здорового образа жизни - основное направление учебно-

воспитательного процесса. Организация физического воспитания, групп лечебной физкультуры

для детей с ослабленным здоровьем, спортивных соревнований, дней здоровья, летнего

оздоровительного лагеря, способствует сохранению здоровья, профилактике вредных привычек.

Педагогический коллектив, создавая максимально благоприятные условия для обучения в школе

путем индивидуализации образования, учитывающей интересы и способности ребенка, создаёт

психологически комфортную атмосферу, здоровьесберегающую среду.

Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-

воспитательного процесса.



В раздел образования