Автор: Бочкаева Светлана Михайловна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МБОУ "Ягуновская СОШ"
Населённый пункт: с. Ягуново, Кемеровский район, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно - исследовательский проект "Огород на участке"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»
Дошкольное образование «Колосок»
Познавательно - исследовательский проект
«Огород на участке»
Старшая группа «Светлячки»
Воспитатель:
Бочкаева Светлана Михайловна
Паспорт проекта
Тип проекта:
познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта:
дети 5-6 лет, их родители, воспитатели.
Срок реализации:
5 месяцев (май – сентябрь).
Актуальность темы проекта:
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное
отношение к природе стали залогом выживания человека на
нашей планете.
Экологическое
образование
детей
–
это
огромный
потенциал
их
всестороннего
развития.
Крупицы
экологических
знаний,
полученные
в
детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,
правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению
к природе, определению своего места в ней в будущем.
Проблема:
У дошкольников ещё не сформированы основы правильного позитивного
отношения к природе, к окружающему миру и труду, а родителям не достаёт
педагогической
компетенции
в
вопросах
экологического,
трудового
воспитания
и
социально-коммуникативного
развития
своего
ребёнка.
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть
последствия своих действий, приводит к потребительскому отношению и
стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Учитывая, что дошкольное образование является первым звеном системы
непрерывного экологического образования, перед нами, воспитателями, стоит
задача – формировать у детей основы экологической культуры.
Проектная идея:
создать огород на участке детского сада, который
будет
использоваться
для
экологического
и
трудового
воспитания
дошкольников, получить урожай овощей, выращенных самими детьми.
Цель
проекта:
создание
условий,
стимулирующих
интерес
к
опытнической
и
исследовательской
деятельности
детей,
развитие
экологической
культуры, воспитание у
детей любви к природе, развитие
познавательных
способностей
и
формирование
трудовых
навыков
через
вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных
огородных растений Сибири.
Задачи:
Расширить знания детей о культурных растениях.
Продолжить
знакомить
детей
с
особенностями
выращивания
культурных растений (редиска, лук, чеснок, укроп, морковь, свекла,
томаты, капуста, кабачки, перец);
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги
почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями на
грядках.
Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять
разнообразие детских работ, вариативность.
Развивать
чувство
ответственности
за
благополучное
состояние
растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения
в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Развивать познавательные и творческие способности.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Прогнозируемый результат
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
Внедрение инновационных технологий.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Для воспитанников:
Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и
выращивании растений в условиях Сибири.
Дети будут получать знания о земле и жизни растений;
Будут созданы необходимые условия на участке для наблюдений за
жизнью растений и ухода за ними;
Появится познавательный интерес у детей, любознательность,
коммуникативные навыки;
Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке
почвы и ухода за растениями;
Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия
для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить
многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному
миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Получить урожай томатов, перца, лука, чеснока, капусты, моркови,
свеклы,
редиски,
петрушки,
подсолнечника
выращенных
самими
дошкольниками.
Для родителей:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями;
Повышение уровня экологического сознания;
Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут
вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных
отношений.
Проект отличается творческим подходом
и строится на следующих
принципах:
Принцип
природосообразности
предусматривает
организацию
педагогического
процесса
в
соответствии
с
законами
природы,
ее
ритмами, циклами.
Принцип
проблематизации заключается
в
создании
условий
для
постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры
через
ее
открытые
проблемы
путем
повышения
активности,
инициативы ребенка в их решении.
Принцип
опоры реализуется в органической связи игры с другими
специфически
детскими
видами
деятельности
(изобразительной,
конструктивной,
музыкальной,
театрализованной
и
др.)
которые
взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип
сотрудничества
и
сотворчества
предполагает
единение
взрослого
и
ребенка
как
равноправных
партнеров,
обеспечивает
возможность
саморазвития
каждого,
диалогичность
взаимодействия,
преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип
учета
возрастных
особенностей позволяет рассматривать
различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к
раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип
развития
личностных
качеств
ребенка
направлен
на
формирование
позитивного,
уважительного
отношения
к
родному
краю, его жителям, труду.
Интеграция образовательных областей:
Этапы работы над проектом:
1 этап
организационно – проектировочный:
- определение идеи, цели, задач;
- планирование, проектирование дизайна огорода;
- подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности
ухода и агротехники выращивания растений;
- создание огорода.
2 этап
практический, реализация проекта:
- высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение;
- проведение с воспитанниками исследовательской деятельности;
- сбор фото материалов;
- отчет о реализации проекта.
3 этап
заключительный, анализ результативности проекта:
- фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»;
- выставка детских рисунков «Вырастили своими руками»;
- мультимедийная презентация проекта;
- урожай с огорода.
Этапы реализации проекта:
№
пп
Мероприятия
Цель
Ответственные
1 этап – организационно - проектировочный
1 – 3 неделя мая
1
Беседа с родителями
«Знакомство с
проектом».
Обсудить цели и задачи
проекта. Сформировать
интерес у родителей по
созданию условий для
реализации проекта.
Воспитатели
родители
2
Разработка плана
реализации проекта.
Спланировать работу над
проектом по этапам.
Воспитатели
3
Подбор и анализ
литературы,
информации с
интернет ресурсов об
овощах и способах их
произрастания в
условиях Сибири.
Создать методическое
обеспечение проекта.
Воспитатели
4
Подбор семян для
посадки на огороде,
приобретение
необходимого
оборудования.
Обеспечить практическую
часть проекта.
Воспитатели
5
Консультации для
родителей «Зеленый
мир на окне»
«Как приучить
ребёнка есть овощи»
«Польза семечек
подсолнечника для
здоровья»
«Трудовое
воспитание ребёнка в
семье»
«Овощи и фрукты
-ценные продукты»
Просвещать родителей по
теме.
Воспитатели
6
Подбор наглядно –
дидактических
пособий,
демонстрационного
материала.
Создать условия для
реализации проекта.
Воспитатели
родители
7
Создание огорода,
заполнение
плодородной почвой,
оформление.
Сконструировать короба
грядок и наполнить их
землей 60 см ширина 2000 см
длина, высота 20 см.
Воспитатели
2 этап – практический
4 неделя мая – 3 неделя августа
8
Рассматривание книг,
энциклопедий
иллюстраций о
культурных
растениях.
Вызвать интерес к
растениям, желание
заботиться о них, углублять и
расширять знания о видах
растений.
Воспитатели
9
Дидактические игры:
«В огороде у козы
Лизы»
«Весёлый клоун»
Лото «Мир растений»
«Волшебный
мешочек»
«Четвёртый лишний»
«Чего не стало»
Расширение словарного
запаса, классификация
растений по месту
произрастания (различие
овощей и фруктов).
Воспитатели
10
Сюжетно-ролевые
игры : «На даче», «В
магазине», «Поливаю
огород», «Засолка на
зиму».
Развитие игровой
деятельности. Знакомство
детей с разнообразием
фруктов и овощей.
Воспитатели
11
Беседа с детьми о
том, что такое огород
и что на нём растёт.
Расширять кругозор детей о
культурах растущих на
огороде.
Воспитатели
12
Рассматривание
семян через лупу,
увеличительное
стекло.
Дать понятие о том, что
форма и количество семян у
разных растений разное. С
помощью лупы определить,
что помогает перезимовать
семенам.
Воспитатели
13
Экспериментальная
деятельность
«растение - земля»
Выявить свойства земли
(черного цвета, рыхлая,
сыпучая)
Воспитатели
14
Практическая
деятельность:
посадка семян
щавель, кукуруза,
редис, морковь;
высадка рассады
тыква, огурец, томат,
подсолнечник.
Вызвать интерес к
выращиванию огородной
культуры. Настроить детей
на длительный уход за
растениями и наблюдение за
их ростом
Воспитатели
15
Разучивание потешек,
пословиц, поговорок,
песен, связанных с
огородом, овощами.
Познакомить с
фольклорными
произведениями, развивать
речь, фантазию.
Воспитатели
16
Практическая
Вызвать интерес к
Воспитатели
деятельность:
посадка семян гороха
и картофеля.
выращиванию огородной
культуры. Настроить детей
на длительный уход за
растениями и наблюдение за
их ростом.
17
Опыт – наблюдение
за всходами и ростом
овощных культур.
Формировать умение детей
замечать изменения, которые
происходят у прорастающих
семян.
Воспитатели
18
Совместный с детьми
уход за огородом на
участке: полив,
рыхление земли,
прополка от сорняков,
уборка пожелтевших
листьев,
прореживание
моркови и редиса.
Формировать у детей
элементарных знаний о
выращивании овощей на
огороде, в открытом грунте,
развитие познавательных
интересов, формирование
исследовательских навыков,
воспитание у детей умения
наблюдать, делать выводы.
Воспитатели
19
Рассматривание
муляжей овощей и
фруктов, уточнение
формы, цвета.
Формировать представление
детей об овощах и фруктах.
Воспитатели
20
Экспериментальная
деятельность – «Что
прорастет?»
Определить какая семечка
подсолнечника прорастет в
одинаковых условиях
посадки, месте прорастания,
ухода (очищенная и
неочищенная сырая семечка,
жареная) .
Воспитатели
21
Экспериментальная
деятельность «семена
– вода» (на примере
картофеля, пшеницы,
гороха)
Учить детей замечать
изменения, которые
происходят у замоченных
семян. Определить значение
воды в жизни растений.
Воспитатели
22
Экспериментальная
деятельность
«растение - человек»
Выявить насколько растения
нуждаются в уходе человека.
Воспитатели
23
Беседа «Проросшие
семена
подсолнечника на
подоконнике
переносятся на
участок детского
сада».
Настроить детей на
дальнейшую деятельность по
посадке пророщенных
подсолнечников на участок
д\с..
Воспитатели
18
Труд в природе
Пересадка подсолнечника на
грядки участка. Формировать
интерес к результату своего
труда.
Воспитатели
19
Беседа «Семена
гороха и картофеля с
подоконника
переносится на
участок детского
сада».
Настроить детей на
дальнейшую деятельность по
посадке пророщенных
клубней картофеля и гороха
на участок д\с.
Воспитатели
20
Труд в природе
Подготовить грядки на
участке к высадке
картофеля, гороха,
осуществить высадку,
формировать интерес к
результату своего труда.
Воспитатели
21
Экспериментальная
деятельность
«растение - свет» (на
примере
выращивания гороха)
Определить роль солнца в
жизни растений.
Воспитатели
22
Экспериментальная
деятельность
«растение - вода» (на
примере
выращивания лука)
Выявить насколько вода
необходима для роста
растений.
Воспитатели
23
Употребление
выращенных плодов
«Наш урожай!»
Употребление выращенных
плодов, зелени.
Формировать интерес к
результату своего труда.
Воспитатели
Родители
24
Художественно -
эстетическое
развитие
«Лепка подсолнуха с
использованием
природных
материалов»
Развитие продуктивной
деятельности детей, детского
творчества в художественном
конструировании;
Формирование трудовых
умений и навыков,
адекватных возрасту
воспитанников,
трудолюбия;
Воспитатели
25
Художественно –
эстетическое
развитие
«Аппликация –
Развивать эстетическое
восприятие; Формировать
образные представления;
Развивать знания об овощах,
Воспитатели
консервируем овощи»
способах их приготовления.
26
Открытое
мероприятие для
родителей «Овощи»
Повышать уровень
познавательной активности и
интеллекта ребёнка, интерес,
внимание к окружающим
предметам.
Воспитатели
3 этап – заключительный.
3 – 4 неделя августа
27
Оформление
выставки рисунков
«Вырастили своими
руками»
Вызвать положительные
эмоции, чувство радости.
Воспитатели
родители
28
Фотовыставка «Чудо
на окне», «Посадили
огород, посмотрите
что растёт»
Отразить результаты
проектной деятельности в
виде творческих фото-
коллажей родителям.
Воспитатели
29
Анализ
результативности
Подготовка итоговой справки
самоанализа.
Воспитатели
30
Обработка и
оформление
материалов проекта в
виде презентации,
информационной
папки.
Обобщение результатов
подготовленного материала
по проекту.
Воспитатели
По реализации проекта «Огород на участке»
были получены следующие результаты:
На участке дошкольного образования создан огород.
Дети познакомились с культурными огородными растениями.
У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской
деятельности по выращиванию культурных огородных
растений в
открытом грунте.
В
результате
практической
и
опытнической
деятельности
дети
получили представления о необходимых условиях для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети
были
привлечены
к
самостоятельной
деятельности
по
выращиванию
растений,
они
очень
активно
участвовали
в
посадке
семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У
них сформировалось положительное отношение к своему труду и к
труду взрослого.
По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок,
пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных
культурах.
Наши
дети
получили
положительные
эмоции,
радость,
восторг
от
новых знаний.
Пополнилось
оснащение
предметно
-
развивающей
среды
новыми
необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.
За
сравнительно
короткое
время
реализации
проекта
у
детей
сформировалось бережное отношение к растениям.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на участке».