Напоминание

Познавательно - исследовательский проект "Огород на участке"


Автор: Бочкаева Светлана Михайловна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: МБОУ "Ягуновская СОШ"
Населённый пункт: с. Ягуново, Кемеровский район, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Познавательно - исследовательский проект "Огород на участке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ягуновская средняя общеобразовательная школа»

Дошкольное образование «Колосок»

Познавательно - исследовательский проект

«Огород на участке»

Старшая группа «Светлячки»

Воспитатель:

Бочкаева Светлана Михайловна

Паспорт проекта

Тип проекта:

познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта:

дети 5-6 лет, их родители, воспитатели.

Срок реализации:

5 месяцев (май – сентябрь).

Актуальность темы проекта:

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное

отношение к природе стали залогом выживания человека на

нашей планете.

Экологическое

образование

детей

это

огромный

потенциал

их

всестороннего

развития.

Крупицы

экологических

знаний,

полученные

в

детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности,

правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению

к природе, определению своего места в ней в будущем.

Проблема:

У дошкольников ещё не сформированы основы правильного позитивного

отношения к природе, к окружающему миру и труду, а родителям не достаёт

педагогической

компетенции

в

вопросах

экологического,

трудового

воспитания

и

социально-коммуникативного

развития

своего

ребёнка.

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть

последствия своих действий, приводит к потребительскому отношению и

стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Учитывая, что дошкольное образование является первым звеном системы

непрерывного экологического образования, перед нами, воспитателями, стоит

задача – формировать у детей основы экологической культуры.

Проектная идея:

создать огород на участке детского сада, который

будет

использоваться

для

экологического

и

трудового

воспитания

дошкольников, получить урожай овощей, выращенных самими детьми.

Цель

проекта:

создание

условий,

стимулирующих

интерес

к

опытнической

и

исследовательской

деятельности

детей,

развитие

экологической

культуры, воспитание у

детей любви к природе, развитие

познавательных

способностей

и

формирование

трудовых

навыков

через

вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных

огородных растений Сибири.

Задачи:

Расширить знания детей о культурных растениях.

Продолжить

знакомить

детей

с

особенностями

выращивания

культурных растений (редиска, лук, чеснок, укроп, морковь, свекла,

томаты, капуста, кабачки, перец);

Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги

почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями на

грядках.

Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять

разнообразие детских работ, вариативность.

Развивать

чувство

ответственности

за

благополучное

состояние

растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения

в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Развивать познавательные и творческие способности.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Прогнозируемый результат

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

Внедрение инновационных технологий.

Личностный и профессиональный рост.

Самореализация.

Для воспитанников:

Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и

выращивании растений в условиях Сибири.

Дети будут получать знания о земле и жизни растений;

Будут созданы необходимые условия на участке для наблюдений за

жизнью растений и ухода за ними;

Появится познавательный интерес у детей, любознательность,

коммуникативные навыки;

Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке

почвы и ухода за растениями;

Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия

для роста растений.

С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить

многообразие и разнообразие посевного материала.

У детей будет формироваться бережное отношение к растительному

миру.

Формирование у детей уважительного отношения к труду.

Получить урожай томатов, перца, лука, чеснока, капусты, моркови,

свеклы,

редиски,

петрушки,

подсолнечника

выращенных

самими

дошкольниками.

Для родителей:

Улучшение работы по взаимодействию с родителями;

Повышение уровня экологического сознания;

Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут

вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных

отношений.

Проект отличается творческим подходом

и строится на следующих

принципах:

Принцип

природосообразности

предусматривает

организацию

педагогического

процесса

в

соответствии

с

законами

природы,

ее

ритмами, циклами.

Принцип

проблематизации заключается

в

создании

условий

для

постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры

через

ее

открытые

проблемы

путем

повышения

активности,

инициативы ребенка в их решении.

Принцип

опоры реализуется в органической связи игры с другими

специфически

детскими

видами

деятельности

(изобразительной,

конструктивной,

музыкальной,

театрализованной

и

др.)

которые

взаимодействуют и обогащают друг друга.

Принцип

сотрудничества

и

сотворчества

предполагает

единение

взрослого

и

ребенка

как

равноправных

партнеров,

обеспечивает

возможность

саморазвития

каждого,

диалогичность

взаимодействия,

преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

Принцип

учета

возрастных

особенностей позволяет рассматривать

различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к

раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип

развития

личностных

качеств

ребенка

направлен

на

формирование

позитивного,

уважительного

отношения

к

родному

краю, его жителям, труду.

Интеграция образовательных областей:

Этапы работы над проектом:

1 этап

организационно – проектировочный:

- определение идеи, цели, задач;

- планирование, проектирование дизайна огорода;

- подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности

ухода и агротехники выращивания растений;

- создание огорода.

2 этап

практический, реализация проекта:

- высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение;

- проведение с воспитанниками исследовательской деятельности;

- сбор фото материалов;

- отчет о реализации проекта.

3 этап

заключительный, анализ результативности проекта:

- фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»;

- выставка детских рисунков «Вырастили своими руками»;

- мультимедийная презентация проекта;

- урожай с огорода.

Этапы реализации проекта:

пп

Мероприятия

Цель

Ответственные

1 этап – организационно - проектировочный

1 – 3 неделя мая

1

Беседа с родителями

«Знакомство с

проектом».

Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать

интерес у родителей по

созданию условий для

реализации проекта.

Воспитатели

родители

2

Разработка плана

реализации проекта.

Спланировать работу над

проектом по этапам.

Воспитатели

3

Подбор и анализ

литературы,

информации с

интернет ресурсов об

овощах и способах их

произрастания в

условиях Сибири.

Создать методическое

обеспечение проекта.

Воспитатели

4

Подбор семян для

посадки на огороде,

приобретение

необходимого

оборудования.

Обеспечить практическую

часть проекта.

Воспитатели

5

Консультации для

родителей «Зеленый

мир на окне»

«Как приучить

ребёнка есть овощи»

«Польза семечек

подсолнечника для

здоровья»

«Трудовое

воспитание ребёнка в

семье»

«Овощи и фрукты

-ценные продукты»

Просвещать родителей по

теме.

Воспитатели

6

Подбор наглядно –

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала.

Создать условия для

реализации проекта.

Воспитатели

родители

7

Создание огорода,

заполнение

плодородной почвой,

оформление.

Сконструировать короба

грядок и наполнить их

землей 60 см ширина 2000 см

длина, высота 20 см.

Воспитатели

2 этап – практический

4 неделя мая – 3 неделя августа

8

Рассматривание книг,

энциклопедий

иллюстраций о

культурных

растениях.

Вызвать интерес к

растениям, желание

заботиться о них, углублять и

расширять знания о видах

растений.

Воспитатели

9

Дидактические игры:

«В огороде у козы

Лизы»

«Весёлый клоун»

Лото «Мир растений»

«Волшебный

мешочек»

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало»

Расширение словарного

запаса, классификация

растений по месту

произрастания (различие

овощей и фруктов).

Воспитатели

10

Сюжетно-ролевые

игры : «На даче», «В

магазине», «Поливаю

огород», «Засолка на

зиму».

Развитие игровой

деятельности. Знакомство

детей с разнообразием

фруктов и овощей.

Воспитатели

11

Беседа с детьми о

том, что такое огород

и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей о

культурах растущих на

огороде.

Воспитатели

12

Рассматривание

семян через лупу,

увеличительное

стекло.

Дать понятие о том, что

форма и количество семян у

разных растений разное. С

помощью лупы определить,

что помогает перезимовать

семенам.

Воспитатели

13

Экспериментальная

деятельность

«растение - земля»

Выявить свойства земли

(черного цвета, рыхлая,

сыпучая)

Воспитатели

14

Практическая

деятельность:

посадка семян

щавель, кукуруза,

редис, морковь;

высадка рассады

тыква, огурец, томат,

подсолнечник.

Вызвать интерес к

выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом

Воспитатели

15

Разучивание потешек,

пословиц, поговорок,

песен, связанных с

огородом, овощами.

Познакомить с

фольклорными

произведениями, развивать

речь, фантазию.

Воспитатели

16

Практическая

Вызвать интерес к

Воспитатели

деятельность:

посадка семян гороха

и картофеля.

выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом.

17

Опыт – наблюдение

за всходами и ростом

овощных культур.

Формировать умение детей

замечать изменения, которые

происходят у прорастающих

семян.

Воспитатели

18

Совместный с детьми

уход за огородом на

участке: полив,

рыхление земли,

прополка от сорняков,

уборка пожелтевших

листьев,

прореживание

моркови и редиса.

Формировать у детей

элементарных знаний о

выращивании овощей на

огороде, в открытом грунте,

развитие познавательных

интересов, формирование

исследовательских навыков,

воспитание у детей умения

наблюдать, делать выводы.

Воспитатели

19

Рассматривание

муляжей овощей и

фруктов, уточнение

формы, цвета.

Формировать представление

детей об овощах и фруктах.

Воспитатели

20

Экспериментальная

деятельность – «Что

прорастет?»

Определить какая семечка

подсолнечника прорастет в

одинаковых условиях

посадки, месте прорастания,

ухода (очищенная и

неочищенная сырая семечка,

жареная) .

Воспитатели

21

Экспериментальная

деятельность «семена

– вода» (на примере

картофеля, пшеницы,

гороха)

Учить детей замечать

изменения, которые

происходят у замоченных

семян. Определить значение

воды в жизни растений.

Воспитатели

22

Экспериментальная

деятельность

«растение - человек»

Выявить насколько растения

нуждаются в уходе человека.

Воспитатели

23

Беседа «Проросшие

семена

подсолнечника на

подоконнике

переносятся на

участок детского

сада».

Настроить детей на

дальнейшую деятельность по

посадке пророщенных

подсолнечников на участок

д\с..

Воспитатели

18

Труд в природе

Пересадка подсолнечника на

грядки участка. Формировать

интерес к результату своего

труда.

Воспитатели

19

Беседа «Семена

гороха и картофеля с

подоконника

переносится на

участок детского

сада».

Настроить детей на

дальнейшую деятельность по

посадке пророщенных

клубней картофеля и гороха

на участок д\с.

Воспитатели

20

Труд в природе

Подготовить грядки на

участке к высадке

картофеля, гороха,

осуществить высадку,

формировать интерес к

результату своего труда.

Воспитатели

21

Экспериментальная

деятельность

«растение - свет» (на

примере

выращивания гороха)

Определить роль солнца в

жизни растений.

Воспитатели

22

Экспериментальная

деятельность

«растение - вода» (на

примере

выращивания лука)

Выявить насколько вода

необходима для роста

растений.

Воспитатели

23

Употребление

выращенных плодов

«Наш урожай!»

Употребление выращенных

плодов, зелени.

Формировать интерес к

результату своего труда.

Воспитатели

Родители

24

Художественно -

эстетическое

развитие

«Лепка подсолнуха с

использованием

природных

материалов»

Развитие продуктивной

деятельности детей, детского

творчества в художественном

конструировании;

Формирование трудовых

умений и навыков,

адекватных возрасту

воспитанников,

трудолюбия;

Воспитатели

25

Художественно –

эстетическое

развитие

«Аппликация –

Развивать эстетическое

восприятие; Формировать

образные представления;

Развивать знания об овощах,

Воспитатели

консервируем овощи»

способах их приготовления.

26

Открытое

мероприятие для

родителей «Овощи»

Повышать уровень

познавательной активности и

интеллекта ребёнка, интерес,

внимание к окружающим

предметам.

Воспитатели

3 этап – заключительный.

3 – 4 неделя августа

27

Оформление

выставки рисунков

«Вырастили своими

руками»

Вызвать положительные

эмоции, чувство радости.

Воспитатели

родители

28

Фотовыставка «Чудо

на окне», «Посадили

огород, посмотрите

что растёт»

Отразить результаты

проектной деятельности в

виде творческих фото-

коллажей родителям.

Воспитатели

29

Анализ

результативности

Подготовка итоговой справки

самоанализа.

Воспитатели

30

Обработка и

оформление

материалов проекта в

виде презентации,

информационной

папки.

Обобщение результатов

подготовленного материала

по проекту.

Воспитатели

По реализации проекта «Огород на участке»

были получены следующие результаты:

На участке дошкольного образования создан огород.

Дети познакомились с культурными огородными растениями.

У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской

деятельности по выращиванию культурных огородных

растений в

открытом грунте.

В

результате

практической

и

опытнической

деятельности

дети

получили представления о необходимых условиях для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети

были

привлечены

к

самостоятельной

деятельности

по

выращиванию

растений,

они

очень

активно

участвовали

в

посадке

семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У

них сформировалось положительное отношение к своему труду и к

труду взрослого.

По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок,

пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных

культурах.

Наши

дети

получили

положительные

эмоции,

радость,

восторг

от

новых знаний.

Пополнилось

оснащение

предметно

-

развивающей

среды

новыми

необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.

За

сравнительно

короткое

время

реализации

проекта

у

детей

сформировалось бережное отношение к растениям.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на участке».



В раздел образования