Напоминание

"Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"


Автор: Маркова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 35"
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Статья
Тема: "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Выступление из опыта работы

«Интегративный подход в экспериментировании как средство

развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Детское

экспериментирование

-

это

один

из

ведущих

видов

деятельности

дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий

развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов

ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.

Организуется

исследовательская

деятельность

детей,

создаются

специальные

проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития

детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются

материалы для экспериментирования.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,

огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет

познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения

знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний

самостоятельно

или

под

тактичным

руководством

взрослых,

осуществляемого

в

процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Актуальность данной темы состоит в том что:

1. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие.

Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию

восприятия

компонентов,

то

у

него

могут

обнаружиться

серьезные

пробелы

в

представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

2. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и

ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с

взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными

предметами.

3. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к

миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной

деятельности

Основная

цель

– развитие

познавательной

сферы

детей

через

включение

в

процесс экспериментирования.

Были поставлены следующие задачи:

1.

формирование

у

детей

дошкольного

возраста

диалектического

мышления,

т.е.

способности

видеть

многообразие

мира

в

системе

взаимосвязей

и

взаимозависимостей;

2.

развитие

собственного

познавательного

опыта

в

обобщенном

виде

с

помощью

наглядных средств;

3.

расширение

перспектив

развития

поисково-познавательной

деятельности

детей

путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4.

поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,

самостоятельности.

Для

реализации

поставленных

задач

необходимо

соблюдение

следующих

условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и

целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-

экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-

развивающей

среды

для

детского

экспериментирования;

использование

широкого

спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.

Достоинства метода экспериментирования заключается в том, что способствует

формированию

интегративных

качеств,

обеспечивает

интеграцию

образовательных

областей, развивает интерес ребенка к окружающему миру.

Соблюдаются следующие принципы: принцип психологической комфортности,

природосообразности,

дифференцированного

подхода,

деятельности,

творчества,

интеграции.

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям: 1. Живая

природа; 2. Не живая природа.

1.

Живая природа

Вся

работа

ведется

в

непосредственно-образовательной,

самостоятельной

и

совместной

деятельности

детей

(беседы,

наблюдения,

сюжетно-ролевые

игры,

дидактические игры, чтение художественной литературы).

2.

Не живая природа

Опыты с водой.

Открывают

широкие

возможности

для

познавательного

развития

детей.

С

помощью

предметно-манипулятивной

деятельности

и

в

режимных

моментах

дети

смогут

убедиться,

что

водой

можно

умываться,

опускать

в

нее

и

вылавливать

различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут

чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях

по ознакомление с окружающим «Напоим кукол», дети получат

представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода

может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнают о

том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Наблюдая на прогулке, дети получат элементарные представление о процессе

испарения и процессе конденсации воды.

Игры с песком можно превратить и любопытные для ребёнка эксперименты,

опыты, наблюдения.

На

занятии

по

ознакомлению

с

окружающим

«Испечем

угощение»

дети

попробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью

формочек. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром

песке остаются следы и отпечатки.

Помимо этого можно провести с детьми наблюдения в природе и на прогулке.

При проведении опыта с песком детям можно предложить пропустить через ситечко

мокрый песок, а затем сухой, объяснить, что сухой песок может сыпаться.

Игры

с

воздухом. С

помощью

предметно-манипулятивной

деятельности

и

в

режимных моментах дети получат представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух», дети смогут убедится,

что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши смогут подуть через

соломинку в стакан с водой и увидят, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой

веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много

воздуха.

На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедятся,

что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Работа с детьми осуществляется через:

- специально организованные занятия;

- занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» с элементами

экспериментирования;

- комплексные прогулки с элементами экспериментирования;

- опытническую деятельность во время прогулок;

- организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние

вечера;

- беседы, подтвержденные показами опытов;

- самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным

наблюдением педагога.

В группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие

говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Применение

экспериментирования

оказало

влияние

на:

повышение

уровня

развития

любознательности;

развитие

исследовательских

умений

и

навыков

детей

речевое

развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление

умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать

вопросы);

развитие

личностных

характеристик

(появление

инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою

точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку

моделировать

в

своем

сознании

картину

мира,

основанную

на

собственных

наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При

этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер

– вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют

познавательную

активность,

любознательность.

И

что

немаловажно:

специально

организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей с

окружающим

миром

через

детское

экспериментирование

позволит

качественно

изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.



В раздел образования