Автор: Маркова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 35"
Населённый пункт: г. Нижнекамск
Наименование материала: Статья
Тема: "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Выступление из опыта работы
«Интегративный подход в экспериментировании как средство
развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Детское
экспериментирование
-
это
один
из
ведущих
видов
деятельности
дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий
развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов
ребенка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию.
Организуется
исследовательская
деятельность
детей,
создаются
специальные
проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития
детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются
материалы для экспериментирования.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью,
огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет
познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения
знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний
самостоятельно
или
под
тактичным
руководством
взрослых,
осуществляемого
в
процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Актуальность данной темы состоит в том что:
1. Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие.
Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию
восприятия
компонентов,
то
у
него
могут
обнаружиться
серьезные
пробелы
в
представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
2. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и
ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с
взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными
предметами.
3. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к
миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной
деятельности
Основная
цель
– развитие
познавательной
сферы
детей
через
включение
в
процесс экспериментирования.
Были поставлены следующие задачи:
1.
формирование
у
детей
дошкольного
возраста
диалектического
мышления,
т.е.
способности
видеть
многообразие
мира
в
системе
взаимосвязей
и
взаимозависимостей;
2.
развитие
собственного
познавательного
опыта
в
обобщенном
виде
с
помощью
наглядных средств;
3.
расширение
перспектив
развития
поисково-познавательной
деятельности
детей
путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4.
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,
самостоятельности.
Для
реализации
поставленных
задач
необходимо
соблюдение
следующих
условий: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сотрудничество и
целенаправленная работа педагогического коллектива с родителями; учет предметно-
экспериментальных условий, в которых проживает ребенок; формирование предметно-
развивающей
среды
для
детского
экспериментирования;
использование
широкого
спектра методов и приемов обучения и воспитания дошкольников.
Достоинства метода экспериментирования заключается в том, что способствует
формированию
интегративных
качеств,
обеспечивает
интеграцию
образовательных
областей, развивает интерес ребенка к окружающему миру.
Соблюдаются следующие принципы: принцип психологической комфортности,
природосообразности,
дифференцированного
подхода,
деятельности,
творчества,
интеграции.
Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям: 1. Живая
природа; 2. Не живая природа.
1.
Живая природа
Вся
работа
ведется
в
непосредственно-образовательной,
самостоятельной
и
совместной
деятельности
детей
(беседы,
наблюдения,
сюжетно-ролевые
игры,
дидактические игры, чтение художественной литературы).
2.
Не живая природа
Опыты с водой.
Открывают
широкие
возможности
для
познавательного
развития
детей.
С
помощью
предметно-манипулятивной
деятельности
и
в
режимных
моментах
дети
смогут
убедиться,
что
водой
можно
умываться,
опускать
в
нее
и
вылавливать
различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут
чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях
по ознакомление с окружающим «Напоим кукол», дети получат
представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода
может быть теплой и холодной.
С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнают о
том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
Наблюдая на прогулке, дети получат элементарные представление о процессе
испарения и процессе конденсации воды.
Игры с песком можно превратить и любопытные для ребёнка эксперименты,
опыты, наблюдения.
На
занятии
по
ознакомлению
с
окружающим
«Испечем
угощение»
дети
попробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью
формочек. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром
песке остаются следы и отпечатки.
Помимо этого можно провести с детьми наблюдения в природе и на прогулке.
При проведении опыта с песком детям можно предложить пропустить через ситечко
мокрый песок, а затем сухой, объяснить, что сухой песок может сыпаться.
Игры
с
воздухом. С
помощью
предметно-манипулятивной
деятельности
и
в
режимных моментах дети получат представления о том, что воздух легче воды.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух», дети смогут убедится,
что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши смогут подуть через
соломинку в стакан с водой и увидят, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой
веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много
воздуха.
На занятии по ознакомлению с окружающим «Лодочка плыви», дети убедятся,
что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Работа с детьми осуществляется через:
- специально организованные занятия;
- занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» с элементами
экспериментирования;
- комплексные прогулки с элементами экспериментирования;
- опытническую деятельность во время прогулок;
- организованные по желанию ребенка занятия-опыты в долгие осенние и зимние
вечера;
- беседы, подтвержденные показами опытов;
- самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным
наблюдением педагога.
В группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие
говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Применение
экспериментирования
оказало
влияние
на:
повышение
уровня
развития
любознательности;
развитие
исследовательских
умений
и
навыков
детей
речевое
развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление
умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать
вопросы);
развитие
личностных
характеристик
(появление
инициативы,
самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою
точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
Таким образом, экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку
моделировать
в
своем
сознании
картину
мира,
основанную
на
собственных
наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При
этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер
– вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют
познавательную
активность,
любознательность.
И
что
немаловажно:
специально
организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей с
окружающим
миром
через
детское
экспериментирование
позволит
качественно
изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.